ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Художественный фильм Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984)

Ровно 35 лет назад - 8 апреля 1986 года - по первой программе ЦТ состоялась телепремьера фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».

История небольшого отрезка жизни начальника уголовного розыска города Унчанска, Ивана Лапшина, а также его друзей, товарищей и знакомых. Иван Лапшин ловит банду матёрого бандита, живёт в коммуналке и ищет взаимности у актрисы местного театра.

Основные создатели фильма удостоены Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых 1986 года. Лауреаты премии: Э.Володарский, А.Герман, В.Федосов, Ю.Пугач, А.Болтнев, Н.Русланова.
Гран-при жюри «Бронзовый леопард» фильму, а также приз ФИПРЕССИ и Диплом молодых кинематографистов на 39-м МКФ в Локарно, Швейцария (1986).
Премия критики фильму на МКФ в Роттердаме, Голландия (1987).
Британский киноинститут выдвинул фильм, как выдающийся фильм 1986 года, для показа на Лондонском кинофестивале.







================

У режиссера Алексея Германа есть исключительное свойство воссоздавать приметы прошлого во всех мельчайших подробностях. Как и в предыдущем фильме «Двадцать дней без войны» (1976), в каждом кадре его картины «Мой друг Иван Лапшин» (по мотивам прозы Юрия Германа) ощутим авторский почерк — герои середины тридцатых годов кажутся не сыгранными, а словно снятыми на черно-белую пленку скрытой камерой тогда, полвека назад.
Выбор актеров безупречен. На роли главных героев—сотрудников опергруппы утрозыска, людей открытой и широкой души, искренной убежденности в том, что скоро они очистят землю от нечисти, насадят сады и сами еще успеют там долго и счастливо жить, — режиссер намеренно приглашает актеров непримелькавшихся, удивительно точно вписывающихся в атмосферу времени — Андрея Болтнева (начальник угрозыска Иван Лапшин), А.Жаркова, А.Филиппенко.
Появление в столь документально - типажной атмосфере такого популярного актера, как Андрей Миронов, кажется поначалу неожиданным. Но потом понимаешь авторский замысел. Известность актера накладывается в фильме на известность, свойственную профессии его героя — писателя и журналиста. Среди простоватых и порой не очень грамотных друзей он неизбежно выделяется — не только внешним, чуть франтоватым видом и манерами, но и состоянием души. За бравадой и веселостью ощутим внутренний надлом, внезапная смерть близкого человека становится для него подлинной трагедией. В этой роли А. Миронов освобождается от многочисленных штампов, несколько однообразных ролей ловких про проходимцев или незадачливых растяп, сыгранных в последние годы.
Кульминационную сцену фильма — взятие сотрудниками опергруппы опасной банды некоего Соловьева — Алексей Герман решает вопреки расхожим клише детективного «ретро». Бандиты в кадре далеки от образов лощеных интеллектуалов, а их подружки—отнюдь не шикарные дивы из варьете. Перед нами — грязные, заросшие щетиной нелюди с почти животными инстинктами. Их убогие «малины» ничем не напоминают нам эффектные «киношные» притоны.
Камера оператора Валерия Федосова проводит нас по обшарпанным коридорам какого-то барака. Рваные полушубки, затасканные шинели, грязные платки, озлобленные взгляды испитых лиц. Лапшин с криком «По коням!» врывается в одну из комнат. Выстрел, звон разбитого стекла. Лихорадочная потасовка. Но мы уже знаем, что у Лапшина начался приступ тяжелой болезни, когда он может полностью потерять контроль над собой, а клич «По коням!», застрявший в памяти еще с гражданской — первый предвестник кризиса...
Только что Соловьев безжалостно и хладнокровно всадил нож в живот журналиста, неловко пытавшегося по мешать бандиту уйти. И вот он окружен. Все происходит жестоко и буднично. Где-то на пустыре, около смрадного сарая с полусгнившими досками, без напряженной музыки и головокружительных трюков. Совсем не в духе хрестоматийных для многих детективов сцен в ресторанах, где рослые красавцы после перестрелки и рукопашной с сотрудниками милиции, свирепо тараща глаза, выбрасываются из окна второго этажа, чтобы скрыться в полутьме проходных дворов.
И когда из-за сарая с жалобным криком: «Дяденька, не стреляй, дяденька!» выбегает одетый в рваный полушубок Соловьев и отбрасывает в сторону оружие, на какой-то миг он может показаться жалким, даже несчастным человечишкой, по слабоумию ставшим преступником. Но когда вспоминаешь в многочисленных жертвах бандита, застывшие трупы которых находили сотрудники угрозыска, в сердце остается лишь брезгливость, ощущение мерзости. И пуля, которую посылает Лапшин без всякого предупреждения в поднявшего руки Соловьева, не воспринимается актом личной мести за друга.
Что ждет главных героев фильма завтра? Быть может, судьба отмерила им всего два —три года. А может быть, им суждено погибнуть в июне сорок первого. Они об этом пока ничего не знают. Не знаем и мы. Но ощущаем тревожную атмосферу временя — в рефренах проходов духовых оркестров с военными маршами.
Мы переносимся через десятилетия, чтобы еще раз вглядеться в Лицо поколения, на долю которого выпали самые суровые испытания...

Александр Федоров
25.05.1985

https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/332/

===============

Первоначально картину хотели назвать "Начальник опергруппы". Сценарий был написан Алексеем Германом и Эдуардом Володарским аж в 1969 году. Только вот к непосредственным съёмкам приступили только в 1979 году. Так как действие происходит в 30-е годы Алексеем Германом была проделана огромная работа по изучению архивов того времени, консультации со специалистами, в комиссионках покупалась старая одежда и мебель, чтобы воссоздать быт тех лет. Также Алексей Герман со своей супругой в течение месяца каждый день проводили в тюрьме "Кресты" в Ленинграде, где общались с заключенными, присутствовали на допросах и даже были понятыми в опознании убитых.

Прототипом для главного героя стал Иван Бодунов (1900-1975 гг.) — заместитель начальника главного управления рабоче-крестьянской милиции, комиссар милиции 3-го ранга.

Алексей Герман позже вспоминал: "Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий или же делать фильм о любовном треугольнике. Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей".

На главную роль режиссёр с самого начала хотел взять неизвестного актёра. Поэтому Лапшина сыграл Андрей Болтнев — новосибирский актёр для которого эта роль стала первой в фильмографии, но так как выход фильма был сильно затянут цензорами, то первой в прокат вышла его вторая картина "Торпедоносцы", снятая в 1983 году.

А вот на роль журналиста Ханина Герман искал профессионального актёра, поэтому он выбирал из Анатолия Васильева, Александра Филиппенко и Андрея Миронова и выбор пал на последнего.

Первоначально съёмки планировали проводить в Ленинграде, но позже Алексей Герман решил перенести съёмки в Астрахань, потому что там сохранилось больше старых неотреставрированных строений 30-х годов.

Алексей Герман считает своим главным достижением то, что после выхода картины повесть "Лапшин" переиздали тиражом 385 тысяч экземпляров.

https://in-w.ru/laphshin/

===============

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/-L5l_GdXpLM



===================

Легенды Ленфильма - Мой друг Иван Лапшин.

https://youtu.be/NSr9zgilnIk



====================

Обсуждение фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа

https://youtu.be/2CZZRNHiRdA



=========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

============
























Tags: ! - Кино Перестройки, 1984, 1986, полочные фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “полочные фильмы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments