?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Документальный фильм Виталия Манского "Горбачев. Рай"
Перестройка
ed_glezin
В фильме Виталий Манский беседует с Михаилом Горбачевым на его подмосковной служебной даче в селе Кальчуга. Именно здесь, а не где-нибудь на Западе и живёт Горбачёв после своего ухода с поста президента СССР в 1991 году.

Через год последнему правителю СССР будет 90 лет. Живет ли он в раю? Молчат телефоны, по которым некогда передавались судьбоносные для страны сообщения. Темно в больших залах. Опираясь на ходунки, глубокий старик медленно передвигается от одного кресла к другому. Но ум его жив, глаза блестят. Горбачев требует водки себе и гостю. Уют русской дачи, зима за окном. Воспоминания о былом, страхи будущего.

Впервые Манский снимал бывшего президента Советского Союза двадцать лет назад: "Горбачев. После империи". Тогда еще бодрый герой фильма то гулял с друзьями в Ставрополье, то ездил на торжественный прием к папе римскому. Борис Ельцин, только что ушел в отставку, в воздухе снова повеяло переменами. Спустя двадцатилетие Путина Манский возвращается к Горбачеву, считая, что и тогда, и сейчас тот не был понят.

Своего восторженного отношения к герою фильма режиссер не скрывает. Для Манского Горбачев не "тот, кто развалил страну", а "тот, кто дал свободу", и другого ответа нет. За это благодеяние президент, по его словам, прошел через ад. А его рай в прошлом – прежде всего, это покойная жена Рая. Такая незатейливая игра слов. Манский считает, что Горбачеву поставят памятники, поэтому, пока есть возможность, хочет зафиксировать облик не бронзового, но человечного человека.

По словам режиссёра, «Михаилу Горбачёву будут стоять памятники по всему миру. Где-то очень скоро, а где-то – например, в России – должно пройти много-много лет, прежде чем появится понимание того, что этот человек сделал для истории. Но мне бы хотелось, чтобы за прохладой бронзы или мрамора был виден человек, решивший собственными силами сделать мир лучше. Именно с этой мотивацией мы взялись за долгую работу и убедили этого уставшего от мира 90-летнего старика позволить нам войти в его мир одиночества, разочарования и радости свободы».

Андрей Гореликов.

==========

Горбачев. Рай / Gorbachev. Heaven (100 мин.)
Студия: Вертов, Hypermarket Film, ARTE G.E.I.E., Czech Television
Режиссер: Виталий Манский
Сценаристы: Александр Гельман, Виталий Манский
Оператор: Александра Иванова
Второй оператор: Михаил Горобчук
Продюсер: Наталья Манская
Ко-продюсеры: Вит Клусак; Филип Ремунда
Композитор: Карлис Аузанс.

============

Мировая премьера фильма прошла в главном конкурсе IDFA Амстердамского международного кинофестиваля в 18 ноября.

В рамках «Артдокфеста» состоятся показы:

- 30 ноября в рижском кинотеатре «Сплендид Палас»,

- 3 декабря в московском «Октябре»

- 11 декабря в санкт-петербургском «Англетере». Начало в 19.00.

===============

Виталий Манский: «Горбачёв - мой герой по жизни».

https://youtu.be/ZjuW2-5mEOI

===============

Официальный трейлер фильма:

https://youtu.be/HMPDWm1YE7s

==============+

Режиссер Манский презентовал фильм о Горбачеве: экс-президент стал соавтором
«Его требуют распять за несуществующие грехи».

В Амстердаме на одном из самых важных фестивалей документального кино IDFA состоялась премьера фильма «Горбачев. Рай» Виталия Манского.

Он о том, как благодаря одному человеку изменился мир. После Нидерландов последовала премьера на Международном Таллинском кинофестивале. В России картину должны показать в рамках «Артдокфеста».

Виталий Манский уверен, что пройдут годы, и Горбачеву поставят памятники по всему миру. А снимал он кино не о человеке из мрамора. Мы поговорили с режиссером сразу же после мировой премьеры его фильма.

— Как прошел показ в Амстердаме?

— Это было неповторимое событие. Оказалось, что на IDFA в этом году всего семь гостей, а в прошлом было 3500. Культурные учреждения не работали. Церемония открытия прошла в зале на 1500 мест, где присутствовали три человека. Директор фестиваля находился на сцене, а в партере присутствовали еще двое — министр культуры и режиссер фильма открытия. А на моем показе в зале «Тушинский» могли присутствовать только 30 человек. Подчеркиваю, не зрителей, а всех, включая технический персонал. Вот в такой обстановке и состоялась наша мировая премьера.

— И онлайн не предполагался?

— Мы очень регламентировано даем согласие на онлайн-показы. Возможно, с возрастом я становлюсь консервативным и считаю, что картина должна жить сначала на большом экране и только потом переходить в онлайн. Моментальный переход уничтожает фильм.

У меня было три билета на показ, и я пригласил голландских режиссеров, работающих с русской тематикой: Алену ванн дер Хорст, получившую Гран-при на «Артдокфесте» два года назад, Джессику Годер, награжденную у нас за фильм о блокаде, и Машу Новикову, участвовавшую в «Артдокфесте». Но у Маши в ночь открытия родилась внучка, и она не смогла прийти. Ее билет достался киноведу Ольге Сурковой, живущей в Амстердаме.

— Почему в названии вашей картины присутствует слово «рай»?

— Я хочу оставить это при себе и дать зрителям возможность собственных интерпретаций. Люди, которые пытаются толковать название до просмотра, полагают, что оно идет от имени Раиса. У тех, кто картину увидел, рождаются другие версии. Важно, чтобы они возникали. Чем больше будет размышлений, тем полезнее для нас всех. Не для Горбачева. Ему уже, может быть, все равно.

— Михаил Сергеевич уже посмотрел фильм?

— Еще нет. Я хочу показать ему картину на большом экране. Не уверен, что осмелюсь пригласить его на московскую премьеру, которая состоится 3 декабря, потому что он находится в группе не просто риска, а гиперриска. Но и показывать ему фильм на экране компьютера не буду. Возможно, мы арендуем зал, чтобы не было других людей.

— На премьере спектакля «Горбачев» в Театре Наций он побывал.

— Но тогда вторая волна пандемии еще не достигла такой тяжести. Еще было 50 процентов заполняемости зрительного зала. Знаю, как в театре готовились к его визиту, понимая, что мизансцены выстроены фронтально, и для того, чтобы должным образом воспринимать спектакль, нужно сидеть в центре зала. Но из-за соображений безопасности пришлось от этого отказаться и подготовить место в боковой ложе, что несколько нарушало восприятие этого спектакля.

— Почему такое пристальное внимание к спектаклю? Он стал частью фильма?

— Я же в Латвии живу, как и постановщик спектакля Алвис Херманис. Мы дружим. Я не ходил на репетиции, поскольку они проходили в онлайн-формате. Просто каждый день я подключался на пару часов к репетиции.

— В основе фильма — прежде снятые материалы или абсолютно новые?

— Никаких старых съемок в фильме нет. У него замкнутая драматургия. Это несколько дней из жизни Горбачева, несмотря на то что снимали мы его почти два года. Мы как авторы фильма проводим время со своим героем в обязательных и необязательных разговорах о прошлом и настоящем.

— У вас больше частной жизни или Горбачев представлен прежде всего как политик?

— У политика не бывает частной жизни в буквальном смысле слова. Отсутствие частной жизни у нынешнего Президента России — это ведь тоже политическое послание обществу. Появление на политической авансцене супруги и любимой женщины бывшего Президента СССР по своей силе, может быть, принципиальнее, нежели разрешение на частную собственность или коммерческую деятельность. Это очень мощное политическое заявление.

— Примерно в одно время появились и спектакль, и ваш фильм о Горбачеве, а чуть раньше — картина мирового классика Вернера Херцога. Как это объяснить?

— Мы стали четче осознавать то, что не вполне оценили когда-то, от чего отказались. Чем больше мы возвращаемся в прошлое, тем глубже анализируем причины движения назад. Тем более что внешнеполитическая и внутренняя доктрина нынешнего руководства базируется на том, что СССР был идеален, а крушение советской империи — это глобальная катастрофа XX века. Поэтому мы и пытаемся разобраться, каким на самом деле было наше прошлое.

Вокруг Горбачева много абсолютно не соответствующих действительности мифов, прилипших стереотипов, абсурдных по своей природе. Например, утверждение, что он развалил Советский Союз. Горбачев ничего не сделал для развала Советского Союза — наоборот, делал все, чтобы его сохранить, и это не означает, что он правильно сделал. Для меня, например. Я-то как раз не против того, что он развалился, и я из России смог эмигрировать в демократическую Латвию. Его проклинают за целую вереницу стереотипов, хотят судить, предрекают вечные мучения в аду, презирают и ненавидят. Только появляется моя публикация про Горбачева — тут же начинают писать, что он наворовал, переехал в Германию… Но он живет в России, в Германии никогда не жил. Да и приватизировать тогда было нечего. Но вопрос не в этом, а в том, что его требуют распять за несуществующие грехи. Вот что поражает.

Фильм в чем-то развеивает стереотипы, но я прекрасно понимаю, что людей, которые что-то вдолбили себе в голову или им вдолбили в сознание, переубеждать бесполезно. Одним фильмом этого не добиться. Тем более что государственная машина исправно работает на дискредитацию завоеваний перестройки. Если государственные каналы выпускают свои главные проекты, где прямым текстом говорится, что падение Берлинской стены — это поражение России на международной арене, и нужно разобраться с теми, кто это допустил, то о чем тут говорить…

— Трудно было уговорить Горбачева сниматься?

— Нам пришлось его очень долго уговаривать. И не потому, что он не хотел общаться, — просто критично относился к своему состоянию, которое оставляет желать лучшего в силу почтенного возраста. Он считал, что надо было раньше снимать, что все уже сказано. Но когда мы объяснили принципиальное отличие нашего фильма от всего того, что было снято, в том числе и мною двадцать лет назад, он согласился с нами. Я имею в виду его ближайшее окружение, друзей, Александра Гельмана, ставшего моим соавтором. Михаил Горбачев не только согласился, но и в каком-то смысле выступил соавтором фильма. Мы даже хотели поставить его имя в титрах, но поняли, что нас будут упрекать в пиаре, и отказались от этой идеи.

— Участвовала ли Россия в производстве фильма?

— В числе производителей — Латвия, Чехия, Франция и Германия. Я не вижу в России негосударственных денег, которые можно было бы привлекать, а с государственными институциями в сфере кино не очень приятно иметь дело.

https://www.mk.ru/culture/2020/11/22/rezhisser-manskiy-prezentoval-film-o-gorbacheve-eksprezident-stal-soavtorom.html

=============

Огромное спасибо Ксения Ларина и Виталий Манский за интересный разговор о фильме «Горбачёв. Рай».

«Дифирамб» на «Эхо Москвы» 29 ноября 2020 года.

https://youtu.be/8B7pebWBhdc


==============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==============
















































Posts from This Journal by “2020” Tag