ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Повесть Сергея Антонова "Васька"

34 года назад в журнале «Юность» №3-4 за 1987 год, впервые была опубликована повесть Сергея Антонова "Васька".

Миллионы людей спускаются ежедневно в Московское метро. Это повседневная обыденность, привычное дело и никто не задумывается, а как все начиналось? Сколько погибло при строительстве, сколько покалечено, сколько сгноили потом в лагерях?

Тяжело было строить московское метро - без плана строительства, без инженеров, без досок для опалубков, без цемента. Только с "вам дали прекрасный человекоматериал!" и с "проявите партийную смекалку!". И одна из представителей этого человекоматериала - главная героиня повести - Васька (Маргарита) Чугуева.

Тяжело было тайком выносить из подземки трупы товарищей, чтобы не портить светлую репутацию Метростроя, и бросать их на соседних улицах. Недаром книга начинается с упоминания повесившегося комсорга 41-го участка...

====================

Евгений Сергеев:

Закончив повесть в 1974 году, Сергей Антонов помыкался с ней по журналам и издательствам, правда, недолго — «Ваську» отклонили безоговорочно и полностью, то есть даже без обычных в таких случаях предложений «подумать», «уточнить», «сгладить», «доработать» и т. д. Только через тринадцать лет она появилась на страницах «Юности», зато в несглаженном виде.

... Год 1929. Найден, наконец-то, враг-вредитель, злыдень затаившийся — кулак. И вдруг всем все стало ясно. Вот Митя Платонов — он еще ни одного живого кулака и в глаза не видел, а уже знает, что кулак — ненавистный враг. Роман Платонов — человек разумный и самостоятельный, но ведь идет, и с радостью, в заградительный отряд и в пылу схватки убивает молодую крестьянку, потому что «раскулачка — законная часть классовой борьбы. А классовая борьба означает одно: если не дашь в морду ты, дадут в морду тебе». С. Антонов скрупулезно прослеживает, как логика бытья в законе с неумолимостью приводит к тому, что сначала гибнет Клаша, мать Мити и жена Романа Гавриловича, а затем и сам Роман Платонов. В итоге сиротами остаются и Митя — сын двадцатипятитысячника, и Рита Чугуєва — дочь кулака.

«Колхозы — штука толковая. Колхозы — родня сельской общины и с руки русскому крестьянству. А мужик шарахается от колхозов, как черт от ладана. Почему? Да потому, что колхоз не создают, а навязывают. Навязывают сверху, бестолково, без ума, с бухты-барахты. А где бестолочь, там и жулье, там мазурики, мародеры, вредители, и в итоге грабеж крестьянского добра».

Желание тянуть «в рай за шиворот», желание «насильно облагодетельствовать», «принудительно осчастливить», уверенность, что цель оправдывает средства, приводят к тому, что средства становятся самоцелью, насилие разрастается, а о благе уже и речи нет.

Борьба ради борьбы. Борьба, битва, сражение как оправдание трудностей и потерь, неразберихи и сумятицы. Парадоксально, но С. Антонов показывает неизбежность этого парадокса — «упоение в бою» как психологическое оправдание нужно не только командирам, власть имущим, но и подвластным, подчиненным.

1934 год. Москва. Строится метро — объект сугубо мирный, но стройплощадка превращена в театр боевых действий. В повести «Васька» показателен разговор между Николай Николаевичем (тем самым, который составляет сборник воспоминаний метростроевцев) и Митей Платоновым:

«...Такую вот картину увидят потомки, почитавши ваши воспоминания. Неразбериху увидят, кавардак, бестолковщину...

— Ошибаетесь, Николай Николаевич. Они увидят битву и большевистские темпы, — перебил Митя. — Увидят энтузиазм молодежи».

Не согласен Митя с Николай Николаевичем, не хочет он и не может принять его логику, как и большинство Митиных сверстников, ныне уже состарившихся, не хочет и не может согласиться с этим. Человеку необходимо было чувствовать себя не участником общей бестолковщины, не жертвой торопливой безграмотности, не обезличенным «человеческим материалом», а сознательным бойцом, рядовым великой битвы. Ведь, коль битва, то «на войне как на войне» — приказы не обсуждать («разговорчики в строю!»), с потерями не считаться («умрем же под Москвой» — и честно умирали в штреках под Каланчевкой и Воздвиженкой).

В трилогии С. Антонова, — повторяю и подчеркиваю — передана психологическая драма целого поколения. Внутренний конфликт между непосредственным ощущением и поздним опосредованным осмыслением одних и тех же лет, одних и тех же событий. Память чувств подсказывает, что был энтузиазм, было напряжение борьбы, была искренняя неколебимая вера в свою правоту. Ведь были же? Были!..

Но поздний разум доказывает, что с энтузиазмом, самым что ни на есть искренним, в этой борьбе наломано столько, отнюдь не дров, а костей, столько искалечено судеб, столько законов нарушено и естественных связей порвано, что трещины, провалы и овраги, образовавшиеся в результате этого социального бедствия, до сих пор еще заровнять не можем.

... С. Антонов — диагност. Его трилогия — история болезни, скрупулезный и точный анализ тех нравственно-психологических сдвигов в общественном сознании, которые явились причиной и следствием «великого перелома».

Л-ра: Литературное обозрение. – 1988. – № 9. – С. 43-46.

https://md-eksperiment.org/post/20191030-vremena-ne-vybirayut

==================

Из комментариев в Фейсбуке:

Ольга Яблонская

На заре Перестройки в журнале "Юность" была опубликована повесть Сергея Антонова "Васька". Поскольку с тех пор я эту повесть не перечитывала, ничего сейчас не могу сказать о ее литературных достоинствах, но читали ее все взахлеб, передавая друг другу зачитанные номера молодежного журнала.

Там было про крестьянскую девушку -- лишенку из раскулаченных, которая, чудом в этом раскулачивании одна из всей семьи уцелев и скрыв свое убийственное происхождение, подалась на заработки в Москву, на строительство метро.

В общем, хоть и прогрессивная, но все же официальная и вполне себе еще советская печать впервые опубликовала хоть и художественно обработанную, но очень убедительную правду и о колхозном строительстве -- как оно было, и кто кого раскулачивал, и почему -- и о героическом Метрострое -- кто, как, какими силами, из чего, в каких условиях и в какие сроки строил московское метро -- самое надежное, чистое и красивое метро в мире.

Да, и еще героиня всю книжку боялась бригадного стукача -- про него все знали, что он стукач, и он все время как-то нехорошо на нее смотрел, и ей казалось, что он все про нее знает, и в любую минуту на нее донесет, и ей конец. Боялась она, как выяснилось, зря -- ничего он про нее не знал, а нехорошими взглядами мучил чисто для удовольствия, ну и морда у него была противная, хорошо он ни на кого не смотрел.

Публикация малозаметного до того автора произвела в тогдашних мозгах полный взрыв. Особо впечатлительные из прочитавших даже признавались, слегка стесняясь, что в метро спускаться стало как-то боязно.

===========

Аудиокнигу читает актёр Александр Леньков

1 часть

https://youtu.be/x2Hzqvmhs3A

2 часть

https://youtu.be/5gOfJmJr8jg

3 часть

https://youtu.be/gjAy8rFRPFo

4 часть

https://youtu.be/bCSlCXyjNQE

===========

В 1989 году по повести «Васька» был снят одноимённый трехсерийный фильм.

Фильм можно посмотреть тут:

http://ok.ru/video/1559088859849

=================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===========





















Tags: ! - Гласность, ! - Книги Перестройки, «Юность»
Subscribe

Posts from This Journal “! - Книги Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments