Неисповедимы пути наших отношений с США. Сегодня мало кто помнит, что в 1988 году состоялся обмен визитами делегаций СССР и США на ядерные испытательные полигоны в «Семипалатинске» (в действительности объект находился в нескольких сотнях километров от него) и Неваде. Готовился совместный эксперимент по контролю мощности подземных испытательных взрывов.
Эксперимент предложили американцы. Для них это был прежде всего способ «замотать» вопрос о полном запрещении ядерных испытаний. Дело в том, что отличие своих предшественников и подавляющего большинства стран мира администрация Рейгана заявила, что, пока существует ядерное оружие, должны проводиться и его испытания. Хотя бы иногда. А может быть и часто. Так что договариваться будем о непревышении согласованной по договору мощности.
Американцы предложили на основе технологии CORRTEX провести опробование совместного контроля. Технология была сложная, с бурением скважины параллельно испытательной и помещением в нее измерительных приборов, которые уничтожались бы практически мгновенно, успев за микросекунды передать необходимую информацию.
Наше руководство решило не устраивать пропагандистских «разоблачений» нежелания США договариваться о полном запрете и согласилось на эксперимент. К тому же наши военные и особенно ученые-атомщики были заинтересованы в этом эксперименте и не особенно это скрывали.
Мой тогдашний начальник А.А. Бессмертных, не увидев в первоначальном составе делегации представителя Управления США и Канады, поставил вопрос перед министром. Я оказался наиболее подходящим кандидатом, в том числе благодаря основной переводческой профессии.
На семипалатинский полигон приехали зимой. Нас пугали холодами, и действительно в это время там бывает ниже 40 градусов. Американцы привезли чуть ли не скафандры для высадки на Луну, но было не так уж холодно. Ездили на «площадку», тщательно присматривая друг за другом, обсуждали всякие технические подробности. Но стали возникать отношения – довольно любезные, надо сказать, военные и ученые понемногу превращались в дипломатов.
А весной наша делегация отправилась в Неваду. В числе прочих в ее составе был научный руководитель советской атомной программы В.Михайлов, представленный как профессор из Института физики Земли Академии Наук. Как-то мы с ним немного выпили в баре невадской гостиницы («условия жизни и быта» там существенно отличались от наших) и он стал расхваливать Сталина (что в общем понятно) и заодно оправдывать репрессии. Я помалкивал.
В выходной день американцы предложили съездить на экскурсию, посмотреть Гуверовскую плотину (Hoover Dam) и вечером - шоу в Лас-Вегасе. Было очень интересно. Все второе отделение на сцене были набиравшие популярность иллюзионисты-дрессировщики Зигфрид и Рой, с которыми две делегации сфотографировались по окончании представления.
Как принято говорить, «по-разному сложилась судьба»… Многих участников уже нет в живых. Михайлов, ставший впоследствии министром атомной промышленности, умер в 2011 году. Евгений Головко, с которым я познакомился по совместной работе в Вене в 1973 году и которого хочу поблагодарить за снимки, недавно завершил успешную карьеру в МИДе. Зигфрид и Рой продолжали совместные выступления до 2003 года, когда Рой в день своего рождения получил ранение от семилетнего тигра Монтекоре. Потом долго проходил реабилитацию. Его партнер по сцене и по жизни Зигфрид оставался с ним все эти годы. (UPD 9/05/2020 Рой Хорн умер вчера от коронавируса)
А совместный эксперимент остался в истории. Сейчас США и Россия испытаний атомного оружия не проводят. Но договор о полном запрете ядерных испытаний так и лежит не ратифицированный в американском сенате.
https://www.facebook.com/pavel.palazhchenko/posts/1335957493190856
Две делегации в городе Курчатов.
Наша делегация в Неваде.
Вместе с американцами на представлении в Лас-Вегасе
============================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=============================