ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

30 лет железнодорожной катастрофе под Уфой.

30 лет назад - 4 июня 1989 года - под Уфой произошла крупнейшая в СССР железнодорожная катастрофа.

В Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек, 181 из них — дети, ранены более 600.

В тот же день М.С. Горбачев и Н.И. Рыжков вылетели на место аварии.

М.С.Горбачев: "Люди говорят, что надо во всем разобраться. Как бы опять дело не выходило на некомпетентность, на безответственность, на бесхозяйственность, на безобразия. Дело у нас не пойдет, если расхлябанность будет оборачиваться такими трагедиями человеческими, уж не говоря об экономических последствиях.Сейчас работает комиссия. Медики во главе с товарищем Чазовым – там. Все крупные ожоговые центры страны мобилизованы, ведущие специалисты мобилизованы, все там работают. Люди кровь сдают. В общем, там делают все, но положение очень тяжелое. Нам придется из этого извлекать очень суровые уроки."

На следующий день после аварии, 5 июня, М.С. Горбачев выступил на утреннем заседании I-го съезда народных депутатов СССР:
Товарищи депутаты! Как вы знаете, в ночь с 3 на 4 июня на территории Башкирской АССР на границе с Челябинской областью произошла крупная авария на продуктопроводе сжиженного газа вблизи железной дороги Челябинск – Уфа. Катастрофа повлекла за собой большие человеческие жертвы. По предварительным данным, это несколько сотен людей. Среди них группа детей, ехавших для отдыха на юг.
Предлагаю нашему Съезду почтить память погибших минутой молчания. (Все встают.)
Предлагаю от имени Съезда выразить глубокое соболезнование семьям, родным и близким погибших в результате катастрофы.

Вчера мы с товарищем Рыжковым вылетали к месту катастрофы. Там сразу же, с первых минут, местное население пришло на помощь пострадавшим. Это глухое место, вдали от больших поселков. Самый большой населенный пункт – город Аша Челябинской области – в пятнадцати километрах. Местное население, услышав и увидев, что что-то произошло, направилось к месту взрыва. Когда увидели всё, передали информацию о случившемся в Уфу, в районные центры и в Челябинск. Всю ночь местное население спасало людей. Уже буквально в первые минуты и часы сто бригад «скорой помощи» выехали из Уфы. Тех, кто остался жив, трудно пока учесть. Вчера, когда мы были на месте, в живых оставались свыше 580 человек, но многие из них в тяжелом состоянии. Уже вчера в ходе дня несколько человек скончалось.

Трагедия большая, даже трудно представить. Трубопровод в километре от железной дороги, мы туда ходили, смотрели. Еще сейчас туда нельзя подойти, горит пламя: это выгорает продукт. Очевидно, в том месте, где горит, и образовался прорыв этого продуктопровода. Сам продукт стекал по наклонной местности к железной дороге. В связи с тем, что погода в эти дни была теплая, газ начал подниматься и заполнять лощину. Видимо, создался большой взрывоопасный массив. Поэтому взрыв был такой страшной силы, что там и лес, и все другое сразу уничтожено на большом пространстве. Рельсы выворачивало. В общем, там люди попали в такую беду, что страшно даже подумать.
Это произошло в два часа ночи по местному времени. Большинство людей спало, но некоторые из них стали очевидцами случившегося. Есть несколько десятков людей, которые сразу получили первую медицинскую помощь и были способны беседовать. Они рассказывали обо всем, что произошло.

Не берусь сейчас судить о причинах, чтобы не предвосхищать этими суждениями выводы правительственной комиссии и следственных органов, которые находятся на месте и начали работу. Но в 20 часов по московскому времени, за три часа до событий, в продуктопроводе было обнаружено падение давления. Я не берусь судить о том, как над было действовать, но здравый смысл подсказывает, что требовалось установить: отчего это происходит и почему? Сейчас следственные органы взяли под контроль всю технику, которая фиксирует параметры работы продуктопровода. Но по первой информации, хотя это все тоже подлежит уточнению, персонал, не разобравшись, что происходит, включил насосы, чтобы поднять давление. И, видимо, гнали продукт в трубу, а он вырывался в прорыв, и это все накапливалось в лощине. А когда много накопилось и поднялось до уровня контактных проводов – хватило искры, и все это взорвалось. Вот что там было.

У меня случившееся вызвало очень большое беспокойство. Возникает вопрос: почему это два поезда оказались вместе? Как известно, они на этой станции не должны были встречаться. Во всяком случае, надо разобраться. И с местными жителями мы беседовали. Люди говорят, что надо во всем разобраться. Как бы опять дело не выходило на некомпетентность, на безответственность, на бесхозяйственность, на безобразия. Дело у нас не пойдет, если расхлябанность будет оборачиваться такими трагедиями человеческими, уж не говоря об экономических последствиях.
Сейчас работает комиссия. Медики во главе с товарищем Чазовым – там. Все крупные ожоговые центры страны мобилизованы, ведущие специалисты мобилизованы, все там работают. Люди кровь сдают. В общем, там делают все, но положение очень тяжелое. Нам придется из этого извлекать очень суровые уроки.

Вчера перед отлетом туда мы советовались с товарищами из Политбюро и условились, чтобы они поехали в гостиницы и проинформировали депутатов. Многие в ходе этих бесед высказали пожелание, чтобы все депутаты, исходя из чувства милосердия, отчислили свой ежедневный заработок в фонд милосердия для оказания помощи семьям. Конечно, ни близких, ни детей не заменишь, но быть рядом с людьми – надо. Я думаю, мы откликнемся на это.

И еще. Мы объявили сегодняшний день днем траура. У нас такое мнение: сегодня сделать перерыв в работе. Завтра в 10 часов провести заседание Съезда, а в 16 часов – заседание Совета Национальностей. А время, которое сегодня будет, депутаты могли бы использовать для того, чтобы побывать в правительстве, в ЦК, в министерствах с нерешенными вопросами или наоборот – проверить, как решаются вопросы.
Мне кажется, мы должны поступить так.

М.С.Горбачев. Полное собрание сочинений, т. 14, М., 2010, с. 391-394


Читать полностью http://www.gorby.ru/presscenter/news/show_30025/

Подробности об аварии тут:
https://m.vk.com/@ussr80x-katastrofa-pod-ufoi?wall_owner_id=-42881226

Программа Время, 5 июня 1989

https://www.youtube.com/watch?v=xWODMaSPwgI



=========================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================













Tags: ! - История Перестройки, ! - Катастрофы, 1989
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments