?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Одна из первых публикаций А.Д. Сахарова в советской прессе.
Перестройка
ed_glezin
«Московские новости» 8 ноября 1987 года:

«Если говорить о главной идее фильма, то она, на мой взгляд, в том, что говорить правду — это риск. И в то же время говорить правду — это абсолютная необхо­ димость. И заслуга создателей этой ленты прежде всего в том, что они сказали нам эту трудную и в то же время радостную правду.»

=============

АНДРЕЙ САХАРОВ:
ГОВОРИТЬ ПРАВДУ-
ЭТО АБСОЛЮТНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Впечатления о фильме «Риск».

Центральное телевидение продемонстрировало полуто­ рачасовой фильм режиссера Дмитрия Барщевского (автор текста Наталья Виолина) «Риск», который по приблизи­ тельным подсчетам посмотрели около 200 миллионов зрителей.

Фильм моменты
анализирует
истории — период «хо­
лодной войны», карибский кризис, когда альтернатива мира и войны особенно остро стояла перед чело­ вечеством. Вместе с авторами мы как бы "заново прослеживаем путь создания ракетной техники и меня­ ющихся в связи с этим политичес­ ких отношений. Этот фильм — о нашей планете, этот фильм — обо всех нас, отвечающих за сохранение жизни на Земле.
Впечатлениями о фильме мы попросили поделиться академика Андрея Сахарова, для которого документальные кадры ленты во многом были страницами его жиз­ни:

— Если говорить о главной идее фильма, то она, на мой взгляд, в том, что говорить правду — это риск. И в то же время говорить правду — это абсолютная необхо­ димость. И заслуга создателей этой ленты прежде всего в том, что они сказали нам эту трудную и в то же время радостную правду.

Фильм приоткрывает завесу тайны, скрывавшую многие тра­ гические эпизоды нашей истории. Конечно, это еще не вся правда, есть в фильме в чем-то недоговорен­ ность, дань слишком традицион­ ному и необъективному, с моей точки зрения,, освещению неко­ торых событий истории. Но все же я чувствую благодарность созда­ телям фильма за то, что они многое сумели сказать, идя на риск ради трудной правды.

Мне уже приходилось в послед­ ние дни слышать, что многие зри­ тели были потрясены рассказом об аресте и заключении С. П. Королева, который звучит в зале при поту­ хшем, черном экране. Ясно, что это не только личная судьба выдающе­ гося человека, но и судьба многих и многих, и объяснение, одна из причин того, почему наша страна оказалась в таком трагическом по­ ложении в 1941 году. Конечно, были и другие важнейшие причины, но это уже за пределами темы фильма.

В фильме мы видим Сталина — не полубога, а человека, обладающего многими слабостями и недостатка­ми. Вся страшная правда о Сталине и его эпохе еще не сказана, но это не могло быть задачей этого фильма. В то же время мы видим запись в дневнике Королева в день похо­ рон Сталина. В этих строчках глубо­кая скорбь, растерянность. Я вспо­минаю, что в те дни в моем письме жене отразились примерно те же чувства. Я потом стыдился этого. Пытаясь анализировать самого себя, я думаю, что имя Сталина ассоциировалось прежде всего с делом, которое мы считали самым важным.

Большое волнение вызывают кадры, посвященные Юлиусу и Этель Розенберг. Они были каз­ нены в США по обвинению в пере­ даче СССР секретов производства атомной бомбы. Но если говорить об этом, то нельзя умалчивать о том, что казнь Розенбергов была реваншем контрразведки США за дело Клауса Фукса, который пере­ давал СССР во время войны и после нее важнейшие атомные секреты по идейным соображениям и был разоблачен уже после отъезда из США. Без этого правда будет непол­ной.

Мне кажется отрадным явлением' возвращение объективной оценки роли Н. С. Хрущева. Среди широких слоев населения до сих пор бытует несправедливое, на мой взгляд, отношение к его деятельности. Хрущев был фигурой мирового значения. В фильме показано его выступление на сессии ООН, в кото­ ром он призывает к всеобщему разоружению, к миру без оружия, к которому мы стремимся сегодня. Одним из его шагов было значи­ тельное сокращение армии и воору­ жения в СССР.

В фильме есть поразительные кадры. Один из них — лицо мальчи­ка — сына одного из пленных ракет­чиков, расстрелянных эсесовцами перед приходом американцев. Этот кадр как бы символизирует ужас и бессмысленность войны и фашизма.
Другой кадр — разрушенная американской бомбой Хиросима. Группа советских военных советни­ ков прибыла туда после бомбарди­ ровки. Их лица возбуждены, они еще живут психологией войны. Но это уже начало новой эпохи, новых трагических проблем, вставших пе­ред всем человечеством.

Один из главных эпизодов фильма -
Карибский кризис. Однако не сказано, что он начался с установки наших ракет на Кубе. Это были необычайно драматичес­кие события. В фильме языком документального кино показано, что мир тогда оказался на грани термоядерной катастрофы. Смотреть, это бесконечно страшно. Действия Кеннеди и Хрущева пока­зали, что они были выдающимися государственными деятелями. Тогда катастрофы удалось избежать. По прямому «красному» проводу и по дипломатическим , каналам была достигнута договоренность о вывозе наших ракет с Кубы, об американских гарантиях отказа от вторжения и выводе ракет из Тур­ции и Италии. Но наличие у власти даже самых выдающихся деятелей не может быть надежной гарантией мира, если нет гласности, открытости общества, демократии. Это урок карибского кризиса и урок фильма.

Фильм обостряет чувство личной ответственности за мир, и это важ­ нее, чем оптимистическое или пес­симистическое восприятие ленты. Всего страшнее полуправда или умолчание, которое тоже есть ложь.

На меня произвели большое впечатление начальные и заключи­тельные кадры фильма, в которых М.С. Горбачев дает первые комментарии к результатам встречи в Рейкьявике. Мы все их видели при прямой трансляции из столицы Ис­ландии. Но на киноэкране мы воспринимаем этот эпизод более эмоционально. Мы понимаем не только его фактическую, но и психологическую суть. Понимаем колоссальную нагрузку чувства ответственности, осознания исторической роли, которые лежат на плечах Горбачева и его соратников. Но эта ответственность лежит и на всех нас.

Записал наш корреспондент Геннадий ЖАВОРОНКОВ

==================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================





Posts from This Journal by “Сахаров” Tag