ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Как вышла в эфир радиостанция "Европа Плюс"

30 апреля 1990 года в СССР началось вещание советско-французской коммерческой радиостанции "Европа Плюс".

Название радиостанции символизировало популярную в эпоху освободительной Перестройки Горбачева идею строительства «общеевропейского дома»: Европа плюс Советский Союз.

Это была одна из первых ( наряду с советско-французской «Радио Ностальжи» ) радиостанций западного типа в СССР - с радио ди-джеями и музыкой. В эфир она выходила на УКВ-частоте 69,8 МГц. В условиях дефицита хорошей музыки в Союзе, слушатели часто записывали песни из эфира "Европы" на кассеты.

Вспоминает Жорж Полински, основатель «Европы Плюс», президент «Европейской медиа группы»:

"В августе 1988 года в газете Liberatión вышла статья о том, что в СССР выключили аппаратуру, глушившую «Голос Америки», RFI, FE и проч. В тот момент я находился в Греции и решил заехать в Москву и разведать обстановку. Это была чистой воды авантюра, я ничего не знал об этой стране. Никто меня не ждал и не встречал. Прилетел я в Шереметьево. Все серое, грязное, страшное. Снег. Зима. Темно. Много военных с автоматами. Мне забронировали номер в гостинице «Космос». Из окон было видно Останкинскую башню. И я в первый же день понял, что мне нужен передатчик на этой башне! Через несколько дней меня уже принимал директор Останкинской башни Вячеслав Мисюлин...".

Вспоминает Юрий Аксюта диджей, программный директор радиостанции «Европа Плюс» (1990–2001):

"Я работал диктором Всесоюзного радио и собирался его покидать. Я сказал своему руководителю Александру Ахтырскому: «Наверное, мне уже надо чего-то другого в жизни добиваться». А он мне: «Ты знаешь, тут французы приехали, и у них очень интересный проект. Приходи-ка 30 апреля к шести часам — посмотришь, как они работают». Приехал я, а мне говорят: «Ты где ходишь, ты же в эфире!» И объясняют, что у нас новый проект, музыкальная радиостанция на частоте УКВ 69,8, называется «Европа Плюс Москва». «А что делать-то надо?» — «Как что? Музыкальная программа, шесть часов эфира. Твоя задача — объявлять песни или сообщать время». Это было немыслимо! В лучшем случае музыкальная программа на «Маяке» могла длиться 25 минут. Я сажусь в студию и вижу свой текст: «Московское время — 19 часов. В эфире радиостанция «Европа Плюс Москва». Это первые слова, которые сказал в эфир. Ну а первая песня была знаковая: «Imagine» Джона Леннона. С этого все и началось.
Само слово «формат» появилось вместе с «Европой Плюс». До этого никто понятия не имел, что это такое — «формат» и почему Андрей Макаревич, скажем, является форматом, а Михаил Шуфутинский — нет.


В то время, конечно, «Европа Плюс» была более широкоформатная. Звучала только западная музыка и только высшего класса: начиная с классики (The Rolling Stones и The Beatles) и заканчивая какими-то зачатками рэпа. Понимаете, какая штука: по сути дела, формат — это адрес твоей целевой аудитории. Позднее формату стали придумывать разные названия — hot adult contemporary, CHR, но все эти аббревиатуры, в принципе, говорили об одном и том же: на кого рассчитана радиостанция.

Однажды я сам поставил в эфире песню, не вписывающуюся в формат «Европы Плюс». Случилось это 25 июля 1990 года, в годовщину смерти Владимира Высоцкого; у него есть две песни на французском, вот одну из них и поставил. И тем самым нарушил сразу два правила: несанкционированно изменил программу и самовольно поставил неформатного артиста. Мне, конечно, потом предстоял очень неприятный разговор с консультантами — но это была хорошая школа. А потом я сам стал начальником и следил, чтобы диджеи таких вольностей себе не позволяли.
Вы обращаете внимание на то, что вы сейчас слышите по радио? Некий шаблон, некая дебильная калька, которая, как бацилла, заражает всех, и все приблизительно одинаково начинают говорить и даже одинаково коверкать слова. Потому что мозгов не хватает залезть в Словарь ударений для работников радио и телевидения образца 1970 года.


Я сейчас скажу криминальную вещь, но когда мы искали людей, то не обращали внимания на то, что составляло основу профессии диктора Всесоюзного радио в течение полувека, — на тембр. Мы смотрели на другие вещи. Например — Ксения Стриж. Никто не обратил на нее никакого внимания. Я смотрю: прикольная молодая девчонка, ржет очень заразительно. А когда попросили сочинить несколько подводок и прочитать их, она на голову обскакала всех. У нее был фантастический рейтинг.

Мы были радио хорошего настроения. Человек, включив нас, забывал о проблемах. А они тогда, в 90-м, только начинались".

Отвечая на вопрос о том, что было самым сложным при запуске радиобизнеса, Жорж Полински, основатель станции, сказал в интервью «Коммерсанту»: «Самым трудным оказалось даже не договориться с Гостелерадио и Политбюро, а найти инвесторов на Западе. Потому что тогда здесь даже не знали, что такое реклама. Хотя потенциальные клиенты уже были. Поэтому главным инвестором стал я сам, а за мной уже последовали другие».

«Вторым городом, где начала вещать «Европа Плюс», был Ленинград. Тогда им руководил Анатолий Собчак, — рассказывал он в другом интервью тому же «Коммерсанту». — Кто был его правой рукой, кто занимался международными отношениями, кто подписывал документы? Владимир Путин. Вы знаете, где находилась первая студия «Европы Плюс» в Ленинграде? В Эрмитаже! Я получил комнаты, которые ранее предназначались КГБ. Из этих комнат наблюдали, кто приходил на манифестации». Во время путча 91-го года «Европа Плюс» была, по его признанию, «запасным каналом, на котором бы сторонники Белого дома смогли продолжить вещание, если бы путчисты на тот момент победили».

Рассказывает генеральный директор холдинга «Европейская медиа группа» Александр Полесицкий:

"Радиостанция «Европа Плюс» — это первое негосударственное образование в области электронных СМИ, которое возникло на территории России (а тогда — на территории СССР). Рынка радио как такового еще не существовало. Мы прекрасно помним, как он зарождался. Тогда абсолютно не было понимания, что такое реклама, что понятие рынка может относиться к средствам массовой информации, и что они могут зарабатывать деньги. И что для того, чтобы зарабатывать деньги, нужно иметь аудиторию, которую нужно каким-то образом измерять. Недостаточно было сказать, в каких городах вещает радиостанция, необходимо было определить, сколько человек тебя слушает. То, что сегодня кажется самим собой разумеющимся, тогда было непаханым полем. Поэтому первые проекты, которые реализовывались у нас в стране, пришли именно из-за кордона.
Первой стартовала «Европа Плюс», затем появились «М-Радио», в основании которого тоже участвовали французы (фирма B-COM, радиостанция Skyrock), «Радио России Ностальжи» (российская версия радиостанции Nostalgie, изначально созданной 16 сентября 1983 года во Франции), «Радио РОКС», вещавщее вообще из Норвегии (через спутник на территорию бывшего Советского Союза, отчего первые его слушатели появились в странах Прибалтики). Так или иначе, у истоков были те, у кого уже имелся опыт коммерческого вещания за пределами СССР.


Я тогда работал в государственной структуре — Лентелерадиокомитете, которая имела отношение к созданию «Европы Плюс». Партнерами в Москве, работавщими над созданием радиостанции, были структуры Гостелерадио и Телевизионного технического центра. Все мы тогда были вполне советскими людьми, но не могли не поддаться напору инициатора. Им стал Жорж ПОЛИНСКИ, который по натуре своей всегда был авантюристом в хорошем смысле слова (avanturier — искатель приключений). Создание им пиратских станций хорошо известно на французском рынке, который так и зарождался за границей в начале 70-80-х годов. Сначала в эфир выходили пиратские станции, а уже потом государство приняло решение, что частоты должны присваиваться по определенной процедуре. Российскому медиабизнесу известна следующая история появления Жоржа Полински: он приехал в Россию в 80-х, с чемоданчиком, остановился в гостинице «Космос», которая находилась в районе Телецентра. И вот, никого не зная, этот человек пошел в «Останкино» с вопросом: где те люди, которых можно заинтересовать созданием радиостанции? Это и есть тот венчурный капитализм, авантюризм, который является залогом успеха в моменты создания новых рынков. По сути, история «Европы Плюс» — это история авантюры, которая удалась."

С момента открытия она уверенно держит позиции в пятерке лидеров российского FM-вещания.

============

Жорж Полински, основатель радиостанции, «Европа плюс» в интервью газете «Коммерсантъ» вспоминал такую вот забавную историю:

«Вторым городом, где начала вещать «Европа Плюс», был Ленинград. Тогда им руководил Анатолий Собчак. Кто был его правой рукой, кто занимался международными отношениями, кто подписывал документы? Владимир Путин. Вы знаете, где находилась первая студия «Европы Плюс» в Ленинграде? В Эрмитаже! Я получил комнаты, которые ранее предназначались КГБ. Из этих комнат наблюдали, кто приходил на манифестации»

https://www.kommersant.ru/doc/1914627

============

Интервью с Юрием Аксюта, первым российским диджеем на радио «Европа Плюс».

http://gorbymedia.com/interviews/aksyuta

============

Роман Синельников:

Запуск "Европы плюс" означал возможность для огромного числа людей приобщиться к глобализированному миру, ведь первые несколько лет на волнах этой радиостанции русская музыка принципиально не звучала. Центральное телевидение и Всесоюзное радио передавали «зарубежную эстраду» в гомеопатических дозах, при этом часто делая упор на «попсу». Пластинки с такой музыкой на фирме «Мелодия» выходили с большой задержкой и часто оказывались в дефиците, во многих городах их было нереально купить. А «Европа Плюс» не только работала (поначалу) шесть часов в сутки подряд, не только оперативно выдавала новинки, но и держала планку исключительно высоко. Там не было места ни группе «Модерн токинг» с Си Си Кэтч, ни итальянской эстраде. Сандра признавалась этой радиостанцией как сольно, так и в составе «Энигмы», но записи «Арабесок» там не звучали. Задача «Европы плюс» состояла в том, чтобы представить советскому слушателю лучшее из всего спектра музыкального фона, под который западный мир жил последние тридцать лет…

===================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============================

















Tags: ! - Гласность, ! - История Перестройки, ! - Радио Перестройки, 1990, Стриж
Subscribe

Posts from This Journal “! - Гласность” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments