стран, среди которых были Франция, Голландия и Германия.
Уже третье тысячелетие евреи рассеяны по всему миру. Поэтому неудивительно, что в самых разных странах снимают еврейское кино, а специализированные фестивали собирают и показывают самые актуальные для своего региона картины.
Больше 40 лет назад уроженка Сан-Франциско и режиссер-документалист Дебора Кауфман задумалась, не пора ли бросить вызов голливудским стереотипам о евреях. В современных ей картинах было два образа еврея: либо жертвенный несчастный человек, либо негативный персонаж суперконтролирующей еврейской матери. Слишком много Голливуда! Слишком много рамок!
Дебора искала новый способ для обсуждения политики и культурной жизни еврейской общины. И вот, в 1981м году в Сан-Францискоо дебютировал фестиваль, на котором сначала показали всего 10 фильмов, но каждый из них поднимал неожиданные темы в контексте еврейской жизни. Например, в программе были картины об истории ЛГБТ. Фестиваль стал сразу очень популярен. Он стал местом единения самых разных евреев, таможно было высказаться на любую тему и быть услышанным.
И вот в эпоху освободительной Перестройки Михаила Горбачева, в 1990-м году фестиваль приехал в Москву!
Это важное (и не только для евреев) событие состоялось в столице СССР!
Сейчас фестиваль еврейского кино в Сан-Франциско длится целых 18 дней, а на его сайте хранятся сотни фильмов. Ну а у Москвы теперь есть свой Еврейский Кинофестиваль, который ежегодно проводится с 2015 года.
============
Журнал "Коммерсантъ Власть" №12 от 26.03.1990
ЕДВА НЕ БЫЛ СОРВАН ФЕСТИВАЛЬ ЕВРЕЙСКОГО КИНО
В течение 20 дней находился под угрозой срыва фестиваль еврейского кино. Он должен был начаться в Москве 24 марта. Сроки фестиваля были предварительно
оговорены его организаторами с советской стороны - представителями
Американо-советской киноинициативы (АСК) и Мосгоркиновидеопрокатом. Для
проведения фестиваля должны были быть арендованы три кинотеатра столицы:
"Октябрь", "Новороссийск" и "Москва".
Справка PF: Фестиваль еврейских фильмов в Сан-Франциско широко известен
своим мировым уровнем. Идея впервые провести его в Москве возникла около
года назад у американской стороны. Госкино отказалось от проекта, а АСК
поддержала его. Организаторы из США и Советского Союза встречались в Москве
в ноябре 1989 г. Принять участие в фестивале должны кинематографисты 9
стран, среди которых - Франция, Голландия, ФРГ и др. Американской стороной
в проведение вложено около 250 тыс. долларов.
Как сообщили корреспонденту "Ъ" в дирекции АСК, 1 марта, когда менять
что-либо было уже поздно, АСК получила письмо за подписью генерального
директора Мосгоркиновидеопроката Владимира Площанского, в котором
сообщалось, что эта организация считает нецелесообразным проводить
фестиваль еврейского кино в указанные сроки и предлагает перенести его на
начало лета. Такое решение грозило АСК серьезными убытками, масштабы
которых оцениваются специалистами в сумму порядка 600 тыс. долларов.
Директор АСК А. Эрштрем сделал в Союзинформкино заявление по поводу
состояния дел с проведением фестиваля, возложив ответственность за
возможный срыв на председателя Мосгорисполкома В. Сайкина.
10 марта директор фестиваля с американской стороны Д. Кауфман и президент
исполнительного комитета фестиваля А. Смитоу направили телеграмму М. Горбачеву и копию Дж. Бушу с просьбой рассмотреть вопрос . о проведении
фестиваля.
Ситуация прояснилась только 21 марта, когда до открытия фестиваля
оставалось всего два дня. Владимир Площанский сообщил корреспонденту "Ъ",
что все вопросы решены, открытие фестиваля состоится в кинотеатре "Зарядье"
24 марта, показ фильмов пройдет в "Варшаве", "Звездном" и "Москве". Так и
не воплощенное решение о перенесении фестиваля Площанский объяснил
"соображениями, связанными с невыполнением Моспрокатом квартального плана".
АСК же, по его словам, проводя показ американских фильмов, обычно забирает
себе большую часть доходов. Изменить решение позволила достигнутая с АСК .
договоренность поделить сборы от фестиваля пополам. Размеры сборов, по
словам Площанского, определить пока трудно, но они обещают быть
значительными.
Тем не менее, по мнению советского содиректора фестиваля Михаила
Блюменкранца, причины возникших проблем носят не коммерческий; а
политический характер. Он полагает, что решение о переносе сроков фестиваля
было продиктовано опасениями городской администрации, что в ходе фестиваля
возможны провокации и конфликты на национальной почве. Решение было
отменено, так как в последнее время в Москве проходили довольно
значительные мероприятия, связанные с еврейской культурой, и это не
спровоцировало никаких столкновений.
https://www.kommersant.ru/doc/265999
===============
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
================
Открытие I-го фестиваля еврейских фильмов в Москве. Слева направо: генеральный директор АСКа Владимир Савицкий, директор фестиваля Дебора Кауфман, второй директор фестиваля Дженис Плоткин, президент Совета директоров фестиваля еврейских фильмов Алан Снитоу, президент Еврейской культурной ассоциации, член Президиума совета ВААДа (Федерации еврейских организаций и общин России) Роман Спектор.
22 апреля 1990 года
Прием, посвященный закрытию I-го фестиваля еврейских фильмов в Москве. Американский режиссер Джоан Миклин-Силвер с мужем Рафаэлем Силвером, главным продюсером фильма "Перекресток Диленси", который демонстрировался на фестивале.
Прием, посвященный закрытию I-го фестиваля еврейских фильмов в Москве. Слева направо: генеральный директор АСКа Владимир Савицкий, генеральный директор совместного предприятия АСКа Марк Гехт, президент Совета директоров фестиваля Алан Снитоу, директор фестиваля Дебора Кауфман, второй директор фестиваля Дженис Плоткин.
Встреча в Еврейском культурном центре имени С.Михоэлса. Слева направо: редактор издания "Вестник еврейской советской культуры" Танкред Голенпольский, директор фестиваля еврейских фильмов Дебора кауфман, председатель центра Михаил Глуз.