ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Как начался "Новоогаревский процесс" по подготовке Союзного договора.

23 апреля 1991 года по инициативе М.С.Горбачева в Ново-Огареве состоялась встреча, на которой главы девяти республик в составе: Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, премьер-министра УССР В.М.Фокина, Председателя Совета Министров БССР В.Ф.Кебича, Президента Узбекистана И.А.Каримова, Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, Президента Азербайджана А.Н.Муталибова, Президента Кыргызстана А.А.Акаева, Президента Таджикистана М.М.Махкамова, Президента Туркменистана С.А.Ниязова и Президент СССР приняли «Совместное заявление» о новом Союзном договоре.

Так стартовали переговоры по формуле "9 + 1" по подготовке Союзного договора.

====================

Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации
обстановки в стране и преодолению кризиса.

«Первое. Участники встречи считают, что непременным условием
стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по
восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному
соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного
договора и Конституции Союза. Из этого должны исходить в своей
деятельности союзные и республиканские органы власти, местные советы и
исполнительные комитеты, должностные лица всех организаций и
предприятий, граждане.

Второе. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является
заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов
проведенного всесоюзного референдума. В этой связи участники встречи
считают необходимым:

– завершить в ближайшее время работу над проектом нового Союзного
договора с тем, чтобы согласованный документ можно было подписать
делегациями названных республик;

– не позднее шести месяцев после подписания договора подготовить и
принять на Съезде народных депутатов СССР новую Конституцию Союза, в
основе которой должны быть положения договора о Союзе суверенных
государств; после принятия новой Конституции подготовить и провести
выборы органов власти Союза, предусмотренных договором и Конституцией;

в течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная
деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных
депутатов всех ступеней; высшие руководители союзных республик,
участвующие во встрече, признавая право Латвии, Литвы, Эстонии,
Молдовы, Грузии и Армении самостоятельно решать вопрос о
присоединении к Союзному договору, вместе с тем считают необходимым
установление режима наибольшего благоприятствования для республик,
подписавших Союзный договор, в рамках единого экономического
пространства, ими образуемого; недопустимы дискриминация по
национальному признаку, разжигание межнациональных конфликтов,
нарушения прав граждан СССР, где бы они ни проживали. Все факты
подобного рода должны решительно пресекаться правоохранительными
органами.

Третье. Подтвердить обязательства союзных органов и республик,
закрепленные в экономическом соглашении на 1991 год, и необходимость их
безусловного выполнения, в первую очередь – в отношении бюджетов и
формирования внебюджетных фондов.

При этом единодушно поддержано проведение совместных
антикризисных мер с учетом обострившейся социально-экономической
обстановки.

Должно обеспечиваться дальнейшее усиление и развитие
хозяйственных связей между предприятиями, регионами и республиками,
повышена ответственность за это Кабинета Министров СССР и правительств
союзных республик. В целях стабилизации обстановки в народном хозяйстве
страны участники встречи высказались за введение особого режима работы в
базовых отраслях промышленности, на предприятиях, выпускающих товары
народного потребления, на железнодорожном транспорте. При
необходимости органы власти республик примут дополнительные меры,
обеспечивающие нормальную работу народного хозяйства.

Участники встречи считают первоочередной задачей обеспечение
населения продуктами питания. Центральными и республиканскими
органами будут осуществляться скоординированные действия по
выполнению намеченных поставок материальных ресурсов сельскому
хозяйству, предприятиям агропромышленного комплекса. В течение второго
квартала Кабинет Министров СССР и правительства союзных республик
должны разработать и принять решения о поддержании эквивалентных
отношений сельского хозяйства и предприятий АПК с другими отраслями
народного хозяйства.

Четвертое. Признавая, что при проведении реформы розничных цен не
были учтены все факторы, негативно влияющие на жизненный уровень
населения, участники встречи считают необходимым принять ряд
дополнительных мер в интересах социальной защиты граждан, особенно
малоимущих. В частности: отменить 5-процентный налог на продажу
товаров повседневного спроса. Кабинету Министров СССР и правительствам
республик в недельный срок определить перечень таких товаров; Кабинету
Министров СССР и правительствам республик в течение двух недель
рассмотреть реальную ситуацию с ценами и принять согласованные решения
по вопросам, вызывающим наибольшую социальную напряженность;
принять меры по компенсации роста цен в студенческих столовых и
школьных буфетах, а также пересмотреть новые тарифы на
железнодорожном и авиационном транспорте в сторону их снижения; в
течение месяца принять решение об индексации доходов.

С учетом согласованных выше решений руководители Союза и
республик обращаются к шахтерам и всем трудящимся с призывом
прекратить забастовки по экономическим и политическим мотивам и
приложить усилия, чтобы уже в ближайшее время наверстать упущенное.

Пятое. Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в
стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки
достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому
неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно
избранных органов государственной власти.

Они высказались за сотрудничество и взаимодействие в рамках закона
всех общественных и политических сил с использованием возможностей,
предоставляемых развитием демократии, деятельностью представительных
органов власти, гласностью. При этом особо подчеркнуто, что в нынешнее
ответственное время превыше всего должны быть поставлены интересы
народа, практическая работа по выводу страны из кризиса, по продолжению
демократических преобразований в обществе, дальнейшей радикализации
экономической реформы при одновременном осуществлении мер социальной
поддержки населения.

Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по
стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без
кардинального повышения роли союзных республик.

Президент СССР М.Горбачев;
Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин;
премьер-министр УССР В.Фокин;
Председатель Совета Министров БССР В.Кебич;
Президент Узбекистана И.Каримов;
Президент Казахстана Н.Назарбаев;
Президент Азербайджана А.Муталибов;
Президент Кыргызстана А.Акаев;
Президент Таджикистана К.Махкамов;
Президент Туркменистана С.Ниязов».

«Правда», 1991, 24 апреля.

======================

Новоогаревский процесс – это важнейший исторический этап периода перестройки. Он представлял собой процесс образования нового союзного договора для создания федеративного государства иного общественно-политического формата.

Предпосылки

16 ноября 1988 года - Верховный Совет Эстонской ССР первым в Союзе принял Декларацию о государственном суверенитете Эстонии.

Несмотря на то, что решения эстонского парламента были отменены уже 26 ноября на заседании Президиума ВС СССР, они имели позитивное значение в рамках назревшего вопроса о пересмотре полномочий между центром и республиками. Резолюция Верховного Совета ЭССР, принятая в один день с декларацией о суверенитете, инициировала разработку нового Союзного договора. В ответ на это Президиум Верховного Совета СССР уже 28 декабря 1988 года издал постановление об "образовании рабочей группы из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик".
Пошел процесс разработки Союзного договора.

Весной и летом 1990 года прибалтийские, а затем и другие республики принимают декларации о национальном суверенитете. Таким образом, законы союза и республик стали противоречить друг другу. Создавшееся двоевластие мешало разрывало единое правовое поле в СССР.

А тем временем «парад суверенитетов» продолжает шагать по стране, в нем поучаствовали Удмуртская, Карельская, Якутская, Чукотская, Татарская, Мордовская республики, Южная Осетия и ряд других.

Они повышают свой статус с автономных республик - до союзных. Назревает необходимость обновления союзного договора.

Ход процесса

В конце 1990 года на сессии Верховного совета СССР обсуждался вопрос союзного договора. В свою очередь, Президент СССР М.С. Горбачев предлагает создать новый союз, носящий название Союза Суверенных Государств (ССГ). Процесс создания по сути нового союза был запущен в апреле 1991 года, он назван в честь резиденции Горбачева в Ново-Огарево, где проходила встреча («Новоогоревский процесс»).

На ней присутствовали представители 9 республик: Азербайджанской, Белорусской, Киргизской, Казахской, РСФСР, Таджикской, Туркменской, Узбекской, и Украинской. Горбачев предложил свой вариант союзного договора для обновления СССР. Он запланировал дать республикам обширные полномочия, сохраняя единое государство. Идею Горбачева поддержали 10 республик (из 15 имеющихся), они изъявили намерение вступить в Содружество Суверенных Государств.

В мае – июле 1991 года в Ново-Огарево проходило множество встреч с целью согласования проекта союзного договора. Переговоры выявили целый ряд противоречий в позициях сторон. Причем несостыковки обнаружились как в отношениях между республиками и союзным центром, так и в позиции самих республик.

На 20 августа было запланировано подписание договора представителями Казахской республики, Узбекской республики, Белоруссии и РСФСР. Для представителей других республик подписание планировалось осенью.

Путч

19 августа 1991 года был создан ГКЧП – Госкомитет по чрезвычайному положению. В составе комитета было 8 человек, в него вошли партийные функционеры, премьер-министр, вице-президент, и руководители силовых структур. 18 августа участники ГКЧП прибыли в Крым, где отдыхал Горбачев и после того как он отверг их ультиматум - взяли руководителя страны под домашний арест, изолировав его в Форосе. Президента СССР объявили отстраненным от управления в связи с ухудшением здоровья. Члены ГКЧП сорвали подписание договора о ССГ.

Действия ГКЧП вызвали массовый протест. Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, здесь сотни тысяч граждан устроили акции протеста против действий ГКЧП. Сторону закона занял Борис Ельцин и политическое руководство РСФСР. Уже 21 августа члены ГКЧП были вынуждены вывести войска из Москвы. После неудачной попытки провести переговоры с президентом СССР в Форосе, путчисты были арестованы по приказу Горбачёва.

Завершение

Когда помеха в виде ГКЧП была устранена, работа над договором о союзном государстве - уже в качестве конфедерации - продолжилась. Но стороны так и не смогли договориться о разграничении полномочий между центром и республиками.

В итоге, 8 декабря 1991 года тремя союзными славянскими государствами было подписано Беловежское соглашение. В нем говорилось об упразднении СССР и формировании СНГ – Содружества Независимых Государств. Соглашение готовилось и подписывалось втайне от Горбачева и народов страны. А уже 21 декабря 8 союзных республик присоединились к СНГ и признали распад СССР. 25 декабря первый и единственный Президент СССР объявил об отставке.

=======================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=============================



























Tags: ! - История Перестройки, ! - Распад СССР, ! - Союзный договор, 1991
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments