В этом удивительном явлении характерным диссонансом звучат голоса моих соотечественников, особенно тех, кто уже давно обосновался в тех же США, странах Европы, британских доминионах. Мир возмущен убийством и требует принципиальной ревизии расовых отношений, причем, далеко не только чернокожие, но и белокожие сограждане, а мои соотечественники, искренно не понимая возмущения, продолжают писать о том, сколько среди чернокожих преступников, наркоманов, носителей венерических заболеваний, да и самого так жестоко умерщвленного Флойда не жалуют, называя его "обколотым вором", а то и похлеще. Люди потоньше иронизируют над происходящим и отстраненно констатируют, что мир пошатнулся умом.
Возмущение, негодование погромами и низвержением статуй понятно - не в такую Америку ехали наши соотечественники на ПМЖ 30-20 лет назад, не в такую Великобританию, не в такую Бельгию. Они бежали из нищего СССР и из пузырящейся преступностью России на благополучный, стабильный, демократический Запад, где легко стать богатым, где заботятся о стариках, где прекрасная страховая медицина и прекрасное образование для детей. Где всё спокойно и предсказуемо. "Драпайте к нам!" из лучших чувств призывали они друзей, еще оставшихся в России.
И вдруг Запад оказался совсем иным. Сначала - потоки мигрантов, множество "цветных" на улицах европейских городов, и, о чудо, благожелательное отношение к ним большинства коренных французов, британцев, немцев. И наша диаспора стала сдвигаться вправо (не вся, разумеется), к националистам-имперцам в Британии, к Ле Пен во Франции, к АиГ в Германии. А тут расовый бунт в США, разгромленный Чикаго, Нью Йорк, унижение белого человека. И почему же большинство коренных терпят всё это безобразие? Они - зомбированы толерантностью! - Легкий вывод.
А дело совсем не в зомбировании. Белые американцы, британцы, французы, бельгийцы, голландцы помнят свою вину. Помнят эпоху рабства, эпоху колониализма. И преступления предков ныне не скрываются, а изучаются в школе. Все знают, что не по своей воле чернокожие оказались в Америке, не жители Индонезии пригласили голландцев, не индийцы - англичан, не конголезцы - бельгийцев, а мальгаши - французов. Все знают, что одних завоевали и превратили в людей третьего сорта, а то и в явных рабов, а других, набив как сельдей в бочки - в трюмы кораблей, повезли через океан. И считалось удачей, ежели выживал каждый второй.
Американцы и европейцы отлично знают, что плохое образование, отвращение к труду, слабость семейных связей у многих темнокожих их сограждан - следствие того рабства и брезгливого отношения к "цветным" даже в эпоху юридического равенства, когда им отказывали в равноценном образовании, равноценной медицине, равноценной оплате труда. Сейчас всё это в прошлом, но не таком уж далеком. А психологический шлейф остался и вряд ли он исчезнет быстро.
Настоящее "бремя белого человека" - терпеть эти возмущения своих бывших сограждан второго сорта, потомков рабов и колониальных народов, и терпеливо исцелять их души любовью, уступками, преференциями. Другого пути нет. За всё надо платить.
О такой нагрузке на новой родине большинство наших эмигрантов и не помышляло. Не за тем, чтобы принять на свои плечи "бремя белого человека" они уезжали в свое время на Запад. А оказалось - вот, без этого нельзя. Вместе с демократией, благополучием, прекрасным образованием и медициной, честным судом и справедливым законом они получают "в нагрузку" последствия грехов их новой родины. И эти последствия вдруг оказываются не просто небольшим неудобством, но тяжелым бременем. Думаю - отсюда возмущение. Выступления после убийства Флойда рассеяли иллюзию "прекрасного Запада". Да, во многом он прекрасен, но и у него есть свои скелеты в шкафах и порой очень много скелетов... И с ними придется жить, или соглашаться предавать погребению эти кости, но меняя при том и весь строй былой жизни. Вдруг благородный бельгийский король становится убийцей миллионов жителей Конго, британский филантроп - работорговцем, роман - "Унесенные ветром" апологией расизма американского Юга... И внуки рабов, да и работорговцев, не желают больше мириться с этим. И нашим эмигрантам надо примириться с этим отказом от примирения, надо - но очень трудно.
А чтобы было легче, подумайте о той земле, которую вы оставили, подумайте о России - она тоже пропитана слезами и кровью, осквернена ложью и неравенством - здесь и крепостное состояние, и бесправие уже освобожденных крестьян, и черта оседлости, и лишение избирательных прав коренных народов Средней Азии, Сибири. И это всё до 1917. А потом просто беспредел большевицкого бандитизма. И наши жертвы террора, их дети и внуки еще далеко не вошли в то сознание своей дискриминации, какое уже утвердилось для потомков рабов на Западе. У нас всё это еще впереди.
Законсервировать мир неправды и разноправия не удастся ни на Западе, ни в России. И где бы мы ни жили, намного благородней и просто - перспективней помочь хоть чуть-чуть исправлению последствий преступлений прошлого, чем пытаться законсервировать нынешнюю несправедливость, тем содействуя ее усугублению, ведущему к полному обрушению общественного здания, что как раз мы, русские, уже обрели в 1917 году.
Так что принимайте нынешнюю "нагрузку" на своё благополучие, - нагрузку былого рабства, былого нацизма, былых империй - дорогие соотечественники эмигранты. Приняв её, и только приняв её вы действительно сможете интегрироваться без маргинализации в то общество, в которое физически переместились десять, двадцать, тридцать лет назад. А мы здесь несем нашу тяжкую российскую "нагрузку". Легко же бывает только в сонной грёзе или в юношеской мечте...