ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Как в СССР открыли первые рестораны пиццы.

11 сентября 1990 года на правительственной трассе - Кутузовский проспект и на главной улице столицы СССР - Тверской были открыты рестораны американской сети "Pizza Hut".

Это событие явилось кульминационной точкой пятилетнего переговорного процесса, планирования и подготовки специалистов с участием американской компании Пепсико и ее партнера по совместному предприятию Мосресторансервис.

Уже в мае 1991 г. после девяти месяцев деятельности рестораны Пицца Хат в Москве обслуживали в среднем 20 тыс. клиентов за неделю. Один из ресторанов в день производил 5 тыс. шт. пиццы и претендовал на звание самой крупной кухни Пицца Хат в мире.

Для ведения строительства была выбрана английская компания "Тэйлор Вудоу Инт.", чей многонациональный персонал специализировался на строительстве ресторанов. В строительных работах двух московских ресторанов принимали участие 100 высококвалифицированных строителей из Великобритании, Италии, Швеции, Португалии, Польши и Советского Союза.

По признанию одного из руководителей компании Яна Гринвуда, они хотя и имели под рукой местные материалы вплоть до гвоздей и шурупов, но им все-таки пришлось импортировать оборудование, даже дрели. В результате затраты на строительство были выше в 3-4 раза по сравнению с Западной Европой.

Компания Пицца Хат приняла решение 70% снабжения ресторанов осуществлять от местных советских поставщиков сырья, тем самым стимулируя их улучшать качество своего товара. Однако это оказалось серьезной проблемой в зимних условиях. Менеджеры не могли рассчитывать на закупки овощей и других продуктов из южных жарких регионов Советского Союза из-за политической нестабильности там и этнических конфликтов.

Была и еще одна проблема, связанная с поставкой основного компонента пиццы - сыра. Хотя этот продукт широко употреблялся в стране, но сорт, требуемый для производства пиццы, - моцарелла трудно было найти.

Рафалат пытался решить эту проблему, разъезжая по стране с надеждой найти подходящего поставщика. Однако его попытки были тщетными и, как он сам признавался, "никто не хотел нас снабжать". Нашли одного поставщика из города в 300 км от Москвы, который мыслил по-западному и который был счастлив попробовать это дело. Его обеспечили оборудованием, научили производить именно этот вид сыра (отправили его работников в Англию на обучение). Однако производство сыра все же не наладилось, так как местное молоко не содержало достаточно жира. Поэтому пришлось импортировать сыр до тех пор, пока не начали выращивать коров на западных комбикормах.

Были проблемы и с поставкой мяса. Однако эти проблемы пытались решить с помощью шведских поставщиков компании Пицца Хат. Для этого шведы собирались учредить свое собственное совместное предприятие и обещали львиную долю продукции поставить в Пиццу Хат. Этого не произошло и мясо пришлось импортировать.

Для организации работ по снабжению компании нужны были рефрижераторы, которые отсутствовали тогда в Советском Союзе. И компания Пицца Хат была вынуждена импортировать две машины, на которые были нанесены логотипы компании в рекламных целях.

По некоторым вопросам московский проект был своего рода экспериментом компании Пицца Хат. С целью реализации большого объема продукции компания начала проводить маркетинговые исследования для выявления вкусов потребителей и возможностей рынка. Менеджеры заметили, что, несмотря на открытие в январе 1990 г. ресторана другой цепи Макдональдс на Пушкинской площади, клиенты становились в многочасовые очереди, для того чтобы попробовать продукты западных ресторанов быстрого обслуживания. Менеджеры верили, что увеличение объемов производства своих продуктов сыграет мощную роль в привлечении клиентов в рестораны Пицца Хат. Но сама пицца не являлась неизвестным продуктом для советского потребителя. Она широко предлагалась уже существующими здесь итальянскими и канадскими ресторанами - совместными предприятиями. Советские люди готовили ее и у себя дома. Также по Москве разъезжали специальные машины, которые тоже торговали пиццей "прямо с колес". Но все виды такой пиццы отличались по своему качеству и вкусу. Поэтому клиенты посещали рестораны Пиццы Хат, чтобы попробовать что-то новое.

Менеджеры Пицца Хат надеялись, что советский потребитель скоро поймет достоинство их продукции и начнет рекламировать ее, рекомендуя своим друзьям и знакомым.

Рестораны Пицца Хат, хотя и предлагали продукт, присущий ресторанам быстрого обслуживания, в действительности не являлись таковыми. Они обслуживали клиентов как подобает обычным ресторанам Рафалат считал, что ужин в ресторане цепи вполне мог бы считаться как посещение дорогого ресторана, тогда как Макдональдс всегда оставался рестораном быстрого обслуживания. Рафалат пытался совмещать скорость с сервисом и предлагать советским клиентам что-то новое: быстрое обслуживания столика, приспособленного для целой семьи. По его мнению, из-за небольшого выбора у клиентов в Москве Пицца Хат вполне могла претендовать на место 4- или 5-звездочного ресторана.

Компания Пицца Хат решила предложить меню в московских ресторанах, отличающееся от западных ресторанов, которое включало не только прохладительные напитки, но и советское пиво и вина из Венгрии и Советского Союза. В Москве компания также разработала свое фирменное блюдо "Московская пицца" с лососиной.

В начале своей деятельности рестораны Пицца Хат отличались также от других тем, что клиенты могли расплачиваться не только рублями, но и иностранной валютой. Ресторан на ул. Горького обслуживал прохожих через специальное окошко (оплата принималась в рублях), а в зале осуществлялось обслуживание за иностранную валюту. Ресторан на Кутузовском проспекте имел два зала, где отдельно обслуживались клиенты, которые расплачивались в рублях и иностранной валюте.

Менеджеры исследовали контингент клиентов, которые могли посетить каждый из этих ресторанов, исходя из их доходов. Средняя заработная плата советских граждан на тот период составляла 250 руб. Менеджеры считали, что представители среднего класса (предприниматели, работающие в частном секторе, чья заработная плата составляла в среднем 2000 руб.) могли стать в первую очередь клиентами ресторанов с оплатой в рублях, а посетителями валютной части ресторанов были иностранцы. По их расчетам, иностранные клиенты должны были распределяться в следующем порядке; американцы - 40%, немцы и японцы - 30% и др.

Изменения обменного курса рубля по отношению к иностранным валютам затрудняли ценовую политику компании. В момент, когда было создано совместное предприятие, официальный курс рубля составлял 1,6 долл. за 1 руб. Но курс на "черном рынке" был 10 руб. за 1 долл. США. В тот момент, когда должны были открываться рестораны Пицца Хат в Москве, Правительство Советского Союза ввело смешанный обменный курс. Был установлен официальный курс: 2 руб. за 1 долл. США и туристический курс - 6 руб. за 1 долл. США, а в этот же период курс на "черном рынке" достиг 30 руб. за 1 долл. США.

После изучения флуктуации обменного курса и попыток установления цен на блюда в своих ресторанах Рафалат решил, что нужно предлагать одинаковое меню для обеих зон ресторанов (и рублевой, и валютной), но цены должны были отличаться. Цены в рублевых залах должны быть приравнены к ценам лучших ресторанов Москвы, а цены в валютной части - к ценам ресторанов цепи Пицца Хат в США. Например, большая пицца Пепперони стоила в рублевом ресторане 18,2 руб., в то время как в валютном ресторане ее цена была 6,9 долл. США В сентябре 1990 г. американец мог заплатить в 2 раза больше в валютной части ресторана, чем в рублевой. Несмотря на это, многие иностранцы посещали валютную часть ресторана, чтобы не ожидать в очереди (полчаса, иногда и больше).

Такая стратегия двойного ценообразования была ключевой для общей стратегии Рафалата, которая гласила, что Пицца Хат будет аккумулировать твердую валюту из-за того, что иностранным компаниям было запрещено репатриировать свою рублевую прибыль, тем самым страхуясь от экстремальных рисков, связанных с обменным курсом.

Требование 100% комплектации совместного предприятия советскими менеджерами делало отбор персонала почти невыполнимой задачей. По этому поводу все тот же Рафалат говорил: "Я должен был стать заместителем генерального директора. Я должен был как тренер готовить людей вокруг себя, не принимая активного участия в бизнесе".

Рафалат в поисках менеджеров начал посещать советские рестораны в Москве. В одном из них он нашел предприимчивого 46-летнего Александра Антониади, которому предложил пост генерального директора ресторанов Пицца Хат. Господин Антониади к этому времени уже успел руководить 5 ресторанами разных размеров. Для двух ресторанов Антониади уже сам привлек двух 36-летних менеджеров Александра Юдина и Бориса Панкина, которые до этого руководили грузинскими кафе.

Финансовым специалистом компании стала 27-летняя Ольга Игнатова, которая в прошлом работала в планово-финансовом отделе Московского Исполкома. Главным инженером стал кандидат наук из Московского института стали и сплавов Валерий Гинсберг, который до этого работал в компании Вудроу Интернэшнл во время строительных работ.

Новоизбранное руководство совместного предприятия было откомандировано в Великобританию для ознакомления с работой ресторанов Пицца Хат.

Для найма остального персонала Рафалат разместил объявление в газете "Московский комсомолец". К кандидатам были выдвинуты следующие требования: как минимум владение одним иностранным языком и опыт работы в совместном предприятии - ресторане. Многие кандидаты имели высшее образование и даже ученые степени. Предпочтение отдавалось тем кандидатам, которые имели небольшой опыт работы в госучреждениях. Таким образом, были заполнены 300 вакансий из 3500 желающих. Это количество в 3 раза превышало работающих в других аналогичных ресторанах цепи Пицца Хат на Западе. Сам Рафалат это обстоятельство объяснял низкой эффективностью советских работников и трудовым законодательством.

Персонал был разнородным. Среди работников были, например, 16 кассиров с финансовым образованием, среди официанток большинство были молодыми матерями со средним образованием, некоторые повара имели ученые степени по естественным наукам. Хотя многие работники были очень образованными людьми, их уровень знаний западного образа обслуживания и производительности труда были ограничены. Для устранения этого пробела в Москву были приглашены за два месяца до открытия ресторанов специальные преподаватели из Великобритании, Австралии, Бельгии, Канады, Египта и США.

Для повышения эффективности работы компания внедрила программу, по которой работникам обещалась стабильная заработная плата, скажем, 600 руб. при 173-часовой работе в месяц. Однако при опозданиях или отсутствии без причины на рабочем месте удерживалась часть зарплаты. Если официантка забывала улыбаться или вовремя обслуживать, с нее также удерживались деньги.

Рублевые рестораны являлись в то время как бы тренажером для подготовки официантов или официанток для валютной части ресторанов. Так как операции с иностранной валютой для советских граждан были запрещены, то чаевые, полученные официантами в валюте, тут же передавались на хранение руководству, которое приобретало в чековых магазинах товары по заказам на эти чаевые.

Руководители компании через некоторое время сделали для себя вывод, что главное в управлении операциями - это гибкость. Например, через несколько дней после открытия ресторанов местные власти запретили оба ресторана формально из-за отсутствия разрешения санитарного врача. Однако настоящей причиной была скрытая борьба между общегородскими и местными властями. Рафалат сделал из этого вывод, что все вопросы должны решаться на всех уровнях советской системы управления, начиная с федеральных властей до республиканских и местных.

Другой проблемой после открытия ресторанов стало резкое повышение цен на сырье. Советское правительство подняло цены на основные продукты питания в среднем на 300%, в то время как заработная плата увеличилась на 20%. Следствием этого стала недоступность ресторанов Пицца Хат для большинства рублевых клиентов. Эту проблему компания решила, увеличив цены всего на 40%.

Рафалат знал, что существуют проблемы, которые надо было устранять (например, это текучесть кадров, падение качества обслуживания, растущая неудовлетворенность сотрудников). Он думал также и о тех возможностях, которые могли бы благоприятствовать трансферту зарубежного менеджмента. И перед ним стоял самый главный вопрос: какие результаты были бы у совместного предприятия, если бы горбачевские реформы провалились?

Время и дальнейшие события дали ответ на этот вопрос. После 8 лет работы все же рестораны Пицца Хат закрылись в Москве, не пережив финансовый кризис 17 августа 1998 г.

https://vk.com/wall1143960_3338

=============

НАСТОЯЩУЮ ПИЦЦУ ПОДАДУТ ВО ВТОРНИК

Журнал "Коммерсантъ Власть" №35 от 03.09.1990

Первые два ресторана "Pizza Hut" советско-американского СП "Московская пицца" будут наконец открыты 11 сентября. На обслуживание за рубли могут
рассчитывать не 70, как предполагалось ранее, а лишь 50% посетителей.

Такое решение, как и перенос открытия с августа на сентябрь, было принято
руководством предприятия в связи с планами Моссовета перевести СП и
инофирмы на валютные расчеты с городским бюджетом.

По сообщению представителей руководства СП, в двух ресторанных залах на
Кутузовском проспекте одновременно будут обслуживать 180 посетителей за
рубли и 140 за валюту.

Как сообщил корреспонденту "Ъ" генеральный директор СП "Московская пицца"
Александр Антониади, возвращение к первоначальному плану СП - обслуживанию
за рубли 70% посетителей - будет возможно лишь в том случае, если Моссовет
установит льготы для валютных расчетов СП с городскими коммунальными
службами.

Как уже писал "Ъ", распоряжение о переводе инофирм и СП на валютные расчеты
с городским бюджетом было подписано в июле председателем Мосгорисполкома
Юрием Лужковым на основании постановления Моссовета "О валютной
самоокупаемости Москвы". Проблема выносилась на обсуждение президиума
Моссовета, однако рассмотрена так и не была (см. "Ъ" N 29), поскольку не
был решен вопрос о правомочности такого рода распоряжений. Предполагается,
что в принципиальном плане вопрос будет решаться на уровне Верховного
Совета СССР.

Планы СП по расширению московской сети ресторанов, считает Антониади, также
зависят от решения этой проблемы. Пока планируется в 1991 г. открыть первый
ресторан советской сети Kentucky Fried Chicken, залы которого, рассчитанные
на одновременное обслуживание около 300 посетителей, будут расположены в
том же здании на Кутузовском проспекте.

Специалисты, комментируя предстоящее открытие ресторана, отмечают, что
"Pizza Hut" формально станет конкурентом открывшегося ранее ресторана
McDonald's.

Однако, как считают и представители McDonald's, и представители "Pizza
Hut", они не вступят в конкуренцию в силу различных форм организации
торговли, а главное потому, что дефицит на советском рынке пока гарантирует
им мирное соседство.

Реализация планов советско-американских СП по расширению московской сети
ресторанов и проникновение на советский рынок других западных инофирм
могут, по оценкам специалистов, создать серьезную конкуренцию не раньше
1992 - 1993 г.

Адреса ресторанов "Pizza Hut": Кутузовский проспект, 17, телефон:
243-17-27; ул. Тверская, 12, телефон: 229-20-13.

СП "Московская пицца" зарегистрировано в декабре 1989 г. Учредители -
объединение Мосресторансервис (51% уставного фонда) и европейское отделение
американской компании PEPS/CO (49%). Вклад в УФ с американской стороны - 2
млн 960 тыс. долларов; советское участие обеспечено передачей помещений
ресторана "Хрустальный" на Кутузовском проспекте и гриль-бара на Тверской
улице.

Рестораны "Pizza Hut" рассчитаны на 460 посадочных мест. Время работы - с
11 до 23 часов ежедневно.

https://www.kommersant.ru/doc/266532

===============

В 1997 Михаил Горбачев снялся в рекламе американской сети ресторанов Pizza Hut. В ролике последний президент СССР с внучкой заходит в пиццерию, где обедает обычная московская семья.

Как и почему он это сделал можно узнать тут:

https://meduza.io/feature/2019/12/01/ya-byvshiy-glava-gosudarstva-est-pitstsu-ya-ne-smogu

=====================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============












Tags: ! - История Перестройки, ! - Народная дипломатия, 1990, пицца
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments