Впервые после шестидесятилетнего перерыва в Успенском Соборе Московского Кремля при огромном стечении народа Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил Божественную Литургию. А затем тысячи людей во главе с патриархом двинулись крестным ходом к храму Вознесения Господня в Сторожах, под сводами которого после многих десятилетий запустения и разрухи тоже была совершена первая Божественная Литургия.
В тот же день, на который к тому же пришлось празднование Дня города Москвы, был совершен и чин малого освящения храма «Большое Вознесение», положивший начало ежедневным богослужениям.
Так, в этот день, была восстановлена «времен связующая нить», храм начал возрождаться, в его стенах вновь зазвучало Слово Божие, он наполнился прихожанами, многие из которых стали приезжать сюда с самых окраин Москвы.
Для москвичей, отвыкших за годы советской власти от нормальной приходской жизни с красотой церковных праздников, торжественностью крестных ходов, все это стало потрясением, настоящим чудом. К крестному ходу, двигавшемуся по центральным московским улицам, присоединялись все новые и новые люди. Они шли, не замечая холодного дождика, отложив свои заботы о поисках продуктов питания, которые тогда трудно было купить даже в столице переживавшего не лучшие времена государства.
Вспоминая об этом дне, один мальчик, который в последствие стал учеником воскресной школы и прихожанином храма «Большое Вознесение», написал:
«…те, кто оказался 23 сентября 1990 года в центре столицы, стали свидетелями удивительного события. От стен Кремля тянулся многотысячный крестный ход. Светились золотом хоругви, оклады древних икон, облачения иерархов. Люди молились, плакали и пели. Миновав Никитские ворота, ход приблизился к стенам храма «Большое Вознесение». Патриарх поднялся на ступени храма. Тысячи глаз с ожиданием, верой и радостью устремились на него. И в этот момент луч солнца вдруг прорвал низкие облака. Как надежда, которую нам завещал Спаситель, благая весть исстрадавшимся сердцам…»
О том, что было дальше, сообщали в тот день все телеканалы и информационные агентства страны. И слово Патриарха Алексия, обращенное к прихожанам храма «Большое Вознесение» со ступеней его южного, еще неотреставрированного крыльца тоже прозвучало на всю страну. Патриарх сказал тогда:
«Сегодня два храма — Успенский собор Кремля и храм «Большое Вознесение», отметили первое биение сердца возвращающейся жизни. …Надежда на возрождение Москвы и страны нашей — если можно отнести к этому слова апостола Павла, — «сверх надежды надежда». Прийти к своему воплощению — эта надежда может лишь через духовное обновление нашей жизни. Но начаться это обновление должно с каждого человека. Каждый, сам в своём сердце, должен принять решение и со своего же сердца начать путь воссоздания и обновления. Возрождает храмы не внешняя реставрация их, а молитва, в них совершаемая».
Сегодня, когда на пересечении двух старинных московских улиц и Бульварного кольца, по которым стекался народ на первый крестный ход, вдруг открывается взгляду величественный золотисто-белый храм с новой высокой колокольней, весь в окружении зелени и цветов, становится светло и радостно. За 20 лет многое удалось сделать. И внутри храма, и снаружи, и, главное, в душах людей.
Те, кого дорога привела к этому храму, будь то его прихожане, благотворители, реставраторы, и, трудно поверить, даже государственные чиновники, от которых всегда многое зависело — участвуя в возрождении храма, сами постепенно начинали меняться. Становились добрее, милосерднее, честнее, ответственнее. Ну а для служителей храма и его настоятеля протоиерея Владимира Дивакова — «Большое Вознесение» сделалось главным событием их жизни.
===============
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА «БОЛЬШОЕ ВОЗНЕСЕНИЕ»
«Предполагалось, что в День города 23 сентября 1990 года после первой Божественной литургии в Успенском соборе Кремля крестный ход пройдет к месту закладки воссоздаваемого Казанского собора на Красной площади, – вспоминает события двадцатилетней давности настоятель храма «Большое Вознесение» о. Владимир Диваков. – Но, как выяснилось, там еще не была закончена расчистка фундаментов и крестный ход просили перенести на 4 ноября. Однако Святейший Патриарх Алексий решил не откладывать его, а направить к храму «Большое Вознесение».
Это было, конечно, невиданное зрелище для советской действительности. Впервые по улице открыто шел крестный ход!.. Раньше церковные шествия не могли выходить за пределы ограды. А тут вдруг по улицам, по Калининскому проспекту, по Тверскому бульвару, к храму «Большое Вознесение» двигалась многотысячная толпа с крестами и хоругвями. Даже мощное милицейское оцепление, выставленное от Кремля до самых Никитских ворот не могло сдержать людской поток: народу было столько, что он прорывал эти милицейские цепи. Власти видимо хотели ограничиться теми людьми, которые были на Божественной Литургии в Успенском соборе Кремля. Но собор не мог уместить всех желающих. Толпы стояли на улице около Успенского собора и слушали трансляцию литургии через мощные микрофоны. Все они стали участниками крестного хода. Множество людей присоединилось по пути, поэтому крестный ход был таким многолюдным.
Святейший Патриарх Алексий, – продолжает свой рассказ о. Владимир Диваков, – заблаговременно приезжал к нам в «Большое Вознесение», осмотрел, что делается в храме, расспросил, как мы планируем здесь встретить крестный ход. Мы ему объяснили, что в той части, где был концертный зал, собираемся устроить алтарь, поскольку ни в одном из пяти ранее существовавших приделов нельзя вести богослужение, настолько они разрушены. Пришлось устанавливать временный иконостас – прямо посередине храма.
В тот памятный день, 23 сентября 1990 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, мы совершили чин малого освящения храма и после этого встречали крестный ход, с которым пришел сонм архиереев, в том числе и теперешний Святейший Патриарх Кирилл. И когда крестный ход остановился у стен «Большого Вознесения», на крыльце, у южного портика храма был совершен молебен. День был пасмурный, но когда Патриарх начал говорить, что два храма сегодня возродились к новой жизни – Успенский собор Московского Кремля и храм «Большое Вознесение» — в это время облака разошлись и солнце засияло. Это было для нас каким-то знаменательным явлением».
И действительно, все, кто присутствовал тогда у храма «Большое Вознесение», вспоминают, как солнечный луч вдруг заиграл, засиял над куполом храма, и как стало на душе светло и радостно, так весело и хорошо! Будто Господь весточку послал.
«А потом, – заканчивает о. Владимир, - выступал тогдашний мэр Москвы Ю. М. Лужков и другие представители общественности, которые заявили, что храм передается общине, хотя официально еще документа никакого не было, но мы этим воспользовались и с тех пор уже фактически непрестанно совершали богослужения в храме».
Источник:
https://bolshoevoznesenie.ru/history/744-pervyj-krestnyj-xod-i-osvyashhenie-xrama-1990/
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
========================












«Известия» 24 сентября 1990 года.