ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

К 100-летию Папы Римского Иоанна Павла II. Михаил Горбачев. «Он остается нашим современником»

М.С. Горбачев о Папе Римском Иоанне Павле II

Опубликовано к 100летию со дня рождения Иоанна Павла II (18 мая 1920 – 2 апреля 2005) в специальном выпуске «Оссерваторе Романо» (Osservatore Romano) и в ведущей итальянской газете "Республика" (La Repubblica), 17 мая 2020


В годы перестройки и впоследствии мне довелось встречаться с выдающимися людьми, среди которых были поистине исторические личности. Но и среди них немногие оставили в моей памяти такой яркий след, как Его Святейшество Папа Иоанн Павел II.

Начало нашего общения пришлось на поворотный момент в мировой истории. После многолетнего периода отчуждения и вражды между Востоком и Западом лидеры ведущих государств наконец осознали, что у нас есть общий враг – угроза ядерной катастрофы. И тогда совместными усилиями мы начали движение от конфронтации к сотрудничеству и в перспективе – к партнерству.

Иоанн Павел II полностью поддержал этот процесс. Сегодня мне кажется символичным, что наша первая встреча состоялась в декабре 1989 года, накануне моей встречи с президентом США. Тогда, на Мальте Джордж Буш и я заявили, что наши страны больше не считают друг друга врагами.

Должен сказать, что и до этого я с большим вниманием относился к деятельности и высказываниям главы римско-католической церкви, а он, как мне сообщали, следил за переменами, происходившими в нашей стране. Мы установили контакты, которые проложили путь к встрече. И когда наша встреча состоялась, я сказал Папе, что в моих и его высказываниях часто встречаются одинаковые или схожие слова. «А ведь это значит, что должно быть общее и в исходном – в мыслях», – предположил я. Сегодня, более чем тридцать лет спустя, я отмечаю, что эта общность не только сохранялась, но и углублялась во все последующие годы нашего общения.

Думаю, могу с полным основанием сказать: за эти годы мы стали друзьями. И, наверное, так могут сказать и многие другие люди, потому что его отличал теплый, неподдельный интерес к каждому человеку.

Папа Иоанн Павел II сочетал высокую миссию духовного лидера с тонким пониманием идущих в мире социальных и политических процессов. Он расценивал перестройку как явление большой значимости не только для нашей страны, но и для всего мира, как «поиск нового измерения жизни

людей, в большей степени отвечающего потребностям человеческой личности и интересам разных народов». Эти его слова запомнились мне.

Особенно глубоким было его понимание европейской истории и роли Европы в современном мире. В том же разговоре Его Святейшество сказал:

– Нельзя, чтобы кто-то претендовал на то, чтобы перемены в Европе и мире шли по западному образцу. Это противоречит моим глубоким убеждениям. Европа как участник мировой истории должна дышать двумя легкими.

Очень точный образ! Я поддержал эту мысль и не раз потом цитировал эти слова, говоря о настоящем и будущем Европы. Сегодня они чрезвычайно актуальны.

И еще одна мысль Папы Иоанна Павла II звучит сегодня не просто актуально, а как призыв и напоминание мировым лидерам и каждому из нас. Это его слова о том, что нам действительно нужен новый мировой порядок – более стабильный, более справедливый и более гуманный.

Я уверен: если бы после окончания холодной войны в основу мировой политики был положен этот тезис, если бы политика сближалась с моралью и вдохновлялась ею, многих ошибок и провалов, дорогой ценой обошедшихся миру в последние десятилетия, можно было бы избежать.

Духовное и интеллектуальное наследие Его Святейшества должно присутствовать в наших размышлениях о судьбах человечества и о тех вызовах, которые возникли перед миром в нынешнем тысячелетии. Он глубоко осмыслил глобальный мир, нашу общую ответственность за сохранение жизни на планете, за сохранение самой планеты Земля.

Сегодня, как никогда прежде, должно быть очевидно, что проблемы, с которыми столкнулось человечество, невозможно решать средствами и методами, которые применялись или казались пригодными прежде. Об этом я говорил еще в 1988 году, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН.

Я позволил себе процитировать эти слова, потому что убежден: новые вызовы и угрозы требуют нового мышления, основанного на ценностях, разделяемых всеми мировыми религиями, всеми главными течениями современной мысли.

Сейчас мир переживает острейший, всеохватывающий кризис, связанный пандемией нового коронавируса. В этих условиях мы просто обязаны многое переосмыслить. Уверен: сегодня Его Святейшество

поддержал бы призыв к демилитаризации международных отношений и политического мышления, к сокращению военных расходов.

На первое место в политике государств должна выйти безопасность человека, защита его здоровья, окружающей человека среды, создание условий для достойной жизни каждого из живущих на нашей планете людей.

Мир переживает нелегкое время. Оно предъявляет к каждому человеку и прежде всего к политикам особые требования. Велика и ответственна и роль духовных лидеров. Хочу надеяться, что они справятся с этой ответственностью, следуя вдохновляющему примеру Папы Иоанна Павла II
Он и сегодня остается нашим современником.

https://www.gorby.ru/presscenter/news/show_30138/

https://www.vaticannews.va/it/osservatoreromano/pdfreader.html/quo/2020/05/QUO_2020_111_1805.pdf.html?fbclid=IwAR3K7mVRmlSyMeztzl_xZH04gOLZAGNpppARujFHbkPm9-S6OCPAunH2Sz0

=======================

Анатолий Черняев: В «новом мышлении» Горбачева Папа нашел что-то сходное своим размышлениям. Горбачев, в свою очередь, в выступлениях Иоанна-Павла II увидел нечто, совпадающее с его идеями и намерениями

…В лице Папы Иоанна Павла II мы имеем дело с соединением должности и личности.. Во-первых, окажись на его месте другой, ничего бы такого важного для всего мира не было сделано – от Латинской Америки до буддистской Индии, до Японии. По urbi et orbi, по городам и весям не прошествовал бы этот экуменический призыв. Папа сумел превратить это движение в серьезный фактор, причем не только и не столько религиозный, но в равной степени политический и нравственный. Он совершил множество поездок и во всех храмах молился за объединение человечества.

…С государством Ватикан у Советского Союза отношений не было. Были спорадические контакты. Была довольно энергичная попытка сблизиться в 1962 году, инициированная зятем Хрущева Аджубеем. Но потом она была выставлена Никитой Сергеевичем как «криминал». При Брежневе в Ватикане время от времени появлялись наши журналисты. Их принимал Папа Павел VI, который наследовал Иоанну ХХ. Но Папа Павел VI пробыл на престоле всего около года, а после него пришел Войтыла (Иоанн Павел II). Контакты продолжались на уровне журналистов и общественных деятелей низкого ранга. Советское руководство при Брежневе относилось к этому либо с безразличием, либо отрицательно. Никаких инициатив на этот счет не проявляло и не нуждалось в этом.

…Журналисты ходили в Ватикан, а потом докладывали кому надо. Вот «правдисты» имели выход на самый верх со своим собственным шифром, а «известинцы» не всегда имели свой шифр, только когда корреспондент одновременно «состоял при погонах». Из «гнезда мракобесия и реакции» они докладывали прямо на Лубянку. Были у нас и другие разногласия с Ватиканом, кроме идеологических. Проблема заключалась в том, что граница наша с Польшей не совпадала с границами католических епархий. Епархия на территории Польши и Западной Украины.

…Папа Иоанн-Павел II поставил этот вопрос перед Горбачевым. Ватикан – не рядовое государство. Это – выражение власти и авторитета Католической Церкви среди сотен миллионов людей во всем мире. Налаживание дипломатических отношений – это канал для регулярного общения с Папой, а значит, и с католическим миром. С такой силой необходимо было иметь нормальные отношения. Ватикан, в принципе, против этого не возражал. Каждого более или менее значительного советского человека, появлявшегося в Риме, если он просил аудиенции в Ватикане, принимали – либо кардиналы, либо сам Папа. Открылся туннель легализации отношений с центром католического мира.

…Он возник в контексте новых отношений с церковью. Горбачев провозгласил в своем «новом мышлении» свободу совести. Не просто «ля-ля», когда в Конституции все есть и все правильно записано, а на деле – всех давили и реальной свободы совести не было. Он решил вернуть этот пункт Конституции к жизни. Ипригласил к себе Патриарха Алексия II. И хорошо поговорили. Примерно так: «У нас светское государство. То, что положено кесарю, – кесарево. Пожалуйста, в эти дела не лезьте. А то, что Богово, – пожалуйста, занимайтесь всем этим. Я постараюсь, чтобы РПЦ получила какую-то компенсацию за то, чего вас лишили после 1917 года. Во всяком случае, вы получаете полную свободу для религиозной деятельности в светском государстве». Таков смысл сказанного. Папский легат кардинал Казароли встречался с Горбачевым именно в контексте реализации свободы совести в Советском Союзе.

Государственный секретарь Ватикана Казароли появился в Москве в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси (1988 г.). Горбачев не мог и не должен был отказываться от встречи с ним. Как он мог отказаться принять посла Папы, который уже завоевал всемирный авторитет, который объявил себя по существу объединителем человечества? Он посетил уже синагогу, мусульманские святыни. Он заявил себя противником войны, осудил эксплуатацию человека человеком, насилие.

… Папа не раз говорил: на Западе тоже очень много несправедливости, и вообще человечество должно понять, что наступило время, когда надо друг с другом разговаривать, надо учиться друг друга понимать. В «новом мышлении» Горбачева Папа нашел что-то сходное своим размышлениям. Горбачев, в свою очередь, в выступлениях Иоанна-Павла II увидел нечто, совпадающее с его идеями и намерениями. Горбачеву нужен был контакт с этим человеком, обладающим моральным авторитетом и уважением во всем мире.

…Горбачев тоже занимался своего рода прозелитизмом. Да-да! Он навязывал свои идеи, идеи нового мышления, всему миру. Навязывал их Рейгану, навязывал их Тэтчер… Это – естественный и единственный путь для настоящего, стоящего политического деятеля, которому есть что предложить идейно мировому сообществу. Требований «прекратите ущемлять наши интересы!» недостаточно. И Горбачев добился очень многого. Он не мог пройти мимо Папы, не мог игнорировать Ватикан.

Ватикан, конечно, не был конкурентом Горбачева, но они вместе работали в одном и том же направлении - для того, чтобы эти фронты, идеологические и политические, в конце концов превратить в собеседников. Наладить мировой диалог. И сделали все, он начался. Сейчас это признано всем миром. Похороны Папы Иоанна Павла II (8 апреля 2005г.) – лучшее тому свидетельство. Одномоментно человечество почувствовало, что оно едино. Несмотря на все барьеры – идеологические, религиозные, расовые и национальные. Все понимают, что Католическая Церковь – это сила, не только религиозная, моральная, но и политическая сила. И экономическая тоже. Это очень богатая организация. Но очень важно, что ее возглавил человек морали. Папа – образец соединения нравственности с политикой. А Горбачеву «холодную войну» удалось закончить благодаря включению морального элемента в политику. Иначе бы этого не произошло. И какое-то время этот принцип работал.

…Я думаю, что Горбачев и Папа шли в одном и том же направлении. Не было бы Горбачева, и Папе не удалось бы сделать так много, и наоборот, не было бы Папы, и Горбачеву не удалось бы добиться таких результатов от политики «нового мышления».

…Цель Горбачева была разоблачить представления о нас как об «империи зла». Разоблачить опасения в том, что нас надо продолжать бояться. Еще Тэтчер его предупреждала: «Мы вас боимся. Никак не ожидали, что нападете на своих союзников - а вы напали на Чехословакию. Мы никак не рассчитывали, что вы нападете на Афганистан, зачем вам это нужно, нас бы спросили, мы знаем, что из этого выходит».

После подобных бесед Горбачев заявил на Политбюро: «Мы-то думаем, что все прогрессивное человечество нас обожает. И считает, что мы действительно миролюбивые, что хотим мира, что нас поддерживают. А на самом деле нас боятся. Товарищи дорогие, нас боятся! Вот от этого мы должны избавиться».

Вот Горбачев и через Папу хотел сказать: «Мы нормальные люди, и не надо от нас шарахаться». Его книга о перестройке начинается со слов:

«Я пишу для того, чтобы нас поняли». И в этом смысле ему нужен был Папа, который должен был сказать: «Да, так оно и есть». И это сработало. В отличие от Рейгана, который не сразу поверил Горбачеву… Если бы контакты с Папой произошли раньше, то этот мудрый человек все равно понял бы все, несмотря на разногласия. Вернувшись от Папы, Горбачев говорил с Алексием II о том, что Папа дал согласие приехать в Советский Союз и что это должно быть совместное с РПЦ приглашение. Однако когда стал разваливаться Советский Союз и Украина стала отходить от Союза, то пять миллионов униатов, разгромленных Сталиным, заявили, что они отказываются признавать Московскую Патриархию и хотят вернуться в лоно Ватикана. произошли серьезные столкновения между верующими, когда униаты стали силой забирать себе храмы... Алексий II отозвал свое обещание Горбачеву поддержать приглашение Папы в Советский Союз.

Разгорелся скандал: Римско-Католическую Церковь обвинили в прозелитизме: она, мол, претендует на чужую паству, на чужое имущество. Фактически тогда Московская Патриархия повторила демарш Ивана Грозного: «Мы – Третий Рим. А они тут самозванцы!»

К слову сказать, если вы боитесь, значит, не чувствуете за собой идейной силы, не рассчитываете на собственное влияние. Это комплекс неполноценности. Отсюда и довольно циничная апелляция к административному ресурсу в мирских делах РПЦ, в утверждении себя в качестве «института» государственной структуры Российской Федерации.



"Деловые люди", №170, май, 2005 г



Анатолий Сергеевич Черняев(1921-2017) - историк и политический деятель, замзав Международного отдела ЦК КПСС, а затем помощник Генерального секретаря КПСС и президента СССР Михаила Горбачева.

https://www.gorby.ru/presscenter/news/show_30140/


========================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=============================





































Tags: 2020, Иоанн Павел II, Михаил Сергеевич Горбачев
Subscribe

Posts from This Journal “Михаил Сергеевич Горбачев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments