ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Как Билли Джоэл прорубил окно в СССР.

Билли Джоэл: «Горбачёв раскрыл двери в Советский Союз. Если бы не он, мы бы не смогли приехать».

34 года назад - 26 июля 1987 года - прошёл первый концерт на московском стадионе «Олимпийский», который стал кульминацией триумфального гастрольного тура легендарного американского певца Билли Джоэла по Советскому Союзу.

Всего концертов было семь - первый в Тбилиси, затем три в Москве и ещё три в Ленинграде.

Сразу после своего прилёта в столицу СССР 25 июля Билли Джоэл пошёл на могилу Владимира Высоцкого. Именно в этот день была седьмая годовщина со дня его смерти. Он побывал в гостях у мамы Высоцкого, в квартире, где некогда жил и сам легендарный бард. На следующий день на своём концерте Билли Джоэл обьявил, что свою песню Honesty ("Честность") он посвящает именно Владимиру Высоцкому.

1987 год для советского рок-сообщества был годом больших перемен и большого энтузиазма. Один за другим крошились и рушились цензурные барьеры.

Некогда подпольные группы набиравшего силу русского рока стали появляться на радио и ТВ, играть концерты в больших залах и ездить по стране.

Ветшавший железный занавес оставался все еще непроницаемым для выезда советских музыкантов, но расширявшиеся в его еще недавно непроницаемой завесе бреши стали пропускать в страну рок западный.

Один из самых продаваемых артистов в США за всю историю страны, обладатель шести наград "Грэмми", американский автор-исполнитель песен и пианист Билли Джоэл был известен и советским слушателям — в основном, благодаря усилиям радиоведущего Русской службы Би-Би-Си Севы Новгородцева, который знакомил своих советских поклонников с творчеством зарубежных рок-музыкантов.

Популярные в 80-х годах радиопередачи Новгородцева записывались на магнитофонные ленты и молниеносно распространялись среди меломанов.
В это время, в 1986 году, Билли Джоэл выпускает свой новый альбом "The Bridge" со шлягером "A Matter Of Trust".

Спустя год, в июле 1987 года, музыкант, удивив многих своих поклонников, отправляется с концертами в СССР: в рамках тура "The Bridge" Джоэл проводит шесть полноценных рок-шоу в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Идея музыканта заключалась в том, чтобы развеять миф о врагах-коммунистах и с помощью рок-н-ролла "прорубить окно" для Запада в СССР.

В Советский Союз Билли прибывает не только вместе со своими музыкантами, но и с семьей. Для советских меломанов это шоу стало настоящим культурным переворотом, ведь до сих пор в СССР не проходило таких полномасштабных рок-н-ролльных выступлений западных звезд.
В общей сложности на концертах Билли Джоэла побывали тогда около 100 тысяч зрителей, а еще несколько миллионов слушали радиотрансляцию, доступную в Советском Союзе и Соединенных Штатах.

"Хватит светить на публику!"

Гастроли Джоэла в СССР не обошлись без скандала. После первого же концерта в московском "Олимпийском" советские организаторы пригрозили музыканту разрывом контракта — из-за того, что его поклонники в финале шоу оказались на сцене.

Из интервью Билли Джоэла: "Служба безопасности "Олимпийского" всячески старалась не подпускать поклонников близко ко мне. Так, дешевые места предварялись 15-ю рядами кресел, которые занимали партийные работники. Я просто направился к задним рядам, перелезая через стулья. Люди с задних рядов поднялись и двинулись за мной к сцене. Это шоу в Москве получилось, пожалуй, самым лучшим".

На втором концерте в Москве во время исполнения песни "It's Just A Fantasy" Джоэл, крикнув фразу "Stop lighting the audience!!" ("Хватит светить на публику!"), перевернул на сцене электронное пианино, а затем стал бить микрофоном по роялю, при этом продолжая исполнять песню. Как впоследствии объяснил музыкант, все концерты в СССР снимались на видео, и осветители проигнорировали его просьбу не светить зрителям в лицо. Это разозлило Джоэла, и он перевернул элекропианино, чтобы хоть как-то привлечь внимание к своей просьбе.

Из интервью Билли Джоэла: "Я был готов к трудностям, но не ожидал саботажа со стороны своей собственной команды. Они были увлечены съемками кино, а не самим концертом. Самое смешное, что на следующий день на улице дети меня спрашивали: "Вы снова будете крушить пианино?""

В рамках тура по СССР певец принял участие в записи программы "Музыкальный ринг" Ленинградского телевидения, где исполнял песни и отвечал на вопросы зрителей в зале. Джоэл спел, в частности, песню Боба Дилана "The times they are changing", заметив, что эта песня все время крутилась у него в голове во время гастролей в СССР.
Из интервью телеведущей Тамары Максимовой: "Программу снимали американцы и выглядеть надо было соответствующе. Валя Юдашкин, тогда только начинавший самостоятельную карьеру, сделал мне макияж и довел до ума костюм. У меня были какие-то шелковые шаровары цвета электрик, и он сделал широкий пояс к ним".

"Нам было очень трудно уезжать"// Как музыкант и пресса комментировали концерт
Из интервью Билли Джоэла: "Советские люди абсолютно такие же, как мы. Они любят друг друга, рожают детей, им может быть хорошо или плохо, грустно или весело. Они не хотят воевать. Они такие же как мы, просто на их долю выпало больше проблем, чем на нашу <…> Люди не хотели нас отпускать. Ведь обычно происходит так: ты отыграл концерт, уезжаешь из страны и говоришь поклонникам "До свидания, увидимся снова" — а тут мы понимали, что это не "до свидания", а "прощайте". Люди плакали, было очень тяжело уезжать".

Советский студент в интервью Reuters после концерта: "Я еще никогда не видел, чтобы советская публика так себя вела на концертах. Он (Джоэл. —прим.ред.) сам и музыка настолько энергичны, что просто невозможно усидеть на месте, хочется вставать и прыгать".

Chicago Tribune: "Один молодой человек рассказал, что девять часов летел из Сибири, чтобы посмотреть на западную рок-звезду. Он купил билет у спекулянтов прямо перед концертом".

Newsday: "Солдаты, охранявшие "Олимпийский", сняли фуражки и хлопали в ладоши у себя над головами, пританцовывая".

Detroit Free Press: "К середине шоу 18 тысяч человек уже не сидели на своих местах, а танцевали, хлопали, пели — в общем, вели себя так, как ведут себя американцы на рок-концертах".

"Живая" запись одного из выступлений Джоэла легла в основу двойного альбома "Концерт" (именно так, кириллицей, название альбома пишется в оригинале).

Источники:

https://www.bbc.com/russian/features-48136658

https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/doc/stati/billi-dzhoel-kogda-my-uezzhali-russkie-plakali

https://fuzzmusic.ru/billi-dzhoel-okno-v-rossiyu-istoriya-odnogo-iz-krupneyshih-rok-n-roll-shou-v-sssr-1987-god/

===================

Из воспоминаний зрителей концерта:

Иосиф Вольфсон:

На первом концерте был с другом юности. 3 часа стоял за билетами в очереди в кассу на Площади Революции. Поразили первые ряды партера, заполненные молодыми людьми примерно в одинакового фасона и цвета костюмах и в галстуках. Во втором отделении Билли пригласил "шанхай" спуститься к сцене. Ручейки молодых людей робко потекли из-под крыши стадиона к сцене и превратились в настоящую реку. Этого ни охрана, ни милиция не ожидали...зато певец поднял и серых пиджаков, которым некуда было деваться. На следующем концерте меры предосторожности были столь серьезными, что Билли отказался выходить на сцену, пока пространство перед сценой не было освобождено под танцпол. Первый опыт настоящих рок-концертов! Спасибо Перестройке и Гласности, Михаилу Сергеевичу респект и долгие лета!

Александр Кан:

Приезд Джоэла был символом перестройки, меняющихся отношений между Америкой и Советским Союзом.

Джоэл прекрасно отдавал себе отчет в значимости происходившего. Ему явно хотелось войти в историю - настолько, что в организацию и проведение советских концертов он вложил 2,5 млн долларов собственных средств.

Не остались равнодушными к концерту и американские власти. У нас в Ленинграде генконсульство США самым непосредственным образом было задействовано в приеме гостей.
Именно благодаря налаженным уже к тому времени тесным связям с американскими дипломатами мне и моим друзьям из ленинградского рок-мира были предоставлены не только бесплатные билеты на все три концерта, но и возможность проникнуть за кулисы и неформально пообщаться со звездой и музыкантами его группы.

Шок начался задолго до концерта. Мы с Сергеем Курехиным и Александром Кондрашкиным (барабанщик "Странных Игр" и "АВИА") пришли в СКК (построенный к московской Олимпиаде Спортивно-концертный комплекс тогда носил имя Ленина, теперь называется "Петербургский") во время разгрузки и установки аппаратуры.
"Аппарат" для концерта Билли Джоэла приехал в трех огромных фурах и включал в себя далеко не только мощные динамики и усилители.

Буквально на наших глазах приехавшая вместе с музыкантами целая бригада техников в пространстве СКК строила, точнее собирала, как пазл или конструктор Lego, специальную сцену.

Уже во время саундчека привыкшие к вечно хрипящей и фонящей аппаратуре рок-клуба мы были снесены мощью и качеством заполнившей всю огромную арену звука.

Первый концерт крупной американской рок-звезды в СССР - знак грядущих политических перемен - привлек чуть ли не большее внимание американской прессы, чем советской.

При общении с американскими журналистами мы были изрядно удивлены тем, что помимо политики их внимание было сосредоточено не столько на самом Джоэле, сколько на его жене.

Мы и понятия не имели, что Кристин Бринкли была в Америке моделью высшего уровня, и для светской хроники персонажем даже более интересным, чем рокер-муж.

Концерты и общение

Для самого Джоэла и его музыкантов все происходившее было так же внове и так же странно, как и для зрителей.
Настоящий рок-концерт - со стоячим партером, танцующими и бурно реагирующими на происходящее на сцене зрителями в СССР был тогда еще штукой невиданной, и Билли всячески пытался раскачать застывшую в статичной неподвижности аудиторию - тем более, что первые, лучше всего видные ему ряды были заняты блатной публикой.

В конце концов барьер был сломан, и пространство перед сценой заполнили восторженные фаны. Билли опрокинул свой синтезатор, сломал микрофонную стойку и даже - нечто для тогдашнего СССР и вовсе немыслимое - нырнул в толпу, которая с готовностью и удовольствием подхватила свалившегося на нее музыканта.

К концерту в СССР он явно готовился. Кроме уже тогда превратившейся в избитый штамп битловской Back in the USSR каждое исполнение своей Honesty ("Честность") он посвящал Владимиру Высоцкому, и в общем-то ничем не примечательная лирическая песня вдруг обретала гражданственное звучание.

Когда после концерта мы вместе с сопровождавшим Джоэла музыковедом, эрудитом и блестящим знатоком русской музыки и русского языка Тедом Левиным ужинали в гостинице "Европейская", к нашему столику подошел спустившийся в ресторан Билли. После короткой непринужденной беседы я решился попросить об интервью.

Он не сразу согласился, попросил связаться с ним через пару часов. Мы отправились на вечеринку в квартиру атташе по культуре американского генконсульства.

Квартира была забита едой, выпивкой, музыкантами группы Джоэла, элитой Ленинградского рок-клуба и приехавшей на концерт в Ленинград и почему-то оказавшейся тут же московской группой "Парк Горького".

Через час-другой нервных звонков Тед сообщил мне, что Билли готов меня принять, и мы помчались опять в "Европейскую", где в роскошном люксе с роялем провели прекрасный разговор, после чего вернулись в уже разгоревшуюся не на шутку вечеринку.

В наибольшем выигрыше от всеобщего братания оказался Сергей Курехин, которому проникшийся дружескими чувствами и непростой судьбой русских музыкантов клавишник Джоэла Дэвид ЛеБолт подарил свой синтезатор.

Следы и память

Пребыванием Билли Джоэла в Ленинграде воспользовались Тамара и Владимир Максимовы - создатели стремительно набиравшей популярность телепрограммы "Музыкальный ринг".

Билли Джоэл стал ее первым иностранным участником. Одним из главных и символических для самого Джоэла номеров того выступления стала песня Боба Дилана "Times They Are A-Changin" ("Времена - они меняются").

Во время тура Билли познакомился с советским клоуном Виктором Разиновым. Результатом этой встречи стала песня Leningrad, в которой он сопоставляет опыт американца и русского одного поколения - воевавшие во Второй мировой отцы, Корейская война, холодная война, Кубинский кризис.

Много лет спустя, в 2015 году Виктор приехал в Америку и побывал на концерте Билли Джоэла в "Мэдисон-сквер-гардене", где в его честь, конечно же, прозвучала редко исполняемая на концертах песня Leningrad.

По итогам тура в конце 1987 года вышел концертный альбом Kontsert. Тогда же вышел и видеофильм Billy Joel Live in Leningrad.

В 2014 году концертный альбом и фильм, дополненные ранее не издававшимся материалом, были переизданы под одной обложкой, получив название A Matter Of Trust: The Bridge To Russia.

"Тур в России был, наверное, высшей точкой в моей карьере исполнителя. Я увидел людей и понял, что они нам не враги, - вспоминал много лет спустя Билли Джоэл. - Я также надеялся, что американцы увидят и поймут, что мы делаем. Что ты скажешь, когда твой сын или внук спросит тебя: "А что ты делал во время холодной войны, папа?" Теперь мне есть, что ему ответить".

=============

Скажу Вам, это было что-то невероятное! Это было потрясающее шоу, длившееся 2,5 часа. Во-первых, это был живой звук. Билли Джоэл нес такую энергию, такой мощный музыкальный заряд в зрительный зал. Это было для меня совершенно нечто новое, я видела и слушала такое впервые. Молодежь в первых рядах размахивали руками, снятой одеждой, танцевала. Особенно мне запомнился эпизод, когда Билли Джоэл, чтобы в очередной раз завести публику, бросил в толпу снятый пиджак и еще что-то из одежды. Стоящие в первых рядах подхватили их и начали размахивать в такт музыке. Музыка же звучала прекрасная зажигающая и с прекрасными текстами. Правда перевод этих песен я узнала уже позже, когда смотрела телеверсию и документальный фильм "Билли Джоэл: Окно в Россию". И оказывается, что песню "Честность" (Honesty) музыкант посвятил Владимиру Высоцкому. Об этом вы можете услышать в интервью Билли Джоэл в фильме, если посмотрите его... Меня же дальше после этого концерта ждало много музыкальных открытий, но это уже другая история...

https://www.youtube.com/watch?v=X4CNu921WBY&feature=youtu.be&t=214 - Billy Joel - Honesty (перевод субтитры)

Телевизионная версия концерта "Билли Джоэл в Москве", 1987 год. СССР

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=BJaRKxcMq6w&feature=emb_logo

P.S. Телевизионная версия концерта 1987 года, честно говоря меня разочаровала. Во-первых, из всего концерта оставили лишь 30 минут, а во-вторых, не показывали зрителей, из-за чего была утрачена энергетика этого невероятного шоу.

Показ же новой версии документального фильма "Билли Джоэл: Окно в Россию" состоялась лишь в 2014 году в московском Доме Кино в рамках совместного проекта компании AMEDIA и Центра документального кино "HOT_DO". После просмотра прошло обсуждение фильма. Приведу несколько цитат участников дискуссии:

Александр Акопов, продюсер кино и телевидения:

"Этот фильм, безусловно, будет особенно интересен тем, кто помнит 80-е годы, ведь там есть мы – реальные зрители. Очень интересно спустя столько лет посмотреть на себя со стороны, на свой внешний вид и на свое поведение".

Сати Казанова, певица:

"Люди нуждались в этой энергии, в этом настроении и они были ему благодарны. Для тех, кто пришел на концерт, выступление Билли стало глотком свежего воздуха, ведь рок-н-ролл - это музыка для свободных".

https://zen.yandex.ru/media/id/5e198ebfe6e8ef00b12dc590/billi-djoel-okno-v-rossiiu-1987-god--pervoe-roknrolnoe-shou-v-sssr-5ed63b2c9698095123046ecb

===================

Передача «Музыкальный ринг» с участием Билли Джоэла.

https://yandex.ru/efir?stream_id=v3BwF1RQg_QY&from_block=player_share_button_yavideo


https://youtu.be/IWM7zM4YGHE

=================

По впечатлениям от гастролей в СССР в 1987 году Билли Джоэл написал песню «Ленинград»:

https://youtu.be/LgD_-dRZPgs

=================

Документальный фильм «Билли Джоэл. Окно в Россию» (2014)

http://ok.ru/video/22149597814

==================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================

















































































«Новое русское слово» 31 января 1987 года.























==================











Tags: ! - Гастроли звезд эстрады, ! - История Перестройки, ! - Музыка Перестройки, 1987, Билли Джоэл
Subscribe

Posts from This Journal “! - Музыка Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments