ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Лидер группы « Pink Floyd» Дэвид Гилмор: «Перестройка - это прекрасный процесс. Это великолепно»!

32 года назад - с 3 по 7 июня 1989 года - в спорткомплексе «Олимпийский» впервые в СССР прошли концерты группы Pink Floyd.

Великие британцы за строчку «Брежнев взял Афганистан…» несколько лет находились в чёрном списке «исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения».

С экранов телевизоров устами авторов программы «Веселые ребята» прозвучала категоричная шутка: «Тех, кто слушает "Пинк Флойд", гнать поганою метлой!»

И тут они в столице «империи зла», как в 1983 году назвал Советский Союз Рейган.

Как справедливо отмечала советская пресса: «Мы никогда не смогли бы пригласить «Пинк Флойд», если бы не демократические перемены в нашей музыкальной жизни. «Флойды» никогда бы не откликнулись на наше приглашение - и они не раз подчеркивали это в газетных интервью - не будь нашей перестройки и гласности, вызвавших колоссальный прилив симпатии и любопытства на Западе, в том числе и у них самих. Так что предстоящие концерты «Пинк Флойд» в Москве с полным правом можно назвать плодами перестройки».

«Флойдами» восхищались за разное: за философские тексты, акустические эксперименты, оформление альбомов и грандиозные шоу. В 1989 это шоу, наконец, добралось и до Москвы.

«Лишний билетик начинали спрашивать уже на станции метро. Затем страждущие стояли перед входом на эскалатор, при выходе на улицу, в подземном переходе. А уж просторная площадка возле "Олимпийского" и вовсе кишела молодежью, ищущей возможности попасть на столь желанный концерт. Признаться, от увиденного я впал в уныние. Мама дорогая! Сколько тут таких же умных, как и я. Самые нестойкие покупали билеты у перекупщиков за бешеные деньги, но большинство были лишены такой возможности», — вспоминает один из тех, кто смог попасть на концерт.

«Люди стояли довольно плотно уже на платформе "Проспект мира" — спрашивали лишние билеты. У эскалатора, в вестибюле, в подземном переходе — до самого Олимпийского. Толпы людей в надежде попасть на концерт, все без шансов. Некоторые стояли с плакатиками. Какой-то хиппи сообщал, что приехал на концерт из Владивостока и купит билет за любую сумму. Можно было продать билет за двести, триста рублей. Перекупщики — это была каста обеспеченных людей», — делится другой очевидец.

Такого тут еще не было: плачущих людей, криков «Мы ждали вас всю жизнь!», пролетающей из одного конца зала в другой огромной кровати во время исполнения одной из песен с альбома A Momentary Lapse of Reason до парящей под потолком невероятных размеров свиньи, из глаз которой выбивались красные лазерные лучи во время песни с альбома Animals.

Концерт стал выходом в иной мир, в открытый космос, прикосновением к чему-то настолько нездешнему, что это не умещалось в голове.

«В Москву прилетели инопланетяне. На космическом корабле под названием Pink Floyd. Вся та подростковая любовь к чему-то запредельному, что не было ни малейшей надежды ощутить наяву, вдруг обрела конкретные очертания в виде пяти концертов в "Олимпийском". Для меня новые времена, некий водораздел, начались именно в ту неделю. Когда погас свет и заиграли длиннейший гениальный гитарно-клавишный опус, пошли мурашки по спине. А когда Гилмор пропел в его четвертой части "...shine on you crazy diamond", я заплакал. Возможно, это покажется смешным, но это был настоящий катарсис», — пишет другой свидетель тех событий.

«Это, конечно, лучший концерт из тех, на которых я бывал. Да и буду, наверное. Хотя бы потому, что мне уже никогда не будет 17, как тогда. Потому что больше никого, кроме Pink Floyd, я не заслушивал до дыр. Потому что это был шок, мурашки, глаза на мокром месте, лазеры свиных глаз под крышей "Олимпийского" и полный космос. И — да! — еще и билет, который мне подарили родители на окончание школы. Круче подарка я с тех пор не получал», — признается другой очевидец.

Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон раздвинули границы каждого, кто нашел 10 рублей на их концерт, настолько, что сдвинуть их обратно было уже невозможно. Великие. Что тут еще скажешь?

=============

Именно концерт Pink Floyd в июне 1989 года до сих пор остается крупнейшим в истории спорткомплекса «Олимпийский»: послушать психоделических англичан пришли сорок тысяч человек. Чтобы их разместить, сцену – единственный раз за сорок лет – пришлось поставить не вдоль арены, у северной стороны, как делают сейчас, а поперек, у западной. Благодаря этому почти все поле стало возможно использовать в качестве партера, а зрители на трибунах смотрели на сцену, как зрители лож, скажем, бельэтажа Большого театра.

«Мы такого не слышали, – вспоминает Виталий Мант, который на том концерте был обычным зрителем. – Звук убил! А еще этот объем, воздух. Лет через пять-шесть я видел «Пинк» на стадионе в Штатах – впечатления от концерта в «Олимпийском» были сильнее».

=============

Дмитрий Брисенко:

Чудом попал, чудом проник

Недавно видел афиши с шоу «Пинк Флойд». Шел мимо них, думал, может, сходить? Так и не сходил. Помешал намертво засевший в памяти концерт 89-го года.

В начале июня мы с моим однокурсником Серёжей Гольцовым сидели в лаборатории аналитической химии и титровали растворы — без малейшего энтузиазма. Думали мы не о чудесных способах определения количественного содержания вещества, а о том, как оказаться на концерте в «Олимпийском».

То было время оживших мертвецов. «Дип Перпл», «Блэк Саббат», «Юрай Хип», «Назарет» — сюда подтянулись все; всем хотелось сыграть напоследок в стариков-разбойников, собрать стадион, под рев гитар потрясти поредевшим хайром. Но это, конечно, не касалось «Пинков» (ударение на втором слоге), которых ничто не могло взять — ни время, ни новые музыкальные моды.

«Wish you were here», «The wall», «Dark side of the moon» были заслушаны до скрежета на кассетной пленке. А альбом «The piper at the gates of down» был настолько велик и свеж, что мой сосед Антон, которого я подсадил на хеви-метал, так и не поверил, что он был записан в 67-м году.

Приезда «Флойдов» ждали давно. Вот уже и слухи прошли, и в газете написали, и плакатики кое-где висят, а у нас нет билета, и надо принять это, смириться и как-то пережить. Брать у перекупщиков, при цене билета в пять или шесть стипендий, было нереально.

Оставалось только тихо страдать.

В последний перед концертом вечер я шел по переходу к «Октябрьской». В конце перехода была театральная касса, и, проходя мимо нее, я, скорее для очистки совести, чем всерьез, наклонился к окошку и спросил, нет ли случайно билета на «Пинк Флойд».

— Есть один билет, — буркнула тетка, не отрываясь от кроссворда.

Я не поверил, переспросил; кто-то из нас наверняка не так понял.

— Молодой человек, вы плохо слышите? — сказала билетерша с раздражением. — Билет есть. К нему идет нагрузка. Концерт певца Леонтьева. Будете брать?

— Да-да, конечно, давайте оба билета, — я не мог поверить, что это происходит наяву. Что-то случилось в тот вечер, какие-то шестеренки не так сцепились, и с конвейера, везущего радость и удачу кому-то другому, выпал маленький бумажный прямоугольник, да и застрял в неприметной кассе на «Октябрьской».

На следующий день поехал через всю Москву до станции «Молодежная», к монструозному дворцу культуры, где должен был пройти концерт Леонтьева. Поклонников певца было видно издали. Они увлеченно обменивались черно-белыми фотографиями, показывали друг другу какие-то тетрадки, видимо, со строчками из песен, обсуждали, кто, когда и при каких обстоятельствах видел его в последний раз.

Я не думал, что все произойдет настолько стремительно, — мне не дали даже закончить фразу «товарищи, кому нужен лишний...» — подскочили с трех сторон, и билет был тут же продан. Сел на метро и поехал обратно в центр со спокойным ощущением, что счастье есть, жизнь удалась и так далее.

***

Мой билет оказался пропуском для бедных. Я сидел под самой крышей, едва головой в нее не упирался. «Олимпийский» был открыт целиком; далеко внизу блестела сцена размером с пятикопеечную монету, на ней что-то двигалось, мерцало, ломались колья лазерных лучей. Из колонок, висевших гроздьями неподалеку, бухало что-то низкочастотное; даже хорошо знакомые мелодии были почти неразличимы.

Как-то даже и не поймешь, что лучше: мучиться из-за того, что пропустил самый крутой в жизни концерт или что сходил, но толком ничего не услышал и не увидел? Пока выходило, что лучше было бы пройти мимо окошка на «Октябрьской».

С такими мыслями я просидел до перерыва. Первое отделение кончилось, и я рванул по ступенькам вниз. И там, — о, чудо! — с небольшой группой таких же, как я, обитателей галерки совершил прорыв в партер. Наш боевой отряд возглавляла невысокая, очень энергичная блондинка. Она обаятельно улыбалась охраннику, и он согласился смотреть в сторону, пока мы проходили через надувной, похожий на понтон барьер, отделявший партер с его удобными стульчиками от всего остального зала на манер детского манежа. Так я оказался прямо перед сценой.

Началась вторая часть (в первой был отыгран гастрольный альбом The momentary lapse of reason), которая состояла сплошь из старых хитов — и временами казалось, что публика, сумевшая прорваться, вот-вот перекроет мощь флойдовских колонок. Я тоже старался: к концу концерта горло болело, как при ангине.

Официально-комсомольский бомонд в костюмах и вечерних платьях как будто накрыло ударной волной. Они-то думали, что на солидный концерт пришли, послушать в своём VIP-гетто в камерной обстановке песни ими же запрещенной когда-то группы, а оказалось — на казнь. Милицейские цепи перестали выставлять перед сценой совсем недавно, и зрелище орущих и прыгающих фанов, заслонявших вид на музыкантов, думаю, для многих партерных випов стало неприятной нагрузкой к концерту. Спасибо тебе, охранник.

Описывать то, что происходило тогда на сцене, нет никакого смысла. Вот короткий перечень предметов и явлений:

Розовая свинья размером с небольшое футбольное поле. Она была надувная и прыгала до потолка и обратно, почти касаясь причесок публики. Я опасался, что трос лопнет, и свин всех передавит. Но трос выдержал.

Чувак в кровати, размером тоже с футбольное поле, который летел в этой своей кровати через весь «Олимпийский» с потолка и врезался в сцену весь в огнях и свете (исчез в сцене).

Огромный круглый экран на задворках сцены, на котором показывали клипы и то, что происходило на сцене.

Лазеры, прожектора, освещение, способные вырубить средних размеров ТЭЦ.

Три тетки на подпевках. В теток кто-то швырнул от счастья военной фуражкой, и одна из них ее надела — получилось смешно и сексапильно.

В ответ Мейсон по окончании концерта запулил в партер штук десять барабанных палок — какие-то из них упали чуть дальше того места, где я стоял. Было чертовски обидно.

После этого я долго не мог смотреть телевизор: краски в нем казались тусклыми, а клипы даже крутых западных групп, которые крутили по «Суперченнелу», убогими.

Но потом ничего, привык.

==========

Декабрь 1987-го. Впервые в СССР приехала западная хард-рок-группа. Британцы Uriah Heep уже не сильно актуальны в мире, но 10 подряд выступлений в «Олимпийском» вернули их в топы. Суммарно на серию концертов пришли 180 тысяч человек.

За Pink Floyd в «Олимпийский» приедут Status Quo, Black Sabbath, Nazareth и многие другие.


============

Источники:

https://picturehistory.livejournal.com/6300795.html

https://snob.ru/profile/24766/blog/61361

https://fish-owner.livejournal.com/27964.html

https://moslenta.ru/istoriya/pink-floid-30.htm

==========

Репортаж Билет-Билет-Си

https://youtu.be/VNAnVTaXYkg

https://youtu.be/hBfxi52PRRE

==========

Пресс-конференция перед первым концертом в Москве

https://youtu.be/IHgVTiOT3-o

==========

Любительская запись одного из концертов Pink Floyd

https://youtu.be/VNAnVTaXYkg

==========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============


















































«Известия» 19 февраля 1989 года.



«Советская культура» 3 декабря 1988 года.



«Известия» 24 мая 1989 года.





















У здания МГУ

Ещё воспоминания зрителей:

http://pink-floyd.ru/articles/articles/floyd/pink_floyd_1989.html?fbclid=IwAR34rBNRvrjkF41aNDiseWvNnOoqJIEb8fvwIzVlArI3nJPg05I-W-GKU0w

http://pink-floyd.ru/archive/2016/Oct/09/pink_floyd_moscow_1989.html?fbclid=IwAR1WiSivKs8mF6pAj3jcpFszdi0WNLzKbERyOvMVFnoNCeRhYaaQGbrq6fs









Tags: ! - Гастроли звезд эстрады, ! - История Перестройки, ! - Музыка Перестройки, 1987, Пинк Флойд
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments