ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Первая постановка "Собачьего сердца" в СССР.

25 мая 1987 года в Московском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Собачье сердце». Этот спектакль (первая в СССР инсценировка повести Булгакова и первая совместная работа режиссера Генриетты Яновской и художника Сергея Бархина), всколыхнувший театральную Москву, стал важным культурным событием того времени. Премьера практически совпала с выходом июньского номера «Знамени» (с первой публикацией «Собачьего сердца»).

Театральный критик Анатолий Смелянский писал в рецензии на спектакль: «Приходилось в последний год в связи с публикациями Булгакова, Платонова, Ахматовой и некоторых других писателей слышать опасения: …поймут ли правильно наши люди смысл важнейших вещей?

Наши люди поймут. А тем, кто сомневается, хочется подарить билет на спектакль «Собачье сердце» и отправить в бывший Мамоновский переулок. Пусть он переживет раскаты громового смеха, послушает тишину мыслящего, а порой и страдающего зала, пусть он всмотрится в лица Преображенского, Шарикова, Швондера, чекистов, понятых, бабки, интересующейся говорящими собачками, – и тогда продолжим разговор. Что же касается театра, на сцене которого впервые родился спектакль «Собачье сердце», то… актеры, долгие годы не знавшие радости настоящего успеха, погрязшие в междоусобной брани, режиссер, два десятилетия блуждавшая в поисках постоянной работы в наших окостеневших театрально-зрелищных предприятиях, кажется, нашли друг друга» (журнал «Театр», 1987, № 8).

========================================

Генриетта Яновская (главный режиссер Московского ТЮЗа) о «Собачьем сердце»:

«Шариков – создание профессора. Что бы ни было, это – его сын. Мы детей не просто рожаем, мы их создаем». Несмотря на то, что «Собачье сердце» не самое любимое произведение режиссера (по ее признанию, «там много злобы, так как Булгаков был не в силах противостоять всё наступающему хамству»), Г. Яновская все же с большим интересом и любовью рассказывала о главных персонажах повести и спектакля: «Мы все – дети от «совокупления» Преображенского, Шарикова и Швондера. Профессор – это глыба утраченной русской культуры, ее корни. Шариков – вселенский хам, который утверждает на общей почве революции. Меня раздражает когда издеваются над Швондером. Он идеалист, он хочет со всеми поделиться своими идеями, один из тех, кто шел в революцию с чистой душой… В каждом из нас есть немного Шариковых, Швондеров и Преображенских».

http://nashahistory.ru/news/kultura/v-kazhdom-iz-nas-est-nemnogo-sharikovyh-shvonderov-i-preobrazhenskih-genrietta-yanovskaya-o-sobachem-serdce-tatyane-russkoyu-dushoyu-sovremennom-teatre-i-stihah-kotorye-obyazatelno-nado

=========================================

Из дневниковых записей Николая Троицкого:

Очень хороший спектакль, где сатира и изящно-едкий смех уже переведены в куда более мрачный регистр, и смех идет мрачный, суровый, сквозь слезы.
Да это уже почти трагедия, не профессора Преображенского, хотя тот и прозревает, как трагедия всей нашей страны, выпустившей на волю страшного люмпена-хама, объявившей его хозяином жизни и вершителем судеб гнилой интеллигенции. Шариков в двадцатые годы смешил и забавлял, а затем он такое устроил в России! И Гета Яновская это помнит, и потому вводит в постановку людей во френчах, нечто среднее между Дзержинским и Берия.
Они пока корректны, опекают, оберегают профессора, но в них чувствуется страшная дремлющая сила, выраженная в двух-трех словах и всемогуществе, всезнании, всеприсутствии.
У меня возникли ассоциации с Курчатовым или Королевым в шараге-бункере, где ему дана полная свобода слова в пределах стен, но все открытия и научные разработки - под контролем высших властей.

Шариков - плод неосторожных опытов профессора и на совести "френчей", они создали его. И хотя в спектакле они дают его убить, в истории они расплодили Шариковых, как кроликов, Преображенского и Борменталя из шараги засунули в лагерь, Швондера - туда же, за максимализм и идиотизм, а разруха продолжается вот уже семьдесят лет, кругом царит абсурд, и никак ничего не поставить ничего с головы на ноги.
Постановка сделана с этой временной перспективой, поэтому так мало комедийности и фарса, поэтому всё засыпано трагическим черным снегом и еле освещено подслеповатыми фонарями.

https://nicolaitroitsky.livejournal.com/7097268.html

=============================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================

















«Московские новости» 28 июня 1987 года.

Tags: ! - Гласность, ! - История Перестройки, ! - Спектакли Перестройки, 1987, Булгаков
Subscribe

Posts from This Journal “Булгаков” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments