ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Документальный фильм Виталия Манского "Горбачев. Рай"

2 года назад - 3 декабря 2020 года - в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась российская премьера фильма Виталия Манского "Горбачев. Рай"

В фильме Виталий Манский беседует с Михаилом Горбачевым на его подмосковной служебной даче в селе Кальчуга. Именно здесь, а не где-нибудь на Западе и живёт Горбачёв после своего ухода с поста президента СССР в 1991 году.

Через год последнему правителю СССР будет 90 лет. Живет ли он в раю? Молчат телефоны, по которым некогда передавались судьбоносные для страны сообщения. Темно в больших залах. Опираясь на ходунки, глубокий старик медленно передвигается от одного кресла к другому. Но ум его жив, глаза блестят. Горбачев требует водки себе и гостю. Уют русской дачи, зима за окном. Воспоминания о былом, страхи будущего.

Впервые Манский снимал бывшего президента Советского Союза двадцать лет назад: "Горбачев. После империи". Тогда еще бодрый герой фильма то гулял с друзьями в Ставрополье, то ездил на торжественный прием к папе римскому. Борис Ельцин, только что ушел в отставку, в воздухе снова повеяло переменами. Спустя двадцатилетие Путина Манский возвращается к Горбачеву, считая, что и тогда, и сейчас тот не был понят.

Своего восторженного отношения к герою фильма режиссер не скрывает. Для Манского Горбачев не "тот, кто развалил страну", а "тот, кто дал свободу", и другого ответа нет. За это благодеяние президент, по его словам, прошел через ад. А его рай в прошлом – прежде всего, это покойная жена Рая. Такая незатейливая игра слов. Манский считает, что Горбачеву поставят памятники, поэтому, пока есть возможность, хочет зафиксировать облик не бронзового, но человечного человека.

По словам режиссёра, «Михаилу Горбачёву будут стоять памятники по всему миру. Где-то очень скоро, а где-то – например, в России – должно пройти много-много лет, прежде чем появится понимание того, что этот человек сделал для истории. Но мне бы хотелось, чтобы за прохладой бронзы или мрамора был виден человек, решивший собственными силами сделать мир лучше. Именно с этой мотивацией мы взялись за долгую работу и убедили этого уставшего от мира 90-летнего старика позволить нам войти в его мир одиночества, разочарования и радости свободы».

Андрей Гореликов.

==========

Горбачев. Рай / Gorbachev. Heaven (100 мин.)
Студия: Вертов, Hypermarket Film, ARTE G.E.I.E., Czech Television
Режиссер: Виталий Манский
Сценаристы: Александр Гельман, Виталий Манский
Оператор: Александра Иванова
Второй оператор: Михаил Горобчук
Продюсер: Наталья Манская
Ко-продюсеры: Вит Клусак; Филип Ремунда
Композитор: Карлис Аузанс.

============

Мировая премьера фильма прошла в главном конкурсе IDFA Амстердамского международного кинофестиваля в 18 ноября.

В рамках «Артдокфеста» состоятся показы:

- 30 ноября в рижском кинотеатре «Сплендид Палас»,

- 3 декабря в московском «Октябре»

- 11 декабря в санкт-петербургском «Англетере». Начало в 19.00.

===============

Виталий Манский: «Горбачёв - мой герой по жизни».

https://youtu.be/ZjuW2-5mEOI

===============

Официальный трейлер фильма:

https://youtu.be/HMPDWm1YE7s

==============

Режиссер Манский презентовал фильм о Горбачеве: экс-президент стал соавтором
«Его требуют распять за несуществующие грехи».

В Амстердаме на одном из самых важных фестивалей документального кино IDFA состоялась премьера фильма «Горбачев. Рай» Виталия Манского.

Он о том, как благодаря одному человеку изменился мир. После Нидерландов последовала премьера на Международном Таллинском кинофестивале. В России картину должны показать в рамках «Артдокфеста».

Виталий Манский уверен, что пройдут годы, и Горбачеву поставят памятники по всему миру. А снимал он кино не о человеке из мрамора. Мы поговорили с режиссером сразу же после мировой премьеры его фильма.

— Как прошел показ в Амстердаме?

— Это было неповторимое событие. Оказалось, что на IDFA в этом году всего семь гостей, а в прошлом было 3500. Культурные учреждения не работали. Церемония открытия прошла в зале на 1500 мест, где присутствовали три человека. Директор фестиваля находился на сцене, а в партере присутствовали еще двое — министр культуры и режиссер фильма открытия. А на моем показе в зале «Тушинский» могли присутствовать только 30 человек. Подчеркиваю, не зрителей, а всех, включая технический персонал. Вот в такой обстановке и состоялась наша мировая премьера.

— И онлайн не предполагался?

— Мы очень регламентировано даем согласие на онлайн-показы. Возможно, с возрастом я становлюсь консервативным и считаю, что картина должна жить сначала на большом экране и только потом переходить в онлайн. Моментальный переход уничтожает фильм.

У меня было три билета на показ, и я пригласил голландских режиссеров, работающих с русской тематикой: Алену ванн дер Хорст, получившую Гран-при на «Артдокфесте» два года назад, Джессику Годер, награжденную у нас за фильм о блокаде, и Машу Новикову, участвовавшую в «Артдокфесте». Но у Маши в ночь открытия родилась внучка, и она не смогла прийти. Ее билет достался киноведу Ольге Сурковой, живущей в Амстердаме.

— Почему в названии вашей картины присутствует слово «рай»?

— Я хочу оставить это при себе и дать зрителям возможность собственных интерпретаций. Люди, которые пытаются толковать название до просмотра, полагают, что оно идет от имени Раиса. У тех, кто картину увидел, рождаются другие версии. Важно, чтобы они возникали. Чем больше будет размышлений, тем полезнее для нас всех. Не для Горбачева. Ему уже, может быть, все равно.

— Михаил Сергеевич уже посмотрел фильм?

— Еще нет. Я хочу показать ему картину на большом экране. Не уверен, что осмелюсь пригласить его на московскую премьеру, которая состоится 3 декабря, потому что он находится в группе не просто риска, а гиперриска. Но и показывать ему фильм на экране компьютера не буду. Возможно, мы арендуем зал, чтобы не было других людей.

— На премьере спектакля «Горбачев» в Театре Наций он побывал.

— Но тогда вторая волна пандемии еще не достигла такой тяжести. Еще было 50 процентов заполняемости зрительного зала. Знаю, как в театре готовились к его визиту, понимая, что мизансцены выстроены фронтально, и для того, чтобы должным образом воспринимать спектакль, нужно сидеть в центре зала. Но из-за соображений безопасности пришлось от этого отказаться и подготовить место в боковой ложе, что несколько нарушало восприятие этого спектакля.

— Почему такое пристальное внимание к спектаклю? Он стал частью фильма?

— Я же в Латвии живу, как и постановщик спектакля Алвис Херманис. Мы дружим. Я не ходил на репетиции, поскольку они проходили в онлайн-формате. Просто каждый день я подключался на пару часов к репетиции.

— В основе фильма — прежде снятые материалы или абсолютно новые?

— Никаких старых съемок в фильме нет. У него замкнутая драматургия. Это несколько дней из жизни Горбачева, несмотря на то что снимали мы его почти два года. Мы как авторы фильма проводим время со своим героем в обязательных и необязательных разговорах о прошлом и настоящем.

— У вас больше частной жизни или Горбачев представлен прежде всего как политик?

— У политика не бывает частной жизни в буквальном смысле слова. Отсутствие частной жизни у нынешнего Президента России — это ведь тоже политическое послание обществу. Появление на политической авансцене супруги и любимой женщины бывшего Президента СССР по своей силе, может быть, принципиальнее, нежели разрешение на частную собственность или коммерческую деятельность. Это очень мощное политическое заявление.

— Примерно в одно время появились и спектакль, и ваш фильм о Горбачеве, а чуть раньше — картина мирового классика Вернера Херцога. Как это объяснить?

— Мы стали четче осознавать то, что не вполне оценили когда-то, от чего отказались. Чем больше мы возвращаемся в прошлое, тем глубже анализируем причины движения назад. Тем более что внешнеполитическая и внутренняя доктрина нынешнего руководства базируется на том, что СССР был идеален, а крушение советской империи — это глобальная катастрофа XX века. Поэтому мы и пытаемся разобраться, каким на самом деле было наше прошлое.

Вокруг Горбачева много абсолютно не соответствующих действительности мифов, прилипших стереотипов, абсурдных по своей природе. Например, утверждение, что он развалил Советский Союз. Горбачев ничего не сделал для развала Советского Союза — наоборот, делал все, чтобы его сохранить, и это не означает, что он правильно сделал. Для меня, например. Я-то как раз не против того, что он развалился, и я из России смог эмигрировать в демократическую Латвию. Его проклинают за целую вереницу стереотипов, хотят судить, предрекают вечные мучения в аду, презирают и ненавидят. Только появляется моя публикация про Горбачева — тут же начинают писать, что он наворовал, переехал в Германию… Но он живет в России, в Германии никогда не жил. Да и приватизировать тогда было нечего. Но вопрос не в этом, а в том, что его требуют распять за несуществующие грехи. Вот что поражает.

Фильм в чем-то развеивает стереотипы, но я прекрасно понимаю, что людей, которые что-то вдолбили себе в голову или им вдолбили в сознание, переубеждать бесполезно. Одним фильмом этого не добиться. Тем более что государственная машина исправно работает на дискредитацию завоеваний перестройки. Если государственные каналы выпускают свои главные проекты, где прямым текстом говорится, что падение Берлинской стены — это поражение России на международной арене, и нужно разобраться с теми, кто это допустил, то о чем тут говорить…

— Трудно было уговорить Горбачева сниматься?

— Нам пришлось его очень долго уговаривать. И не потому, что он не хотел общаться, — просто критично относился к своему состоянию, которое оставляет желать лучшего в силу почтенного возраста. Он считал, что надо было раньше снимать, что все уже сказано. Но когда мы объяснили принципиальное отличие нашего фильма от всего того, что было снято, в том числе и мною двадцать лет назад, он согласился с нами. Я имею в виду его ближайшее окружение, друзей, Александра Гельмана, ставшего моим соавтором. Михаил Горбачев не только согласился, но и в каком-то смысле выступил соавтором фильма. Мы даже хотели поставить его имя в титрах, но поняли, что нас будут упрекать в пиаре, и отказались от этой идеи.

— Участвовала ли Россия в производстве фильма?

— В числе производителей — Латвия, Чехия, Франция и Германия. Я не вижу в России негосударственных денег, которые можно было бы привлекать, а с государственными институциями в сфере кино не очень приятно иметь дело.

https://www.mk.ru/culture/2020/11/22/rezhisser-manskiy-prezentoval-film-o-gorbacheve-eksprezident-stal-soavtorom.html

=============

=============

Огромное спасибо Ксения Ларина и Виталий Манский за интересный разговор о фильме «Горбачёв. Рай».

«Дифирамб» на «Эхо Москвы» 29 ноября 2020 года.

https://youtu.be/8B7pebWBhdc


==============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==============











































===================

«Горбачев. Рай» — фильм-портрет первого президента СССР о власти, возрасте и любви Антон Долин — о новой картине документалиста Виталия Манского.

https://meduza.io/feature/2020/12/04/gorbachev-ray-film-portret-pervogo-prezidenta-sssr-o-vlasti-vozraste-i-lyubvi?fbclid=IwAR1RY0ncnXdF1db02zyNOmpFX4dwQuFB0fTprWNny5OEQHA7-zNjrk6l1hY

Виталий Манский о фильме в интервью радиостанции «Свобода».

https://www.svoboda.org/a/30984509.html?fbclid=IwAR3IedJyUoY2ywNBbHUORT-xPUNdlVJpsBPxIgHBrCu6EYV8nrm2_ulYKdU

============

«Назовите картину «Беседы с одним чудаком». В Москве состоялась российская премьера фильма Виталия Манского «Горбачев. Рай»

Прошло почти 20 лет с показа первого дока Виталия Манского о первом и последнем президенте СССР «Горбачев. После Империи». Они хорошо знакомы, и хотя режиссера в кадре нет, периодически Михаил Сергеевич по-свойски зовет его из другой комнаты: «Виталий!» — или без всякого политеса осаждает.

Новый фильм — разговоры с 89-летним политиком, изменившим ход мировой истории. Портрет без прикрас и лессировок, без парадных регалий. В первых кадрах увидим черно-белую кошку на паркете.

Замершие телефоны. И старик, дремлющий перед экраном монитора под сюжет о бурной революционной Перестройке и впавшей в забытье Гласности.
Авторы фильма (Виталий Манский и Александр Гельман) разговаривают с Михаилом Сергеевичем в загородном служебном доме (пожизненная аренда оплачена руководителями стран бывшего нерушимого союза), в «Горбачев-фонде», в квартире его помощника, где экс-президент встречает новый 2020-й.

Перед показом Манский сказал: «Не ждите каких-то политических откровений, просто проведете полтора часа с Горбачевым». Нет здесь и хроники, в том числе затертых до дыр кадров развала Берлинской стены или возвращения заложников Фороса. Есть очень старый малоподвижный человек без грима.

Мудрый и наивный, искренний и себе на уме. Замедленный, уставший и магнетический.

Называет динозавром Рейгана, а сам — какой еще динозавр! Кажется, в складках морщин спрятался весь ХХ век со всеми его противоречиями.

Камера фиксирует и драму физической немощи, и благородство, и силу духа. Она не отрывается от его лица. Она безжалостна. Едва ли не 80 процентов хронометража — крупный план. Но Манский и его отличные операторы Александра Иванова и Михаил Горобчук демонстрируют высокий пилотаж поэзии наблюдения. Мы, не отрываясь, слушаем и смотрим на Горбачева, однако в кадре и повседневная жизнь большого дома. Кот у его ног, в раскрытой двери на кухне готовят пельмени и картошку, на стене рядом с колышущейся занавеской портрет Раисы Максимовны (и не один), на столе лучший торт советских времен «Птичье молоко», в окне живут своей жизнью сосны. В телевизоре — неумолкающий нынешний президент. В какой-то момент этот контрапункт, педалируемый режиссером, почти навязчив.

Горбачев с высоты критического возраста смотрит на пройденный путь, на прихотливый узор жизни: от школьных сочинений про Сталина и возвращения домой репрессированного деда — до революционного решения в 1991-м отказаться от власти. Уйти.

Съемки будут прерваны, когда ему придется лечь в больницу. И вдруг он сам решит продолжить, потому что «надо сделать сильный фильм, не испортить его», а времени у него в обрез — и это обезоруживающий жест.

В сравнении с искренней, но пространной, комплементарной и несколько поверхностной картиной современного классика Вернера Херцога «Знакомьтесь. Горбачев!» работа Манского совсем другая. Без восклицательных знаков, с многоточиями и пропусками, которые зритель заполняет сам. С изначальным выбором: понять, договорить, услышать.

Картина обманчиво простая, мерная под звук тикающих в тихом доме часов, она непредсказуема в своем течении со множеством подтекстов и колющих в самое больное вопросов: про вильнюсские события, про обвинения в слабости, про выбор между свободой и сохранением СССР, про жизнь длиной почти в век.

Манский со свойственным ему темпераментом и натиском не дает разговору шансов плыть по течению. Напоминает о том, что открывший двери в свободу — предан и проклят теми, ради которых он и начал Перестройку. Напоминает о нынешнем рейтинге 0,8. Спрашивает, почему он смирился с государственным переворотом. Они спорят о демократии, которая в итоге стала катализатором разрушения СССР. Горбачев отвечает медленно, порой просто замолкает или неожиданно срезает собеседника метким словом, снова становится уклончив. Но очевидно и удивительно, что при всех сокрушительных разочарованиях он остается убежденным оптимистом, верящим в будущее России. И на самые острые, провокационные эскапады режиссера отвечает: «Нужно время и терпение».

Он шутит, поет, на украинском и русском, читает Пушкина и Есенина, рассказывает анекдоты. Чего в нем больше — человека или политика?

Этот неустойчивый баланс просматривается в его ответах то прямых, то неопределенных. В фильме Херцога был политик. Здесь — человек, которому выпала роль политика. И может быть, именно это человеческое убило политика Горбачева? Политика, по его признанию, уничтожит его личное счастье. Вся расплывчатость исчезает, как только он вспоминает жену, ради которой всегда был готов слыть «подкаблучником», ведь это комплимент его Раисе. С которой никогда не расставались. Это и был его личный рай. И вот уже 20 лет без нее, как он скажет: «в аду». А после спора о высшем смысле жизни сформулирует то, о чем думает бессонными ночами: «Что может быть выше чувства влюбленности в женщину и ее любви?»

Неспешное действо набирает обороты, когда к Горбачеву приходят режиссер Алвис Херманис, актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, которые готовят спектакль о Михаиле Сергеевиче и Раисе Максимовне, спектакль о любви. И в этом эпизоде так же, как и в других сценах, вдруг покажется, что сам Горбачев режиссирует происходящее. Его расспрашивают, по очереди задают вопросы, но уже через несколько минут все хором поют «Утро туманное». Или кульминация — Новогодняя ночь. Михаил Сергеевич оказывается в малогабаритной квартире своего помощника Володи (дочь и внучки в Германии). Мизансцена поразительная. 2020-й на пороге. В телевизоре государственный флаг, и нынешний президент говорит о неотделимости наших личных планов от России. Горбачев слушает. Слова, слова. Гимн про нерушимый союз. Это похоже на кем-то выдуманную и поставленную сцену из пьесы про страну, отказавшуюся от будущего.

И именно здесь почти физически ощутимо космическое одиночество героя фильма. Оказавшегося намертво запертым в складках времени, но сохранившим внутреннюю свободу, благородство и независимость.

«Назовите это кино беседами с одним чудаком», — скажет он Манскому.

Кто сегодня его услышит, увидит, если даже газеты отказываются публиковать его тексты. Но он упрямый оптимист, романтик: «В России слышат все, кто хочет».

Фильм Виталия Манского «Горбачев. Рай» — свидетельство о современном мире через человека, своей жизнью повлиявшего на наши жизни.

И время в этом кино течет неспешно, как река за окном. Как необратимая вспять история. Как жизнь человека, сказавшего нам перед уходом: «Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа».

https://novayagazeta-ru.turbopages.org/turbo/novayagazeta.ru/s/articles/2020/12/04/88234-nazovite-kartinu-besedy-s-odnim-chudakom

==========

Полина Ковалёва:

#история #артдокфест #кино #горбачеврай

Решила составить здесь заметку для себя и для тех, кто будет читать о моих уроках о Перестройке.
Вчера в Москве в кинотеатре Октябрь прошли заключительные показы фильма "Горбачев. Рай". И несмотря на то, что на все три состоявшихся показа были проданы все билеты, больше мы в России его не увидим. В моей стране запрещают фильм о экс-руководителе. За что? Неужели за экстремизм? Да, наверное, в России быть бывшим Президентом да еще и всеми любимого СССР уже экстремизм( Радует большоеколичество молодежи в зале, решившей использовать этот последний шанс.
Горбачеву и нам вместе с ним за это время выпала уникальная возможность увидеть его жизнь от молодого перспективного 54-летнего политика до глубокого старика. Советские смеялись когда-то над Брежневым, цеплявшимся за трон даже уже с трудом говоря, а сейчас мы видим на экране человека, прошедшего уникальный путь после власти. И сейчас он как и всегда повторяет, что людям надо давать свободу, гласность. Что нельзя было проливать кровь даже против ГКЧП. Что Советский Союз должен был быть сохранен даже без Прибалтики. А нам, многим сидящим в зале уже и не вспрмнить ту страну, за которую герой фильма так упорно боролся. Он так и не простил Ельцина, которого нет на этом свете уже больше десяти лет, называя его "дураком" и до сих пор сокрушается, что не отправил его никуда. Он считает, что Россия как и Европа использовала свой шанс на свободу и демократию и что главное, связанное с Перестройкой у нас еще впереди...
У нас почти не осталось людей, особенно во власти, у котопых было бы столь длинное восхожление наверх. Он вспоминает себя сельским ребенком, как его спасали медом от тяжелой болезни, когда он уже умирал, как ждал сообщения о поступлении, как со слезами на глазах провожал его в Москву дед. Как вернулся после ВУЗа на партийную работу на родину, как любили гулять на природе. Как с подачи Андропова был вновь переведен в Москву и запомнившееся "подлесок")
Меня совершенно поразила в фильме операторская и сценарная работа. Мы видим героя дома, природу вокруг. Причем без прикрас показана его телесная немощь. Впрочем многие ли из нас смогут похваствться даже этим в 90 лет? Видим даже за рабочим столом в кабинете, в автомобиле. Видим в обсуждении спектакля о нем с актерами, которым предстоит сыграть их с Раисой Максимовной на сцене театра Наций. Как много он помнит о своей молодости и любви... Первый поцелуй, например). Мы видим подготовку актеров и репетицию одной из сцен, последнее выступление в качестве Президента СССР, когда ему не налили воды. В стране, которая гордится своими ветеранами(
Люди, благородные и благодарные - отдельная тема этого фильма. В стране, где до сих пор есть люди, считающие Горбачева непопулярным важно показать, что он окружен людьми, относящимися к нему с вниманием и заботой: дома, на работе, в гостях. Что в возрасте, до которого доживают немногие, он не одинок и встречает Новый год в компании тех, кто его уважает и ему благодарен.
Горбачев - единственный из отечественных лидеров, для которого особую роль играет женская тема, которого многие из нас впервые увидели на телеэкране не одного, а рядом с женщиной, умной, красивой, образованной, смелой. И сейчас в его доме со всех сторон мы видим их совместные фото.
- После ухода Раисы Максимовны Вы говорили, что у Вас теперь нет смысла жизни?
- А его и нет
- Разве смысл жизни в том, чтобы всю жизнь любить одну женщину? Может он в чем-то более высоком?
- А что может быть выше любви мужчины и женщины?
А помните: "И чего она везде с ним ходит?" Горбачев отвечает на этот вопрос в фильме " Мы были слипшиеся". Восприняли бы этот ответ советские? На праздновании Нового года Горбачев обмолвился про 20 лет без жены. Думал ли он тогда 20 лет назад, что проживет эти годы? Фильм заканчивается на могиле Раисы Максимовны. Горбачев много раз говорил в интервью, что здесь будет похоронен и он сам.
Немногие вспомнят, что совсем недалеко оттуда расположено заведение, появлением которого мы тоже обязаны открыты границам, Первый московский хоспис. В СССР ведь не было умирающих, больных, поэтому не нужны были ни паллиатив, ни благотворительность, а благодаря Перестройке появились.
В фильме Горбачев периодически принмается петь. Поющий Президент? Ну да, в стране, которая готовится к войне - зрелище совершенно недопустимое. А в мирной, свободной - совершенно естественное.
Есть ли в увиденом то, что нужно рассказать детям? Есть, но мне не хватило. Хочу еще такие фильмы. И чтобы их показывали на госканалах для всех. При Путине же показывали Манского в 2001 году!

==========

boris kogan
На открытии Международного фестиваля документального кино «Артдокфест» показали картину «Горбачев. Рай» Виталия Манского. Несколько дней назад он получил награду за лучшую режиссерскую работу на главном в Европе фестивале неигрового кино IDFA.
У нас показ сопровождался одиночным пикетом. У входа в кинотеатр стоял человек с плакатом, называвшем героя фильма "изменником Родины", а всех, кто пришел смотреть кино, его пособниками.
Фигура первого и последнего президента СССР, которому 2 марта 2021 года исполнится 90 лет, и юбилей он хочет отпраздновать, вызывает и сегодня бурную реакцию.
После фильма некоторые зрители обвиняли его в развале СССР. 20 лет назад Виталий Манский уже снимал фильм о Горбачеве, которому тогда было 70, и он казался ему старцем. А теперь поражает здравый ум и самоирония, меткость оценок человека, тело, которого сопротивляется жизни.
Горбачев и сам отлично осознает свое физическое состояние. Он с трудом поднимается с кресле - без посторонней помощи это уже невозможно, передвигается при помощи специального приспособления. Хорошо, что нашлись люди, построившие для него лифт на второй этаж, чтобы дорога в спальню не занимала целый час.
Поразительно, но, оставаясь у руля могущественного государства, Горбачев ничего, кроме московской квартиры, не нажил. А живет за счет того, что еще недавно мог заработать, читая лекции по миру. За одну из них заплатили 400 тысяч долларов, но это было всего лишь раз. Михаил Сергеевич с трудом согласился на участие в фильме, и теперь предлагает
авторам название – «Беседа с одним чудаком».
Час и сорок минут вместе со съемочной группой мы - зрители - находимся в подмосковном служебном доме, предоставленном в пожизненное пользование Михаилу Горбачеву. Его окружает высокий забор с колючей проволокой, всюду установлены камеры наблюдения.
Так и живет в одиночестве человек, изменивший мир.
И это производит сильнейшее впечатление.
Новый 2020 год Горбачев встречает в квартире своего помощника. Никого ближе теперь у него нет. Стены загородного дома украшены портретами любимой жены Раисы Максимовны. 20 лет Горбачев живет без нее. Виталий Манский задает ему вопрос о том, неужели мужчине достаточно
встретить любимую женщину, воспитать с ней детей, чтобы уже никаких других высоких целей перед собой не ставить.
Горбачев отвечает: а что может быть более ценного в этой жизни.Он бросит всего одну фразу:
о том, что теперь к нему внучки не приезжают, раньше приезжали, а теперь нет. Все! Никаких других слов не надо.
Все ясно без них. Мы видим брошенного родственниками человека, и все остальное воспринимаем в этом свете. Это приговор тем, кто это допустил. Дочь и две внучки живут в Германии, в Россию не приезжают. А Горбачев теперь в таком состоянии, что сам никуда выехать не может.
Он вообще редко где бывает. Мы увидим его в Фонде Горбачева и на Новодевичьем кладбище, где Михаил Сергеевич покажет, где будет лежать рядом со своей любимой Раисой. В фильме он напоминает Короля Лира, незаслуженно и жестоко преданного дочерьми.
Горбачев все время что-то ест. Особенно впечатляет крыжовник, который он зачерпывает из миски ложкой. Он такой простой и близкий, словно наш с вами сосед.
Когда к нему приходят Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и латвийский режиссер Алвис Херманис, репетировавшие в тот момент спектакль «Горбачев» в Театре Наций, станут расспрашивать об особенностях
взаимоотношений с женой, Горбачев расскажет, как брился, напевая «Утро туманное», и Раиса Максимовна слушала такой концерт едва ли не каждый день.
Херманис сделает мощное признание: после отца и матери, Горбачев – третий человек, столь сильно повлиявший на его жизнь. Алвис не мог понять слова украинской песни, которую напевал Горбачев, он много не понимал, и это так восхитительно показано в картине. В зале во время показа фильма присутствовал Евгений Миронов.

Вместе с Виталием Манским картину представлял автор сценария Александр Гельман, которому 86 лет. А потом они пытались объяснить людям, что парадокс Горбачева в том, что развала СССР он не хотел, он хотел свободы, но это оказалось несовместимо. «Но такого СССР, какой нам хотят сейчас впарить политики, он не хотел», - сказал Виталий Манский.
Кто-то не согласен с позицией авторов, что Горбачев в современной России - не герой. Для них он – безусловный герой. И многие переживали, что он оказался в старости один.
«Я на три года младше Горбачева и могу вам сказать, что старость – замечательная пора наибольшей свободы, которую только можно испытать», - пытался успокоить встревоженных зрителей Александр Гельман.

=========

Российская премьера фильма в кинотеатре «Октябрь» 3 декабря 2020 года:

Фото Юрия Феклистова.















Никита Карцев:

вчера в ночи провожал в последний путь МС просмотром документального фильма "Горбачев. Рай", который снял Виталий Манский два года назад

фильм заканчивается наступающим новым 2020 годом. последние кадры - льдинки, плывущие по освобожденной реке, под ключевой музыкальный мотив фильма. украинскую песню про то, что весна вернется, а молодость - никогда

льдинки похожи на ту самую родинку. родинка - родина - родник

в фильме несколько раз появляется режиссер и его излюбленный прием: вопросы за кадром, монолог за кадром. есть и несколько поясняющих титров: кто такой Ленин, кто такой Сталин. они тут вроде как и ни к чему - что это, википедия, что ли? да и неужели мы не в курсе, кто они

и все же они дают свою строгость, водораздел, контраст

Ленин, Сталин - это пара строчек

Путин - он тут тоже есть, но только в телевизоре, вещающий с грозным видом про семейные ценности, напрягая желваки, стоя один на ветру у кремлевской стены. в этот момент у последнего генсека СССР выпадает слуховой аппарат. и не то чтобы он торопится вставлять его обратно

а потом и режиссер, и пояснения, и гости, и вопросы в кадре и за кадром уходят на второй план. растворяются. абсолютно все заполняет он. Горбачев. большой, огромный, теплый, живой

самое ценное, что есть в фильме - что успели снять - как он пьет стопочку, растягивая ее на три крошечных глотка. как стол завален пятнадцатью видами сладостей. как он отвечает на одни вопросы и делает вид, что не слышит другие. как рассказывает одни и те же истории. как пытается встать. долго, обстоятельно, неторопливо.

как идет

долго, обстоятельно, неторопливо

как доходит до цели

как он молчит, едет, встречает гостей - видных московских театралов во главе с латвийским режиссером, которые ставят спектакль по его жизни

точнее по истории его любви

как он приходит к ней на свидание - на Новодевичье кладбище

как показывает место рядом с ней - для себя

как снова поет, точнее, уже декламирует одну и ту же украинскую песню про то, что весна вернется, а молодость никогда

долго, обстоятельно, неторопливо

Горбачев в фильме - классический герой. с огромной судьбой, личностью, размахом. и одновременно - шуршащий, спотыкающийся, уязвимый, абсолютно зависимый от других

он угасает на наших глазах. и он отказывается сдаваться

в нем столько жизни, парадокса, драмы, сюжета - и все это при его жизни игнорировалось, оставалось за кадром, на обочине, на периферии русской культуры

в который раз поражаюсь тому, как русская культура ускользает от рефлексии. от прямого разговора. избегает называть вещи своими именами

пресловутая "гласность" настолько опасна для русской культуры, что она готова на что угодно, только бы увернуться от нее

как вампир, который боится солнечного света

вчера, сегодня, завтра мы прочитаем тонну некрологов о том, какой замечательный был Горбачев, как он боролся за свободу, как навсегда изменил 20 век. но все это эффект пузыря, обман зрения. в массовой культуре - русской культуре - Горбачев - синоним слабости

как такое же проявление слабости здесь - любовь к женщине. или там - непротивление злу насилием

Горбачеву не поставят в России памятник. не назовут здесь в его честь ночной клуб или хотя бы коктейль. не дадут его имя детям. не набьют татуировку с его родинкой на плече

даже просмотр фильма Виталия Манского про Горбачева невозможно оплатить в России российской карточкой

русская культура отрицает Горбачева. не справляется с ним. не знает, что с ним делать

и даже не замечает, как безвозвратно Горбачев эту русскую культуру изменил

это не было очевидно 30 лет. это тем более неслышно сегодня. но русская жизнь после Горбачева не будет прежней

этот родник не завалить ни камнем, ни снегами

эту песню не задушишь, не убьешь

эта любовь сильнее смерти

и этой смерти - нет



















Tags: ! - Документальные фильмы о Горбачёве, #артдокфест, #горбачеврай, #история, #кино, 2020, Манский
Subscribe

Posts from This Journal “2020” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments