ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

О борьбе с «нетрудовыми доходами»

35 лет назад - 28 мая 1986 года - в прессе были опубликованы нормативные акты о борьбе с «нетрудовыми доходами».

ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. ПРОТИВ НАЖИВЫ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 17/06/1986


В связи с принятием постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами" и соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР полезно вспомнить оживленную дискуссию, предшествовавшую этому.

БЫЛО высказано множество точек зрения о самом понятии "нетрудовые доходы". Некоторые относили к ним не только доходы от преступной деятельности, но и, например, крупные гонорары отдельных творческих работников и вообще все заработки высокооплачиваемых лиц.

В принятом постановлении источники нетрудовых доходов четко очерчены.

Это, во-первых, различные корыстные преступления: хищения, взяточничество, спекуляция;

во-вторых, незаконная деятельность, связанная с использованием в целях наживы принадлежащих государству транспортных средств, машин или механизмов, топлива, сырья и материалов, а также использование в тех же целях гражданами жилых помещений;

в-третьих, это уклонение от уплаты налогов при занятии индивидуальной трудовой деятельностью.

Таким образом, ни о каком ограничении размеров трудовых заработков в постановлении речь не идет. Предложения некоторых читателей о таком ограничении оправдывались стремлением достижения социальной однородности общества. При этом забывали, что она возможна лишь на основе постепенного стирания имеющихся существенных социально-экономических различий в характере и содержании труда. Решить эту задачу путем внесения элементов уравнительности в распределение материальных и духовных благ нельзя, так как тем самым изменяется следствие, а не причина.

При обсуждении высказывались крайние точки зрения и о методах борьбы с нетрудовыми доходами. Одни целиком полагались на жесткость административных методов. Другие считали, что по мере совершенствования хозяйственного механизма и распределительных отношений нетрудовые доходы исчезнут сами собой.

ЧТО НАМЕЧЕНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ИСКОРЕНЕНИЯ ПЕРВОПРИЧИН НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ

Одним из заметных условий, способствующих корыстным преступлениям, естественно, является дефицит на отдельные товары и услуги.

* Поэтому в постановлениях предлагается всем министерствам и ведомствам, Советам народных депутатов уделять самое пристальное внимание увеличению производства товаров повышенного спроса, расширению продажи населению запасных частей, строительных материалов, предметов обустройства квартир; изыскивать дополнительные возможности для увеличения объема производства и оказания услуг, повышения их качества.

Другим обстоятельством, способствующим извлечению нетрудовых доходов, служат бесхозяйственность и отсутствие контроля в производственной сфере.

* Соответственно повышается требовательность к руководителям предприятий, организаций и учреждений за усиление борьбы с расточительством и потерями, за обеспечение строжайшей экономии в использовании материальных ресурсов и денежных средств,

В борьбе с нетрудовыми доходами важное место принадлежит и кадровой политике.

* Не только политические и деловые качества, но и моральная чистота работников должна приниматься во внимание при подборе и расстановке кадров. Корыстолюбие, злоупотребление служебным положением, покровительство нечестным людям признаются несовместимыми с пребыванием на руководящих постах.

Общественные организации и средства массовой информации призваны усилить работу по формированию у каждого советского человека глубокого уважения к труду, разумных потребностей, непримиримости к частнособственнической психологии и стяжательству.

КАК БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬСЯ ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ

Особую остроту при обсуждении вызвал вопрос о допустимости и способах контроля личных доходов, источник которых неизвестен, но значительный размер позволяет предполагать их нетрудовой характер.

Преувеличенные надежды в связи с этим возлагались на декларации о доходах по образцу западных стран. На самом деле финансовые декларации на Западе служат лишь целям налоговой политики, но не выявлению источников доходов. Социалистическому обществу не безразличны источники доходов граждан.

В свою очередь, контроль может осуществляться только законными методами. В комментируемых правовых актах предусмотрено три случая представления гражданами деклараций об источниках получения средств; при совершении сделки на сумму свыше 10 тыс. рублей; при возведении строений стоимостью свыше 20 тыс. рублей; также в иных случаях по требованию исполкома местного Совета или прокурора. Естественно, что такое требование, исходящее от представителей власти, должно иметь под собой веское основание.

Следует иметь в виду, что декларация - это, так сказать, последняя линия глубоко эшелонированного наступления. Первая и основная - проходит на предприятиях, то есть там, откуда похищаются материальные средства и где легче перекрыть каналы потерь.

Именно поэтому в постановлениях много внимания уделено повышению эффективности различных форм контроля: финансового, ведомственных ревизионных контрольных служб, органов народного контроля, использованию в этих целях прав и возможностей трудовых коллективов.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С НЕТРУДОВЫМИ ДОХОДАМИ?

В определенной мере это была реакция на оживление частнособственнических устремлений некоторых категорий населения, вызванных застойными явлениями в экономике, о которых говорилось на XXVII съезде КПСС.

Несбалансированность платежеспособного спроса и его товарного обеспечения, достигающая десятков миллиардов рублей, с одной стороны, вынуждала некоторых переплачивать за дефицитные товары и услуги спекулянтам, разного рода дельцам, лицам, занятым некоторыми видами индивидуальной трудовой деятельности, а с другой стороны, увеличивала нетрудовые доходы лиц, предоставляющих дефицитные блага и услуги.

Владельцы дефицита и жители тех районов страны, где природные условия обеспечивали им получение заметных доходов от продажи сельхозпродуктов, цветов или сдачи жилья курортникам, создавали в этих районах высокий потребительский стандарт. Влияние этого стандарта на образ жизни населения зафиксировали даже социологические исследования. Пышные свадьбы, поминки, юбилеи, престижное потребление благ приводили к деформации социалистических нравов и обычаев, вызывали справедливое негодование трудящихся. Одно время была ослаблена и борьба с корыстной преступностью.

Кроме того, несовершенство хозяйственного механизма и распределительных отношений ограничивали возможность высоких легальных заработков, а рост жизненного уровня (с 1965 по 1986 г. доля семей с доходом 100 руб. на человека выросла в 15 раз) порождал у некоторых людей потребительские настроения.

Поэтому меры по борьбе с нетрудовыми доходами следует рассматривать в более широком контексте совершенствования хозяйственного механизма и перевода экономики на интенсивный путь развития.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Одновременно с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят и Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов", который внес ряд изменений в действующее административное и уголовное законодательство. Введена ответственность за самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям или организациям, и за уклонение от подачи деклараций о доходах, несвоевременную подачу деклараций, либо включение в нее заведомо искаженных данных.

В ряд действующих норм внесены изменения, направленные на дифференциацию ответственности лиц, впервые совершивших проступок, от лиц, неоднократно совершавших запрещенные деяния, либо однократно, но при наличии иных отягчающих ответственность обстоятельств.

В некоторых случаях повышены санкции, например, административная ответственность за мелкие хищения предусматривает теперь штраф до 200 руб., а не до 100 руб., как было ранее. Указ также расширил права трудовых коллективов по воздействию на мелких расхитителей.

Издание Закона - важное дело, но главное - претворение Закона в жизнь. А для этого потребуются усилия государственных органов, трудовых коллективов и общественных организаций, то есть всех нас.

О. СОКОЛЬСКИЙ, кандидат юридических наук.

https://aif.ru/archive/1647831

==========

Из Книги «Советский Союз. Последние годы жизни».

Рой Александрович Медведев


Всего через несколько месяцев после окончания XXVII съезда КПСС в Советском Союзе началась неожиданная, но интенсивная политическая кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами». Инициатива этой кампании принадлежала ЦК КПСС, который 15 мая 1986 г. принял решение «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». 23 мая 1986 г. по этому поводу был принят специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР, имеющий силу закона. Некоторые специальные постановления о борьбе с нетрудовыми доходами принял также Совет Министров СССР.

По смыслу самого понятия «нетрудовые доходы» речь могла идти о таких доходах граждан, которые не были связаны с их трудом. Это хищения, мошенничество и особенно взяточничество. В других случаях речь могла идти о деятельности, носящей, однако, отчетливо противоправный характер. Это контрабанда, изготовление и продажа наркотических веществ и т. п. Но как следовало относиться к нетрудовым доходам, получение которых не противоречило существующему законодательству? Это сдача в городах и в курортных районах квартир и комнат, предоставление частных транспортных услуг и т. п. В постановлении ЦК КПСС осуждалась спекуляция, а также все виды труда, в которых граждане «используют в целях наживы принадлежащие государству машины и механизмы, транспортные средства, жилую площадь, топливо, сырье и материалы». Не слишком благосклонно отнеслись указанные выше директивные инстанции и к занятию кустарно-ремесленным промыслом или другой индивидуальной трудовой деятельностью, относительно которых у граждан не было специального разрешения и по которым граждане уклонялись от оплаты в полном объеме подоходного налога.

Составители принятых в мае 1986 г. указов и постановлений неправомерно расширили само понятие «нетрудовые доходы», включив сюда все виды и формы «теневой экономики», которая, по подсчетам экспертов, составляла не менее 20–25 % от всей экономики в СССР. Под удар карательных органов государства попадали все виды неофициальной трудовой деятельности граждан. Система «теневой», «левой», «серой» экономики, как и более сложные системы «черного» рынка, складывалась в Советском Союзе десятилетиями, заполняя те ниши, в которых не могла работать эффективно государственная экономика. Во времена Брежнева некоторые виды такой деятельности даже поощрялись, хотя и в неофициальном порядке, так как они служили социальными амортизаторами. «Никто не живет в Советском Союзе на одну лишь заработную плату», – так не раз говорил в своем кругу Леонид Брежнев.

Разнообразная теневая экономика давала дополнительный заработок десяткам миллионов людей и в то же время компенсировала острый недостаток важных для населения товаров и услуг. При этом чаще всего такая деятельность не приносила никакого вреда государству и государственной экономике. К тому же население в этой области работало обычно по нормам и правилам рыночной экономики. «Левые» заработки увеличивали в стране платежеспособный спрос, что во многих случаях было выгодно и государству.

Любая огульная кампания в этой сложной сфере жизни общества могла принести немалый вред. Тем не менее с лета 1986 г. в стране развернулась бурная деятельность по запрещению и ограничению в работе множества мелких ремонтных мастерских, системы частной медицинской помощи. Ограничивалась или бралась под строгий контроль система сдачи в аренду частных квартир и домов, особенно в столице и в курортных центрах.

Волна репрессий прошла по миллионам садово-огородных участков горожан. Во многих регионах страны действовали инструкции, которые запрещали строить на таких участках жилые строения, а также создавать теплицы размером больше 10 или 15 квадратных метров. Продукцию с садово-огородных участков предписывалось использовать только на нужды данной семьи, а не на продажу. Но владельцы многих миллионов участков мало считались с такими инструкциями, и даже Н. С. Хрущев мирился с этими нарушениями. На одно из предложений о «наведении порядка» в садово-огородных хозяйствах Хрущев ответил: «Вы что, меня хотите поссорить с рабочим классом?».

Но Горбачев не возражал против майского указа. В стране началось разрушение теплиц, животноводческих построек. На садовых участках сносились «лишние» этажи домов, разрушались печи, отбирались «излишки» продукции. Пострадали и многие сельские жители, работники колхозов и совхозов, усиленно развивавшие в своих хозяйствах очень выгодные, но «непрофильные» отрасли. Так, в южных районах страны серьезно пострадало цветоводство, которое велось на частной основе. В некоторых колхозах Краснодарского края были ликвидированы прекрасные розарии, которые приказали распахать и превратить в обычные картофельные поля.

Особенно жесткие карательные меры были приняты против «спекуляции» – торговать на городских рынках разрешалось только продуктами, выращенными самим продавцом. Перекупка товаров, без которой рыночная торговля не может развиваться, была признана «нетрудовым» доходом. В результате перестали работать рынки и базары во всех северных районах страны и очень сильно уменьшилась рыночная торговля в центральных «южных районах Союза.

Майский указ был шедевром административного ужесточения. С особенным размахом он применялся в Москве, где за жесткой борьбой с «нетрудовыми» доходами очень внимательно наблюдал сам Борис Ельцин. К осени 1986 г. в Москве существенно сократился объем торговли на всех колхозных рынках. Массовая кампания по ликвидации теплиц и всех артезианских насосно-силовых установок проводилась в Волгоградской области. Газета «Волгоградская правда» с энтузиазмом писала тогда о борьбе с «помидорными стяжателями». Разрушались печи, теплицы и «лишние этажи» даже у ветеранов Отечественной войны, у многодетных семей и у всех людей, «охваченных вирусом помидорной лихорадки».

Как и следовало ожидать, репрессивный майский указ был отменен через полгода – в ноябре 1986 г. [ 19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», легализовавший частную предпринимательскую инициативу советских граждан. https://ed-glezin.livejournal.com/873617.html ]

Недовольство было слишком большим, да и убытки для населения и государства были очевидны. В конце 1986-го и в начале 1987 г. были в срочном порядке разработаны и приняты прямо противоположные мероприятия, о которых я буду писать ниже. Но недоверие к государству и недовольство властями сохранялись еще очень долго.

Николай Рыжков в своих мемуарах вообще ни слова не говорил о короткой, но нанесшей очень большой вред экономике и престижу нового руководства кампании по борьбе с «нетрудовыми доходами». А между тем именно его подпись стояла на главных документах Совета Министров СССР на этот счет. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан А. А. Громыко, но он также готовился в ЦК КПСС и в Совете Министров СССР.

Михаил Горбачев признаёт допущенные в 1986 г. грубые перегибы, но пытается от них отмежеваться. «В майских решениях об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, – пишет он в своих мемуарах, – проявилась позиция той части партийно-государственного аппарата, которая не принимала линию руководства. А мы просто проглядели подготовку и выпуск односторонне направленных решений. Потом пришлось их поправлять».

https://pub.wikireading.ru/183450

===================

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1986 г. N 575

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С НЕТРУДОВЫМИ ДОХОДАМИ

Совет Министров СССР постановляет:

1. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов:
а) усилить борьбу с хищениями социалистической собственности, взяточничеством, спекуляцией и другими корыстными преступлениями, являющимися источниками нетрудовых доходов. Уделять постоянное внимание глубокому изучению и устранению условий, способствующих совершению этих преступлений;
б) разработать и осуществить эффективные меры по обеспечению полной сохранности социалистической собственности, имея в виду:
повысить ответственность руководителей предприятий, организаций, учреждений и колхозов за укрепление порядка, организованности и дисциплины, усилить борьбу с расточительством и потерями, обеспечить строжайшую экономию в использовании материальных ресурсов и денежных средств;
значительно улучшить первичный учет и все формы контроля за сохранностью социалистической собственности и соблюдением государственной дисциплины;
обеспечить своевременную разработку и внедрение технически и экономически обоснованных норм материальных и трудовых затрат, использования машин и оборудования;
в) обеспечить ускоренное развитие производства товаров народного потребления и сферы услуг в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 сентября 1985 г. N 915 "О комплексной программе развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы"; изыскивать резервы и дополнительные возможности для увеличения объема производства и оказания услуг, повышения их качества, оперативного устранения появляющегося дефицита на отдельные товары и услуги.
2. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС и с участием министерств и ведомств в 3-месячный срок рассмотреть и решить вопрос о расширении перечня категорий рабочих и служащих, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности.
3. Признать необходимым:
расширить круг товаров и продукции, по которым применяется порядок взыскания ущерба в кратном размере от розничных цен в случае их хищения, умышленной порчи, недостачи или утраты;
внести изменения в действующий порядок списания материальных ценностей и потерь, имея в виду усилить контроль за обоснованностью списаний и взысканием ущерба с виновных, а также повысить ответственность должностных лиц за нарушение указанного порядка.
Министерству финансов СССР, Министерству юстиции СССР, Министерству внутренних дел СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, ЦСУ СССР с участием Прокуратуры СССР, Верховного Суда СССР, других министерств и ведомств, а также ВЦСПС подготовить и внести в Совет Министров СССР в 6-месячный срок соответствующие предложения по этим вопросам.
4. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов принять дополнительные меры по пресечению очковтирательства и приписок. Добиваться полного возмещения ущерба, причиненного государству незаконными выплатами премий и других вознаграждений, а также отчислениями средств в фонд материального поощрения и другие аналогичные фонды объединений, предприятий и организаций, независимо от применения других установленных мер.
5. Министерству финансов СССР, ЦСУ СССР, министерствам и ведомствам усилить контроль за соблюдением государственной дисциплины в деле учета и отчетности, принять решительные меры по улучшению постановки первичного учета на предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах, завершить внедрение типовых форм первичной учетной документации, обеспечивающей полный и достоверный учет расходования сырья, материалов и топлива. Улучшить взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами в работе по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений и злоупотреблений в области учета и отчетности.
Органам ЦСУ СССР при выявлении нарушений правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов исключать их из отчетности.
6. Госбанку СССР и Стройбанку СССР активнее использовать безналичные расчеты как средство предварительного контроля за соблюдением социалистической законности в хозяйственных отношениях, особенно за товарностью расчетных документов. Вводить, когда это экономически целесообразно, порядок оплаты товаров народного потребления после приемки их по качеству.
Усилить банковский контроль за расчетами заготовительных организаций с индивидуальными сдатчиками сельскохозяйственной продукции, шире внедрять безналичный порядок оплаты за сданную продукцию.
Принять предложение Госбанка СССР об отмене предъявительских чеков предприятий, организаций и учреждений на получение денежных средств в учреждениях Госбанка СССР.
7. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов усилить контроль за использованием гражданами жилых помещений, исходя из того, что они не могут использоваться для личной наживы и в других корыстных целях, в ущерб интересам общества. Организовать учет лиц, сдающих жилые помещения, дачи, садовые домики в поднаем (наем), обеспечить строгое соблюдение ими требований законодательства, регулирующего вопросы поднайма (найма) жилья.
Советам Министров союзных республик установить порядок регистрации таких договоров, условия и предельные размеры оплаты предоставляемых в пользование поднанимателей (нанимателей) жилых помещений, имущества и оказываемых услуг.
8. Советам Министров союзных республик, Министерству торговли СССР и Центросоюзу:
принять меры к улучшению работы колхозных рынков, расширению на них торговли, осуществляемой колхозами, совхозами и потребительской кооперацией, усилению контроля за соблюдением правил торговли. Шире использовать для этого возможности, предоставленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1986 г. N 40 "О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации";
установить порядок учета лиц, занятых реализацией сельскохозяйственной продукции на колхозных рынках, расширить права и повысить ответственность администрации рынков в деле контроля за соблюдением правил торговли, предупреждения и пресечения спекуляции и других форм извлечения нетрудовых доходов.
9. Советам Министров союзных республик:
развивать и поощрять продажу населением излишков произведенных в личных подсобных хозяйствах мяса, молока, яиц и другой животноводческой продукции государственным и кооперативным заготовительным организациям в местах производства этой продукции;
рассмотреть вопрос о снятии отдельных ограничений количества и видов продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах граждан и при необходимости в 3-месячный срок уточнить предельные нормы содержания скота с учетом местных условий;
усилить контроль за строгим соблюдением установленных норм и порядка содержания скота в личных подсобных хозяйствах граждан, установить ответственность за их нарушение в случаях, когда она не предусмотрена действующим законодательством.
10. Установить, что расчеты по сделкам на сумму свыше пяти тысяч рублей, совершаемые между гражданами и предприятиями, учреждениями, организациями, производятся путем безналичного перечисления средств через учреждения Госбанка СССР или государственные трудовые сберегательные кассы.
Граждане, совершающие сделки на сумму свыше десяти тысяч рублей, а также строящие жилой дом (дачу) стоимостью свыше двадцати тысяч рублей, обязаны представить в финансовый орган декларацию об источниках получения соответствующих средств.
Граждане обязаны представить в финансовый орган декларацию об источниках получения средств также по требованию исполнительного комитета местного Совета народных депутатов или прокурора.
Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Министерству торговли СССР и Министерству юстиции СССР в 3-месячный срок установить порядок совершения указанных сделок и представления деклараций.
11. Министерству юстиции СССР, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием заинтересованных министерств и ведомств подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Постановления.

http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13311.htm

====================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===========

















Tags: ! - Законы Перестройки, ! - История Перестройки, ! - Экономическая политика Перестройки, 1986
Subscribe

Posts from This Journal “! - Экономическая политика Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments