ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Искусство Перестройки. 1987 год.

В этом году, расформировав комитет по надзору за выставками при КГБ, СССР переворачивает страницу десятилетий выставок официального реалистичного искусства и реабилитирует авангард двадцатых годов, запрещенный повсеместно с 1924 года.
Этот период, в преддверии международного парада современного искусства, можно обозначить как период неотрибализма, отразившийся как на субкультурах, так и на художественных группах, преимущественно сложившихся по географическом определяющим. И закрепленных совместным творчеством в рамках нового сквота на Фурманном переулке, в который позже вмещалось порядка 100 художников. В Москве такие группы представлены «Чемпионами мира» - Гия Абрамишвили, Константин Латышев, Борис Матросов, Андрей Яхнин, помимо творческой деятельности, занимающихся спекулятивным сектантством, пародирующим бюрократические организации.
Группа «Медгерменевты», в состав которой вошли одесситы Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман и москвич Павел Пепперштейн, проводят инспекции «Медицинской герменевтики», продолжают традицию московского концептуализма. Но как бы описывая ее изнутри. Также наподобие уже надсектантского образования складывается «НОМА», в которую входят Вадим Захаров, Волков, Андрей Филиппов, супруги Звездочетовы. К работе в сквоте подключаются «Перцы» (группа образована еще в 85 году, состав - Олег Петренко, Людмила Скрипкина). Группа известна тем, что изготавливает некие химерические объекты, генерируя поп-артовый советский сюрреализм, отчасти продолжая традицию семидесятников из группы «Гнездо».
В этот же период происходит вспышка «акционизма» и в Одессе. В ходе акции «В два счета» местная богема мыла полы в Пале-Рояле. Во время «Разведки художественных залежей» художники, вооружившись теодолитами, имитировали археологическую деятельность. Перформанс «Они нам за это ответят» состоял в том, что акционисты сфотографировали последствия урагана в Одессе и публично призвали к ответу неизвестных оппонентов. Особой активностью среди участников перформансов отличались «Перцы», «Герменевты» и Леонид Войцехов, впоследствии также переехавший работать на «Фурманный».
В Ленинграде помимо сложившихся групп «Остров», «Белых Коров», группы «Инаки» и «Новых», на базе НЧВЧ складывается группа «Диких», в которую входят Козин, Маслов, Зайка. И клуб друзей «Маяковского», в который входит большая часть «Новых». Вместе они организуют альтернативную государству неформальную инстанцию, в рамках которой генерируется ранее накопленный творческий капитал. Отсутствие материально-технической базы и невозможность пользоваться промышленными технологиями заставляют обратиться к наследию ЛЕФа и основному методу «перекомпозиции». Выставки «Новых»: «Новые художники», групповая выставка «Новых» в программе фестиваля «Дни искусств», Рига; «Форум творческой молодежи Ленинграда», групповая выставка новых художников в программе форума, ЛДМ; «О братьях наших меньших», выставочный зал музеев ленинградской области, Литейный 57; итоговая выставка «Новых художников» на премьере фильма «Асса», ЛДМ. Там же, практически сорванная, проходит выставка ТЭИИ, которое погрязает в бюрократической переписке с официальными структурами. Также активно заявляет о себе группа «Митьки», вбирающая в себя помимо живописи музыкантов, поэтов и писателей, провозглашающих миф о новых национальных героях с 1985 года. Инал Савченков создает творческую группу «Северный полюс», областью деятельности избравшую кино и мультипликацию. А Дмитрий Врубель открывает свою домашнюю галерею в Москве.В 1987 в Петербурге появляется творческое объединение альтернативной моды -неформальное объединение молодежи «Лаборатория Экспериментального Моделирования» («ЛЭМ») на базе ЛДКЖД. В него вошли: модельеры Светлана Петрова, ставшая его руководителем, Сергей Чернов, Кирилл Миллер, Алексей Старых и другие, а также идеолог Петр «Пит» Петров.


Параллельно этим образованиям продолжает существовать московско-питерская группа, в которую входят и модельеры, и музыканты, и режиссеры, и просто тусовщики, участвующие в выступлениях «Ассы - Поп-Механики» на празднике города в Петропавловской крепости вместе с «Новыми художниками»( в 86 году) и в отдельных многочисленных акциях на молодежных и театральных площадках Москвы. Но процесс дифференциации творческой среды на неформальные и формализирующиеся группы уже пошел. Несмотря на совместные выступления участников обеих групп в рамках проекта «Эрмитаж». «Эрмитаж», объединил ; муниципальный выставочный зал «Дом 100» в Беляево и выставочный зал на «Каширке», как московский музей современного искусства создается под эгидой Леонида Бажанова. В рамках этого объединения проводятся выставки «Художник и современность», «Геометрия в искусстве» (на «Каширке») и «Жилище», «Визуальная художественная культура» (в Беляево).
Волна художественных новаций докатилась и до центрального дома художников в Киеве, где прошла выставка «Молодость страны» (в галерее союза художников) и таллинско-киевская выставка «Киев - Таллин» в политехническом институте. И до Свердловска, результатом чего стало проведение первой художественной экспериментальной выставки, получившей название «Сурикова, 31». Выставка, фиксировавшая сам факт существования довольно сильного пласта альтернативной культуры в городе, представила современное искусство неформалов и его ретроспективу.
В конце прошлого года (16 декабря) в Центральном доме художника на Крымском Валу, в рамках культурной программы для участников XVII молодежной выставки, состоялся концерт с участием «Звуков Му», после чего были сорваны концерты «Аквариума», «Ассы» и «Поп-Механики». Сама же программа продолжалась в течение января этого года, а группа перформансистов «пошла в народ».
Вначале года начинает активную деятельность клуб авангардистов «КЛАВА» (Пересветов пер.), проведя 1-ю выставку «Клуба авангардистов», «Кубизм», и акции «Черное и белое» и «Баня» в Сандуновских банях. Открывая обильную серию акций: «Митинг роковой страсти», «Вертикальный взлет» («Первоапрельская шутка»), акцию «Волга впадает в Балтийское море», в которых участвуют как «Чемпионы мира» (Г. Абрамишвили, К. Звездочетов, А. Яхнин, Б. Матросов, Г. Кузнецов, К. Латышев), так и сформировавшаяся на базе «Детского сада» и «Поп-Механики» московская «Асса».
Эту серию с подключением «Чуда-Юда», «Уксус бэнда» (позднее групп «Метро», «Среднерусская возвышенность» и «Вежливый Отказ») открывает февральский «Фестиваль Надежд» в рок-лаборатории и «Асса» в стиле панк-хардкор. Участвуют: Авария, Грюн, Ник Рокенрол. Показ мод Е. Рыжиковой и перформансы Гора Чахала. Александр Ляшенко (Петлюра) делает инсталляции в ДК Горбуново.
Далее в течение года проводится совместная серия перформансов с подключением Бориса Юхананова и «Театра Постъ», группы «Метро», других художников, модельеров и тусовщиков. Перформанс «СПИД во время чумы». «Черный юмор и белая смерть» («Металлисты и наркомания»). Вечер в Доме Медика, Москва. Концерт: «Среднерусская возвышенность», «АукцЫон», Б. Юхананов. Перформанс «Шпионаж» в литературном кафе на Сретенке. Перформанс в театре-студии «Бедный Йорик». Серия актов «Земля и фабрика».
«Всемирный Театр «Театр». Индуктивная игра». К деятельности группы подключается «Обер-Манекен».Так же участвуют Б. Юхананов, Е. Чорба, Г. Осипов, А. Кузнецов, Н. Михайловский, И. Кочкарев, Ю. Хариков, О. Федянина и др. Акция «Бал» («Абиссинская песня»). Выпускной вечер в школе. «011 тонн пыли» в литературном кафе. «Пуля дум-дум» в ДК им. Зуева (вечер клуба «Поэзия»). «По следам Афанасия Никитина - первого русского путешественника» в театре им. Ермоловой. «Происхождение семьи и частной собственности» ДК МГУ. Двухдневный парад-съемки фильма «Театр костюма». Авторы Б. Юхананов, П. Каплевич, Г. Гладкий, Г. Острецов. «Квартет». Перформанс в кафе «Метелица».
Группы «Институт косметики», «Чудо-Юдо», «Тупые», «Среднерусская возвышенность», «Николай Коперник» и «Вежливый Отказ» обзаводятся собственными перформанс-шоу. Алексей Тегин совместно со Святославом Понамаревым осуществляют индустриально-тибетские перформансы. Также летом проходит акция «Пароход-1», с участием Д. Пригова, А. Монастырского, А. Носика, групп «Среднерусская возвышенность» и «Квас заказан». На официальных площадках проводятся:
«Первый аукцион картин молодых московских художников», Российский Фонд Культуры, Москва;
«Выставка 15 Московского кинофестиваля», Центральный дом кинематографистов, Москва;
«В аду», коллективная выставка-акция, открывшаяся 1 ноября и продлившаяся до 1 мая следующего года.
Участники - Г. Абрамишвили, К. Звездочетов, С. Волков, С. Ануфриев, Н. Абалакова, А. Жигалов, В. Захаров, Сухотин, Д. Пригов, Мавросенко (Ирбит), А. Филиппов, Н. Козлов, Ю. Альберт, И. Бакштейн, В. Мироненко, М. Чуйкова. В этом же году состоялась выставка «Объект» в горкоме графиков и небольшая выставка членов горкома графиков на ВДНХ.
Под конец года состоялась крупная выставка «Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987 гг.», основная часть экспонатов которой происходила из коллекции Талочкина. Ретроспектива была организована совместно с Л. Бажановым и В. Пацюковым и проводилась в л/о «Эрмитаж».
Также год знаменит первыми зарубежными выставками с участием московских и ленинградских молодых художников. Парижская выставочная ярмарка FIAC, Галерея de France. «Без ореола», Gdanski Kantor sztuki, Гданьск. Выставка Советского современного искусства в Варшаве. И проведением первых инспекций группы «Медгерменевтика», симулирующих исследование творческой и окружающей среды на манер бюрократических и полуофициальных структур, параллельно зондирующих почву повсеместно прорвавшегося вовне андеграунда.

http://www.kompost.ru/page13-c40.html

https://paperpaper.ru/zachem-andegraundnye-hudozhniki-v-leni/






Tags: 1987, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “1987” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments