ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Гибель теплохода «Адмирал Нахимов»

31 августа 1986 года при выходе из порта Новороссийск, крупнейшее пассажирское судно Черноморского флота "Адмирал Нихимов" сталкивается с сухогрузом "Петр Васев" и тонет. Из-за неправильных действий капитанов погибло более 600 человек. Гибель Нахимова стала одной из крупнейших катастроф в истории мореплавания.

В 22.00 теплоход «Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссийского морвокзала и взял курс на Сочи. В 22.20 на мостике получили информацию о приближении на встречном курсе сухогруза «Петр Васев». По Правилам предупреждения столкновения судов в море (ППСС) «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но вмешался диспетчер берегового поста регулирования движения, который дал команду «Петру Васеву» пропустить «пассажира». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил своему коллеге с «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8×10 метров. Через 8 минут лайнер погрузился в морскую пучину.

Зачем портовый диспетчер приказал капитанам нарушить ППСС? Почему Виктор Ткаченко не дал дорогу «Адмиралу Нахимову»? Наконец, по каким причинам лайнер камнем пошел ко дну, хотя в соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека? Ни на один из этих вопросов правительственная комиссия, которую возглавлял член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, ответов не дала. Задолго до завершения следствия, а тем более суда, она определила: кораблекрушение произошло в результате халатности капитанов. Через два месяца после трагедии этот вывод был закреплен в постановлении политбюро ЦК КПСС. А в марте 1987 года состоялся суд, принявший к руководству «прозорливую» оценку партийных чиновников: капитаны получили по 15 лет тюрьмы и по 40 тысяч рублей штрафа в компенсацию ущерба.


Партия, а также суд не оценили по достоинству деятельность министра морского флота, члена ЦК КПСС Тимофея Гуженко, руководителей Черноморского пароходства. Но ведь не без их начальственного ведома перевозкой пассажиров занималось 60-летнее судно, которое вообще нельзя было выпускать дальше портовой гавани.

8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Но именно на эту «старую галошу» по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море, «удовлетворяя потребности государства в пассажироперевозках».

Как уже упоминалось, пассажирское судно должно оставаться на плаву, даже если у него полностью затоплены два любых отсека. Вопреки всем конвенциям, «Нахимов» не обладал этими качествами. Теоретически он мог оставаться на плаву только с одним затопленным отсеком (теоретически — потому что из-за старости прогнил вообще). Удар «Петра Васева» роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека. Поэтому оба они мгновенно оказались затопленными. Убийственную роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками (на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1−2 градуса спуск становился невозможен).

Из досье
Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин».

В 1938 году был передан германским Военно-морским силам и превращен в госпитальное судно. 31 января 1945 года подорвался на двух минах и 1 февраля еще на одной, после чего затонул у Свинемюнде.

В 1946—1947 годах был поднят советскими водолазами и перешел в собственность СССР в счет репараций с Германии. В 1951—1957 годах восстановлен и переименован в «Адмирал Нахимов». В 1957 году переведен с Балтики на Черное море, став самым крупным черноморским лайнером.

Водоизмещение: 9000 тонн

Длина: 174,3 м

Ширина: 21,1 м

Мощность механизмов: 12000 л.с.

Скорость: 16 уз.

===========

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

================



Из комментариев в Фейсбуке:

Роман Синельников В июле 1982 года, когда мы с мамой и сестрой ездили в Геленджик, то видели пароход «Адмирал Нахимов» в порту Новороссийска. Он производил впечатление: огромный белоснежный круизный лайнер. А на рубеже 1986 и 1987 года, уже после катастрофы, на нашей улице в Дубне построили два панельных дома, один под прямым углом к другому. Народная молва так их и окрестила: один — «Адмирал Нахимов», другой — «Пётр Васёв»…

=======

Русский Титаник. Дожить до рассвета.

Документально - психологический триллер. 2006 год. Автор Ирина Чернова Режиссер Максим Файтельберг Хронометраж 44 минуты.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте, всего в четырех километрах от берега, произошла одна из самых страшных катастроф на Черном море. За восемь минут затонул круизный пароход "Адмирал Нахимов".

Страна узнала об этом на следующий день, первого сентября. Известие вызвало шок. Как недалеко от берега в теплом море могло погибнуть 423 человека? Почему туристское судно затонуло столь стремительно? Ведь даже огромный "Титаник" уходил под воду почти четыре часа! Как могли столкнуться в изученной вдоль и поперек Цемесской бухте два судна?

О причинах катастрофы, о том, как спасались люди, о поведении капитанов столкнувшихся судов рассказывают старший следователь по особо важным делам Борис Уваров, боцман "Адмирала Нахимова" Вильям Лабода и другие очевидцы катастрофы.

https://www.youtube.com/watch?v=Ta-sz8Cz10A



Загадки гибели теплохода Адмирал Нахимов 1 серия

https://www.youtube.com/watch?v=21rqMdSUmVo




Загадки гибели теплохода Адмирал Нахимов 2 серия

https://www.youtube.com/watch?v=i8w7ds9AIUc



Крушение теплохода «Адмирал Нахимов» документальный фильм расследование.

https://www.youtube.com/watch?v=14g31a8BUjw



Не так / Суд по делу о крушении парохода Адмирал Нахимов // 04.02.18

https://youtu.be/LyjsDkRUlcs



Моделирование столкновения парохода "Адмирал Нахимов" и сухогруза "Пётр Васев" 31 августа 1986 года.

https://www.youtube.com/watch?v=jgJx1YKD2eg



Tags: ! - История Перестройки, ! - Катастрофы, "Адмирал Нахимов", 1986
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment