История небольшого отрезка жизни начальника уголовного розыска города Унчанска, Ивана Лапшина, а также его друзей, товарищей и знакомых. Иван Лапшин ловит банду матёрого бандита, живёт в коммуналке и ищет взаимности у актрисы местного театра.
Основные создатели фильма удостоены Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых 1986 года. Лауреаты премии: Э.Володарский, А.Герман, В.Федосов, Ю.Пугач, А.Болтнев, Н.Русланова.
Гран-при жюри «Бронзовый леопард» фильму, а также приз ФИПРЕССИ и Диплом молодых кинематографистов на 39-м МКФ в Локарно, Швейцария (1986).
Премия критики фильму на МКФ в Роттердаме, Голландия (1987).
Британский киноинститут выдвинул фильм, как выдающийся фильм 1986 года, для показа на Лондонском кинофестивале.



================
У режиссера Алексея Германа есть исключительное свойство воссоздавать приметы прошлого во всех мельчайших подробностях. Как и в предыдущем фильме «Двадцать дней без войны» (1976), в каждом кадре его картины «Мой друг Иван Лапшин» (по мотивам прозы Юрия Германа) ощутим авторский почерк — герои середины тридцатых годов кажутся не сыгранными, а словно снятыми на черно-белую пленку скрытой камерой тогда, полвека назад.
Выбор актеров безупречен. На роли главных героев—сотрудников опергруппы утрозыска, людей открытой и широкой души, искренной убежденности в том, что скоро они очистят землю от нечисти, насадят сады и сами еще успеют там долго и счастливо жить, — режиссер намеренно приглашает актеров непримелькавшихся, удивительно точно вписывающихся в атмосферу времени — Андрея Болтнева (начальник угрозыска Иван Лапшин), А.Жаркова, А.Филиппенко.
Появление в столь документально - типажной атмосфере такого популярного актера, как Андрей Миронов, кажется поначалу неожиданным. Но потом понимаешь авторский замысел. Известность актера накладывается в фильме на известность, свойственную профессии его героя — писателя и журналиста. Среди простоватых и порой не очень грамотных друзей он неизбежно выделяется — не только внешним, чуть франтоватым видом и манерами, но и состоянием души. За бравадой и веселостью ощутим внутренний надлом, внезапная смерть близкого человека становится для него подлинной трагедией. В этой роли А. Миронов освобождается от многочисленных штампов, несколько однообразных ролей ловких про проходимцев или незадачливых растяп, сыгранных в последние годы.
Кульминационную сцену фильма — взятие сотрудниками опергруппы опасной банды некоего Соловьева — Алексей Герман решает вопреки расхожим клише детективного «ретро». Бандиты в кадре далеки от образов лощеных интеллектуалов, а их подружки—отнюдь не шикарные дивы из варьете. Перед нами — грязные, заросшие щетиной нелюди с почти животными инстинктами. Их убогие «малины» ничем не напоминают нам эффектные «киношные» притоны.
Камера оператора Валерия Федосова проводит нас по обшарпанным коридорам какого-то барака. Рваные полушубки, затасканные шинели, грязные платки, озлобленные взгляды испитых лиц. Лапшин с криком «По коням!» врывается в одну из комнат. Выстрел, звон разбитого стекла. Лихорадочная потасовка. Но мы уже знаем, что у Лапшина начался приступ тяжелой болезни, когда он может полностью потерять контроль над собой, а клич «По коням!», застрявший в памяти еще с гражданской — первый предвестник кризиса...
Только что Соловьев безжалостно и хладнокровно всадил нож в живот журналиста, неловко пытавшегося по мешать бандиту уйти. И вот он окружен. Все происходит жестоко и буднично. Где-то на пустыре, около смрадного сарая с полусгнившими досками, без напряженной музыки и головокружительных трюков. Совсем не в духе хрестоматийных для многих детективов сцен в ресторанах, где рослые красавцы после перестрелки и рукопашной с сотрудниками милиции, свирепо тараща глаза, выбрасываются из окна второго этажа, чтобы скрыться в полутьме проходных дворов.
И когда из-за сарая с жалобным криком: «Дяденька, не стреляй, дяденька!» выбегает одетый в рваный полушубок Соловьев и отбрасывает в сторону оружие, на какой-то миг он может показаться жалким, даже несчастным человечишкой, по слабоумию ставшим преступником. Но когда вспоминаешь в многочисленных жертвах бандита, застывшие трупы которых находили сотрудники угрозыска, в сердце остается лишь брезгливость, ощущение мерзости. И пуля, которую посылает Лапшин без всякого предупреждения в поднявшего руки Соловьева, не воспринимается актом личной мести за друга.
Что ждет главных героев фильма завтра? Быть может, судьба отмерила им всего два —три года. А может быть, им суждено погибнуть в июне сорок первого. Они об этом пока ничего не знают. Не знаем и мы. Но ощущаем тревожную атмосферу временя — в рефренах проходов духовых оркестров с военными маршами.
Мы переносимся через десятилетия, чтобы еще раз вглядеться в Лицо поколения, на долю которого выпали самые суровые испытания...
Александр Федоров
25.05.1985
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/332/
===============
Первоначально картину хотели назвать "Начальник опергруппы". Сценарий был написан Алексеем Германом и Эдуардом Володарским аж в 1969 году. Только вот к непосредственным съёмкам приступили только в 1979 году. Так как действие происходит в 30-е годы Алексеем Германом была проделана огромная работа по изучению архивов того времени, консультации со специалистами, в комиссионках покупалась старая одежда и мебель, чтобы воссоздать быт тех лет. Также Алексей Герман со своей супругой в течение месяца каждый день проводили в тюрьме "Кресты" в Ленинграде, где общались с заключенными, присутствовали на допросах и даже были понятыми в опознании убитых.
Прототипом для главного героя стал Иван Бодунов (1900-1975 гг.) — заместитель начальника главного управления рабоче-крестьянской милиции, комиссар милиции 3-го ранга.
Алексей Герман позже вспоминал: "Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий или же делать фильм о любовном треугольнике. Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей".
На главную роль режиссёр с самого начала хотел взять неизвестного актёра. Поэтому Лапшина сыграл Андрей Болтнев — новосибирский актёр для которого эта роль стала первой в фильмографии, но так как выход фильма был сильно затянут цензорами, то первой в прокат вышла его вторая картина "Торпедоносцы", снятая в 1983 году.
А вот на роль журналиста Ханина Герман искал профессионального актёра, поэтому он выбирал из Анатолия Васильева, Александра Филиппенко и Андрея Миронова и выбор пал на последнего.
Первоначально съёмки планировали проводить в Ленинграде, но позже Алексей Герман решил перенести съёмки в Астрахань, потому что там сохранилось больше старых неотреставрированных строений 30-х годов.
Алексей Герман считает своим главным достижением то, что после выхода картины повесть "Лапшин" переиздали тиражом 385 тысяч экземпляров.
https://in-w.ru/laphshin/
===============
Фильм можно посмотреть тут:
https://youtu.be/-L5l_GdXpLM
===================
Легенды Ленфильма - Мой друг Иван Лапшин.
https://youtu.be/NSr9zgilnIk
====================
Обсуждение фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа
https://youtu.be/2CZZRNHiRdA
=========
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
============










