ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Ефим Смулянский о подоплеке доклада Собчака по событиям в Тбилиси 9 апреля 1989 года.

Это написано довольно давно - лет десять назад...

Недели три назад я случайно услышал по "Эху Петербурга" интервью с известным фотохудожником Юрием Ростом о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 года.С этими событиями у меня связана одна малоприятная история, в которой был замешан наш тогдашний кумир - крупный демократ А.А Собчак, которому я тогда, чем мог, помогал.
Так вот. В начале 70-х годов мой давний друг - прекрасный грузинский поэт Миха Квливидзе познакомил меня творчеством режиссёра кино Тенгиза Абуладзе, чей фильм «Мольба», в котором Миха читал закадровый текст, я до сих пор считаю одной из вершин киноискусства, и после показа в Ленинграде нового тогда прекрасного фильма "Древо желания" мы с ним подружились. Я познакомил Тенгиза Евгеньевича с ещё незнакомой ему тогда поэзией Бродского, он же приглашал меня в Тбилиси осенью 85-го на премьеру «Покаяния», которая должна была состояться, но так и не состоялась (говорили, потому что Шеварнадзе увёз единственную копию в Москву показывать Горбачёву).
Тогда я жил у Тенгиза Евгеньевича и узнал, что он был членом Тбилисского горкома партии (этот факт сыграет важную роль в нашей истории), чего очень стеснялся (по крайней мере, в общении со мной). Когда стало известно, что Абуладзе избрали депутатом Верховного Совета СССР, я подробно рассказал о нём Собчаку. Он никак не отреагировал, но, видимо, запомнил. Когда его избрали председателем комиссии по расследованию событий в Тбилиси, он попросил меня поговорить с Т.Е. (который, кстати, успешно манкировал своими депутатскими обязанностями и почти никогда не бывал на заседаниях Съезда нардепов СССР) о том, чтобы тот помог Анатолию Александровичу в этом расследовании. Что я, ничтоже сумняшеся, и сделал. Тенгиз, с которым мы к тому времени были знакомы, почитай, больше десяти лет, естественно, пообещал всяческое содействие и действительно оказал его.
А.А. провёл в Тбилиси довольно много времени, получил нужную информацию и был очень доволен. Он мне с некоторым удивлением рассказывал, что его даже свозили на встречу с бывшим Генеральным секретарём ЦК Компартии Грузии Патиашвили в его родовое село где-то в горах.
Однако в самой середине доклада, который делал А.А.Собчак на съезде об этих памятных грузинам событиях, грузинская делегация в полном составе демонстративно покинула зал заседаний.
А поздно ночью мне позвонил Тенгиз и устроил серьёзную головомойку по поводу моей неосмотрительности в раздаче рекомендаций. На меня этот выговор произвел сильное впечатление, потому что я знал Т.Е. как человека необычайно мягкого и толерантного – настоящего интеллигента, который, казалось, и слова громкого сказать не может.
Я связался с Анатолием Александровичем и потребовал объяснений. В первый же его приезд в Л-д мы встретились, и А.А. долго рассказывал мне политическую подоплёку его доклада.
Суть его объяснений была такова: приказ командующему ЗакВО генералу Родионову о разгоне митинга в Тбилиси любыми (вплоть до самых жёстких) средствами отдал лично министр обороны маршал Язов. Однако, если бы Собчак сообщил об этом в своём докладе, то Верховный Совет немедленно отстранил бы Язова от должности (А.А. якобы кулуарно «вентилировал» мнение депутатов и однозначно пришёл к такому выводу ).
- Как Вы думаете, кто тогда стал бы министром обороны? – спросил меня А.А.
- Думаю, что Начальник Генштаба.
- Правильно. А Вы знаете, кто это у нас?
- Моисеев, - сказал я, недоумевая. – А в чём, собственно, дело?
- Но Вы, наверное, не знаете, что генерал армии Моисеев – зять Лигачёва! – и, после паузы:
- Надеюсь, Вы понимаете политические последствия такого развития событий? Понимаете, что это неизбежно приведёт к резкому росту влияния Лигачёва и, соответственно, к падению престижа Михаила Сергеевича? И должны понимать, что я никоим образом не хочу этого. Потому я был вынужден не сообщать в отчёте комиссии этих сведений, полученных, и вправду, при огромной поддержке Ваших друзей в Тбилиси. Я им безмерно благодарен, но я – человек государственный и не совсем волен в своих действиях.
Мы все тогда понимали, к каким последствиям могло привести такое развитие событий. Такую карту крыть было нечем, и я был сильно обескуражен этой информацией, но всё равно попытался объяснить А.А., что в любом случае он был просто обязан поставить об этом в известность хотя бы Т. Е. потому, что, не сообщив это ему, он (Собчак) тем самым грубо подставил меня. Однако, было очевидно, что А.А. не разделяет моего мнения, и мы расстались взаимно неудовлетворёнными. Я был очень расстроен случившимся, и почти год после этого мы с ним не общались.
Сейчас я отдаю себе отчёт в том, что всё сообщённое мне тогда вполне может быть ловко придуманной отговоркой (А.А. и в этом был большой мастер), но тогда у меня не было и тени сомнения в правдивости его слов. Несколько лет спустя, уже после смерти А.А., я рассказал об этом Людмиле Борисовне Нарусовой, но эта придворная ныне дама никак не отреагировала на мой рассказ.
С А.А.Собчаком у меня была связана ещё одна также малоприятная история, но о ней я расскажу в следующий раз.

https://www.facebook.com/groups/152590274823249/permalink/2935147016567547/

=========================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================


Почему 9 апреля перевернуло массовое сознание в Грузии.

https://gelavasadze.livejournal.com/9902764.html



















Tags: 9 апреля 1989 года, Абуладзе, Грузия, Собчак
Subscribe

Posts from This Journal “9 апреля 1989 года” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments