ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Спектакль "Говори!" (1986)

5 января 1986 года в московском Театре имени Ермоловой состоялась премьера спектакля "Говори!" - одной из знаковых постановок эпохи освободительной Перестройки Горбачева.

Спектакль был поставлен по пьесе Александра Буравского по мотивам очерков «Районные будни» и страницам биографии писателя Валентина Овечкина. Это был первый спектакль Валерия Фокина в качестве главного режиссера Театра имени Ермоловой.

Фрагмент книги Полины Богдановой «Режиссеры-семидесятники: культура и судьбы» (2015):

«Конечно, он с самого начала по натуре был лидером. И, конечно, получить свой театр было его заветным желанием. Эту новую для себя страницу жизни Фокин прожил сполна, отдав много сил, энергии и замыслов театру, который он захотел реформировать и перестроить по своему собственному проекту. Надо сказать, что это было довольно смелое желание. Но Фокин поверил перестройке и ее посулам о том, что жизнь в стране изменяется в лучшую сторону, становится более свободной. В Театре им. Ермоловой Фокин поставил довольно громкий спектакль – «Говори» А. Буравского. Молодой автор сочинил пьесу на основе журналистских очерков В. Овечкина о колхозных буднях. Пьеса была по тем временам острой. В ней звучал призыв – говорить!

Говорить обо всем, что происходит в стране, обо всем, что нуждается в перестройке и обновлении. В общем, в этом сказывалась уверенность авторов спектакля, что общественная и политическая жизнь должна быть демократичнее, ошибки советской системы необходимо исправить, а всякую ложь и демагогию – преодолеть.

Этот спектакль – любопытный документ времени. Он возвращал зрителей в эпоху оттепели. Действие спектакля происходило именно в те годы, когда умер Сталин и жизнь в стране стала меняться. Мартынов (А. Жарков), умный и гуманный человек, был назначен на должность первого секретаря райкома как раз на волне обновления общественной жизни. И он со всем пылом своей честной натуры начал вникать в те проблемы работы колхозов, которые прежним руководством игнорировались, поскольку прежнее руководство работало в стиле жесткой бюрократии. <...>

Мы тогда и верили, и не верили в перестройку. Верили, потому что действительно хотели перемен. Не верили – из боязни и сомнений, потому что тогда было такое чувство, что советская власть – это навсегда. Но Фокин, в котором желание действовать и быть активным было, очевидно, очень сильным, воспользовался призывами к демократизации и гласности, произносимыми с высоких трибун, и выступил в духе времени. <...>

Позднее Валерий Фокин будет вспоминать: «Двадцать лет назад у меня был спектакль «Говори» в Театре Ермоловой – знаменитый спектакль, который даже называли визитной карточкой перестройки. Потому что он вышел в 1985 году и был весь про это. Но тогда мы все жили в ощущении, что говорим правду, что мы вышли из кухни и можем говорить вслух. Нам казалось, что все завтра поменяется, потому что мы это говорим».

=================

Ксения Ларина в передаче "Культурный шок" на радиостанции "Эхо Москвы".

15 сентября 2019 года.

К. Ларина
Ну что, мы должны уже заканчивать наш разговор. Главный смысл и главный призыв: не молчи! Я думаю, что здесь стоит повторить призыв Юрия Дудя. Мне кажется, это очень правильное движение и правильная мода на этот лозунг почти перестроечного времени. Я помню прекрасно спектакль, который был главным спектаклем того времени, «Говори!» (с восклицательным знаком). Так вот, я думаю, что в каком-то смысле это время сегодня возвращается.

https://echo.msk.ru/programs/kulshok/2500281-echo/

===============

Рецензия Михаила Швыдкого (будущего министра культуры России)

«Известия» 20 января 1986 года:

Почему молодой драматург А. Буравский, человек го­ родской, несколько лет напря­
женно работал над пьесой по деревенским очеркам Валентина Овечкина, напечатанным в «Но­ вом мире» в начале 50-х годов? Что побудило В. Фокина вы­ брать для первой постановки в качестве главного режиссе­ ра Московского театра имени М. Н. Ермоловой эту пьесу? Почему в этом спектакле с та­ ким азартом играют артисты? Что же расслышали они в про­ зе В. Овечкина?

Спектакль «Говори...» дает от­ веты на все эти вопросы. Его создателей покорила мужествен­ ная прямота, бесхитростная от­ кровенность прозы Овечкина, прозорливость писателя, кото­ рый тридцать с лишним лет на­ зад сумел сказать то, что и по­ ныне бередит душу, что и се­ годня важно Для нашей жизни, деревенской или городской. У нас у всех общая почва, одно Отечество, общие боли и тре­ воги, заботы и проблемы — они отзываются в каждой судьбе.

У нас общая история, общее прошлое, которое мы не власт­ ны отмести, заменить, его надо знать досконально и глубоко во имя будущего. Во имя будущего мы должны помнить, что ’наша жизнь — это непрерывная борь­ ба, не с обстоятельствами толь­ ко, но и с самими собой.

Театр решил напомнить нам об этом. Житейски-конкретное здесь про­ низано «большими линиями ис­ тории», которую обитатели Тро­ ицкого района ощущают не только в дни всенародных по­ трясений (в спектакле это смерть Сталина), но и в повсе­ дневности, в обыденных сель­ ских заботах. Ведь для того, чтобы Мартынову (А. Жарков), сначала второму, а затем и пер­вому секретарю райкома партии, разобраться, к примеру, по­ чему трактористы допускают брак в работе, надо вспом­ нить не только правила земле­ делия, агрономическую техноло­ гию,—необходимо постичь, как отозвались в человеческих вза­ имоотношениях, в людской пси­ хологии те или иные социально- экономические преобразования...

Демагогические призывы, не подкрепленные конкретными делами, убивали не только ве­ ру, но и привычное желание ра­ ботать на земле, ибо чем лучше работал, чем больше пользы приносил, тем больше и жестче оказывался спрос.- .. Конфликт двух ..руководителей исчерпывал себя к концу первого действия — Мартынов становился первым секретарем,— и из острых, но, скажем прямо, уже знакомых по хорошей прозе и хорошему кинематографу, конфликтов, те­ атр подводил нас к еще мало­ изведанному. И Мартынов, и Писатель (С. Сазонтьев) обна­ руживают, что легче заставить крестьян работать, чем вымо­ лить слово правды: а вдруг все перевернется — и накажут и их самих, и колхозных руково­ дителей, таких, как Мартынов, новых людей, понимающих, что Отечество — это люди, живу­ щие на этой земле.

Столкнове­ ние Мартынова с Писателем после колхозного собрания, на котором председателем был из­ бран не утвержденный прежде райкомом председатель, на ко­ тором колхозники как бы зано­ во убедились, что именно они — хозяева в своем большом до­ ме, необычайно важно для замысла пьесы и спектакля.

В. Фокин вновь доказал свой дар рождать дух театра из мира прозы. Вместе с художниками О. Твардовской и В. Макушенко режиссер создает объемное про­ странство спектакля— общий дом жизни, вмещающий райком и полевой стан, театральное за- кулисье и частное жилье, дом, требующий постоянного ухода и забот наших. Пожалуй, никогда прежде В. Фокин не быд»так свободен в режиссерской лекси­ ке, как в «Говори...»

«Монтаж аттракционов», смелое сопряже­ ние различных стилевых пластов текста определяет возникнове­ ние выразительного образа спек­ такля. Вахтанговские корни ре­ жиссуры, вкус к открытой поли­ тической публицистике через те­ атральную метафору заявили о себе в этой работе В. Фокина...

Порой сама про­ за В. Овечкина обнаруживает иной масштаб, но чаще недоста­ ет органичности пьесе и актер­ скому ансамблю, где разность исполнительских манер оказы­ вается нередко сильнее энергии объединения. И тогда поэзию искусства теснит суховатая ре­ жиссерская пропись.
Но спектакль «Говори.,.» вы­ страдан и продуман его создате­лями...

Взаимоотношения искусства и действительности - особая тема постановки: Писатель прямо с колхозной фермы попадает в те- атр на репетицию своей пьесы; в доме Мартынова звучат стихи молодого Евтушенко; Писатель, узнав, что очерки его будет пе- чатать «Новый мир», читает строки Александра Твардовско- го взволнованно и благодарно. Вовсе не для иллюстрации нуж- ны эти эпизоды спектакля, авто- рам необходимо впрямую, без ЭКИВОКОВ сказать символе своей человеческой и творческой веры, о том, чем дорожат они и что не принимают.

Михаил Швыдкой





================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================














Говори. Драма Валерия Фокина. Театр имени М.Н. Ермоловой. Часть 1.

https://www.youtube.com/watch?v=R6CXg2GsPn4&t=125s



Говори. Драма Валерия Фокина. Театр имени М.Н. Ермоловой. Часть 2.

https://www.youtube.com/watch?v=e2CILKgC2ZY&t=3929s




Tags: ! - Спектакли Перестройки, 1987
Subscribe

Posts from This Journal “! - Спектакли Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments