Конец 1950-х. Деревенскую супружескую пару – белого Ричарда (Джоэл Эджертон) и чёрную Милдред (Рут Негга) – силой выпихивают из штата Виргиния за вступление в межрасовый брак. Героев ставят перед выбором: либо тюрьма, либо запрет на въезд в штат на 25 лет (то есть ссылка). Союз не привлёк бы внимание, если бы пара, ждущая ребёнка, его не узаконила.
В английском языке название фильма имеет двойной смысл — его можно также перевести, как «Любящие» (хотя фамилия супругов действительно была именно такой, как в фильме).
Джефф Николс находит для печальной истории свой ритм. Он показывает характер персонажей не в ключевых моментах (аресты и судебные разбирательства), а в скромных, семейных эпизодах. Режиссёр нащупывает золотую середину между слащавой мелодрамой и оглушительной драмой с триумфальным финалом и громкими рукоплесканиями. Лавинги не требуют к себе внимания общества. Такая кроткость и, вероятно, стыдливость изящно выражена Джоэлом Эджертоном, который на вопрос адвоката о последних словах судьям отвечает просто: «Скажи им, что я люблю свою жену». Ричард – преданный семьянин и недалёкий, но владеющий собой труженик, а не поэт.
Его верная жена Милдред, ищущая одобрения в глазах мужа, напротив, дружелюбна, и с осторожным, но всё же душевным подъёмом заявляет, что они могут проиграть небольшие сражения, но выиграть большую войну. Она несёт в себе великодушие. Вместо длинных, убедительных разглагольствований, Милдред спокойно молвит о надежде, когда даёт интервью тележурналистам после проваленного суда. А Ричард бормочет, он немногословен – всё держит в себе. Герой, которого порой выставляют наивным глупцом, скорее, доверчиво позволяет судьбе свершаться естественным путём. При этом закономерны фрагменты, где работящий Ричард укладывает бетонные блоки, снова и снова наращивая новые слои стен, как режиссёр строит историю Лавингов – не спеша, терпеливо, толково.
Ричард Лавинг постоянно оборачивается, думая о том, кто за ним следит, кто угрожает его семье. При этом в фильме отсутствуют жуть, мрак и опасность, свойственные картинам режиссёра. В одной из сцен Ричард на сиденье своего авто находит вырванную страницу из журнала со статьёй о его жизни с Милдред. В лист завёрнут кирпич – знак немудрёный, но демонстративный, если не сказать устрашающий.
Когда адвокат Лавингов ответственно заявляет, что главный аргумент противника (между прочим, целого штата, а по сути – небольшого государства) – люди разных рас не могут жить вместе, а дети мешаных семей – «сволочи», – хочешь не хочешь, вспомнишь красноречие нацистов и кровавую трагедию середины прошлого века. Возвращается и мысль о рабстве. Видимо, уродливое прошлое ничему не учит.
Фильм Джеффа Николса получился искренним и серьёзным – возможно, излишне тихим, как сами герои. Хотя, может, такой едва слышный, целомудренный подход играет ему на руку.
Судебное дело и так называемое решение «Лавинг против Вирджинии» красиво адаптированы, показывая, как религиозный фанатизм и лженаука подавляют свободы личности. Пара бросает вызов американским законам апартеида, выступая в роли политических мучеников. Чувствительная тема показана умиротворённо. Николс иллюстрирует вольнодумство отшельников без прямого осуждения и показывает жизнь персонажей с верой в силу простоты и упорства.
Артур Завгородний
http://www.lumiere-mag.ru/laving-recenziya/
============================
Сам фильм можно посмотреть тут:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16587188985140627571&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F1958412421879&text=%22%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3%22%202016&path=sharelink