ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

30 лет пленуму ЦК КПСС о национальном вопросе.

19-20 сентября 1989 года прошёл пленум ЦК, посвященный национальному вопросу. Долгое время считалось, что в СССР национальный вопрос решен окончательно. Все конфликты на национальной или религиозной почве замалчивались или спускались на тормозах. В условиях подъема национальных движений в союзных республиках и вооруженных конфликтов, национальный вопрос стал играть важную роль в общественной жизни СССР.

============

Из книги Михаила Горбачева "Жизнь и реформы":

Тяжелое нам передали наследство. Кроили границы как хотели — тому прирезать, у того отнять. Создали сдвоенные республики, причем иногда соединяли не кровно-родственные, близкие друг другу народы, а наоборот. Даже когда был один народ, как в Адыгее, земля нарезалась так, что закладывались конфликты. Старый принцип римлян: разделяй и властвуй!
Главное, республики и национальные автономии были жестко привязаны к России. Существовал институт вторых секретарей, которые всегда были славянами. При возникновении национальных споров и претензий Сталин рассматривал их как проявление антисоветчины, а посему не тратил время на разъяснения и увещевания. И все же с проблемой, скажем, Карабаха так и не мог справиться: она регулярно возникала каждые десять лет. Да только ли Карабаха?
Мой жизненный опыт питал убеждение, что возможен лишь один путь — сотрудничество! Насильственное подавление бесперспективно, так как проблемы остаются. Это показал и весь мировой опыт — европейских стран, Индии, Китая, Канады, Соединенных Штатов. Силой можно «загнать вглубь» противоречия, возникающие на этнической почве, не позволять им выходить на поверхность. Но при первом же удобном случае они всплывут и могут принести много раз больше головной боли.
Мины межнациональных конфликтов были заложены десятилетия, а иногда столетия назад.

Запоздавший Пленум

Сначала мы намеревались Пленум ЦК КПСС на эту животрепещущую тему собрать в июне 1989 года. Но, рассмотрев представленные материалы, пришли к выводу, что нужен более глубокий документ. Пришлось поручить это своей «рабочей группе» и отложить разговор до сентября.
Пауза была слишком велика. Взбудораженное общество ждало разъяснений, и я решил выступить с этим по телевидению (2 июля). Обратившись к гражданам, призвал осознать опасность и проявить ответственность, решать любые проблемы на основе демократического обсуждения и терпимости. «От правильного решения вопроса межнациональных отношений, — говорил я, — в значительной степени зависят спокойствие и благополучие людей, судьба перестройки, если хотите, — судьба и целостность нашего государства».
В чем виделся ключ к решению накопившихся проблем? На первое место ставились права человека, преобразование Советской Федерации. Одновременно я считал нужным предупредить против крайностей. «Думая о перестройке Федерации, мы не можем не считаться с реальностями, сложившимися за столетия, особенно в годы Советской власти. Народы прошли большой путь развития, сложился единый народно-хозяйственный комплекс. Разрывать эти связи — значит резать по живому. Нельзя в поисках лучшего становиться на путь разрушения созданного».
К августу закончилась работа над тезисами, положенными в основу опубликованного 17 августа проекта платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях». В ней подчеркивалась постоянная потребность в радикальном обновлении национальной политики, а основными ее задачами назывались:
— преобразования в Советской Федерации, наполнение ее реальным политическим и экономическим содержанием;
— расширение прав и возможностей всех форм и видов национальной автономии;
— обеспечение равных прав каждому народу;
— создание условий для свободного развития национальных культур и языков;
— укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по национальному признаку.
Впервые был поставлен вопрос о разработке и подписании нового Союзного договора. Добавлю, что в проекте указывалось на роль России как консолидирующего начала всего Союза и предлагалось решить проблемы правового статуса РСФСР. Платформа с некоторыми уточнениями была принята сентябрьским Пленумом ЦК, и я берусь утверждать, что это незаурядный документ, в котором с учетом и отечественного и мирового опыта дается осмысленная трактовка актуальных проблем национального развития и межнациональных отношений.
Но недаром в народе говорят: «Дорого яичко к Христову дню». При всей ценности принятых на Пленуме решений они сильно запоздали. Это была, в частности, и расплата за старые подходы, увлечения коллегиальностью, по большей части — мнимой. Дел было невпроворот, подготовку затянули, потеряли драгоценное время.
При всем разнообразии и остроте постановки проблем их решение виделось в рамках Союза. Тогда и надо было начинать работу по созданию правовой базы реформирования Союза, проработку Союзного договора. Мы же приступили к консультациям по разработке договора только в конце 1989 года.

http://www.gorby.ru/gorbachev/zhizn_i_reformy1/page_18/

=========

Из доклада М.С.Горбачева на пленуме ЦК КПСС по национальному вопросу 19 сентября 1989 года.

...Логика перестройки, сама жизнь подвели нас к выводу, что и в национальных отношениях назрела потребность во всеохватывающих глубоких преобразованиях. Скажем откровенно: после апреля 1985 года мы не сразу пришли к осознанию необходимости таких преобразований. Тут, очевидно, сказалось распространенное убеждение, что на этом направлении общественного развития дела у нас обстоят более или менее благополучно. Конечно, мы знали о существовании непростых национальных проблем. О них говорилось на ХХVII съезде КПСС. Но все же весь масштаб назревших здесь изменений проявился позднее......Один за другим всплыли на поверхность нерешенные здесь вопросы, дали себя знать допущенные за многие десятилетия ошибки и деформации, вспыхнули тлевшие годами межнациональные конфликты. В тугой узел сплелись проблемы социально-экономические и государственно-правовые, экологические и демографические, проблемы развития языка и культуры, сохранения национальных традиций. Каждая их них требует к себе огромного внимания, за каждой стоят живые люди, судьбы целых наций....Нынешний этап самоопределения наций ставит в повестку дня значительное расширение прав республик, решительное устранение искажений и деформаций, которые имели место в прошлом и пагубные последствия которых до сих пор дают о себе знать в различных сферах жизни нашего общества. Предлагается прежде всего комплекс мер, направленных на укрепление политической самостоятельности союзных республик, наполнение реальным содержанием их суверенитета.Четкое разграничение полномочий союзных и республиканских органов власти позволит последним решать по своему усмотрению все вопросы своей жизни, за исключением тех, которые добровольно передаются ими Союзу. И, кстати, в решении которых они также будут участвовать через соответствующие политические механизмы.При сохранении за Союзом полномочий, необходимых для осуществления общих задач федерации, предлагается внести принципиальное изменение в существовавший ранее порядок, при котором Союз имел право принять к своему рассмотрению и решать практически любой вопрос, что делало во многом формальными реальную компетенцию и суверенитет республиканских властей. Таким образом, решается проблема приоритетности союзного или республиканского закона....В рамках преобразования советской федерации большое значение имеет придание нового статуса советской автономии. Таков смысл предложений платформы, касающихся расширения прав автономных республик во всех областях государственного, хозяйственного и культурного строительства, укрепления их экономической самостоятельности. Ту же цель преследует расширение прав автономных областей и округов, возможность создания национальных районов в местах компактного проживания национальностей, а также общесоюзных советов граждан крупных по численности наций, у которых нет собственной территориальной автономии....В откликах на платформу содержатся предложения о территориальных изменениях, перекройке границ национально-государственных и административных образований. В пользу этого приводятся различные доводы. На Пленуме надо сформулировать твердую и ясную позицию на этот счет. Мы исходим из того, что нынешнее национально-территориальное деление не является препятствием для того, чтобы люди всех национальностей могли нормально жить в любом уголке страны. На создание соответствующих условий и надо в первую очередь направлять усилия. Вступить же сейчас на путь перекройки административно-территориальной карты страны значило бы лишь осложнить и без того н епростую ситуацию, фактически отодвинуть на неопределенное время достижение реальных целей перестройки, направленных на улучшение жизни всех советских людей, всех народов....Надо иметь в виду, что в результате экономических, социальных, демографических процессов, межнациональной миграции у нас более 50 миллионов людей проживает вне границ своих национальных республик. И, конечно, невозможно решать какие бы то ни было проблемы без учета законных интересов и прав этих наших сограждан. Любая дискриминация тут недопустима....Важно четко представлять себе все экономические, политические, духовные, если хотите, нравственные основания для укрепления и развития нашего Союза. Поставим вопрос так: что он дает республикам?Прежде всего принадлежность к одному из мощнейших государств современности, располагающему огромными природными ресурсами, развитым народнохозяйственным комплексом, арсеналом научных знаний, техническими возможностями и богатством культуры, способному надежно обеспечить свою безопасность. Каждый народ в составе СССР получает возможность участвовать в формировании и развитии общих духовных ценностей, приобщаться к ним, а через них заявлять о себе во всесоюзном и мировом масштабе. Благодаря своей принадлежности к Союзу все народы приобрет ают возможность широко участвовать в международных отношениях, активно воздействовать на ход мировых событий. Механизм реализации прав союзных республик, что касается их участия в международной деятельности, должен быть разработан с учетом нынешних условий....Революционное обновление советского социалистического общества – главный аргумент в пользу укрепления нашего Союза. Именно перестройка подвела нас к преобразованию советской федерации как важной составной части процессов демократизации и возрождения страны. И только на путях перестройки, я в этом убежден, могут быть успешно решены все острые и сложные проблемы развития народов и национальных отношений в целом.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. М.: Политиздат, 1989, с.14, 25, 27, 28, 29-30, 31, 40-41.


==========

Из информационного сообщения о пленуме:

19 сентября на рассмотрение Пленума внесены следующие вопросы:

1. О созыве очередного XXVIII съезда КПСС.
2. О национальной политике партии в современных условиях.

По первому вопросу Пленум заслушал выступление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и принял соответствующее постановление. По второму вопросу «О национальной политике партии в современных условиях» Пленум заслушал доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева.

В прениях выступили: Р. X. Хабибуллин — первый секретарь Башкирского обкома КПСС, Е. Е. Соколов — первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, А. М. Масалиев — первый секретарь ЦК Компартии Киргизии, Ю. Н. Ельченко — секретарь ЦК Компартии Украины, Н. А. Назарбаев — первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, Ю. С. Карабасов — секретарь Московского горкома КПСС, Ю. Н. Прокопьев — первый секретарь Якутского обкома КПСС, Р. Н. Нишанов — Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР, В. Г. Афанасьев — главный редактор газеты «Правда», В. И. Воротников — Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, Г. Г. Гумбаридзе — первый секретарь ЦК Компартии Грузии, В. И. Потапов — первый секретарь Иркутского обкома КПСС, А.-М. К. Бразаускас — первый секретарь ЦК Компартии Литвы, Ю. Д. Маслюков — первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР, С. Г. Арутюнян — первый секретарь ЦК Компартии Армении, А. Н. Гиренко — первый секретарь Крымского обкома Компартии Украины, Б. И. Олейник — писатель, заместитель Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР, С. К. Гроссу - первый секретарь ЦК Компартии Молдавии, В. И. Вяляс — первый секретарь ЦК Компартии Эстонии, С. А. Ниязов — первый секретарь ЦК Компартии Туркменистана, Д. Г. Завгаев — первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС.

На Пленуме образована редакционная комиссия по доработке проекта платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях» и подготовке постановления Пленума по обсуждавшемуся вопросу.

20 сентября 1989 года на Пленуме ЦК продолжалось обсуждение проекта платформы КПСС и доклада Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева «О национальной политике партии в современных условиях».

В прениях выступили: И. А. Каримов — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, Г. И. Усманов — первый секретарь Татарского обкома КПСС, Я. Я. Вагрис — первый секретарь ЦК Компартии Латвии, А. И. Вольский — председатель Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью, М. Ф. Ненашев — председатель Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, Н. В. Геллерт — механизатор совхоза имени Амангельды Казахской ССР, А. А. Власенко — первый секретарь Смоленского обкома КПСС, М. Ю. Юсупов — первый секретарь Дагестанского обкома КПСС, А.-Р. X. Везиров — первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана, К. М. Махкамов — первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана, Д. Т. Язов — министр обороны СССР, Е. А. Елисеев — первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС, Б. Л. Корсунский — первый секретарь обкома КПСС Еврейской автономной области, Хабаровский край, В. В. Бакатин — министр внутренних дел СССР, Г. Ч. Ширшин — первый секретарь Тувинского обкома КПСС, В. М. Мишин - секретарь ВЦСПС.

От редакционной комиссии, образованной на Пленуме, выступил член Политбюро, секретарь ЦК КПСС В. А. Медведев.

Пленум одобрил доработанный с учетом поступивших предложений, замечаний и состоявшегося обсуждения проект платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях» (будет обнародована) и принял по этому вопросу постановление, которое публикуется в печати.

Пленум заслушал сообщение Генерального прокурора СССР А. Я. Сухарева о результатах рассмотрения заявления члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева, с которым он обратился в ЦК КПСС и Прокуратуру СССР по поводу обвинений его следователями Т. X . Гдляном и Н. В. Ивановым во взяточничестве. Проведенное Прокуратурой СССР расследование показало полную несостоятельность этих утверждений.

На Пленуме выступили Е. К. Лигачев и кандидат в члены ЦК КПСС В. И. Смирнов. Пленум принял но данному вопросу постановление. (Выступления и постановление будут опубликованы в печати.)

Пленум освободил В. П. Никонова и В. М. Чебрикова от обязанностей членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС в связи с их заявлениями об уходе на пенсию.

Пленум освободил В. В. Щербицкого от обязанностей члена Политбюро ЦК КПСС в связи с его заявлением об уходе на пенсию.

Пленум освободил Ю. Ф. Соловьева и Н. В. Талызина от обязанностей кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС в связи с уходом на пенсию.

Товарищ Горбачев М. С. тепло поблагодарил товарищей Никонова В. П., Чебрикова В. М., Щербицкого В. В., Соловьева Ю. Ф., Талызина Н. В. за их многолетнюю активную и плодотворную деятельность в партийных органах.

Пленум избрал председателя Комитета госбезопасности СССР В. А. Крючкова членом Политбюро ЦК КПСС.

Пленум перевел Ю. Д. Маслюкова из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС.

Пленум избрал Председателя Совета Союза Верховного Совета СССР Е. М. Примакова и председателя Комитета Партийного Контроля при ЦК КПСС Б. К. Пуго кандидатами в члены Политбюро ЦК КПСС.

Пленум избрал первого секретаря Орловского обкома КПСС Е. С. Строева, первого секретаря Липецкого обкома КПСС Ю. А. Манаенкова и первого секретаря Татарского обкома КПСС Г. И. Усманова секретарями ЦК КПСС.

Пленум перевел из кандидатов в члены ЦК КПСС первого секретаря Крымского обкома Компартии Украины А. Н. Гиренко и избрал его секретарем ЦК КПСС.

В заключение на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев.

На этом Пленум ЦК КПСС закончил свою работу.

====================

Из комментариев в Фейсбуке:

Роман Синельников.

Если не ошибаюсь, это первый Пленум ЦК КПСС, с которого была «телекартинка» в программе «Время» (в том числе полная видеозапись доклада Горбачёва). До этого ключевые доклады на Пленумах ЦК всегда передавались по радио и телевидению только в дикторском чтении.

=================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================








IMG_4765.jpeg
IMG_4766.jpeg
IMG_4764.jpeg
IMG_4757.jpeg
IMG_4758.jpeg
IMG_4759.jpeg
IMG_4760.jpeg
IMG_4761.jpeg
IMG_4741.jpeg
IMG_4733.jpeg
IMG_4732.jpeg


IMG_4992.jpeg
IMG_4885.jpeg
IMG_4871.jpeg
IMG_4872.jpeg
IMG_4873.jpeg
IMG_4874.jpeg
IMG_4875.jpeg
IMG_4876.jpeg
IMG_4877.jpeg
IMG_4878.jpeg
IMG_4879.jpeg
IMG_4853.jpeg
IMG_4841.jpeg
IMG_4847.jpeg



IMG_4797.jpeg



IMG_5048.jpeg
IMG_5050.jpeg


Tags: ! - История Перестройки, ! - Национальный вопрос, 1989
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments