На мероприятие пришли несколько сотен человек, причем среди них было немало тех, кто вряд ли помнит эпоху Горбачева просто в силу возраста.
Желающих подписать книгу стоят в длинной очереди змейкой перед сценой, а на самой сцене толпа облепила маленький столик, за которым Горбачев сидит вместе с издателями и неизменным переводчиком и помощником Павлом Палажченко.
Молодой человек рядом с корреспондентом «Газеты.Ru» углубился в чтение главы «Куда идет Россия»; спускается со сцены с автографом автора Андрей Макаревич.
В своей новой книге Горбачев вспомнил опыт "перестройки", цитирует разговоры с соратниками и оппонентами, делится впечатлениями о встречах с ведущими российскими и европейскими политиками, но повествование начинается с последних дней в Кремле и тут немало серьезных оценок.
"Перемены, которые предстоят России и которые нужны ей, как воздух, не могут и не должны быть повторением перестройки. Но избежать их не удастся. Чем больше будет оттягиваться момент их начала, тем болезненнее они окажутся", - пишет политик.
И еще одна цитата: "Россия, с ее далеко не раскрытым еще потенциалом, сможет участвовать в поиске ответов на общечеловеческие вызовы. Но для этого она должна стать сильной, должна модернизироваться. Я верю, что Россия может быть такой и будет такой. Но вижу успех России только на демократическом пути".
Одна из глав посвящена размышлениям о том, куда идет Россия. Вот лишь несколько подзаголовков раздела: "Путин: начало", "Нелегкая ноша президента", "Все больше вопросов.", "Партия новых бюрократов", "Трудности демократического процесса", "Испытание глобальным кризисом", "Нужен диалог между властью и обществом».
Тем временем сам Горбачев на презентации источает афоризмы, шутит над своим возрастом и добродушно отзывается даже о тех, кто так и не простил его. Вот Александр Проханов, не устающий клеймить советского президента предателем. «Пусть поет «Соловей», — Горбачев не забыл прозвище бывшего советского военкора.
Оставив Проханова, Горбачев сверяет часы с написавшим о нем полухудожественную книгу Олегом Кашиным: «Олег Кашин написал, что меня десять раз хоронили, звонили, писали, чтоб я застрелился, в результате, я потерял жену... Но я вот выдержал и собираюсь еще жить».
«Я вас приглашаю на свое 90-летие. Может, меня на коляске привезут, но это будет. Коль на коляске, Буш-старший на коляске.... Пешком или на руках, но мы встретимся», — говорит он, и зал смеется. И молодежь, для которой он уже явно герой давно ушедшей эпохи, и лощеные интеллигенты, и даже парни-охранники.
Горбачев же спокоен, снова и снова возвращаясь к последним месяцам существования Союза. И вот уже с досадой говорит про отпуск в августе 1991 года, в который можно было не ездить. Видно, что эти воспоминания даются ему тяжелее всего, а винит он равнодушных граждан: «Распался Союз, а общество молчит! И это был самый тяжелый момент».
«Если трудно работать, надо уходить», — Горбачев возвращается в настоящее и явно адресно.
«Не может быть сильным государство, которое разгоняет оппозиционные митинги и засылает туда провокаторов», — продолжает Горбачев.
«Путин начал заболевать той же болезнью, что когда-то и я, — самоуверенностью. Считает себя заместителем бога, я уж не знаю, правда, по каким делам», — эту фразу он произнес все с тем же спокойствием и добродушием, но показалось, что именно ради нее вся книга и написана.
=========
Ссылки на публикации в СМИ тут:
https://www.gorby.ru/presscenter/news/show_29450/
========
Моя любимая жена Светлана Фарбирович в тот день совершила без преувеличения героический поступок.
После тяжёлого рабочего дня она ещё несколько часов простояла в очереди за автографом Михаила Сергеевича.
Мимо неё уже прошел Андрей Макаревич и тысячи других поклонников Михаила Сергеевича, с желанной подписью на книжной новинке.
Когда уже в первом часу ночи Светлана приближалась к столику за которым сидел Президент СССР, окружившие его плотной стеной помошницы строго-настрого запретили просить подписывать книги адресно, то есть не называть никаких имен.
Увидев мою тогда ещё невесту, Горбачев посочувствовал, что ей пришлось так долго стоять. На что она ответила, что делает это для своего молодого человека, который является "Вашим большим поклонником". Михаил Сергеевич восхитился: "Эх, молодежь! На что идете ради любви!" и спросил, как зовут молодого человека? Света назвала моё имя и заслуженно получила этот уникальный автограф.
==============
Дополнение Павла Палажченко:
Интересный репортаж (спасибо Эдуардe Глезину) с презентации книги "После Кремля" - девять лет назад.
Уже тяжело было Михаилу Сергеевичу. Слышал плохо, а миниатюрные слуховые аппараты его раздражали. Нашли выход - вместо аппарата дали ему гарнитуру с наушником и микрофоном, как у синхронистов.
Был там дежурный провокатор от ЛДПР, депутат Абельцев, с тех пор куда-то канувший, которого зашикали и захлопали собравшиеся, после чего он гордо удалился.
И были сотни людей, стоявших в очереди за автографом, каждому из которых Горбачев хотел подписать свою книгу. И очень многие дождались, но в какой-то момент стало ясно, что пора заканчивать.
А книга, по-моему, до сих пор не устарела. Не знаю, есть ли она в книжных магазинах.
==============
Видеозапись презентации можно посмотреть тут:
https://youtu.be/BR8aCen37JU
==============
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
=======