Top.Mail.Ru
? ?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Фильм Сокурова «Советская элегия» (1989)
Перестройка
ed_glezin
30 лет назад - 20 июля 1990 года - по ЦТ состоялась телепремьера документального фильма Александра Сокурова «Советская элегия» (1989).

Эта лента, хронологически, художественно осмысляет уходящую советскую эпоху, сквозь портретированную призму жизни Бориса Ельцина. Фотогалерея вождей, и отошедших в небытие, и ныне здравствующих, обрывается на портрете Ельцина. Герой откалывается от сонма небожителей и обрастает в киноповествовании разносторонними связями с реальностью. Семейная хроника, мир природы, панорамы новостроек и кладбищ, случайные и пронзительные эпизоды быта посторонних людей складываются в эпическую картину единого бытия. Снимая кабинет Ельцина, Сокуров нам показал не место службы высокопоставленного чиновника, а пустой кабинет спешащего уйти человека. Застать, запечатлеть государственного человека кинообъектив предпочел в домашней обстановке — в глубоком неподвижном молчании. Этот кинопортрет популярного политика — тогда еще не российского президента, а нонконформиста власти — антипрезентативен. Режиссера интересует личность, вызревающая в одиночестве, вне номенклатурной суеты, и только тогда обретающая драматический объем, человеческую значимость.

Александра Тучинская

============

В 1990 году фильм получил Гран-при Международного кинофестиваля в Оберхаузене.

==============

Александр Сокуров (из авторской аннотации):

«Нелегко назвать главного героя «Советской элегии». В картине проходит более ста лиц наших соотечественников. Однако, конечно, не случайно в фильме выделена судьба известного политического деятеля Бориса Николаевича Ельцина... При всей типичности путей, которыми Ельцин шел к власти, его выделяет незаурядность характера, что не в последнюю очередь определяется незаурядностью натуры. Наш герой - в ряду трагичной советской социалистической жизни. Он и ее персонаж и драматург одновременно. Документальность «Советской элегии» весьма условна. Конечно, автор отвечает за точность хронологии... однако настаивает на форме художественного мышления, а не полит-исторического расследования».

Ленинградская студия документальных фильмов (ЛСДФ) 1989 г. Хронометраж: 35 минут 24 секунды.
Автор сценария и режиссёр - Александр Сокуров, оператор - Александр Буров.

============

Антон Долин:

СОКУРОВ. ГЛАВА 9, «СОВЕТСКАЯ ЭЛЕГИЯ» + «ПРИМЕР ИНТОНАЦИИ»

Эта документальная дилогия – из самых важных, ключевых у Сокурова (как минимум лично для меня).
Центральная фигура двух фильмов – Борис Ельцин. При этом первый фильм снимался в 1989-м, а второй в 1991-м: кто вдруг не знает, как изменился за это время статус Ельцина, погуглите.

«Советская элегия» - кино по-настоящему концептуальное и в этом радикальное. Начинается по-старомодному элегически, видами старинного кладбища (о «советском» напоминают лишь проглядывающие на фоне многоэтажки), продолжается молчаливым портретом Ельцина – сначала идущего, потом сидящего у телевизора и, наконец, в позе роденовского мыслителя за кухонным столом. В середине же фильма – озвученный скорбным сокуровским голосом, но почему-то очень смешной иконостас на 10 минут экранного времени – советские политики от Ленина до Ельцина. Не в строгом хронологическом и совсем не в алфавитном порядке. Смешивая главных фигурантов (Сталин, Берия, Хрущев, Андропов) и третьестепенных (от Куусинена до Патоличева), Сокуров старается выбирать наименее парадные, как бы «человеческие» фотографии, но бесполезно – эти люди застыли и закаменели в своих образах. Тем ярче контрастирует с ними вроде бы вставленный в ту же галерею Ельцин.

(не могу не процитировать гекзаметр Игоря Иртеньева, написанный в том же 1989 году:
«…Ельцин, Коротич, Попов, Сахаров, Гранин, Заславский,
Власов, Станкевич, Дикуль, Друцэ, Собчак, Горбачев.
Мазуров, Гроссу, Белов, Карпов, Масол, Родионов,
Червонопиский, Патон, Гвоздев, Касьян, Горбачев…»)

«Пример интонации», позже давший название фонду Сокурова, - напротив, кино непричесанное и настолько неформальное, что может показаться неоформленным. Это как бы «неудавшееся» интервью автора с Ельциным, где первую часть разговора буквально мешает услышать шум шагов, звук пролетающего самолета, карканье ворон. Но и когда все слышно, разговоры о важном – ответственности, предательстве, судьбе России, значимости культуры и образования, возможности ухода с поста (это в 1991-м), - поданы как будто так, чтобы зритель не слушал, а смотрел. А если слышал, то не текст, а именно интонацию. Финал – «элегия» дороги, попытка угнаться за черной машиной с мигалкой.

Обвинения в адрес Сокурова в том, что хотел быть поближе к вождям, считаю глупыми и несправедливыми. Тем более, ни о Горбачеве (хотя славу режиссер обрел именно при нем), ни о Путине он фильмов не снимал. Думаю, так: Ельцин в начале правления для Сокурова – не личность, а возможность, шанс страны стать другой. Хотя трагическое ощущение того, что шанс не будет, да и не может быть использован, присутствует совершенно явно. И тем более важно: Ельцин выглядит… как человек. То, что никак не удается героям поздних фильмов Сокурова из «тетралогии власти».
Умоляю только, не нужно в комментариях пытаться спорить со мной о роли Ельцина в истории, ладно?

Закончу совершенно неожиданным комментарием под YouTube-записью «Примера интонации». Его автор – Виктор Янукович. Надеюсь, тот самый. Орфография и пунктуация соблюдены авторские.
«Фильм особенно актуально, даже знаменательно смотреть сейчас, с позиции оценки событий двадцатилетней давности. В середине фильма, звучит музыка Верди из оперы 'Набукко' или 'хор рабов' оплакивающих свою свободу. В историю музыкальной литературы, эта ария вошла как символ надежд на будущее. Ни это ли испытывали россияне в 1991-м году?»
Даже и не знаю, что вам ответить, Виктор Федорович.

============

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/iN0TiagdHSA

============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=========

































Posts from This Journal by “! - Документальные фильмы Перестройки” Tag