Top.Mail.Ru
? ?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Спектакль по повести Владимира Войновича «Шапка»
Перестройка
ed_glezin
9 декабря 1989 года на сцене московского театра «Современника» состоялась премьера спектакля Игоря Кваши
«Кот домашний средней пушистости». Пьеса Григория Горина по повести Владимира Войновича «Шапка».


================

«Счастливчики»

Александр Минкин,
Журнал «Огонек», номер 12 за 1990 год.


Господи Боже! Какое счастье, что все это в прошлом!
На сцене «Современника» сидит бездарный писатель и ваяет очеред­ной отвратительный лживый роман из жизни советских рыбаков. Трау­лер качается на штормовых волнах. У судового врача приступ аппендици­та. Рядом Канада, но туда нельзя. Высокосознательный врач-комсомо­лец не может допустить, чтобы из-за его слепой кишки потратилась валю­та и завалился план по спинке мин­тая. (А куда девается минтайский животик— по сей день абсолютная и, может быть, страшная тайна.) Сей­час врач стиснет зубы и с помощью капитана начнет сам себя кромсать.
«Давай, батя! Смелей!» — воскли­цает врач. «Не дрейфь, сынок! Я раньше на разделке работал!» — восклицает капитан.
В зале непрерывный хохот. Все уз­наваемо. все памятно. Мы. смеясь, расстаемся со своим прошлым и все никак не расстанемся.

Памятны такие романы про рыба­ков, сталеваров, доярок, кубанских казаков, секретарей райкома, кава­леров Золотой Звезды — все на одно лицо. Памятны интонации героев фильмов, радиотелетеатральных спектаклей — всегда героические, всегда восклицающие, ничем по сути не отличающиеся от интонаций пионеров. приветствующих очередной съезд:

За счастье жить в Отчизне лучезарной.
За мирный труд,
за светлую мечту—
Мы партии любимой благодарны,
Спасибо Леониду Ильичу!

Господи, кто же это сочинял? Господи Боже! Какое счастье, что
все это в прошлом!

Как мы жили — непонятно. Как мы изворачивались — страшно вспом­нить.

Чтобы не писать слово «Бог» с маленькой буквы, я всеми силами старался начать фразу с него. Нико­гда «Ради бога» — всегда «Бога ради». Но ведь были редакторы, ма­ниакально вычеркивающие даже са­мого маленького божка...

Бездарного писателя Ефима Рахлина талантливо играет Валентин Гафт. Писатель Рахлин — глубоко по­рядочный человек, фронтовик, 20 лет в Союзе писателей, 11 книг, ще­петильно честный, обидчивый, рани­мый.

Что ж это за жизнь у романиста! Работать мешает мающийся с похме­лья брат-писатель, курить надо на лестничной площадке и стряхивать пепел в консервную баночку, а тут откуда ни возьмись другой брат-писатель ненавидяще цедит:

— Не курите на лестнице, Ефим Симхович!
— Я— Ефим Семенович!
— По справочнику вы — Симхо­вич!

Боже мой! Сколько унижений! Как мы живем!

А судьба тут как тут: в Литфонде шапки дают. Секретарям — ондатра, лауреатам — нутрия, шантрапе — кролик. Рахлину кролик полагается. Шапка у него есть. Просить противно. Булгакова вспоминает: никогда и ни­ чего не просите, сами предложат и сами все дадут. Не тут-то было. Жена понуждает (жена очень симпа­тичная. Зина Кукушина. совершенно русская и по паспорту, и так). Иди. иди. сыну шапка нужна. Пошел. Вернулся оскорбленный. Кроли­ка не дали, попытались кошку всучить.

И пошло-поехало — «Я 20 лет в Союзе. 11 книг...». Повторяет в Лит­ фонде. повторяет на приеме у секре­таря СП (в прошлом— чекиста), по­вторяет жене и знакомым — «20 лет в Союзе. 11 книг... я не за шапку, я из принципа!»

Правда. Чистая правда — он ходит, жалуется, пишет заявления — из принципа. Он обижен, он оскорблен как человек и писатель.
Господи, Господи! Где же были ваши принципы, гражданин писатель, когда шельмовали великих и выш­выривали сперва из Союза писате­лей. потом из Союза Советских Со­циалистических Республик? Что ж вы тогда не возвысили голос про­ теста. не написали заявления?

Страшно. Вот и весь сказ. Протестовать по-крупному? Придут санита­ры. всадят шприц сквозь пиджак и рубаху, и — адью. И что будешь потом писать— записки сумасшед­шего? Если буквы вспомнишь.

Но жажда протеста прорывалась, конечно. И шла советская творче­ская интеллигенция на бой крова­вый за «книгу жалоб», чтобы напи­сать в кои-то веки правду: «Меня обвесили на 17 грамм и обсчитали на 13 коп.» Дорогой мой! Вас обвесили на жизнь, обсчитали на счастье, пре­вратили в мелкого агрессивного склочника.

На сцене скандал. Писатель Рах­лин, не помня себя от бесконечных унижений, укусил знаменитого писа­теля, лауреата, депутата, защитника мира, которого сам Горький «от­ крыл» (и который по пьянке сам о себе говорит: «Из меня писатель, как из говна пуля»), И про этот укус, про террористический акт, враже­ский голос немедленно сообщил.

Мечется по комнате Рахлин с тран­зистором в руках — ищет такое поло­жение антенны, чтобы сквозь свист и вой глушилки кое-как расслышать «Свободу».

Кончилась жизнь писателя и его жены — сотрудницы Гостелерадио. Остался страх. Звонок в дверь, зво­нок телефона, квадратик телеграм­мы — падает сердце, перехватывает дыхание— все может быть началом конца. И никто не поможет. И никто не вступится. Ведь и ты никогда ни за кого не вступался. Да и некому заступиться. Секретарь-чекист не простит. Члены секретариата не хо­тят мараться: кому Италия светит, кому— двухтомник.

Жуткий писательский мир: одни распределяют шапки, другие клян­чат шапки, и все с ужасом смотрят на молчащий телефон. Он хоть и мол­чит, а все слышит. Правда, по соседству живет писатель-диссидент (тоже вполне бездарный), но от его заступничества только хуже будет — это и ежу понятно. Вон, гляди-ка, в пустую диссидентскую квартиру входят слесаря, которых никто не вызывал, свет не зажигают, краны не чинят, шасть с фонариками к пись­менному столу— телефон, видимо, чинить пришли, двое в ватниках, а третий аккуратист, при галстуке, с пробором, очки блестят. Он и на секретариат придет, сядет скромно чуть в сторонке, и каждому члену вдруг захочется встать и громко ска­зать что-нибудь лояльное, патриоти­ческое, и украдкой оглянуться — от­ метил ли визитер? Мертвые писате­ли, мертвые инженеры человеческих душ.
Боже! Как грустна наша Россия! Кажется, Пушкин сказал. Кажется, после того как Гоголя прочел. Го­голь-очернитель вывел на сцену од­ них монстров — трусливых, лживых, лицемерных, а ни Пушкина, ни Кюхлю, ни декабристов — не вывел.

Дело в том, что талант живет в ином мире. Кажется, что в нашем, а по сути — в ином.

Дело, вероятно, в том, что существу­ет некий неизвестный и, слава Богу, не подвластный нам механизм, ме­шающий таланту страстно погрузить­ся в распределение шапок, путевок, в сыск и перлюстрацию.

Чепуха! Талант так же хочет и есть, и пить. Он так же мелок и подл, как мы. Врете! Не так! Иначе! Впрочем, это опять Пушкин...

И вот — пожалуйста — докричался Рахлин Ефим Симхович до инсульта. Через минуту — на тот свет, а он ко­стенеющим языком, почти нечлено­раздельно молит:— А-апку, а-апку! Шапку, значит. М-да. Гадкий, жал­кий, мелкий случай. Из-за какой-то шапки, из-за какой-то дряни — уми­рает.И другой, помнится, умирая лепе­тал: — Иэль, иэль! Шинель, значит. Бездарный чинов­ник, идиот (простейшего письма со­чинить не мог, только копировал), всего боялся, на Сенатскую не по­шел, за декабристов не вступался, против казней и ссылок голос не по­дымал. А из-за дряни, из-за шинели, на начальство восстал.

Господи! Какое счастье, что все это в прошлом!

Мы, смеясь, расста­емся с ним. а оно прощается и не уходит.
























================

Другие рецензии на спектакль:

Отзывы прессы о спектакле "КОТ ДОМАШНИЙ СРЕДНЕЙ ПУШИСТОСТИ"

"Кот домашний средней пушистости" - как раз о тех старых временах, не всегда, впрочем, добрых. Это комедия, правда, из жизни недобрых времен, проходивших под лозунгом "На-кось, выкуси!" Комедия-фантасмагория, комедия- гротеск. Комедия не только написанная, но и сыгранная в гоголевско-булгаковском духе".

"Театральная жизнь", 1990 год, №8.

"История советского Акакия Акакиевича закончилась тем, чем она должна была закончится, - мощным трагикомическим всплеском, в котором участвуют многие, но солирует Валентин Гафт. Виртуозно и долго лепивший свою роль по мелочам, "артист в силе" наконец отпустил волю фантазию, открыл шлюзы чувству сострадания и той самой неизъяснимой в словах горечи всепонимания, которая вдруг единит нас в общей беде и несчастью. Частность становится знаком жизни "под итого безумия", как сказал бы классик".

"Московские новости", 1990 год, № 3.

"Думаю, что в пьесе Войновича и Горина "Современник" нашел благодатный для себя материал. Его режиссура и актеры по-настоящему сильны, тогда, когда доподлинно знают про что играют. Это их знание - точное понимание самых сложных обстоятельств современной жизни, свойственное людям интеллигентным, кожей чувствующим все беды и боли родной стороны, - определяет особое качество искусства этого театра, о чем еще раз напомнила постановка Игоря Кваши".

"Экран и сцена", 1990 год,№8.

"Все мы выросли из гоголевской шинели. Последним у нас сегодня- Владимир Войнович и Григорий Горин. Выкроив из безразмерной мантии высокого отечественного гуманизма еще один смешной и трогательный кусочек - шапку из шкурки под скорняжным названием "кот домашний средней пушистости".

Мы, в зале, все время переспрашиваем себя: правда ли, мы уже не там на сцене? Правда ли, у нас здесь в зале, уже другое время? Смеемся ли мы уже над теми самими собой, расставаясь с ними смеясь, как завещал наш общий учитель Маркс?

Да, правда. И вдруг - нет, неправда. Рассказ о "хорошем человеке", не отнесенный на расстояние комической дистанции, свидетельствует: нет, пожалуй. Все еще не прошло. Не кончилось. И не только политически, сейчас дело не в этом, но и, прежде всего, художественно, эстетически. Мы еще сами там, на сцене, и как оно все обернется, пока до конца не осознали".

"Московский комсомолец", 24 декабря 1989 года.

===============

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======================










Posts from This Journal by “! - Спектакли Перестройки” Tag

  • Театр «У Никитских ворот»

    36 лет назад - 1 января 1987 года — открылся Театр «У Никитских ворот» в качестве профессионального коллектива в новом помещении углу улицы Герцена…

  • Театр-студия «Современник-2»

    36 лет назад - 8 июня 1987 года — был Создан Театр-студия «Современник-2». Студия создана на базе выпускного курса Школы-студии МХАТ под…

  • Спектакль «Дача сталина» (1990)

    33 года назад - 22 декабря 1990 года - состоялась телепремьера спектакля «Дача сталина». Сам спектакль с успехом был поставлен на сценах многих…

  • Рок-опера «Джордано»

    35 лет назад - 16 июня 1988 года - в московском концертном зале «Россия» состоялась премьера рок-оперы «Джордано». С Валерием Леонтьевым в трёх…

  • Премьера спектакля «Борис Годунов»

    35 лет назад - 12 июня 1988 года - в московском Театре на Таганке состоялась долгожданная премьера спектакля «Борис Годунов» в постановке режиссёра…

  • Первая пьеса Владимира Набокова, на советской сцене

    35 лет назад - 5 мая 1988 года - на сцене латвийского Театра юного зрителя состоялась премьера спектакля по пьесе Владимира Набокова «Изобретение…

  • Спектакль «Маленький гигант большого секса» и другие люди"

    36 лет назад - 24 октября 1987 года - на сцене московского театра Эрмитаж состоялась премьера спектакля "«Маленький гигант большого секса» и другие…

  • Спектакль «Роковые яйца»

    34 года назад - 22 апреля 1989 года - на сцене московского театра «Сфера» состоялась премьера спектакля «Роковые яйца» по одноимённой повести…

  • Спектакль «Виноватые» ( 1987)

    35 лет назад - 28 марта 1988 года - по Первой программе Центрального телевидения состоялась телепремьера спектакля театра имени Моссовета…