Categories:

Письмо митрополита Алексия Михаилу Горбачеву.

17 декабря 1985 года Алексий, митрополит Таллиннский и Эстонский, управляющий делами Московской Патриархии, направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву.

13 марта 1986 года Секретариат ЦК КПСС начинает свое заседание с рассмотрения этого письма.

Смысл письма митрополита Алексия сконцентрирован в следующем абзаце: «Закон об отделении Церкви от государства отнюдь не означает, что Церковь находится вне государства, а верующие люди – вне советского общества.

Отделение Церкви от государства не исключает сотрудничества между ними, и, даже более того, только при отделении и возможно подлинное сотрудничество». <...>Секретариат ЦК постановил «одобрительно отнестись к соображениям» отдела пропаганды о том, что «часть священнослужителей стремится добиться влияния Церкви на общественную жизнь. Эти настроения нашли отражение в письме митрополита Алексия». Алексий стремился к тому, чтобы Церковь, став подлинно независимой от государства, могла бы. действительно выступать на равных с ним в общественной жизни.

Генеральному секретарю ЦК КПСС
Михаилу Сергеевичу ГОРБАЧЕВУ

Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!


В развитие нашей короткой беседы на приеме по случаю 68-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции позвольте мне высказать несколько соображений по вопросу отношений между государством и церковью.

Прежде всего хочется отметить значимость сказанных вами слов о необходимости сотрудничества не только по международным проблемам, но и в решении внутренних задач, которые стоят перед страной. Ваши слова вдохновили меня обратиться к вам с настоящим письмом.
Закон об отделении церкви от государства — основополагающий принцип, на котором строятся наши отношения,— отнюдь не означает, что церковь находится вне государства, а верующие граждане — вне советского общества. Напротив, тысячами видимых и невидимых нитей церковь связана с государством, а верующие нашей страны заняты практически во всех сферах экономической и социальной жизни. Одним словом, отделение церкви от государства не исключает сотрудничества между ними и даже, более того, только при отделении и возможно подлинное сотрудничество.
В этой связи интересно вспомнить о позиции по данному вопросу первого советского правительства. 14 марта 1918 года по поручению В.И.Ленина нарком юстиции Гурский, нарком страхования Елизаров и управляющий делами СНК Бонч-Бруевич приняли депутацию Поместного Собора Русской Православной Церкви. В ходе состоявшейся беседы они заявили, что, издавая декрет от 23 января, Совет Народных Комиссаров не стремился нанести ущерба церкви или в чем-то стеснить ее деятельность, но имел в виду лишь отделить ее от государства, то есть устранить то ненормальное положение, при котором церковь являлась государственным ведом- ством. От имени правительства было заявлено даже о готовности рассмотреть вопрос внесения, в соответствии с пожеланиями Русской Православной Церкви, изменений в декрет при условии, что они не будут противоречить принципу отделения. К сожалению, слишком жесткая позиция представителей церкви того периода не позволила продолжить начавшийся диалог с советским правительством. Но если последнее занимало столь конструктивную позицию по отношению к церкви, возглавляемой людьми, которые не в состоянии были правильно оценить исторические события 1917 года, то я убежден, что в настоящее время, незыблемо соблюдая принцип отделения церкви от государства, существует гораздо больше основания для плодотворного сотрудничества между ними.
Русская Православная Церковь живет одними интересами с нашим народом. Могу сказать вам, глубокоуважаемый Михаил Сергеевич, что происходящие сейчас в нашей стране изменения находят широкий отклик среди православных верующих и православного духовенства. Деловой и реалистический подход к существующим проблемам, отказ от пустой фразеологии и прожектерства — это веление времени. Если мы хотим сделать нашу родину сильной и процветающей и таковой передать ее будущим поколениям, мы должны действовать только таким образом. Глубоко импонируют нам и ваши слова о том, что целью социально-экономических преобразований в нашей стране является создание не "общества, которое обеспечило бы всестороннее духовное развитие человеческой личности, не человек ради материальных благ, а материальные блага для человека.
В этих условиях перед нами, естественно, встает вопрос: что может сделать Русская Православная Церковь для того, чтобы содействовать претворению в жизнь курса, встречающего одобрение всего народа? Не вдаваясь в детали, которые требуют обдумывания и разработки, могу сказать, что основные направления нашего сотрудничества, которое, кстати, де-факто уже имеет место, ясны. Русская Православная Церковь может внести существенный вклад в патриотическое и гражданское воспитание, в дальнейшее укрепление единства нашего общества, что столь необходимо в нынешней сложной международной обстановке. В церковной проповеди следует большее внимание уделять разъяснению необходимости добросовестного отношения к труду, к умножению общественного достояния, бережного отношения к хлебу насущному, деятельному участию в охране окружающей среды, в охране памятников истории и культуры — к решению всех тех задач, которые стоят перед обществом. Церковь могла бы более активно и решительно бороться с различными пороками и "болезнями в обществе", не только с пьянством, но и с моральной распущенностью, черствостью, эгоизмом, добиваясь укрепления советской семьи как важнейшей ячейки общества, выступать за духовное и нравственное здоровье людей.
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич! Русская Православная Церковь всегда жила чаяниями и интересами своего народа. С ним она была и в радости, и в годину испытаний. В прошлом она содействовала становлению и единству нашего государства. Ее патриотическое служение в суровые годы Великой Отечественной войны не требует доказательств.
Наше государство, как нам известно, позитивно оценивает миротворческую деятельность Русской Православной Церкви. Эта деятельность разнообразна и в определенной степени дополняет усилия советского правительства и общественных сил, направленные на упрочение всеобщего мира. Так, например, в результате активного участия представителей Русской Православной Церкви положительную деятельность, направленную на укрепление международного мира, осуществляют такие христианские международные организации, как Всемирный Совет Церквей, Конференция Европейских Церквей и Христианская Мирная Конференция. Также накоплен положительный опыт межрелигиозного сотрудничества в предотвращении угрозы ядерной катастрофы. Однако я убежден, что вклад Русской Православной Церкви в этой области мог бы быть и более существенным, если бы мы действовали, руководствуясь не сиюминутными задачами, а долгосрочной внешнецерковной политикой, которая требует разработки.
Необходимо признать, что для выполнения важных задач, о которых сказано выше, Русская Православная Церковь в полной мере еще не готова. Следует провести трудоемкую подготовительную работу, готовить соответствующие кадры. Назрел также вопрос о пересмотре существенных республиканских законодательств в отношении религиозных объединений, которые устарели и не отвечают новым реальностям, сложившимся в нашем обществе и государстве. Назрела необходимость выработки общесоюзного законодательства. Мы ощущаем необходимость в повышении роли и авторитета Совета по делам религий при СМ СССР как компетентного органа, ответственного за разработку и проведение государственной политики в отношении религиозных объединений.
В связи с проектом новой Программы КПСС, который предоставлен на обсуждение не только членов партии, но и всего советского народа, разрешите мне обратиться к вам с конкретным предложением. Почему бы в этом важном документе, который на многие годы будет определять поступательное движение нашего общества, не отразить готовности КПСС сотрудничать с верующими различных религий в укреплении международного мира, предотвращении угрозы ядерной катастрофы, как об этом было сказано в обращении, принятом коммунистическими и рабочими партиями несколько лет тому назад, а также в решении задач экономического и социального развития? Это, будучи отражением реально существующего положения, дало бы мощный стимул для более активного участия верующих различных стран в общечеловеческой задаче сохранения международного мира, а верующих нашей страны побудило бы к более активному участию также и в общесозидательном труде. Нет сомнений, что включение такого положения в Программу произвело бы чрезвычайно выгодное впечатление за рубежом, показав, что свобода совести реально существует в нашей стране, пользуется признанием государственного и партийного руководства, что нанесло бы сильный удар попыткам враждебной нам пропаганды в извращенном свете представлять положение верующих в Советском Союзе. Это оказало бы помощь и многим компартиям, для которых проблема взаимоотношений с верующими имеет весьма актуальный характер.
В своем письме я затронул некоторые вопросы, как мне кажется, требующие откровенного обсуждения и поиска новых, нестандартных путей для их решения.
Примите, многоуважаемый Михаил Сергеевич, глубочайшую признательность за ваши титанические усилия и последовательно проводимую политику, направленную на сохранение мира и жизни на нашей планете и социально-экономические преобразования в нашей стране.


С глубоким уважением

АЛЕКСИЙ
Митрополит Таллинский и Эстонский,
Управляющий делами Московской Патриархии

17 декабря 1985 года.


Источник: http://zavtra.ru/blogs/1999-08-1061

=========================================

Март 1986 г. Из записки отдела пропаганды ЦК КПСС "О письме митрополита Алексия".

... поскольку в письме прослеживается стремление повысить престиж и фактические права церкви путем обеспечения ей неких партнерских отношений с государством в решении социально-экономических и культурных задач, руководству Совета по делам религий при Совете Министров СССР следует в беседе с автором подчеркнуть, что, соблюдая конституционные гарантии свободы совести и принцип отделения церкви от государства, церковь должна заниматься удовлетворением религиозных потребностей верующих без вмешательства в вопросы, относящиеся к политической системе советского общества...

... Вместе с тем часть священнослужителей и верующих стремятся добиться влияния церкви на общественную жизнь. Эти настроения нашли отражения в письме митрополита Алексия.

В этой связи полагали бы:

Поручить Совету по делам религий при Совете Министров СССР совместно с МИД СССР и КГБ СССР приняты* меры по усилению патриотической деятельности крупнейших религиозных объединений СССР...

Поручить Совету по делам религий при Совете Министров СССР совместно с КГБ СССР подготовить предложения об упорядочении подготовки кадров духовенства. Рассмотреть вопросы об увеличении контингента духовных учебных заведений, предназначенного для международной деятельности, о посылке за рубеж граждан на учебу и стажировку в религиозных учебных заведениях.

... Православная, мусульманская, католическая организации, многие сектантские объединения ведут пропагандистскую и миссионерскую деятельность, настойчиво ищут формы и методы воздействия на подрастающее поколение и молодежь, на первый план выдвигают социально-нравственные темы, стремятся сблизить социальные и нравственные идеалы религии и социализма. В этих условиях не следует предоставлять религиозным объединениям дополнительные возможности влияния на население.

КПСС, Центральный Комитет.

Совершенно секретно.

N Ст-1/45 ее.

Выписка из протокола N 1 заседания Секретариата ЦК КПСС от 13. III. 1986 г.

О записке отдела пропаганды ЦК КПСС.

1. Одобрительно отнестись к сообщениям, изложенным в записке отдела пропаганды.

2. Поручить отделам пропаганды, организационно-партийной работы, науки и учебных заведений ЦК КПСС, МИД, КГБ и Совету по делам религий внести в ЦК КПСС соответствующие предложения.

Там же, ф. 4, on. 35, д. 6, лл. 153-154.

Секретно

ЦК КПСС

http://yakov.works/4/texts/03_v/Vypiski_1992.htm

Митрополит Алексий от Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года - в состав президиума Ленинградского фонда культуры.

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол.

Пребывал на этом посту вплоть до своей смерти 5 декабря 2008 года.

=========================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=============================