ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

О евреях, чернокожих и культурном выборе Америки.

Александр Гольдфарб
(израильский и американский биохимик и микробиолог, общественный деятель и публицист)

Похоже, наши властители умов, описывая происходящее в Америке, отправились в коллективное путешествие, ведущее не совсем туда, куда им хотелось бы зайти.

Виктору Шендеровичу показалось «пошлым» сравнение мытарств американских чернокожих с Холокостом. [Эта аналогия] «была бы корректной и работала бы во времена работорговцев или доминирующего ку-клус-клана, но ничего этого не наблюдается. Черных в США не жгут в печах.» пишет он.

В печах их действительно не жгут. Но евреев сегодня ведь тоже никто не жгет в печах. Однако отпечаток, оставленный Холокостом на еврейском народе, ничуть не менее драматичен, травматичен и долгосрочен, чем отпечаток рабства на американских черных. Это такая же часть их культуры и идентификации, как Холокост для сегодняшних нас. Расизм точно также воспринимается ими в их исторической перспективе, как нами — сегодняшний антисемитизм. Они, как и мы, с младенчества приучены, что их главной национальной скрепой является фраза: «Never again!» Так что от этой аналогии я бы не отмахивался.

Владислав Иноземцев делает упор на то, что Джордж Флойд, чернокожий, задушенный полицией в Миннеаполисе, имел в прошлом судимости и отсидел 6 лет за грабеж. Ну и что? Разве прошлая судимость делает убийство более приемлемым? Ему ведь дали 6 лет, а не смертную казнь.

Когда нам показывали, как в ярославской колонии менты лупят арестанта палками, мы ведь не интересовались, по какой статье он сидит. Почему же здесь необходимо подчеркивать, что убитый в прошлом имел срок? Важно, что он был задержан за мелкое нарушение, закован в наручники, не оказал сопротивления и был задушен четырьмя ментами при всем честном народе.

Андрей Илларионов провел статистическое исследование, показывающее, что черных, осужденных за насильственные преступления, относительно больше, чем белых. И если черных и убивают по беспределу, то с поправкой на расовый состав преступников, эти убийства выглядят не так уж и зловеще. Дескать, «Убили черного, но они же все жулики!». Статистическая база беспредела.

Ксения Собчак лихо сводит все происходящее к погромам и мародерству, как бы «не замечая» сотен тысяч мирных граждан, протестующих против расизма по всему свету. Тем самым она подменяет понятия, перевешивает ярлык погромщиков с небольшого количества негодяев на очень большое количество вполне достойных людей, не имеющих к бесчинствам никакого отношения.

Что же происходит на самом деле?

Речь идет о расизме. Могу сообщить, что системный расизм в Америке живет и процветает. Он проявляется не только в полицейском беспределе, но и в колоссальном неравенстве социальных возможностей, доступности образования, медицинского обслуживания и т. п., несмотря на номинальное юридическое равноправие. Мы можем сколько угодно теоретизировать о том, что это проблемы нищеты, а не цвета кожи, но по факту, у ребенка, родившегося черным сегодня в американской трущобе, шансы выжить и вырваться из заколдованного круга нищеты и преступности не больше, чем у ребенка, родившегося в Бангладеш. Черные умирают от коронавируса в два раза чаще белых, потому что плохо питаются и накапливают хронические заболевания. По ним первым ударил экономический кризис — сегодня 50% из них сидит без работы при средней безработице в 13%. У них нет шанса выиграть в суде, потому что у них нет денег на адвоката, и они чаще попадают по пустяку за решетку ибо у них нет денег на залог. Их дети заранее обречены на невежество и преступность, потому что учатся в школах, где царят банды малолеток, поножовщина и наркотики. И вдобавок ко всему половина благополучного населения их боится, ненавидит и считает ниже себя от природы. При этом им как бы в издевку все время твердят, что они равноправные граждане.

В Америке черных 13%, т.е. 40 миллионов; 20% из них живут за чертой нищеты (белых — 8%), большинство остальных еле сводит концы с концами. Как должно поступить цивилизованное, просвещенное и богатое общество с этой громадной социальной язвой? Со времен Кеннеди и Линдона Джонсона ответ был один: тратить деньги на социальные программы (чтобы не умирали с голоду), субсидировать жилье и медицину, и создавать возможности для тех, кто может и хочет интегрироваться в мэйнстрим. Все эти вещи, естественно, работают в отношении всех бедных, но когда они прекращаются, это ударяет по черным в первую очередь.

Сейчас в Америке у власти находятся люди, взявшие курс на сокращение социальных расходов, образования и доступной медицины чтобы снизить налоги богатым. За этими людьми стоит половина электората, взгляд которого на проблему сводится к высказываниям «они сами не хотят работать», «нечего кормить дармоедов за наш счет» и «не хотят работать, пусть мрут с голоду». А за ними — идеологи превосходства белой расы, которые говорят о том, о чем большинство пока помалкивает. Стоит ли удивляться что черная Америка чувствует себя в кольце врагов, а не меньшинством в цивилизованной стране? Все это и есть системный расизм.

Но дело не только в положении чернокожих. Предмет спора гораздо шире. В сегодняшних шествиях и в их общественной поддержке участвует весь просвещенный класс Америки. Это не социальный взрыв афроамериканцев, а столкновение двух половин общества — прогрессивной и реакционной.

В Америке идет «холодная гражданская война» между теми, кто считает, что страна должна принадлежать белым гражданам европейского происхождения, исповедующим традиционные ценности, и теми, кто видит Америку страной мультикультурной, мультиэтнической, толерантной к альтернативным стилям жизни, открытой для внешнего мира и интегрированной в него. Эта война — продолжение той самой гражданской войны 1861-1865 года. Не зря сегодняшние политические споры неразрывно связаны с символами тогдашней Конфедерации южных штатов.

Раскол Америки пролегает не по экономической доктрине или политической философии, а по культурно-ценностному критерию. Два противоборствующих лагеря — условные Юг и Север — персонифицируются личностями Трампа и Обамы. А за Обаму (как и за Трампа), напомню, голосовала половина Америки, а не только 13% черных.

В заключение опять еврейская аналогия. В начале прошлого века в России случайный, не слишком симпатичный, никому не интересный человек по имени Мендель Бейлис был ложно обвинен в ритуальном убийстве. Маленький человек оказался в неудачное время в неудачном месте. Но его дело всколыхнуло всю Россию, раскололо общество, и сделало «еврейский вопрос» идентификатором того, как все без исключения — от царя до последнего студента — видят себя в своей стране.

Джордж Флойд — тоже не самый выдающийся персонаж, случайно оказавшийся в неудачное время в неудачном месте. Но его случай, подобно делу Бейлиса, вывел вопрос BLM — «сколько стоит в Америке черная жизнь?» — на передний план и обозначил экзистенциальный выбор, перед которым сегодня стоит каждый американец: какой он хочет видеть свою страну и себя в ней?

Источник: https://echo.msk.ru/blog/a_goldfarb/2656822-echo/





Tags: расизм
Subscribe

Posts from This Journal “расизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments