Великие британцы за строчку «Брежнев взял Афганистан…» несколько лет находились в чёрном списке «исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения».
С экранов телевизоров устами авторов программы «Веселые ребята» прозвучала категоричная шутка: «Тех, кто слушает "Пинк Флойд", гнать поганою метлой!»
И тут они в столице «империи зла», как в 1983 году назвал Советский Союз Рейган.
Как справедливо отмечала советская пресса: «Мы никогда не смогли бы пригласить «Пинк Флойд», если бы не демократические перемены в нашей жизни. «Флойды» никогда бы не откликнулись на наше приглашение - и они не раз подчеркивали это в газетных интервью - не будь нашей перестройки и гласности, вызвавших колоссальный прилив симпатии и любопытства на Западе, в том числе и у них самих. Так что предстоящие концерты «Пинк Флойд» в Москве с полным правом можно назвать плодами перестройки».
«Флойдами» восхищались за разное: за философские тексты, акустические эксперименты, оформление альбомов и грандиозные шоу. В 1989 это шоу, наконец, добралось и до Москвы.
«Лишний билетик начинали спрашивать уже на станции метро. Затем страждущие стояли перед входом на эскалатор, при выходе на улицу, в подземном переходе. А уж просторная площадка возле "Олимпийского" и вовсе кишела молодежью, ищущей возможности попасть на столь желанный концерт. Признаться, от увиденного я впал в уныние. Мама дорогая! Сколько тут таких же умных, как и я. Самые нестойкие покупали билеты у перекупщиков за бешеные деньги, но большинство были лишены такой возможности», — вспоминает один из тех, кто смог попасть на концерт.
«Люди стояли довольно плотно уже на платформе "Проспект мира" — спрашивали лишние билеты. У эскалатора, в вестибюле, в подземном переходе — до самого Олимпийского. Толпы людей в надежде попасть на концерт, все без шансов. Некоторые стояли с плакатиками. Какой-то хиппи сообщал, что приехал на концерт из Владивостока и купит билет за любую сумму. Можно было продать билет за двести, триста рублей. Перекупщики — это была каста обеспеченных людей», — делится другой очевидец.
Такого тут еще не было: плачущих людей, криков «Мы ждали вас всю жизнь!», пролетающей из одного конца зала в другой огромной кровати во время исполнения одной из песен с альбома A Momentary Lapse of Reason до парящей под потолком невероятных размеров свиньи, из глаз которой выбивались красные лазерные лучи во время песни с альбома Animals.
Концерт стал выходом в иной мир, в открытый космос, прикосновением к чему-то настолько нездешнему, что это не умещалось в голове.
«В Москву прилетели инопланетяне. На космическом корабле под названием Pink Floyd. Вся та подростковая любовь к чему-то запредельному, что не было ни малейшей надежды ощутить наяву, вдруг обрела конкретные очертания в виде пяти концертов в "Олимпийском". Для меня новые времена, некий водораздел, начались именно в ту неделю. Когда погас свет и заиграли длиннейший гениальный гитарно-клавишный опус, пошли мурашки по спине. А когда Гилмор пропел в его четвертой части "...shine on you crazy diamond", я заплакал. Возможно, это покажется смешным, но это был настоящий катарсис», — пишет другой свидетель тех событий.
«Это, конечно, лучший концерт из тех, на которых я бывал. Да и буду, наверное. Хотя бы потому, что мне уже никогда не будет 17, как тогда. Потому что больше никого, кроме Pink Floyd, я не заслушивал до дыр. Потому что это был шок, мурашки, глаза на мокром месте, лазеры свиных глаз под крышей "Олимпийского" и полный космос. И — да! — еще и билет, который мне подарили родители на окончание школы. Круче подарка я с тех пор не получал», — признается другой очевидец.
Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон раздвинули границы каждого, кто нашел 10 рублей на их концерт, настолько, что сдвинуть их обратно было уже невозможно. Великие. Что тут еще скажешь?
=============
Именно концерт Pink Floyd в июне 1989 года до сих пор остается крупнейшим в истории спорткомплекса «Олимпийский»: послушать психоделических англичан пришли сорок тысяч человек. Чтобы их разместить, сцену – единственный раз за сорок лет – пришлось поставить не вдоль арены, у северной стороны, как делают сейчас, а поперек, у западной. Благодаря этому почти все поле стало возможно использовать в качестве партера, а зрители на трибунах смотрели на сцену, как зрители лож, скажем, бельэтажа Большого театра.
«Мы такого не слышали, – вспоминает Виталий Мант, который на том концерте был обычным зрителем. – Звук убил! А еще этот объем, воздух. Лет через пять-шесть я видел «Пинк» на стадионе в Штатах – впечатления от концерта в «Олимпийском» были сильнее».
=============
Дмитрий Брисенко:
Чудом попал, чудом проник
Недавно видел афиши с шоу «Пинк Флойд». Шел мимо них, думал, может, сходить? Так и не сходил. Помешал намертво засевший в памяти концерт 89-го года.
В начале июня мы с моим однокурсником Серёжей Гольцовым сидели в лаборатории аналитической химии и титровали растворы — без малейшего энтузиазма. Думали мы не о чудесных способах определения количественного содержания вещества, а о том, как оказаться на концерте в «Олимпийском».
То было время оживших мертвецов. «Дип Перпл», «Блэк Саббат», «Юрай Хип», «Назарет» — сюда подтянулись все; всем хотелось сыграть напоследок в стариков-разбойников, собрать стадион, под рев гитар потрясти поредевшим хайром. Но это, конечно, не касалось «Пинков» (ударение на втором слоге), которых ничто не могло взять — ни время, ни новые музыкальные моды.
«Wish you were here», «The wall», «Dark side of the moon» были заслушаны до скрежета на кассетной пленке. А альбом «The piper at the gates of down» был настолько велик и свеж, что мой сосед Антон, которого я подсадил на хеви-метал, так и не поверил, что он был записан в 67-м году.
Приезда «Флойдов» ждали давно. Вот уже и слухи прошли, и в газете написали, и плакатики кое-где висят, а у нас нет билета, и надо принять это, смириться и как-то пережить. Брать у перекупщиков, при цене билета в пять или шесть стипендий, было нереально.
Оставалось только тихо страдать.
В последний перед концертом вечер я шел по переходу к «Октябрьской». В конце перехода была театральная касса, и, проходя мимо нее, я, скорее для очистки совести, чем всерьез, наклонился к окошку и спросил, нет ли случайно билета на «Пинк Флойд».
— Есть один билет, — буркнула тетка, не отрываясь от кроссворда.
Я не поверил, переспросил; кто-то из нас наверняка не так понял.
— Молодой человек, вы плохо слышите? — сказала билетерша с раздражением. — Билет есть. К нему идет нагрузка. Концерт певца Леонтьева. Будете брать?
— Да-да, конечно, давайте оба билета, — я не мог поверить, что это происходит наяву. Что-то случилось в тот вечер, какие-то шестеренки не так сцепились, и с конвейера, везущего радость и удачу кому-то другому, выпал маленький бумажный прямоугольник, да и застрял в неприметной кассе на «Октябрьской».
На следующий день поехал через всю Москву до станции «Молодежная», к монструозному дворцу культуры, где должен был пройти концерт Леонтьева. Поклонников певца было видно издали. Они увлеченно обменивались черно-белыми фотографиями, показывали друг другу какие-то тетрадки, видимо, со строчками из песен, обсуждали, кто, когда и при каких обстоятельствах видел его в последний раз.
Я не думал, что все произойдет настолько стремительно, — мне не дали даже закончить фразу «товарищи, кому нужен лишний...» — подскочили с трех сторон, и билет был тут же продан. Сел на метро и поехал обратно в центр со спокойным ощущением, что счастье есть, жизнь удалась и так далее.
***
Мой билет оказался пропуском для бедных. Я сидел под самой крышей, едва головой в нее не упирался. «Олимпийский» был открыт целиком; далеко внизу блестела сцена размером с пятикопеечную монету, на ней что-то двигалось, мерцало, ломались колья лазерных лучей. Из колонок, висевших гроздьями неподалеку, бухало что-то низкочастотное; даже хорошо знакомые мелодии были почти неразличимы.
Как-то даже и не поймешь, что лучше: мучиться из-за того, что пропустил самый крутой в жизни концерт или что сходил, но толком ничего не услышал и не увидел? Пока выходило, что лучше было бы пройти мимо окошка на «Октябрьской».
С такими мыслями я просидел до перерыва. Первое отделение кончилось, и я рванул по ступенькам вниз. И там, — о, чудо! — с небольшой группой таких же, как я, обитателей галерки совершил прорыв в партер. Наш боевой отряд возглавляла невысокая, очень энергичная блондинка. Она обаятельно улыбалась охраннику, и он согласился смотреть в сторону, пока мы проходили через надувной, похожий на понтон барьер, отделявший партер с его удобными стульчиками от всего остального зала на манер детского манежа. Так я оказался прямо перед сценой.
Началась вторая часть (в первой был отыгран гастрольный альбом The momentary lapse of reason), которая состояла сплошь из старых хитов — и временами казалось, что публика, сумевшая прорваться, вот-вот перекроет мощь флойдовских колонок. Я тоже старался: к концу концерта горло болело, как при ангине.
Официально-комсомольский бомонд в костюмах и вечерних платьях как будто накрыло ударной волной. Они-то думали, что на солидный концерт пришли, послушать в своём VIP-гетто в камерной обстановке песни ими же запрещенной когда-то группы, а оказалось — на казнь. Милицейские цепи перестали выставлять перед сценой совсем недавно, и зрелище орущих и прыгающих фанов, заслонявших вид на музыкантов, думаю, для многих партерных випов стало неприятной нагрузкой к концерту. Спасибо тебе, охранник.
Описывать то, что происходило тогда на сцене, нет никакого смысла. Вот короткий перечень предметов и явлений:
Розовая свинья размером с небольшое футбольное поле. Она была надувная и прыгала до потолка и обратно, почти касаясь причесок публики. Я опасался, что трос лопнет, и свин всех передавит. Но трос выдержал.
Чувак в кровати, размером тоже с футбольное поле, который летел в этой своей кровати через весь «Олимпийский» с потолка и врезался в сцену весь в огнях и свете (исчез в сцене).
Огромный круглый экран на задворках сцены, на котором показывали клипы и то, что происходило на сцене.
Лазеры, прожектора, освещение, способные вырубить средних размеров ТЭЦ.
Три тетки на подпевках. В теток кто-то швырнул от счастья военной фуражкой, и одна из них ее надела — получилось смешно и сексапильно.
В ответ Мейсон по окончании концерта запулил в партер штук десять барабанных палок — какие-то из них упали чуть дальше того места, где я стоял. Было чертовски обидно.
После этого я долго не мог смотреть телевизор: краски в нем казались тусклыми, а клипы даже крутых западных групп, которые крутили по «Суперченнелу», убогими.
Но потом ничего, привык.
==========
Марианна Ефремова:
Фантастические ощущения! Была на обоих концертах . Звук был материальным , он меня окутывал и его можно было потрогать руками. Такого никогда больше я не ощущала и что творилось со мной! Даже позже, побывав в Европе и Америке практически на всех концертах мировых звезд ,никогда больше не испытывала тех эмоций, как тогда, на двух концертах в Олимпийском.
============
Источники:
https://picturehistory.livejournal.com/6300795.html
https://snob.ru/profile/24766/blog/61361
https://fish-owner.livejournal.com/27964.html
https://moslenta.ru/istoriya/pink-floid-30.htm
==========
Репортаж Би-Би-Си:
https://youtu.be/VNAnVTaXYkg
https://youtu.be/hBfxi52PRRE
==========
Вспоминает Сергей Миров:
Моментальное Помутнение Рассудка. 1989.
В принципе, это было вообще невозможно.
«Пинк Флойд» в Москве… в туре «Momentary Lapse of Reason»
Я и не верил. И даже идти не собирался. Но вечером после первого концерта позвонил Сюткин:
- Серега, бросай все и покупай завтра у спекулянтов билет за любые деньги! Это надо видеть, отвечаю!
Подумал и поверил.
С шести часов перед «Олимпийским» пытался купить билет, хренушки. И уже ровно в семь, когда изнутри раздались первые звуки мощной гилморовской гитары - «Па-да, ба-ДА!!!» - ко мне подбежала девка со странно бегающими глазами и сказала:
- Есть один. За двадцать пять.
При номинале в десять рублей это было совсем по-божески, и я взял.
Первый кордон был из комсомольского оперотряда, его я прошел, только показав билет издали.
Второй был более серьезным, там стояли милиционеры, они даже глянули на указанное место и показали, в какую дверь лучше входить, а там – третий…
- Молодой человек, у вас билет на вчерашнее число!
Шлеп! Смотрю – и правда… Уж не знаю, что у меня было написано тогда на лице, но монолог через секундную паузу я произнес следующий:
- Значит так: билет я купил минуту назад здесь, перед входом. Концерта этого я ждал всю сознательную жизнь. Два кордона я уже прошел. И что, вы хотите сказать, что сейчас меня дальше не пропустите?
Билетерша посмотрела на охранников, они на меня, а потом, молча, синхронно отвернулись.
Ёлки-моталки, я внутри… А там уже темно, только клубы дыма над сценой, лучи лазеров и с детства знакомые звуки: «Па-да, ба-ДА!!!»
- Сюда нельзя! Здесь все занято!
Походкой сомнамбулы иду по техническому коридору под трибунами… Куда? А хрен его знает… Иду…
И вдруг вижу совершенно апокалиптическую картину: двухметровый амбал крутит несчастного маленького мента, с которого и фуражка уже слетела, и китель задрался, а из-под него торчат смешные трусы в горошек…
Подбегаю к амбалу сзади, хватаю за плечи, коленом упираюсь в позвоночник… Рывок! Молоденький мент свободен, от неожиданности даже упал… В первый момент поднимает фуражку, надевает задом наперед… Ба! А амбал-то синий весь и пена изо рта… Валю его на спину и кричу менту:
- Пистолет давай! Быстро! – он с перепугу протягивает мне свой «макаров», а я кричу – Идиот! Шомпол из кобуры давай!
Шомпол у меня в руках, я засовываю его амбалу между зубов…
- Это эпилепсия! Главное, чтобы не задохнулся! Все, судороги на спад пошли, я его уже держу, бери рацию, «скорую» зови…
«Па-да, ба-ДА!!!»
Через десять минут, когда врачи на прогнувшихся носилках унесли несчастного фаната, так и не порадовавшегося концерту, мы с запыхавшимся ментом закуриваем по сигарете, он мне жмет руку и спрашивает:
- А ты чего в зал-то не идешь? Опоздаешь ведь!
- А у меня места нет. Билет на вчерашний день оказался, представляешь?
- Так… А ну, пошли…
Мы идем куда-то в сторону сцены, он подходит к своему лейтенанту, козыряет, показывает на меня и что-то говорит. Тот кивает, подходит ко мне делает знак головой и произносит всё то же:
- А ну пошли…
Теперь я иду уже за ним, мы проходим какими-то совсем уже непонятными закоулками, звук все громче… Под трибунами свалка стульев, лейтенант делает мне знак, мол, возьми. Я беру. Еще один поворот…
Ё-моё! Мы выходим прямо из-под сцены, где до первого ряда – метров шесть, лейтенант машет рукой, и уходит, а я так понимаю, что могу поставить свой стул ПЕРЕД ПЕРВЫМ РЯДОМ!!!
Ф-фу!.. Сажусь… смотрю… Не может быть! Вот, в семи метрах от меня – Гилмор! Чуть дальше, справа – Райт, а в глубине – Мэйсон с барабанами… Вот три черные телки в советских военных фуражках… Второй барабанщик… новый басист… А вон и хряк с яйцами летит! ДА ЭТО ЖЕ «ПИНК ФЛОЙД»!
Пока не верю… Достаю из кармана фляжку с настойкой, делаю большой глоток, оборачиваюсь назад, вижу какого-то парня в ряду сзади…
- Будешь? - он ошалело берет у меня фляжку, - соседям предложи… Только не орите, я немного покурю, мне сейчас надо…
За мной закурили еще человека три… Кто-то достал еще пузырь…
Всё было тихо и пристойно, как в церкви, а водка и сигареты были просто вместо свечек и причастия…
Свершилось.
С грохотом в 180 децибел, железный занавес рухнул.
Тогда мы все верили, что окончательно.
https://www.facebook.com/1827821466/posts/10215380972757359/
===============
Из комментариев в Фейсбуке
Алексей Киселев
Моему приятелю пришлось продать новые кроссовки, чтобы поехать на их концерт в Москву.
Когда я спросил его: А стоило оно того? Он ответил: Такое можно увидеть только раз в жизни!
===============
Пресс-конференция перед первым концертом в Москве
https://youtu.be/IHgVTiOT3-o
==========
Любительская запись одного из концертов Pink Floyd
https://youtu.be/VNAnVTaXYkg
==========
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
===============
























«Известия» 19 февраля 1989 года.

«Советская культура» 3 декабря 1988 года.

«Известия» 24 мая 1989 года.











У здания МГУ
Ещё воспоминания зрителей:
http://pink-floyd.ru/articles/articles/floyd/pink_floyd_1989.html?fbclid=IwAR34rBNRvrjkF41aNDiseWvNnOoqJIEb8fvwIzVlArI3nJPg05I-W-GKU0w
http://pink-floyd.ru/archive/2016/Oct/09/pink_floyd_moscow_1989.html?fbclid=IwAR1WiSivKs8mF6pAj3jcpFszdi0WNLzKbERyOvMVFnoNCeRhYaaQGbrq6fs