ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

«Родина электричества» (1967) (реж. Л.Шепитько).

Киноальманах «Начало неведомого века» начинал сниматься как фильм, состоящий из трех новелл:
* «Ангел» (1967) (реж. А.Смирнов);
* «Мотря» (1969)(реж. Г.Габай);
* «Родина электричества» (1967) (реж. Л.Шепитько).
Новелла "Мотря" вышла на экраны отдельно, в сентябре 1969 г. Две другие новеллы были положены на полку и выпущены на экраны лишь в октябре 1987г. в едином киноальманахе "Начало неведомого века".

Как вспоминал кинокритик Армен Медведев, эпоха застоя в кинематографе началась с запрета фильмов Ларисы Шепитько и Андрея Смирнова — их новеллы стали первыми «обитателями застойной полки». В феврале 1968 года Владимир Баскаков объяснил представителям Экспериментальной творческой киностудии, под эгидой которой снималось «Начало неведомого века», что невозможность выпуска альманаха связана с содержащимся в нём «рядом неверных позиций в вопросах интерпретации нашей истории»

Лариса Шепитько снимала «Родину электричества» в деревне Сероглазка недалеко от Астрахани. На роль комсомольца Грини она пригласила пятнадцатилетнего Сергея Горбатюка, который не имел представления об актёрской профессии: он был первокурсником Киевского медицинского училища. Роли крестьян из изнывающей от засухи деревни исполнили местные жители, которым «ничего не нужно было изображать»: они просто жили в кадре.

"Режиссёр «Родины электричества» максимально сохранила интонации первоисточника: раскалённый мир, в котором живут герои Андрея Платонова и Ларисы Шепитько, сочетает в себе элементы реальности и романтики, а почти сюрреалистические подробности, выхваченные камерой (покривившиеся изгороди, «охраняющие» пустое пространство; заправленный самогоном мотоцикл; неожиданно обнаруженная среди бесполезной ветоши картина Пикассо), мало напоминают сцены настоящего деревенского быта — скорее это «струящийся поток бытия»."

Анна Мьювинг

===============================

Потрясающий фильм Ларисы Шепитько по прозе Платонова "Родина электричества" (музыка Альфреда Шнитке). Не менее потрясающая драматическая история этого фильма, запрещенного и приговоренного к сожжению ленты вместе с другой лентой Андрея Смирнова "Ангел", второй новеллой из трех киноальманаха "Начало неведомого века". "Где вы нашли таких людей?" - возмущенно и грозно вопрошали в Госкино. А в фильме большинство ролей исполняли самые простые реальные жители одной из астраханских деревень. Валерия Белова, монтажер, работавшая вместе с Элемом Климовым, Ларисой Шепитько и Андреем Смирновым, рассказала на фестивале Элема Климова и Ларисы Шепитько в "Иллюзионе" в 2013 году, как это было:
в ночь перед приходом представителей Госкино оператор Павел Лебешев уговорил лабораторию отпечатать один экземпляр фильма (Валерия Белова: "Ну ему никто не мог отказать!"), это не была даже еще копия - предпечатный материал. И Валерия Белова его спрятала высоко под потолком среди многих коробок в монтажной, накрутив на другой фильм. Наутро пришедшие представители забрали все, все пленки, даже обрезки, для сожжения, а спрятанная лента пролежала в глубокой тайне вплоть до перестройки, только в 1987 году, уже после гибели Ларисы Шепитько, фильм восстановили по этой сохранившейся намотанной на чуужой фильм ленте.
Потрясающая история! И потрясающие мужественные люди! И фильм - совершенно не устаревший кинематографически и до сих пор оставляющий очень сильное впечатление от бесконечной тяжелейшей жизни русского народа, живущего больше, по слову Платонова - "по привычке", в ожидании какого-то непонятного и все так же, как и в 1926 году, далекого светлого будущего.

https://irinakiu.livejournal.com/673726.html

================================

Фильм должен был стать частью киноальманаха "Начало неведомого века" из нескольких новелл, посвященных революции 1917 года и заказанных Госкино к ее 50-й годовщине.

Было отснято три новеллы. Фильм "Ангел" по повести Юрия Олеши снял Андрей Смирнов (впоследствии снявший советскую киноклассику - фильм "Белорусский вокзал"), Шепитько (в то время молодой, 29-летний режиссер) экранизировала рассказ Андрея Платонова "Родина электричества", и третью новеллу поставил Генрих Габай по мотивам повести Паустовского "Мотря".

Цензоры, отсмотрев материал, первые два фильма запретили, сделав их, как сказал один из российских кинокритиков, чуть ли не первыми "полочными" кинолентами.

Как рассказывал режиссер и супруг Шепитько Элем Климов в документальном фильме о своей жене, властям настолько не понравились две первые киноновеллы, что в 1968 году было отдано распоряжение их сжечь, что и было сделано, однако до этого оператор Павел Лебешев договорился с лабораторией "Мосфильма", и ночью какие-то смелые люди напечатали одну позитивную копию фильмов Шепитько и Смирнова.

Эти копии были спрятаны в монтажном цеху среди других жестяных коробок, где они и пролежали до 1987 года (70-й годовщины той самой революции, в честь которой они были сняты), когда по просьбе Климова их достали, и некий оставшийся неназванным талантливый человек на студии смог с позитива сделать новый негатив и тем самым возродить оба фильма.

Поэтому надо ли говорить, что среди всего нескольких кинокартин, которые успела сделать Шепитько за свою недолгую жизнь, "Родина электричества" - фильм практически неизвестный.

"Родина электричества" поражает прежде всего тем, что смотрится так, как будто была снята не в 1967 году, а в 1920-е - годы, в которые и происходят события рассказа, что только отчасти можно отнести на счет того, что пленка была восстановлена столь нестандартным способом.

Нетрудно понять, почему эта лента (как и смирновский "Ангел") была зарублена цензорами брежневской эпохи, пришедшей на смену хрущевской оттепели, на романтической волне которой выросло это поколение кинорежиссеров.

Юный студент-инженер (в этой роли Шепитько сняла не актера, а молодого студента-медика Сергея Горбатюка) с чистым, незамутненным взором едет в одну из южных российских губерний, чтобы наладить работу местного генератора, подающего ток в деревню. Первое, что он видит, приехав, - крестный ход и молебен за окончание засухи.

Иссушенная земля, иссушенные лица стариков и старух (в фильме снялись жители села Сероглазка Астраханской области), одну из которых часть пути несет на руках юный герой, размышляя с ней о тщете их молитв.

Войдя в деревню, он видит, что генератор, переделанный из английского мотоцикла "Индиан" и работающий на самогонке, днем жжет электричество, подавая ток на водруженную на столб пятиконечную звезду (у Платонова в рассказе, кстати, на столбе всего лишь электрическая лампочка, а не звезда, похожая на одну из кремлевских!).

Не видя смысла ни в молитвах, ни в жжении электричества в дневное время, юноша берется из подручных деревенских средств сделать на основе генератора насос, который бы подавал воду на общественную землю.

Стук железяк звучит совсем как перезвон церковных колоколов, и вот вода пошла - успех, но кратковременный: насос, не выдержав возложенной на него наргрузки, взрывается, и тут же на землю проливается долгожданный дождь.

Примечательно, что концовку рассказа режиссер изменила: у Платонова взрывается всего лишь самогонный агрегат, а насос с генератором продолжает работать, и герой уезжает с мыслью о том, что еще одна "жизненная задача выполнена". У Шепитько - все тщетно, и лишь надеждой, как говорит одна из старух, живут эти люди, забытые как богом, так и революционными властями.

Зачем было это делать? Зачем было рисковать возможным запретом и утяжелять концовку рассказа?

Ответ на это, вероятно, можно найти в словах Шепитько, сказанных ею в интервью Баварскому телевидению, которое было записано в 1978 году. Тогда она объяснила, почему в своих фильмах всегда обращается к экстремальным ситуациям: "Определить для себя понимание героического в мирное время очень важно, потому что для нас совершенно небезразлично иной раз, что это такое - совершить поступок в мирное время. Компромисс маленький, который приводит к маленькому конформизму, совершенно незаметно в мирное время может перерасти в конформизм большой, в измену идеалам, в измену своей структуры".

Ради сохранения своей "структуры", и в более широком смысле - верности исторической правде, режиссер сделала концовку своего фильма, показав революцию, именем которой сотворились многие беды, без романтических прикрас, и именно такой ее и стоит рассматривать сегодня - 100 лет спустя.

https://www.bbc.com/russian/features-39222478

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/4RBvHhQ-a0A







Киноальмонах "Начало неведомого века".
Новелла первая: "АНГЕЛ" (1967 г; режиссёр Андрей Смирнов, по мотивам рассказа Юрия Олеши)
-------------------------------------
Один из самых безжалостных советских фильмов. Безжалостных по отношению к нам, зрителям, потому что при просмотре невольно становишься соучастником событий. Комиссар, Ангел, студент-переросток, мужик с коровой и другие. Жизнь. Смерть. Время...
Первая самостоятельно снятая картина Андрея Смирнова.

https://youtu.be/mdD1AnRWEOI






Начало неведомого века

https://youtu.be/3yAWXXqWVdg



Tags: ! - Кино Перестройки, 1967, 1987, Шепитько, полочные фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “полочные фильмы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments