Этот день считается неформальной датой основания Ленинградского общества «Мемориал» (хотя мемориальское движение началось в 1987 году, а официально общество было зарегистрировано в апреле 1989).
На митинг 14 июня вышли несколько сотен человек, выступали поэт Виктор Кривулин, писатели Нина Катерли, Самуил Лурье, историк Дмитрий Мачинский, ректор ЛГУ Глеб Лебедев, дочь расстрелянного писателя Галина Колбасьева, политзаключенные 1960-1980х Вениамин Иофе, Юлий Рыбаков, Вячеслав Долинин, заключенные более раннего времени и многие другие. Вели митинг библиотекарь Елена Зелинская и историк Михаил Талалай. На митинге шла речь о необходимости создания памятника жертвам советского государственного террора, а также мемориального центра для изучения и сохранения памяти о терроре. Звучали также призывы освободить оставшихся в заключении советских политзеков.
Этот мемориал, говорили участники митинга, должен стать не громадой мрамора, а открытым для всех хранилищем народной памяти о происшедших в стране трагических событиях. («Вечерний Ленинград», 15.06.1988)
Такой мемориал видится и центром изучения лагерных архивов, которые в конце концов должны быть открыты народу. («Смена», 16.06.1988)
Летом 1987 года в самиздатском журнале «Меркурий» (№4) вышла статья Елены Зелинской «Пепел Клааса стучит в мое сердце» и первое в Ленинграде обращение в Верховный Совет СССР о создании памятника жертвам сталинского террора (под ним было собрано около 1000 подписей ленинградцев). В том же номере вышла статья Ирины Цурковой «Никто не забыт, ничто не забыто» о депортациях 14 июня 1941 года в Латвии. Митинг в Юсуповском саду был приурочен к этой дате. На митинге было объявлено, что 19 июня у Дома политкаторжан все желающие смогут поставить свою подпись под обращением, принятым участниками митинга в адрес ЦК КПСС и Верховного Совета СССР.
Заявку на митинг подавало молодежное объединение «Форпост», которым руководил Алексей Разоренов. Это неформальное объединение существовало при Октябрьском РК ВЛКСМ Ленинграда, который курировал «трудный контингент» подростков в борьбе с преступностью и наркоманией в молодежной среде. Помогали организовывать митинг лидеры ленинградского комсомола Александр Потехин и Сергей Пилатов. Звуковую аппаратуру доставляли из ДК имени Ильича Юрий Шевчук и Павел Каганер. До начала митинга в Юсуповском саду играли записи выступлений Александра Галича. На стенах были развешаны лагерные фотографии и плакаты. На митинг созывали листовками, которые активисты печатали и раздавали на Невском проспекте, у метро.
Вспоминает Елена Зелинская, соведущая митинга:
30 лет назад я написала текст. Написала словами, которые бились в мое сердце, как пепел Клааса. Впервые говорила о том, что умолчание уравнивает жертву и палача. О том, как затравили, запугали уже второе поколение, о том, как нам страх проел кожу. О том, что не мести я ищу, а права назвать преступление преступлением. Мы печатали этот текст на Эриках, раздавали бледные листки на улицах и цепляли за решетки чугунных оград. И эти слова – о праве знать правду – собрали в Юсуповском саду множество людей.
Михаил Талалай, соведущий митинга:
Когда тридцать лет назад мы проводили митинг в Юсуповском саду, было сказано много гневных, горьких слов. В памяти, однако, ярко осталось выступление, очевидно мне созвучное, писателя Самуила Лурье. Он сказал, что стоит вот на этой сцене и боится. Боится, что с ним что-то плохое сделают. Но он всё равно тогда поднялся на сцену и выступил. Исчез ли спустя 30 лет страх перед бесчеловечной государственной машиной? Перед возможным унижением, шельмованием, преследованием? «Мемориал» бьёт в набат памяти, дабы будущие поколения удивлялись даже возможности страшиться собственного государства.
Источник:
https://spb.iofe.center/node/64
=================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
===================