ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

На пути к свободе творчества. Первая легальная выставка советского авангарда.

С 1 по 28 февраля 1987 года в выста­вочном зале Красногвардейско­го района Москвы (будущая галлерея «На Каширке») прошла первая легальная выставка авангардного искусства «Художник и современность».



БЕЗ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕПОН
отбирались картины для выставки художников новых форм в зале на «Каширской»


Л. Пажитнов. «Известия» #86 27 марта 1987 года.

Известно: голос художника набирает силу в постоянном, не замирающем ни на мгновение диалоге художника с аудиторией, в открытом соревновании, соперничестве и в творческой перекличке разных школ и направлений, вынесенных на стенды выставочных залов. В обстановке сегодняшних радикальных перемен в культурной ситуации многозначительным событием стала экспозиция работ шестидесяти семи художников МОСХа, тяготеющих к новым формам выражения современности.

Авторы, которые были представлены в зале на «Каширской», в большинстве не молоды, некоторые выставлялись ранее, но преимущественно камерно, фрагментарно, другие не выставлялись вовсе. Без бюрократических ограничений, по собственному отбору художников эти работы увидели свет впервые. Многие из них подкупают свежестью художественного и пластического языка, нетерпением поиска, стремлением пробудить зрителя к встречной реакции.

Здесь, как и на молодёжной выставке на Кузнецком, намечалась культурная программа: рок-ансамбли, поэтический вечер, интересные дискуссии. Остаётся лишь пожалеть, что и на этот раз программу «свернули». Экспозицию сопровождали встречи художников со зрителями. Энергия общения взламывала рамки, обычные для традиционных смотров «бесспорных достижений», доказывая тем органическую причастность духу перемен.

На недавнем «круглом столе» в критической секции МОСХа в связи с этой выставкой раздавались голоса, что практика художников в известных отношениях обогнала мысль искусствоведов и критиков...

Среди работ выделяются лукавые примитивы Л. Пурыгина («Триптих», «Страшный суд»), броско и с изяществом сочетает временные контрасты И. Чуйков в «Фрагментах открыток и автопортрете». Выразителен цикл картин А. Сундукова. Впрочем, если полистать книгу отзывов, видно, что названные работы вызвали досаду и раздражение у некоторых посетителей. Не исключено, что похожий разнобой оценок проявится и в среде искусствоведов.

Подкупает затаённая искренность и сдержанность новой деревенской серии «Времена года» Э. Штейнберга. Кому-то понравятся картины Ю. Злотникова («Движение», «Ритм, пространство, люди»), «Коллажи» В. Колейчука, «Свет и тьма» В. Янкилевского, диптих Э. Гороховского «Трио Ганелина». Кого-то увлекут опыты А Ройтера («Пожар») и Н. Филатова («Борец»), Кто-то скажет, что работы М. Кантора («Утренний обход») и Л. Табенкина («Двое») при всей экспрессии выражения уступают представленному ими же на молодёжной выставке. Некоторых заинтересует пластика «Белой композиции» А. Юликова, подчёркнутая ироничность «Картины со знаком качества» Э. Булатова. Будут и такие, кто сочтёт, что многие экспонированные опусы перепевают мотивы, уже пройденные мировым художественным опытом. На уровне неустоявшихся ориентиров в оценках такая пестрота мнений неизбежна.

Об «Игре в футбол» И. Кабакова в книге отзывов можно прочесть сердитые строки: как это художник осмелился изобразить на большом полотне лишь футбольный мячик, вместо же поля, стадиона, трибун и пр. дал пространное словесное объяснение, почему он решил оставить их невидимыми? А знаменитый швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт, посетивший выставку в числе деятелей культуры, участвовавших в московском форуме, заявил, что не видел более остроумного изображения футбольного матча. Крупнейший кинорежиссёр Милош Форман выразил желание приобрести «Фундаментальный лексикон» Г. Брускина и сказал, что мечтал бы видеть всю выставку развёрнутой в центральном музее Нью-Йорка. Помимо художественного впечатления, такая выставка, с его точки зрения, убедительнее словесных деклараций рассказала бы людям на Западе о переменах и растущем демократизме культуры в нашей стране.

На московском форуме многоязычно, страстно и доказательно говорилось о том, что реальная преграда угрозе взаимоистребления — это взаимопонимание, доверие и открытость в отношениях между людьми и государствами, это — духовный рост, одолевающий ядерную истерию. Экспозицию открывало скульптурное изображение Владимира Высоцкого, созданное Л. Берлином. Современный Орфей с гитарой был представлен символом магической силы искусства, способного объединять людей в поклонении красоте. И в этом — глубокий смысл. Тысячеликий театр песен Высоцкого помогал духовно выстоять в трудные годы.

Живопись за столетие резко раздвинула границы традиционного художественного языка. Она разрушила культ видимых форм предметного мира, державшийся со времён Ренессанса, преодолела единичность точки зрения на объект, пробившись к его объёмности и всеохватности на полотне. Теоретики изобразительного искусства ещё полвека назад писали и о проникших в современную живопись мотивах иронии художника над собственными приёмами и амбициями — вплоть до вызова и эпатажа, и об отказе от замкнутого мира картины, затрудняющего контакт со зрителем. Художник по-новому осознаёт сегодня свою роль в действительности. Он смело сбрасывает облачение оракула и пророка и подобно скомороху-заводиле вовлекает зрителя в хоровод игры — как во времена древних дионисийских празднеств, где всё устоявшееся сталкивалось с мест, менялось смыслами, подвергалось шуточному осмеянию, чтобы удостовериться, сколь хорошо, добротно и разумно устроен мир. Ставка на индивидуальное восприятие художника, на его подчёркнуто субъективное отношение к реальности неизбежно приводит к пестроте, многосмыслице художественного языка — своеобразно выражающего разнообразие современного мира.

Застой, духовная летаргия неизбежно рождают скепсис, цинизм, разъедающие мысль и волю целых поколений. С потрясающей правдой об этом рассказано в документальном фильме Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?». Происходит разрыв и в культурной традиции. Сейчас нелёгкая восстановительная работа в искусстве набирает энергию. Смысл выставки на «Каширской» — в готовности идти навстречу демократическим переменам, сделать их необратимыми. В памяти художников ещё живы взвинченные страсти вокруг первых подобных выставок. Ещё совсем недавно на иных мастеров, работающих в современных формах, навешивали ярлыки, а услужливые доброхоты окружали их имена ореолом мучеников. Поэтому выставка на «Каширской» открывает новую полосу их диалога с публикой — достойного, свободного и от бюрократических рогаток, и от кликушества. Это станет, надеемся, нормой.

Залы, подобные Каширке, открываются в других районах столицы. Искания и опыты художников из замкнутой художественной среды выносятся на суд общественного мнения, без препон и запретов, на демократических началах. Новая живопись страстно ищет дорогу в жизнь — не забудем, что мы реально, а не по видимости были лишены её многие десятилетия — она жаждет контакта с современными исканиями в поэзии, музыке, на театре. Можно не сомневаться, новые залы быстро обживут, и они станут дискуссионными клубами, где современники, разобщённые профессиями, служебными обязанностями и суетой домашних забот, сумеют обрести то духовное родство — по уму, запросам, мироощущению, которое поможет каждому преодолеть настигающее подчас чувство одиночества и потерянности в мире, а совместным акциям человечества сообщит неуступчивость и бесстрашие.





Гриша Брускин. «Фундаментальный лексикон». 1986





Леонид Берлин. "Орфей". 1982 год.



Леонид Пурыгин. "Палата №6". 1985 год.





Эдуард Штейнберг. "Времена года"



Юрий Злотников «Ритм, пространство, люди» 1986 год.



Владимир Янкилевский "Свет и тьма".



Максим Кантор. "Утренний обход". 1987 год



Лев Табенкин



Эрик Булатов. "Картина со знаком качества"

===============



Лицом к лицу.

Фёдор Ласточкин. «Московские новости» #11 15 марта 1987 года.

«Художник и современность» — первая выставка пер­вого в Союзе художников СССР автономного творческого объе­динения со своим положением и уставом — прошла в выста­вочном зале Красногвардейско­го района Москвы.

Зал расположился в пристрой­ке к стандартной городской «башне», в которой живет его кассирша. Каждое утро она смотрит в окно и, увидев неболь­шую толпу у входа, идет отпи­рать дверь в искусство. Не правда ли, рисуется образ некой уютной «домашней» выставки местного значения? Между тем люди съезжались сюда, на окра­ину города, со всей Москвы. И было их за 15 ее рабочих дней больше двадцати тысяч...

«Художник и современность» — разнообразнейшее сочетание вкусов, стилей, жанров. Под одной кры­шей собраны и острая изопубли­цистика, и плакатность, и гро­теск, и конструктивистские головоломки, и почти декоративные композиции. Не было только одного — скуки.

Хотя принцип «безжюрийности» никто не счи­тает единственно верным. И о достоинствах многих работ мож­но поспорить. Но спорить пред­лагалось именно зрителям. Ведь честный показ сегодняшнего ис­кусства предполагает и честный разговор о нем. Непосред­ственно в «обитаемом» выста­вочном зале. Это лучшее лекар­ство от ажиотажа.

Поэтому вер­немся к тому, с чего начали осмотр. К книге отзывов. «Спаси­бо! Макс Фриш». «Счастлив, что посетил эту выставку. Фридрих Дюрренматт». «Я возмущен! Я протестую! Открывать ТАКУЮ выставку на столь короткий срок?! Д. Ушаков, инженер».








Статья из газеты «Русская мысль» № 3694 9 октября 1987 года.

О переменах в творческой жизни:

http://www.kompost.ru/page13-c39.html

О переменах в Союзе художников:

https://magazines.gorky.media/nz/2019/3/poluraspad-soyuz-hudozhnikov-sssr-na-poroge-samolikvidaczii.html

=======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================










































































Tags: ! - История Перестройки, ! - Свобода творчества, 1987, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “! - Свобода творчества” Tag

  • Выставка «Митьки в Москве».

    8 июня 1990 года в Московском Дворце Молодежи открылся вернисаж выставки "Митьки в Москве". Так по сути дела состоялась презентация в столице этой…

  • Выставка антисталинских картин Петра Белова.

    22 апреля 1988 года - в Центральном Доме актёра отрылась выставка, на которой был экспонирован "антисталинский" цикл картин театрального художника…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments