ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Как в 1990 году было объявлено чрезвычайное положение в Нагорном Карабахе.

Указ Президиума Верховного Совета СССР.

Об объявлении чрезвычайного положения
в Нагорно-Карабахской автономной области
и некоторых других районах.

Президиум Верховного Совета
СССР отмечает, что, несмотря на
принятые меры, обстановка в
Нагорно-Карабахской автономной
области Азербайджанской ССР и
вокруг нее не только не норма-
лизуется, но и продолжает ухуд-
шаться. Значительно активизиро-
вались действия различных на-
ционалистических и сепаратист-
ских объединений, которые ве-
дут подстрекательскую работу,
втягивая в противоборство все
более широкие слои населения.
Экстремистски настроенные груп-
пировки организуют массовые
беспорядки, провоцируют заба-
стовки, разжигают национальную
рознь и вражду. Ими осуществ-
ляются дерзкие преступные ак-
ции, минируются дороги и мо-
сты, проводятся обстрелы насе-
ленных пунктов, захват заложни-
ков. В мирное время растет чис-
ло беженцев, лишенных нормаль-
ных условий жизни и работы,
имеются человеческие жертвы.
Это вызывает тревогу и глубо-
кое возмущение советских лю-
дей, всего нашего народа.

В этой сложной обстановке
республиканские органы Азербай-
джана и Армении, руководство
республик действовали недоста-
точно твердо и последовательно,
не использовали всех возможно-
стей для того, чтобы перело-
мить создавшуюся ситуацию, в
ряде случаев шли на поводу у
экстремистски, националистиче-
ски настроенных элементов. В
результате этого блокируется
выполнение решений Верховного
Совета СССР, продолжается эс-
калация напряженности на почве
межнациональных отношений.
Этому способствовали не соот-
ветствующие Конституции СССР
акты по Нагорному Карабаху,
принятые Верховным Советом
Армянской ССР.
В настоящее время особенно
обострилась обстановка в горо-
дах Баку, Гяндже и ряде других
населенных пунктов. Дело дохо-
дит до убийств, грабежей, попы-
ток вооруженного свержения
Советской власти, насильствен-
ного изменения закрепленного
Конституцией СССР государст-
венного и общественного строя.

В связи с изложенным и учи-
тывая обращение Президиума
Верховного Совета Азербайджан-
ской ССР, руководствуясь пунк-
том 14 статьи 119 Конституции
СССР, Президиум Верховного Со-
вета СССР постановляет:

1. Объявить чрезвычайное по-
ложение на территории Нагорно-
Карабахской автономной области,
прилегающих к ней районов
Азербайджанской ССР, Горне-
ского района Армянской ССР, а
также в пограничной зоне вдоль
Государственной границы СССР
на территории Азербайджанской
ССР.

2. Предоставить органам госу-
дарственной власти и управле-
ния, иным уполномоченным на
то государственным органам и
должностным лицам в назван-
ных в статье 1 настоящего Ука-
за местностях право применять
следующие меры:

запрещать проведение собра-
ний, митингов, уличных шествий,
демонстраций, а также теат-
рально-зрелищных, спортивных и
других массовых мероприятий,
контролировать средства массо-
вой информации;

приостанавливать противореча-
щую закону деятельность орга-
низаций и самодеятельных объ-
единений граждан или распускать
их;

привлекать граждан для рабо-
ты на предприятиях, в учрежде-
ниях и организациях, а также
для ликвидации последствий
чрезвычайных обстоятельств;

запрещать забастовки;

вводить комендантский час;

ограничивать въезд и выезд
граждан, временно выселять
граждан из районов, опасных для
проживания, с предоставлением
им других жилых помещений;

обязывать граждан, не являю-
щихся жителями данной местно-
сти, покинуть ее;

ограничивать движение транс-
портных средств, регулировать
и осуществлять их досмотр;

вводить проверку документов,
а в необходимых случаях, при
достаточных данных о наличии у
граждан оружия и отказе добро-
вольно предъявить его,— и лич-
ный досмотр граждан, досмотр
вещей;

осуществлять временное изъ-
ятие у граждан, а в необходи-
мых случаях — у предприятий,
учреждений и организаций огне-
стрельного и холодного оружия,
боеприпасов, взрывчатых ве-
ществ и материалов, сильнодей-
ствующих химических и ядови-
тых веществ;

ограничивать или запрещать
использование множительной
техники, а также радио- и теле-
передающей аппаратуры, вво-
дить особые правила пользова-
ния связью.

3. Гражданам во время комен-
дантского часа не разрешается
находиться на улицах или в иных
общественных местах без специ-
ально выданных пропусков и до-
кументов, удостоверяющих лич-
ность, либо пребывать вне сво-
его жилища без документов,
удостоверяющих личность.

4. Для ликвидации послед-
ствий чрезвычайных обстоя-
тельств, защиты прав граждан,
охраны общественного порядка
и безопасности, объектов жизне-
деятельности населения привле-
каются в соответствии с зако-
ном внутренние войска Минис-
терства внутренних дел СССР.

Для защиты граждан, охраны
объектов жизнедеятельности на-
селения привлекаются также во-
инские части Советской Армии,
Военно-Морского Флота и Коми-
тета государственной безопас-
ности СССР. Внутренние войска
Министерства внутренних дел
СССР и привлеченные воинские
части Советской'Армии, Военно-
Морского Флота и Комитета го-
сударственной безопасности
СССР действуют на основе Кон-
ституции СССР, руководствуют-
ся законами, уставами и настоя-
щим Указом.

5. Лица, провоцирующие на-
рушение общественного поряд-
ка, распространяющие провока-
ционные слухи либо активно
препятствующие осуществле-
нию гражданами и должностны-
ми лицами их законных прав и
обязанностей, нарушающие ре-
жим чрезвычайного положения,
могут быть задержаны в адми-
нистративном порядке на срок
до 30 суток. Эти лица могут
привлекаться к административ-
ной или уголовной ответствен-
ности в соответствии с законом.

6. Для обеспечения беспере-
бойной работы транспорта вве-
сти охрану железных дорог и
других коммуникаций с привле-
чением сил внутренних войск
Министерства внутренних дел
СССР, Советской Армии и Коми-
тета государственной безопа-
сности СССР.

7. Предложить Президиуму
Верховного Совета Азербай-
джанской ССР принять все не-
обходимые меры, включая вве-
дение комендантского часа в
городах Баку, Гяндже и других
населенных пунктах, для обес-
печения безопасности населе-
ния, предприятий, учреждений
и организаций, для привлечения
к ответственности лиц, винов-
ных в нарушении требований
действующего законодательст-
ва, в том числе Указа Президи-
ума Верховного Совета СССР от
23 ноября 1988 года «О неот-
ложных мерах по наведению об-
щественного порядка в Азер-
байджанской ССР и Армянской
ССР» (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1988 г., номер 47,
ст. 712).

Потребовать от Президиума
Верховного Совета Армянской
ССР предпринять самые реши-
тельные шаги по пресечению
подстрекательских действий с
территории этой республики,
разжигающих межнациональ-
ные страсти и национальную
вражду между двумя народами.
Считать необходимым, чтобы
Президиумы Верховных Советов
и Советы Министров Азербай-
джанской ССР и Армянской ССР
незамедлительно рассмотрели на
своих заседаниях практические
мероприятия по выполнению на-
стоящего Указа и преодолению
сложившейся обстановки.
Правоохранительным и дру-
гим государственным органам
СССР оказать республиканским
органам необходимую помощь
в осуществлении указанных ме-
роприятий.

8. Статьи 1—7 настоящего
Указа вступают в силу с 23
часов местного времени 15 ян-
варя 1990 года и действуют до
отмены чрезвычайного положе-
ния.

9. Министерству иностранных
дел СССР продолжить и завер-
шить в ближайшее время пере-
говоры по режиму государст-
венной границы и связанными с
этим вопросами отношений ме-
жду СССР и Ираном, а также
информировать о настоящем
Указе соответствующие сопре-
дельные государства и между-
народные организации.

10. Признать необходимым
ускорить рассмотрение в Вер-
ховном Совете СССР разрабо-
танного Советом Министров
СССР по поручению Верховного
Совета СССР проекта Закона о
правовом режиме чрезвычайно-
го положения.

11. Подготовленный группой
ученых и специалистов проект
Закона об усилении ответствен-
ности за посягательства на на-
циональное равноправие граж-
дан и насильственное наруше-
ние единства территории Сою-
за ССР передать на рассмот-
рение Комитета Верховного Со-
вета СССР по вопросам зако-
нодательства, законности и
правопорядка, имея в виду в
ближайшее время внести дан-
ный законопроект на обсужде-
ние Верховного Совета СССР.

Председатель Верховного Совета СССР
М . Г О Р Б А Ч Е В .
Москва, Кремль. 15 января 1990 года.

============

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ положение.

Ч резвы чайное п о л о ж е н и е —
м ера, что и говор ить, ч р е з ­
вычайная. Теперь в го р о д а х и
районах о д н о й из р е спуб л и к
наш ей страны, к о т о р у ю н е и з-
м ен н о называли сол не чной и
цветущ ей, ко то р а я таи д ол го
ж и ла в сознании м иллионов
ка к п р и м е р и н тер на цио на л и з-
ма и д р у ж б ы наро до в, лю д и
б уд ут сущ ествовать, м о ж н о
сказать, по закон ам во е н ­
н о го врем ени. О гран и чи ва-
ется своб од а пе ред ви ж ен и я,
вводятся п р о в е р ки на д оро га х,
ко м е н д а н тски й час.
С ловом , ограничивается
свобод а. К п р и м е р у, свобода
соб раний, м ити нго в, уличны х
ш ествий, ко т о р ы е теперь на
те р р и то р и и , гд е действует
Ч резвы чайное п о л о ж е н и е , б у ­
д ут огра ни че ны , ка к и с в о б о ­
да печати,— средства м ассо-
вой и н ф о р м а ц и и б е р утся под
осо б ы й ко н тр о л ь . И н ого яы хо-
да не осталось.
Н агор ны й Карабах, стаяш ий
наш ей об щ ей б ед ой и б олью ,
весь А зе р б а й д ж а н , начиная со
вре м е н С ум гаита, у ж е не п е р ­
вый го д пр ико вы вает т р е в о ж ­
ное вним ание страны . В рем я
ш ло, а сп о ко й стви е не в о з-
вращ алось на зту зе м л ю , у ж е
в наш и дни ставш ую м н о го с т-
радальной. С оотечестве н ни ­
ки, вчераш ние д о б р ы е соседи
и д р узь я , а зе р б а й д ж а н ц ы и
а р м я н е уб ива ю т д р у г д руга.
Ж утка я реальность наш их
д ней: лю д ей уб ива ю т только
п о то м у, что они ар м ян е или
азе р б а й д ж а н ц ы . П осле сум -
гаитских соб ы тий два года
спустя послед овали б а ки н ­
ские.
Нет, н икто не япраяе у п р е к ­
нуть р у ко в о д с тв о я том , что
о н о п р оя вил о в данны х о б сто ­
ятельствах нетерпение, невы ­
д е рж а нн ость. О но, пож алуй ,
д а ж е сл и ш ко м д о л го д о во л ь-
ствовалось по ли ти чески м и
сре дствам и — вспом ните, ско л ь ­
ко д епутаций и делегаций
направлялось на м есто « б ое-
вых действий» для встреч и п е ­
ре го в о р о в , ко то р ы е так и не
принесли о щ ути м ы х ре зул ьта-
тов. Был расчет на б л а го ­
ра зум и е всех уче стн и ко в к о н ­
ф ликта. О но сохр ан яло вы ­
д е р ж к у и тогда, ко гд а вспы х-
нула «рельсовая война», была
пр ед пр инята блокад а ж е л е з ­
ных д о р о г, по сути, попы тка
з ко н о м н ч е с ко й б л окад ы со се д ­
ней сувер ен но й р е спуб л и ки ,
то л ь ко что пе рен есш ей од ну
из сам ы х страш ны х трагед и й в
истории человечества. Хотя те,
кто был причастен к этом у, не
м огли не поним ать, что б л о ки ­
р ую т, по сути, пр огресси вн ы е
пе рем ен ы , о тр е за ю т пути к нх
с п о ко й н о м у и б л а го п о л уч н о м у
течению . И не то л ь ко в своем
ре ги о н е . Тогда была п р е д ­
принята б еспр ецед ен тна я а к-
ция — ш турм наш их ю ж н ы х
гр а н и ц не извне, что не раз
бы вало, а и зн утр и, че го не
бы ло н и ко гд а . Хотя те, кто шел
на это, обязан ы были по ни ­
мать, что ш тур м ую т, по сути,
пе р е стр о й ку.
Н е о б хо д и м о зам етить, что
накал страстей нагнетался с
обеих сторон . П риним ались
ре ш ени я, в ко то р ы х э м о ц и о ­
нальные начала явно превал и-
ровали над р а зум н ы м и , си м во-
ли че ски е м отивы над реалисти-
че ски м и . К а ки м и бы м отивам и
ни руково д ство ва л и сь при
зтом , а об ъ е кти вн о выш ло —
лили и лили ке р о с и н в огонь
кон ф ли кта, и вот плам я за гуд е ­
ло со страш ной силой, испепе-
ляя новы е че ловечески е ж и зн и .
Д е л о в и тоге заш ло слиш ­
к о м д а л е ко — сто р о н ы ведут
по сущ еству бои м естного
значения с пр и м е н е н и е м ав-
том атов, пул ем етов н д аж е зе ­
нитной артиллерии. П ре д ­
пр иним ались по пы тки захва-
тить в качестве за л о ж н и ко в
р у ко в о д и те л е й м естны х о р га ­
нов власти. О грани чи вать-
ся в такой обстановке
лнш ь по л и ти че ски м и ср е д с т-
вам и становилось ра вно сил ь-
но невм еш ательству, н е п р и я ­
тие б олее ре ш и тел ьны х м е р
— р а в н о д уш и ю к суд ьбе двух
н аро д о в, попустительством к
д ей стви ям тех, кто играет их
суд ьб а м и . Ч ре звы чай но е п о ­
л о ж е н и е , иначе го в о р я , по т-
ре б ова л ось и скл ю ч ител ьн о в
целях пр ед отяра щ ен ия даль-
н е й ш е го кр о в о п р о л и ти я , в ц е ­
лях о б есп ечен и я прая че л ове-
ка, к п р е ж д е всего его главно-
го права — права на ж и зн ь .
Бы ваю т, наверное, ситуации,
ко гд а сила становится сам ы м
о щ ути м ы м а р гум е н то м я поль-
зу гум ан изм а, а у ж в пользу
ум и р о тв о р е н и я , охл аж д ения
пл еснувш и х ч е р е з кр а й стра-
стей — несом н ен н о.
Если б лагод аря У ка зу уд аст-
ся сохранить ж и зн ь хотя
бы о д н о го человека, над к о т о ­
ры м нависла или м о ж е т нави-
снуть см ертельная угр о за , то
эта пр ед пр ин ятая ц е н тр о м м е ­
ра уж е оправдает себя.
С егод н я мы м н о го го в о р и м о
правах р е спуб л и к, об нх и стин-
ном и м н и м о м суверенитете.
Но всегда ли наш и р е спуб л и ки
и спол ьзую т и те свои права,
на ко то р ы е н икто и не п о к у ­
ш ается) Не всегда. П оч ем у!
Нам т р уд н о ответить. М ы
м о ж е м лиш ь с п р и с ко р б и е м
констатировать ф акт. М естны е
власти оказались не в состоянии
д а ж е защ итить гр а ж д а н от
н ож а и пули убийц. К то ж е
я таком случае д о л ж е н был
защ итить л ю д е й ! К то д о л ­
ж е н был встать на пути новых
в о зм о ж н ы х пр еступлений) Кто
д о л ж е н был об еспечить н о р ­
м альное течение ж и зн и в этой
части наш ей страны)
П ринято тр уд н о е реш ение.
Но д е м о кр а ти ч е ски е п р оцессы
б удут и дальш е набирать силу.
В свете траги чески х с о б ы ­
тий, в свете м еж наци он альн ы х
ко н ф л и кто в в зтом и д р уги х
р е ги он ах становится зам етнее,
ка ки е тр уд но сти гр о м о зд я тся
на пути п е р е стр о й ки н с то л ь ­
ко естественны е, но и и скусст-
венны е. К аки е бы аргум ен ты
ни привод ить, сам и зти с о ­
бытия об ъ е кти вно то р м о зя т
пр о хо д я щ и е в стране п р е о б р а ­
зования, несут в себе в о з м о ж ­
ность заставить п е р е стр о й ­
ку ка к бы воевать на н е ­
ско л ь ко ф ро нтов, отвлекать
значительны е сипы от н е о т л о ж ­
ных м и р н ы х дел, от н е о тл о ж ­
ных забот по улуч ш е н и ю эко-
н о м и ч е с ко го состояния страны,
б лагосостоя ни я лю д ей .
Ясно, что в ко н ф л и кте стра-
дает п р е ж д е всего простой
народ. Все по ни м аю т, что
это — не дело народа, ни один
н аро д не м о ж е т быть заинте-
ресован в см ертях, хаосе м
р а зд ор ах. Эхо кон ф ли кта р а зн о ­
сится по всей стране. И звест-
но, н а ско л ь ко гл убо ка у нас
эко н о м и ч е ска я и нтеграция.
Стало быть, р е зко е сн иж е ни е
э к о н о м и ч е с ко й активности в
о д н о м из р е ги о н о в сра зу ж е
ощ ущ а ется во м н огих. И все
ж е куд а сущ ественнее потери
и н о го характера — политиче-
ские и нравственны е. Участи-
лись по пы тки обвинить и м е нно
новы й ку р с , н овое м ы ш ление
в возн и кн о ве н и и и обострен и и
собы тий. М о ж н о п р е д п о л о ­
ж ить, что с введением чр е зв ы ­
ча йн ого п о л о ж е н и я снова,
ка к это уж е не раз бы ва-
ло, станут ставить в п р им е р
се го д н яш н е м у д н ю день вче-
ра ш ний : м ол, вчера-то не б ы ­
ло ничего п о д о б н о го , д о хо зя й -
иичались... < Н о нет таких сил,
ко то р ы е бы уж е м огли п о в е р ­
нуть нас в пр ош ло е, к а к бы нм
ж и вопи сал кто -то его п р е и м у-
щ ества,— м ы ж и л и тогда и все
видели свои м и глазам и.
П ер естр ой ка вы нуж д ена се ­
бя защ ищ ать. И не ее вина,
что защ ищ ать себя и д руги х
пр ихо д ится с п о м о щ ь ю и ч р е з ­
вычайных м ер. О ка ж и сь она
б еззащ и тн ой — это по р о д и л о
бы повсем естно ощ ущ е н и е по-
давленности, неувер ен но сти *
завтраш нем дне, ч е го н ика к
нельзя допустить.

Альберт ПЛУТНИК.

"Известия" 16 января 1990 года.













Tags: ! - История Перестройки, ! - Национальный вопрос, 1990, Азербайджан, Баку, Нагорный Карабах
Subscribe

Posts from This Journal “Баку” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments