ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Концерт "Музыканты мира — детям Чернобыля".

30 лет назад - 23 апреля 1991 года - в Минске на стадионе «Динамо» состоялся благотворительный концерт "Музыканты мира — детям Чернобыля". В основном, рок-группы из разных стран собрались вместе, чтобы помочь детям, получившим облучение после аварии на ЧАЭС.

Перед зрителями выступили: Машина времени, Чайф, Бригада С, ДДТ, Наутилус Помпилиус, Игорь Тальков и многие другие.

===========

Лейтман А. Рок-н-ролл на воздусях.

Молодой Дальневосточник, 01.06.1991

НАША сумбурная история рок-мероприятий знавала многое и выпестовала публику, закаленную кордонами, подвалами и гопниками. При этом были как-то упущены испытания легкими заморозками.
Сейчас все в порядке. Тем, кто побывал 23 апреля на минском стадионе "Динамо", можно смело открывать въездные визы в США — на очередном Вудстоке не подведут даже зимой.
Благотворительный сейшн назвали зычно: "Музыканты мира — детям Чернобыля". И решили всех "музыкантов мира" упаковать в один концерт с тем, чтобы назавтра отделаться простым повтором.
Марафон открылся в восемнадцать тридцать при пяти градусах Цельсия и невероятном скоплении сержантов — после Павлова дня Минск по количеству ментуры на один гектар прочно лидирует на материке.
За кулисами оттягивалась с горла МАШИНА ВРЕМЕНИ. Какой-то фотограф бросился к Маргулису:
- Юра, можно снимок?
- Я Женя! — зло отрезал Е. М., и его можно понять: который раз с Шевчуком путают.
Зато на помосте Е. М. был, безусловно, в голосе. После андреевой "Битвы с дураками" он выдал нехилый блюз. "У свободы — недетское, злое лицо... Вместо добрых песен — ЛАСКОВЫЙ МАЙ..." Затем акустический Макаревич в стиле директивного бард-фолк'а пропел зарифмованные частушками заклинания: "Отдайте литовцам Литву, Михайла Сергеевич... Всем омоновцам дать по медали с портретом Невзорова... Отпустите литовцев, вам это зачтется, запишется, все равно с них сегодня, пардон, как с козла молока..." Наконец Кутиков прорычал "Поворот", и герои 70-х, попутно догнавшись, переместились в импровизированный партер — слушать HAY.
— Берегите детей, это — единственное, что осталось у нас в жизни, — буркнул Бутусов. — Да здравствует МАШИНА ВРЕМЕНИ, ура!.. Да здравствует ДДТ!
Из-под навеса микшерского пульта выбрался А. Троицкий и резко свалил; НАУТИЛУС грянул "Идущего по пятам". Из прошлогоднего гастрольного состава не оказалось Джавад-заде, его сменил за барабанами ветеранистый помпилиусовец Алик Потапкин... Слава запел про "эти реки", которые "текут, никуда не впадая", затем про Андрея и по нарастающей — к коде — добрался до шикарного пронзона "Падал теплый снег, струился сладкий запах". Все было очень рвано, мощно и складно. Эта-то гармония кое-кого и смущает: разве может быть рок таким красивым? Он, мол, должен состоять из углов и наждачных поверхностей, а у HAY все гладко, четко, не к чему придраться. Что ж, у КУИН тоже придраться не к чему. И у... Впрочем, довольно.
Следом вышла Лесли Шатц из Канады — петь кантри под фонограмму. Эту скуку старательно фиксировали камеры АПН. снимавшие концерт для "Би Би Си". К операторам были приставлены плечистые молодцы с пустыми взорами и полными пастями жвачки. От безделья они вышвырнули из рядов хиппана в вязаной шапчонке и теперь искали, кем еще поживиться. Даже менты поглядывали осуждающе.
Далее весьма эффектно выступил Игорь Тальков. Навязчивые рефрены несли убойный заряд антибольшевизма, и часть публики пустилась в пляс. Впрочем, не исключено, что сие явилось следствием начавшегося подмерзания. Многогранный парень, этот Тальков, — мелодика, режиссура, вокал, имидж. Только рок-н-ролла — ноль, сплошной прямолинейный пафос.
Выскочившая на сцену блондинка во фрачной паре оказалась Элинор Сати из Штатов. Весьма хороша, что подтвердил и крупный план на соседнем мониторе. В одиночку она провибрировала какие-то джазовые гаммы, затем что-то в том же роде выдала дуэтом со своим басистом; тот лабал как-то не в строку и вообще выглядел лишним. В конце концов, собралась вся команда и погнала одну за другой еще аж семь вещей — под чертыхания журналистов, которые полагали, что самый вкусненький импорт припасен на десерт. Наивные! Лучше бы упивались прелестницей Элли: в тот трудный день она единственная из гостей заслуживала внимания. Ее музыкальную нишу невозможно обозначить в двух словах. На другой день я пытался уточнить это, обратившись к первоисточнику, но мадам Сати лишь пожимала плечиками и повторяла: "Политическая экология, политическая экология..." Ее клавишник-ямаец с великолепной голосиной рассказывал, что музыку и тексты она пишет сама.
— Может, это регги плюс нью-ромэнтик?
— Не знаю, — честно развела Элли ручками, и я еще раз убедился, что музыканты не сильны в терминологии независимо от страны рассеяния...
Когда всемером вывалила британская группа ЛИНДИСФАН, родилось тоскливое предчувствие: эти ребята тоже не уйдут, не отыграв по времени сольник. Оно и правда, глупо переть через всю Европу ради пятнадцати минут, забитых в программе.
Нудятина оказалась редкая. Среди недоношенных блюзов лишь две вещицы пролились бальзамом — одна латин-роковая, другая — готическая, возносящаяся каменными ажурными конструкциями. Еще запомнился сакс, который звучал бедно, несмотря на встроенный свисток.
Между тем с наступлением темноты холод усилился, и народ давно и дружно стоял; потешнее прочих приплясывали красноармейцы-первогодки в макси-шинелях. Вот это зрелище поднявшихся трибун и воодушевляло, вероятно, любезных иностранцев. Когда думаешь, что десять тысяч тащатся от твоей музыки, хочется поиграть подольше.
Пока строилась следующая команда — ЭКОУ ВИД БАННИМЕН — с галерки заорали:
— Давай про партию! — некто еще не оправился от потрясения, вызванного Тальковым.
К сожалению, англичане Игорю в подметки не годились. Хотя, возможно, полненький лидер и мычал что-нибудь про тори — слов было не разобрать, сплошные заунывные претензии, вокал и драйв — по нулям. Формально подобные искания именуются "неоготикой", типичный доморощенный представитель — ТОКИО из Питера...
КЛАЦАЯ зубами, стадион перевалил за полночь. В перерывах люди кучками грелись у мощных осветительных приборов, напоминая предков в 1917-м. Пальцы у музыкантов шевелились только потому, что они выбирались на поле непосредственно перед выступлением, коротая часы в помещении для оттяга. Слабые духом исчезали в проходах; в пяти шагах от меня героически вытанцовывал А. Липницкий (бывший бас ЗВУКОВ MY). Концертный штаб поселил его в Раубичах (30 км от Минска), и как он добирался после акции — одному Господу ведомо. Впрочем, на завтрашней пресс-конференции Саша был свеж и весел, как парниковый огурчик.
Тем временем к микрофону встал коротышка с великоватой башкой и через переводчика заявил, что купил букет "для прекрасных советских дам"; в амфитеатр полетели какие-то голубые лютики. Паренек оказался главарем английской ЧАЙНА КРАЙСИС. Группе десять лет, и вышло пять альбомов, но в это верится с трудом: уровень школьного вечера, какая-то невнятная попса. Публика, не стесняясь, скандировала:
— ДДТ! ДДТ!
И — о чудо! — дождались. Около часа ночи. Скрипичный реквием Никиты перерос в "Осенний дождь", и воздух заметно потеплел; дополнительно воодушевлял голый Доценко на ударной кухне. Поскольку простым вставанием засвидетельствовать почтение было давно невозможно, пипл влезал на динамовские скамьи; сцену бескомпромиссно окружил ОМОН. Искрами взлетали шевчуковские хиты; "Периферия" звучала в модернизированном варианте: Юра сделал вставку, в которой изобразил телефонный разговор колхоза с Центром — дескать, мяса не дадим, пока водки не пришлете, и воще, мы — от-де-ляем-ся-я-я-я!..
Спев десять песен, Шевчук сказал:
— А сейчас вам сыграет КАЛИНОВ МОСТ, отличная группа, из самой Сибири...
Немногочисленные рокеры офонарели, а народ продолжал отваливать, и на трибунах оставалась едва одна треть исходной толпы.
Всем было ясно, что времени в обрез. Еще покидали настил последние дэдэтэшники, а Ревякин уже стоял с акустической гитарой на авансцене и оплетал, опутывал, обволакивал, укутывал, спеленывал, охватывал, связывал, закручивал... Волны этих поразительных созвучий ширились, расходились кругами и уносили к чертовой матери оцепеневший стадион, спящий город, непригодную для жизни страну. Кристальной чистоты протяжные распевы на фоне жесткого струнного перезвона — на таком языке можно разговаривать с Космосом... МОСТ врубал в полном составе — Василий Смоленцев (гитара), Андрей Щенников (бас), Виктор Чаплыгин (барабаны) — без настройки и без фальши.
И вдруг... парни покинули сцену! Перед разгневанным народом предстал директор КАЛИНОВА МОСТА Валера Мурзин:
— Это зависит не от нас: нам отключают аппарат...
Тьфу! Ввиду позднего времени бал окончен. Можно понять: два часа ночи.
Неожиданно расходящихся настигли ожившие диффузоры. Что-то заунывно-гнусное вломилось в уши, заполненные еще Дмитрием Ревякиным.
Точно: на сцене — минский УЛИСС. Под фанеру! Ради этого согнали МОСТ!
Не оборачиваясь и посыпая голову пеплом, я зашагал на негнущихся ногах к выходу.
Простите хозяев, ребята.
Подходя к паркингу, услышал сочные хлопки: на стадионе начался фейерверк. Вероятно, в честь пятилетия чернобыльской катастрофы.
КСТАТИ, о благотворительности по-советски. По сию пору милиция и гэбисты ищут десятки миллионов рублей, перечисленных в ходе прошлогоднего телемарафона в фонд Чернобыля и осевших неизвестно где. Любопытно, как поживают денежки, собранные "музыкантами мира"?
Что касается КАЛИНОВА МОСТА, то из Минска команда отправилась в Москву, чтобы 27 апреля принять участие в фестивале независимых групп "Индюки", организованном редактором журнала "Контр'Культ'Ура" Сергеем Гурьевым. (В Минске в этот же день выступили БРИГАДА С, ЧАЙФ, АУКЦЫОН, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, НАСТЯ и какие-то привычно дешевые иноземцы — в рамках "Рока чистой воды".) Говорят, меломанам российской столицы повезло больше, чем белорусской. В текущем году фирма "Мелодия" выпустит диск "Выворотень"; ведется запись еще двух альбомов (акустики и электрического) КАЛИНОВА МОСТА. Об этом мне поведал Мурзин. По секрету, разумеется...

...О втором концерте на "Динамо" умолчу. Досыпь, как говорят в Белоруссии, — хватит. Да кроме прекрутейших РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ из Харькова, там вроде никого интересного и не было. Хотя, икскьюз ми - любители аквамузыки торжествовали явление БГ народу..,

ПЕРЕД пресс-конференцией на глаза снова попался чокнутый фотограф. Он кинулся наперерез приближающемуся к гостинице "Юбилейная" Макару:
— О! Андрей, можно снимок?
— Не-а, — едва выдавил совершенно опухший суперстар и поплелся дальше.
В зале он немедленно занялся минералкой.

http://ex-pressa.ru/samizdat/jam/jam_09/jam_09_005/

Видеозапись концерта:

Часть 1
https://youtu.be/xvnpPs5FSZY

Часть 2
https://youtu.be/iW1XDwTA2N0

=========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

============

























Tags: ! - Благотворительность, ! - История Перестройки, ! - Музыка Перестройки, ! - Рок Перестройки, 1991
Subscribe

Posts from This Journal “! - Рок Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments