Журнал "Коммерсантъ Власть" №8 от 26.02.1990
С начала текущего года Советом Министров СССР был предпринят ряд мер по
стабилизации положения на потребительском рынке. Первым шагом стало
вышедшее 13 января распоряжение об аукционной продаже Минторгом ряда
товаров длительного пользования. Через две недели вышло постановление об
организации аукционной продажи товаров производственно-технического
назначения. Еще через девять дней было принято решение о создании сети
коммерческих магазинов.
В распоряжении правительства от 13 января говорилось:
Руководствуясь постановлением Верховного Совета от 31 октября 1989 года "О
государственном плане экономического и социального развития СССР на 1990
год" и Законом СССР " О государственном бюджете СССР на 1990 год" и
принятыми решениями правительства по вопросам организации в 1990 году
аукционной продажи отдельных видов товаров народного потребления
установить:
Аукционная продажа осуществляется только предприятиями (объединениями)
Министерства торговли СССР с участием исполкомов соответствующих советов
народных депутатов.
Аукционной продаже подлежат легковые автомобили "Волга", легковые
автомобили, бывшие в употреблении и восстановленные в системе автосервиса,
технически сложные товары народного потребления новых конструкций,
улучшенного качества, экспериментальные образцы и авторские работы не
имеющие промышленных аналогов, согласно приложению.
Министерству торговли по согласованию с Госпланом СССР, определить объемы и
ассортимент указанных товаров.
На период действия утвержденного ассортимента технически сложных товаров,
подлежащих продаже на аукционах, реализация их в розничной торговой сети не
производится. Товары на аукционах продаются только населению.
Перечень легковых автомобилей и технически сложных товаров народного
потребления, разрешенных для продажи в 1990 году населению на аукционах:
легковые автомобили "Волга"
легковые автомобили, бывшие в употреблении и восстановленные в системе
автосервиса.
телевизоры цветные четвертого поколения (Рубин, "Электрон", "Горизонт")
видеомагнитофоны "Самсунг" печи СВЧ
холодильники и морозильники двухкамерные (Минск, "Бирюса") Компьютеры
производства НРБ
5 февраля 1990 г. Совет Министров СССР принял, постановление N 110 "О
неотложных мерах по нормализации потребительского рынка, денежного
обращения и усилению государственного контроля за ценами", в пункте 14
которого, в частности, говорилось:
Советам Министров союзных республик по согласованию с Министерством
торговли СССР открыть в первом полугодии 1990 г, специализированные
коммерческие магазины для продажи по коммерческим ценам отдельных видов
товаров народного потребления.
Установить, что торговля в специализированных коммерческих магазинах должна
осуществляться высококачественными товарами отечественного и иностранного
производства, в первую очередь предметами роскоши.
Постановление поручало Министерству торговли СССР, Министерству. финансов
СССР и Государственному комитету СССР по ценам определить перечень этих
товаров, порядок установления коммерческих цен и использования доходов
коммерческих магазинов.
В Постановлении Совета Министров от 27 января 1990 г. "Об организации
аукционной продажи населению продукции производственно-технического
назначения", предлагалось:
1. Возложить на Госснаб СССР организацию в 1990 г. аукционной продажи
населению продукции производственно-технического назначения. Установить,
что предприятия, объединения и организации могут реализовывать населению
через аукционы, проводимые территориальными органами Госснаба СССР,
продукцию производственно-технического назначения по примерному перечню
согласно приложению N 1.
- Продукция реализуется на аукционах по свободным ценам, определяемым на
основе состязательности покупателей.
2. Министерствам, ведомствам СССР, межотраслевым-государственным
объединениям обеспечить в 1990 г. передачу подведомственными предприятиями,
объединениями и организациями Госснабу СССР для продажи населению продукции
из сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей на сумму 2,5 млрд.
Руб. в оптовых ценах согласно приложению N 2.
3. Министерству обороны СССР, Комитету государственной безопасности СССР,
Министерству внутренних дел СССР обеспечить согласно распоряжению Совета
Министров СССР от 27 . Января 1990 г. N 123 передачу в 1990 г. 'Госснабу
СССР для продажи населению через аукционы материалов и оборудования на
сумму 600 млн. Руб. в оптовых ценах (в том числе по Министерству обороны
СССР - 560 млн. Руб., Комитету государственной безопасности СССР 20 млн.
Руб. и по Министерству внутренних дел СССР - 20 млн. Руб.).
Принять к сведению, что Комитету государственной безопасности СССР в 1990
г. сокращены поставки военного имущества на сумму 138 млн. Руб. м
соответствующие материальные ресурсы переданы Госснабу СССР для реализации
населению.
4. Установить, что средства, полученные от аукционной продажи продукции за
счет разницы между оптовой и аукционной ценой распределяются в следующем
порядке: 50% перечисляется в доход союзного бюджета, 10% - в доход местного
бюджета, 20% - территориальным органам Госснаба СССР и 20% - в распоряжение
предприятий, объединений и организаций, представивших продукцию на аукцион.
5. Дополнительная выручка, полученная предприятиями, объединениями и
организациями и территориальными органами Госснаба СССР от реализации
продукции на аукционах, выделяется в отчетности отдельно, не включается в
общие объемы производства и реализации продукции и не учитывается при
формировании фонда заработной платы.
Прибыль (доход) от реализации продукции на аукционе, поступившая в
распоряжение предприятий, объединении, организаций и территориальных
органов Госснаба СССР, направляется ими исходя из установленных нормативов
в фонды развития производства, социального развития или другие аналогичные
фонды, а также в фонд материального поощрения (фонд оплаты труда).
Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по статистике
определить порядок отражения объемов реализации продукции на аукционах в
бухгалтерской и статистической отчетности.
6. Госснабу СССР и его территориальным органам активно проводить среди
предприятий, объединений и организаций работу по разъяснению
целесообразности и эффективности реализации через аукционы машин,
оборудования, инструмента, приборов, запасных частей и другой продукции
производственно-технического назначения. Довести до сведения предприятий,
объединений и организаций, что в соответствии с ранее-принятыми решениями
Правительства СССР, продукция, направляемая для продажи населению за
наличный расчет, включается в оптовых ценах в объем производства товаров
народного потребления.
7. Банкам СССР открывать территориальным органам Госснаба СССР по месту
проведения аукционов специальные счета для . Зачисления выручки,
полученной, от продажи продукции производственно-технического назначения
населению через аукционы.
8. Госснабу и Минфину СССР по согласованию с Госкомцен СССР утвердить,
руководствуясь настоящим постановлением, положение об аукционной продаже
населению продукции производственно-технического назначения.
9. Советам Министров союзных республик оказывать всемерное содействие
территориальным органам Госснаба СССР в создании аукционных комплексов и
организации аукционной торговли.
В приложении к постановлению приведен примерный перечень продукции
производственно-технического назначения, реализуемой населению
территориальными органами Госснаба СССР, предприятиями, объединениями и
организациями через аукционы;
Готовый прокат черных и цветных металлов; сталь листовая; трубы и детали
трубопроводов; арматура и электроды; некондиционные металлоизделия и
деловые отходы; металлоконструкции; железобетонные изделия; материалы
лакокрасочные; синтетические смолы и пластмассы; шины; резино - и
асботехнические изделия; пленка из полимерных материалов; минеральные
удобрения и гербициды
Садовые домики; деревянные дома заводского изготовления и комплекты
деревянных деталей домов; шпон, обои, бумага, картон и изделия из них;
деловая древесина и пиломатериалы; плиты древесностружечные,
древесноволокнистые; паркет и изделия деревянные для паркетных покрытий;
тара и упаковочные материалы
Стекло строительное, мягкие кровельные материалы, листы асбестоцементные
(шифер), линолеум, облицовочные плитки, санитарные керамические изделия;
пластики, стеклопластики
Грузовые и легковые автомобили, микроавтобусы, запасные части к легковым и
грузовым автомобилям; прицепы и полуприцепы, мотоциклы и мотороллеры
Тракторы, включая малогабаритные, сельскохозяйственные машины, машины и
оборудование для животноводства и кормопроизводства
Электро - и газосварочное оборудование
Подшипники, приборы, насосы, компрессоры, редукторы
Холодильные машины, холодильные установки
Погрузчики автомобильные и электрические, тали и лебедки, элекгротельферы
Радиоаппаратура, радиоприборы и радиодетали, машины швейные, хозяйственные
товары
Инструмент садово-огородный ручной и механизированный
Кистещеточные изделия
Уголь, бензин, дизельное топливо, битум, масла
Двигатели внутреннего сгорания и запасные части к ним
Контрольно-измерительная аппаратура
Медицинское оборудование
Мебель и инвентарь
Емкости эмалированные, 'алюминиевые и из нержавеющей
стали, бочки, канистры
Бывшие в употреблении легковые автомобили
Кабельно-проводниковая продукция
Спецодежда
Продукция из вторичного сырья:
пленка
нетканые материалы
напольные покрытия
ватин, вата, матрацы, подушки, ковры
трубы, тара, канистры и другие изделия
картон, бумага, ламинированная бумага
упаковочные материалы
салфеточная ткань
плитка ПВХ
ПРИМЕЧАНИЕ. Указанный перечень продукции может уточняться территориальными
органами Госснаба СССР в зависимости от спроса населения. При этом в
перечень не должна включаться продукция, продажа которой запрещена
действующим законодательством.
***
23 февраля состоялась встреча представителей Совета Министров СССР и ВЦСПС,
на которой обсуждались вопросы, связанные с Письмом ВЦСПС об аукционной и
коммерческой торговле товарами народного потребления.
Первоначально, по сообщению Центрального телевидения, встреча намечалась на
22 февраля. Причины, по которым она была перенесена на день, неизвестны.
Необходимость встречи, по общему убеждению, была вызвана резким протестом
высшего профсоюзного руководства против передачи ряда дефицитных товаров
народного потребления в аукционную и коммерческую продажу.
Как сообщили корреспонденту "Ъ" в Совете Министров СССР, на встрече
достигнута Договоренность о создании совместных рабочих групп с участием
представителей ВЦСПС, Совмина СССР, Госкомцен СССР и Минфина СССР с целью
рассмотрения ассортимента товаров, предназначенных для коммерческой и
аукционной продажи.
В. Х.
***
Комментарий "Ъ"
Сохраняющаяся до сегодняшнего дня система централизованного фондового
распределения продукции является своеобразным аналогом карточной системы на
уровне предприятий. Эта система привела в последние годы к широкому
распространению практики натурального (бартерного) обмена между
предприятиями, получившей название "серого рынка". Приобрести большинство
товаров производственно-технического назначения, минуя так называемый
"серый" рынок было практически невозможно. Не говоря уже о том, что такой
рывок характерен лишь . Для крайне примитивной экономики, он выключал из
процессе купли-продажи большое число потенциальных потребителей, увеличивал
массу отложенного спроса, способствовал замедлению денежного обращения и,
соответственно, инфляции.
Принятые правительством решения о Создании сети коммерческих магазинов и
проведении аукционных продаж позволяет хотя бы частично решить эту
проблему.
Продукция, предоставленная для аукционной продажи, предназначена для
реализации гражданам. По сути это означает, что приобретаться предметы
аукционной продажи будут за наличные деньги. Следовательно, реально
покупать их смогут и кооперативы, и арендаторы, и небольшие группы мелких
производителей, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой
деятельностью.
Цены приобретения товаров, по оценкам экспертов, могут по раз личным
категориям товаров превышать государственные в 1,5-2 и более раз. Но в
условиях острейшего дефицита это одна из немногих возможностей приобрести
необходимую продукцию, поэтому можно ожидать, что цены не остановят
покупателей.
Если через сеть коммерческих магазинов будут реализовываться, в основном,
дефицитные товары длительного пользования и промтовары, то на аукционах
помимо автомобилей, радиоаппаратуры и швейных машинок, вы можете купить
практически все необходимое для строительства жилья, садовых и дачных
домиков, обеспечить установку отопления и сантехнического оборудования. Там
же, если вы приобрели теплоэнергетическое оборудование или мамины, можно
купить соответствующее топливо. Кроме того, кооперативы и арендаторы могут
приобрести машины, материалы и топливо для проведения дорожных работ.
https://www.kommersant.ru/doc/265914
=============================
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 1990 года N 1134
О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления
В соответствии с Основными направлениями стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике и в целях создания необходимых условий для выпуска дефицитных товаров народного потребления, нормализации потребительского рынка, привлечения дополнительных средств для осуществления принятых социальных программ, а также усиления борьбы с теневой экономикой и спекуляцией Совет Министров СССР
постановляет:
1. Перейти с 15 ноября 1990 года к применению договорных (свободных) розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления, указанные в приложении.
Утвердить положение о механизме формирования в 1990-1991 годах договорных (свободных) цен на товары народного потребления (прилагается).
Министерству торговли СССР, Государственному комитету СССР по ценам и Министерству финансов СССР определить порядок перехода на применение договорных (свободных) розничных цен на эти товары, а также переоценки их остатков на указанную дату.
2. Министерству финансов СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам установить ставки налога с оборота по товарам отечественного производства, реализуемым по договорным (свободным) розничным ценам, и порядок их изменения.
Министерству финансов СССР с участием Министерства торговли СССР и Государственного комитета СССР по ценам установить по товарам импортного производства, реализуемым населению, ставки налога на импорт.
3. Предприятиям-изготовителям и торгующим организациям не допускать необоснованного завышения договорных (свободных) розничных цен, вызывающего искусственное падение спроса населения и тем самым снижение объемов производства этих товаров в натуральном выражении. При затоваривании своевременно осуществлять меры по снижению цен и в дальнейшем при заключении договоров устанавливать их на более низком уровне, а Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по ценам при необходимости принимать решения по снижению ставок налога с оборота.
Государственному комитету СССР по ценам совместно с Министерством торговли СССР лишать предприятия, допускающие уменьшение производства пользующихся спросом населения товаров народного потребления в натуральном выражении, права применения договорных (свободных) цен и принимать в таких случаях решения о снижении цен.
4. Государственному комитету СССР по статистике совместно с Министерством финансов СССР установить порядок учета и отчетности в промышленных предприятиях и торгующих организациях по производству и реализации товаров, продаваемых по договорным (свободным) розничным ценам, а также наблюдения за динамикой и уровнем этих цен.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Шкабардня
=====================
Перечень товаров народного потребления отечественного и импортного производства, реализуемых населению с 15 ноября 1990 года по договорным (свободным) розничным ценам
Приложение
к постановлению
Совета Министров СССР
от 12 ноября 1990 года N 1134
I. Товары легкой промышленности отечественного производства
Изделия из натурального меха для взрослых из всех видов меха (за исключением изделий спецзаказа и спецодежды, одежды с верхом из ткани, а также воротников из всех видов меха и головных уборов из кролика и овчины).
Ковры машинного производства: жаккардовые двухполотные и прутковые, аксминстерские, вязальные "Лирофлор".
II. Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения отечественного производства
Ювелирные изделия из драгоценных металлов, включая изделия со вставками из драгоценных и самоцветных натуральных и искусственных камней (кольца, броши, серьги), часы в золотых корпусах.
Изделия с применением драгоценных металлов: изделия народно-художественных промыслов, сувениры, ножевые изделия, столовые приборы и посуда из недрагоценных металлов с покрытием из серебра и золота, а также часы в позолоченных корпусах.
Радиоприемные, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства первой и высшей категории качества (видеомагнитофоны, радиоприемники, магнитофоны, усилители, музыкальные центры, тюнеры и др.), телевизоры цветного изображения четвертого и последующих поколений, автомобильные радиоприемники и магнитолы.
Холодильники трехкамерные.
Изделия из выдувного и прессованного хрусталя: вазы для цветов и сервировки стола, блюда, рюмки, фужеры и другие изделия, а также светильники с хрустальными элементами.
Высококачественные изделия из фарфора внегрупповых видов разделок (сервизы столовые, чайные и кофейные), скульптурные и декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолика.
Гарнитуры и наборы мебельные повышенного качества: жилые комнаты, спальни, стенки, наборы мягкой мебели, а также мебель для кухонь с отделкой из натуральной древесины.
Запасные части к легковым автомобилям.
III. Промышленные товары импортного производства
Изделия для взрослых из всех видов натурального меха (за исключением одежды с верхом из ткани и головных уборов из кролика)/
Ковры ворсовые машинного производства и ручной работы: жаккардовые двухполотные, прутковые, вязальные "Лирофлор".
Радиоприемные, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства (видеомагнитофоны, телевизоры, радиоприемники, магнитолы, магнитофоны и др.).
Ножевые изделия, столовые приборы и посуда из недрагоценных металлов с покрытием из серебра и золота.
Холодильники, морозильники, печи-СВЧ, мебель (гарнитуры и наборы).
Изделия из выдувного и прессованного хрусталя: вазы для цветов и сервировки стола, блюда, рюмки, фужеры, стаканы и другие, а также светильники с хрустальными элементами.
Все виды мебели.
Изделия из фарфора, фаянса с высокохудожественной отделкой: сервизы столовые, чайные и кофейные, а также скульптурные и декоративные изделия (вазы, конфетницы и др.).
Одежда из натуральной кожи.
Парфюмерно-косметические товары, кроме зубной пасты, туалетного и хозяйственного мыла.
IV. Продовольственные товары отечественного и импортного производства
Икра осетровых и лососевых рыб.
Деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов (лосось балтийский соленый семужной резки, осетровые горячего копчения, кета семужной резки и другая аналогичная продукция).
Вырезка, телятина, языки, мясо ягнят и поросят.
Коньяки марочные, бальзамы.
Уникальные (коллекционные, редкие высокого качества) вина отечественного производства (портвейн красный Ливадия, мускат черный Массандра, Негру де Пуркарь, Перлина Степу, Ахашени, Киндзмараули, Хванчкара и другие аналогичные вина) по перечню, определяемому Центральной дегустационной комиссией и Госстандартом СССР.
Кроме того, только импортные товары:
кондитерские
пиво
сигареты американского типа (Мальборо, Кент, Винстон, Филипп-Морис и другие)
джин, виски и коньяки.
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Шкабардня
===========================
Положение о механизме формирования в 1990-1991 годах договорных (свободных) цен на товары народного потребления
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 12 ноября 1990 года N 1134
I. Общие положения
1. Настоящее Положение распространяется на все промышленные, торговые и другие предприятия независимо от их ведомственной подчиненности.
Договорные (свободные) цены в период перехода к рыночным отношениям применяются на товары, не оказывающие существенного влияния на жизненный уровень населения. К таким товарам относятся прежде всего предметы роскоши, высококачественные, особо модные престижные товары отечественного производства и закупаемые по импорту. Перечень указанных товаров приведен в приложении к постановлению Совета Министров СССР от 12 ноября 1990 года N 1134. Правительства союзных республик могут дополнять и расширять этот перечень в пределах своей компетенции.
2. В системе договорных (свободных) цен* функционируют отпускные и розничные цены.
________________
* В дальнейшем именуются свободными ценами.
3. Свободные отпускные цены согласовываются на равноправной основе непосредственно производителями и покупателями товаров для расчетов предприятий-изготовителей с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, в том числе с предприятиями общественного питания и внерыночными потребителями этих товаров.
4. На импортные товары, закупаемые за счет централизованных валютных средств специализированными внешнеторговыми организациями, свободные отпускные цены определяются по представлению заказчиков этих товаров Государственным комитетом СССР по ценам или республиканскими органами ценообразования в зависимости от подчиненности внешнеторговых организаций, производящих закупки.
5. Свободные розничные цены на отечественные и импортные товары определяются самостоятельно розничными торговыми и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению.
6. Уровень свободных цен должен обеспечить заинтересованность предприятий-изготовителей в увеличении выпуска и расширении ассортимента товаров, а также их реализацию, исключающую ажиотажный спрос и спекуляцию этими товарами.
II. Механизм формирования свободных отпускных цен на отечественные и импортные товары
7. Промышленные предприятия-изготовители согласовывают свободные отпускные цены товаров с оптовыми и розничными торговыми партнерами (юридическими лицами), имеющими договорные связи, включая организации и предприятия потребительской кооперации, предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.
8. Свободные отпускные цены определяются исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств изделий на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске - франко-склад предприятия-поставщика. По договоренности сторон могут быть приняты другие условия доставки товаров.
При заключении повторных договоров на поставку товаров, свободные отпускные цены могут меняться по уровню как в сторону снижения, так и в сторону повышения в зависимости от спроса и предложения на эти товары.
9. В отпускных ценах должны учитываться себестоимость производства, а также налог с оборота по установленным ставкам (по товарам, облагаемым налогом)*. Прибыль от реализации товаров по свободным отпускным ценам определяется как разница между свободной отпускной ценой, производственными затратами и налогом с оборота по установленным ставкам (по телевизорам и радиоприемным устройствам вычитается также предусмотренная надбавка за организацию программ радиовещания). При этом прибыль облагается налогом в соответствии с действующим законодательством.
________________
* На телевизоры, в том числе переносные, плата за организацию программ телевидения устанавливается в размере 20% к отпускной цене, но не более 75 рублей. На радиоприемные устройства, имеющие тракт радиовещания, плата за организацию программ радиовещания устанавливается в размере 15%, но не более 30 рублей.
10. Себестоимость продукции, реализуемой по свободным ценам, определяется в строгом соответствии с Положением по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях.
11. Отпускные цены фиксируются в протоколе согласования. Рекомендуемая форма протокола предусмотрена в приложении N 1 к настоящему Положению.
12. Свободные отпускные цены на импортные товары устанавливаются органами, предусмотренными в пункте 4 настоящего Положения, исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств товаров. В этих отпускных ценах должны учитываться импортная стоимость (фактурная стоимость, указанная в счете поставщика, пересчитанная в советские рубли по курсу Госбанка СССР на день платежа, с добавлением всех расходов по закупке и доставке товаров до советских границ), а также налог на импорт в размере не ниже установленных ставок, таможенная пошлина и комиссионное вознаграждение внешнеэкономической организации.
Разница между свободной отпускной ценой и импортной стоимостью с добавлением таможенной пошлины и указанного комиссионного вознаграждения вносится внешнеторговыми организациями в бюджет в установленном порядке.
13. Внешнеторговые организации выставляют счета - платежные требования на импортные товары торговым партнерам (торговым оптовым, розничным и другим предприятиям) по отпускным ценам без вычета торговых скидок.
14. При реализации торговыми оптовыми предприятиями отечественных и импортных товаров народного потребления розничным торговым предприятиям непосредственно со своих складов расчеты за отпускаемые товары производятся по свободным отпускным ценам с добавлением к ним оптовой надбавки, определяемой оптовыми торговыми предприятиями по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями, но не выше 3% к свободной отпускной цене.
По импортным товарам оптовые торговые предприятия в пределах указанной надбавки предоставляют внешнеэкономическим организациям комиссионное вознаграждение в размере, определенном по соглашению сторон.
III. Механизм формирования свободных розничных цен на отечественные и импортные товары
15. Свободная розничная цена, по которой отечественные товары реализуются населению, формируется розничными торговыми или другими предприятиями (юридическими лицами), осуществляющими продажу таких товаров, исходя из конъюнктуры рынка (спроса и предложения), сложившейся в данном регионе, на основе свободной отпускной цены и торговой надбавки к ней до 20% (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных и горных районах по перечню, предусмотренному в Инструкции Госкомцен СССР от 8 августа 1978 года N 500, торговая надбавка может устанавливаться до 30% к отпускной цене).
16. Конкретный размер торговой надбавки в пределах до 20% (или до 30% для соответствующих районов) определяется с учетом плановых издержек обращения, транспортных и других расходов, включая оптовую надбавку в размерах, установленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, а также для обеспечения необходимой прибыли, в том числе отчислений для создания фонда регулирования свободных розничных цен (фонда риска), самостоятельно определяется розничными торговыми или другими предприятиями, реализующими товар населению.
17. Порядок формирования и использования фонда риска устанавливается Министерством торговли СССР, Министерствами торговли союзных республик и Центросоюзом.
IV. Порядок отпуска товаров, реализуемых по свободным ценам, внерыночным потребителям и определение свободных розничных цен на эти товары
18. Поставка отечественных и импортных товаров, подлежащих продаже по свободным розничным ценам, предприятиям промышленности для дальнейшей переработки, а также предприятиям бытового обслуживания населения осуществляется также по свободным отпускным ценам.
19. На предприятиях промышленности и бытового обслуживания населения определение стоимости готовых изделий, изготовленных из материалов, полученных по свободным отпускным ценам, производится по этим ценам с добавлением надбавки в размере до 20% (или до 30% для соответствующих районов).
20. В предприятиях общественного питания наценки применяются к свободным розничным ценам, сформированным в таком же порядке, как и в розничных торговых предприятиях.
V. Оформление документов по свободным ценам
21. Свободные отпускные цены указываются в протоколах согласования (на отечественные товары), в товарно-платежных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).
Руководители и главные бухгалтеры предприятий-изготовителей и внешнеторговых организаций несут ответственность за правильность указания свободных отпускных цен в этих документах.
22. Свободные розничные цены помещаются в прейскуранты, оформленные по рекомендуемой форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению, и утверждаются приказом руководителя предприятия розничной торговли (уставного магазина, арендного, коллективного предприятия, акционерного общества и др.).
Указанный прейскурант доводится до всех заинтересованных работников торгового предприятия.
23. Обозначение свободных розничных цен на ярлыках товаров или ценниках, выставляемых в магазинах, осуществляется розничными торговыми предприятиями в порядке, установленном для обозначения государственных розничных цен на соответствующие товары. По договоренности розничных торговых предприятий и промышленных предприятий-изготовителей обозначение свободных розничных цен на товарах отечественного производства может осуществляться предприятиями-изготовителями.
Форма товарного ярлыка для обозначения свободных розничных цен утверждается Министерством торговли СССР и имеет определенный вид окраски.
24. Свободные розничные цены на непродовольственные товары народного потребления округляются в соответствии с Правилами округления розничных цен на непродовольственные товары народного потребления, утвержденными постановлением Госкомцен СССР от 30 октября 1984 года N 880, а на продовольственные товары - в соответствии с порядком, предусмотренным в прейскурантах розничных цен на соответствующие группы товаров.
25. Товарам отечественного производства, реализуемым по свободным ценам, предприятия присваивают артикулы, состоящие из последней цифры года, в котором начат выпуск товара, буквы "С", порядкового номера товара (начинается ежегодно с единицы) и шифра предприятия-изготовителя (например, 0С5 - шифр предприятия).
VI. Порядок изменения свободных розничных цен
26. В случае изменения спроса и предложения на товары свободные розничные цены могут снижаться или повышаться в пределах надбавки до 20% (или 30% для соответствующих районов) розничными торговыми предприятиями, осуществляющими продажу товаров по этим ценам (в зависимости от конъюнктуры рынка в данном регионе). При этом снижение свободных розничных цен предприятия розничной торговли производят за счет создаваемого ими фонда регулирования этих цен (фонда риска).
Утверждение новых свободных розничных цен производится в порядке, предусмотренном в разделе V настоящего Положения. В примечании к новому прейскуранту указывается дата введения в действие новых свободных цен и отмены ранее утвержденных цен.
27. Переоценка товаров в магазинах производится комиссией, создаваемой приказом руководителя, с составлением актов-описей товаров, подлежащих переоценке. В состав комиссий включаются экономисты, бухгалтеры, товароведа и материально ответственные лица розничного торгового предприятия, осуществляющего продажу по свободным ценам. Одновременно производится обозначение новых цен на товарах или ценниках, выставляемых в магазинах.
VII. Координация свободных розничных цен местными органами власти и управления
28. Координация свободных розничных цен осуществляется местными органами власти и управления совместно с торгующими организациями.
При выявлении фактов, необоснованного занижения свободных розничных цен, вызывающего ажиотажный спрос и спекуляцию товарами, местные органы власти и управления устанавливают розничные цены на эти товары с учетом реального спроса и предложения на них.
Разница между розничными ценами, установленными местными органами, и свободными розничными ценами, установленными торговыми предприятиями, вносится равными долями в местный и республиканский бюджеты.
* * *
На товары, реализуемые по свободным ценам, временные, договорные и коммерческие цены не применяются.
http://rdocs3.cntd.ru/document/765705676
-======================