ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Фестиваль "Рок против террора". 1991 год.

Ровно 30 лет назад - 6 апреля 1991 года - в московском дворце спорта «Крылья Советов» прошел благотворительный фестиваль "Рок против террора".

Хэдлайнеры: Бригада С, Ва-Банкъ, Алиса, ДДТ, Наутилус Помпилиус

Главные герои русского рока 1980-х годов собрались проявлять гражданскую активность, что соответствовало духу времени. Данное мероприятие было далеко не первым в череде многочисленных концертов с политической повесткой, но точно стало одним из самых резонансных. Фронтмены популярных московских команд «Ва-Банкъ» и «Бригада С» Александр Скляр и Гарик Сукачев, прогуливавшиеся по Арбату, были беспричинно задержаны милицией и доставлены в 108-е отделение, где Сукачев якобы был избит. После инцидента музыканты решили провести протестную акцию в форме сборного концерта, направленный против милицейского произвола. Инициативу поддержали СМИ – газета «Комсомольская правда» и телекомпания «Вид», обеспечив фестивалю полноценную информационную поддержку и придав политизированный окрас. СМИ выступили как полноценные со-организаторы фестиваля наряду со звукозаписывающей компанией «Фили». Решено было назвать мероприятие «Рок против террора», причём понятие террора понималось максимально широко, оно включало и запретительную политику по отношению к рок-музыке, и злоупотребления властью, и различные формы дискриминации. Процитируем анонс фестиваля:

Террор прессы, террор мафии, террор масскультуры… Прежние романтики-бомбометатели попали в компанию, в которой не поняли бы ровным счетом ничего. Сегодня уже трудно установить, «кто первым начал». Ясно одно: действие рождает противодействие, и пока террор — экономический, социальный, политический — остается средством самовыражения граждан, самолеты будут неуклонно угоняться, бомбы — взрываться, пули — свистеть, очереди за колбасой, где каждый терроризирует каждого, — звереть, а покой — только сниться.

Рок, конечно, не самое сильное средство от этого. Но и не самое плохое. Тем более что все чаще борьба с террором оборачивается тем же терроризмом.

Фестиваль «Рок против террора» длился в течение восьми часов. Собрался весь цвет русского рока. Помимо пострадавших от рук милиции и вдохновителей фестиваля Скляра и Сукачёва со своими командами, во дворце спорта «Крылья Советов» выступали Наутилус Помпилиус, Аукцыон, Авиа, Чайф, ДДТ, Мцыри и многие другие. В акции принимали участия группы из Грузии и Литвы, где в результате беспорядков уже погибли люди. Вырученные от фестиваля деньги должны были быть переданы пострадавшим в ходе этих конфликтов.

В проведении мероприятия не принимали участия милиционеры, порядок обеспечивала «Ассоциация каскадеров России».

Вот как описывает фестиваль Александр Кушнир в книге про «Наутилус Помпилиус».

Фестиваль начался весьма помпезно чуть ли не на Ленинградском вокзале. Прибывшую из Питера внушительную рок-делегацию встречал бравурными маршами военный оркестр, недвусмысленно подчеркивая в непростых условиях локальных противостояний единство армии и народа. Следующим пунктом акции оказалась пресс-конференция, состоявшаяся в конференц-зале «Комсомольской правды». Непосредственно сам фестиваль состоялся через день после пресс-конференции и представлял собой восьмичасовое шоу, проходящее фактически без пауз перед переполненным залом Дворца спорта. Одно из условий, выдвинутое администрацией «Крыльев Советов», гласило, что концерт должен закончиться к 23 часам. Соответственно в среднем каждая группа успевала сыграть по 3–4 композиции. Правда, и за этот промежуток времени вполне можно было понять, кто есть кто — благо, за примерами для сравнения далеко ходить не приходилось.

Видеозапись «Рока против террора», в которой выступления артистов демонстрировались вперемешку с предельно политизированными репликами посетителей и музыкантов, активно транслировали спустя полгода, в августе 1991 года, после неудавшегося путча ГКЧП. Музыкальный фестиваль соответствовал общественной эйфории той эпохи, а русские рокеры утвердились в качестве настоящих общественных авторитетов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vatnikstan/kultovye-muzykalnye-festivali-1990-godov-v-rossii-5a97fec14bf1614baa2c50ec

==============

Группа БРИГАДА С, Игорь Сукачев (инициатор, организатор и режиссер акции "Рок Против Террора") - о главной идее фестиваля:

Предысторию в "Комсомольской Правде" я уже рассказывал. Идея фестиваля родилась после нашего конфликта с распоясавшейся милицией на Арбате. Но я много раз повторял, что для меня лично это никакой не акт мщения. Мы не против милиции. Мы против бесправия в любых его проявлениях.
Очень бы не хотелось на нашем фестивале ни провокаций, ни омоновцев.

Группа ДДТ, Юрий Шевчук - о торжестве обывателя, его поражении и о политике террора:

Самое страшное - этот террор обывателя, а не террор какого-то там генерала или политикана. Террор обывателя, которому ничего не нужно - ни свободы, ни демократии.
Конечно, сейчас можно все разделить, половину страны перестрелять - оставшимся лет на пять хлеба хватит, - а потом что?

Группа АЛИСА, Константин Кинчев - о противостоянии, подонках и перестройке:

[Константин Кинчев] Чтобы противопоставить что-то агрессивности и террору, нужно сначала заглянуть, что внутри тебя самого и где в тебе самом очаги агрессии и ненависти. Надо попытаться исправить что-нибудь в себе - и если у тебя будет все нормально, ты будешь нести в мир только положительную энергию... А валить на кого-то - самый простой путь.
Когда был в "Дружбе" концерт в защиту "Взгляда", было поставлено условие - чтобы ни на афише, ни в газетах не фигурировало имя АЛИСЫ. Так и было: ни одна газета, кроме вашей, ни до, ни после концерта не упомянула. Это объясняли возможными беспорядками...
Я думаю, что милиция должна не бить молодежь, а ловить преступников. Это их основная обязанность. Честь и хвала отделам по борьбе с бандитизмом, убийствами, изнасилованиями. Они молодцы, и должны делать свое дело. Но когда эти силы в бронежилетах бросают на усмирение подростков - это просто дико.
А то, что подростки на концертах АЛИСЫ выплескивают отрицательную энергию, - это же хорошо. Это значит, что в одном неблагополучном районе не случится драки с поножовщиной.


Группа АУКЦИОН, Владимир Веселкин и Олег Гаркуша:

Веселкин: Каждая вторая песня АУКЦЫОНА обращена "внутрь" человека, который ощущает себя как садиста, как убийцу, как сексуального маньяка, просто военного, который идет убивать.
Однако я сам порой достаточно четко чувствую себя источником агрессии...

Гаркуша: Сейчас видно, откуда эта массовая волна "попсовой музыки": когда ни чувств, ни мыслей не надо, эта музыка успокаивает идеально...


Группа АВИА, Александр Кондрашкин, Николай Гусев, Алексей Рахов - о консенсусе, насилии на концертах и о группе АЛИСА:

Гусев: Когда все грызутся с целью - буквально - удушить противника и доказать, что он не прав, а другой цели-то и нет, это и порождает цепную реакцию агрессивности.
Террор идет и от "консерваторов", и от "демократов". Потому что, чувствуется, нет общей цели (допустим, эту страну вытащить куда-нибудь), а просто взаимное битье путем газетных статей. Хочется, чтобы не оправдывались опасения, высказанные в одной известной песне (Гребенщикова - прим. ред.), когда "под страхом лишения рук или ног все будут слушать один только рок".

Кондрашкин: Я помню, как после концертов АЛИСЫ шли громить вагоны электрички... Вот этого - не дай бог. Важно, чтобы, выступая против террора, молодежь сама не сделала необдуманных шагов, после которых у реакции были бы развязаны руки. Пусть нас объединят если уж и не политические, то хотя бы музыкальные идеи. Не хватало нам только борьбы с террором террористическими методами...

Рахов: Кстати, это одна из проблем советского рока, который очень политизирован. Раз ты причисляешь себя к "неофициозу", уже вольно или невольно вокруг тебя идет какая-то политическая волна. У властей уже установка: раз будет концерт АЛИСЫ - значит, надо выставлять кордоны милиции. Это "заводит" людей, которые приходят на концерты, они видят, что от них защищаются, злятся - и это, в свою очередь, провоцирует на какие-то хулиганские действия.

Гусев: Рок долгое время был единственной формой оппозиционного действия для молодежи, и за рок-концертом до сих пор тянется шлейф политической акции. Естественно, действие рождает противодействие, и реакция идет от властей, которые рассматривают концерт, как потенциальный политический митинг.

Николай Горенко (НЮАНС):

Сейчас многие говорят о политике - мне бы не хотелось этого делать. Мы хотим просто выйти на сцену и сыграть для людей, которые заплатят деньги, а деньги отдать тем, кто пострадал от этого самого террора. Просто помочь людям, и все.
Террор многолик. Зайдите в любой магазин - там полно террористов.
Каждый из нас сталкивался с насилием. Однажды на гастролях, в Иркутске, я не поладил с администратором гостиницы. А у нее зять - большой начальник. Она взяла и сдала меня в милицию, а там уже протокол пишут: будешь, говорят, сидеть шесть лет. Ничего себе! Я хитрил-хитрил, уламывал их - а ведь ни в чем не виновен был. Пришлось денег дать. Тогда отпустили.
Конечно, мы чувствуем, что наша акция в традициях того, что делали западные музыканты, - но хватит уж смотреть на Запад. Мы и сами с усами.

Владимир Шахрин (ЧАЙФ):

Наш гитарист, Володя Бегунов, сразу после армии служил в милиции. Но никто и никогда ни в рок-клубе, ни среди наших знакомых слова плохого о нем не сказал - он же не вязал никого, не дубасил дубинкой... Да все просто знают, что он порядочный человек. Нельзя же про всех, кто стоит в винной очереди, сказать, что они алкоголики. Так же и люди в форме.
На концертах они просто не знают, как себя вести. Вот Бегунов рассказывает: получена установка на подавление массовых беспорядков. То есть концерт рассматривается как форма массового беспорядка, который надо подавить. И никто никогда не учит их, как вести себя на концерте. А мальчишки - они, как волчата, живут по законам стаи. Стоит одного задеть - вот уже и весь зал гудит: нашего дубинкой побили!

===========

Не стоит сводить счеты

Во все времена к террору прибегали как к крайнему средству для подавления инакомыслия и запугивания. Сегодня мы знаем, что террор многолик: есть государственный, есть националистический, есть индивидуальный, есть террор "Красных бригад" и есть - "Эскадронов смерти". В основе одно - убийство людей. И здесь уже становится неважно, какого цвета у них была кожа или каких убеждений они придерживались.

Что касается нашей страны, то можно сказать, что она вышла из террора как из утробы матери. Белые и красные, синие и зеленые убивали друг друга, пока не передали эстафету сталинским репрессиям, моральному и физическому изнасилованию собственного народа последующими "виднейшими и мудрейшими"... Когда же остановимся?

[Юрий Шевчук] "В то время, когда страна находится на пороге гражданской войны, а в некоторых местах она уже идет; когда общество расколото; когда противостояние политиков подогревает страсти толпы, ищущей виновного в ее бедах, организаторы акции и рок-музыканты выступают за гражданское согласие", - так обращались к молодежи устроители концерта "Рок Против Террора".

В московском Дворце спорта "Крылья Советов" в тот день выступали гранды отечественного рока: ДДТ и АЛИСА, НАУТИЛУС и ЧАЙФ, БРИГАДА С и АУКЦИОН, АВИА и НЮАНС и прочая, и прочая. Иные из музыкантов в прошлом сами попадали под пресс государственной машины. Юрий Шевчук "интересовал" сотрудников КГБ, Бориса Гребенщикова лишали работы, а АКВАРИУМ легальных выступлений. Фанатам еще памятны "черные списки" запрещенных к выступлениям и трансляциям групп, некоторые из которых приняли участие в этой акции. Многие исполнители и ансамбли становились объектами травли в средствах массовой информации. Рок тоже знает, что такое террор...

- "Рок Против Террора" - акция против применения оружия в мирное время, за уважение прав личности, утверждение новых, гуманных отношений между людьми и странами, - говорили со сцены музыканты, и публика оглушающе приветствовала их слова. А на джинсовках, куртках и свитерах у подростков можно было увидеть неброский значок - рука, прижимающая к грифу гитары четыре, в виде колючей проволоки, струны.

Не нам судить, сильное ли это средство против террора - рок-музыка? Пришедшие сюда считали однозначно: акция нужна и своевременна. Лишь бы средства от концерта пошли действительно нуждающимся в них, а не очередным политиканам, в какие бы цвета они ни рядились.

Сергей КОСТИН

Источник: http://www.nneformat.ru/archive/?id=5052

==========

"Рок против террора"
https://youtu.be/WW7CVHUO2fs



==========

Рок против террора (Feelee – FL3 002\003) - 1991

https://youtu.be/yN639M3omyw

Сторона 1:
Warning - "Мцыри" 0:00​
На кухне - "Ва-Банк" 6:55​
Кот - "Чайф" 12:10​
Поплачь о нем - "Чайф" 15:15​

Сторона 2:
Пир во время чумы - "Нюанс" 21:00​
Сколько можно терпеть - "Crossroads" 27:10​
Осколки - "Аукцыон" 32:25​
Лети, лейтенант - "Аукцыон" 36:50​

Сторона 3:
Sex revolution - "Bix" 41:24​
Пожар - "Авиа" 45:40​
Даждо - "Калинов мост" 49:15​
В это - "ДДТ" 54:35​
Террорист - "ДДТ" 59:01​

Сторона 4:
Эти реки - "Наутилус Помпилиус" 1:03:35​
Все в наших руках - "Алиса" 1:06:45​
Чую гибель - "Алиса" 1:10:00​
Эксгибиционист - "Бригада С" 1:14:45​
Дай мне руку - "Бригада С" 1:18:33​

==========

Рок против террора.Фестиваль в апреле 1991. АЛИСА. ДДТ

https://youtu.be/fBw3-sx2ZHc



=========

Рок против террора (06.04.1991 г.). ЧайФ и Наутилус Помпилиус.

https://youtu.be/jO1dhuQjpBU



==========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

============





























Tags: ! - История Перестройки, ! - Рок Перестройки, 1991
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments