Top.Mail.Ru
? ?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Писательская организация "Апрель".
Перестройка
ed_glezin
С 28 по 29 апреля 1990 года в Центральном доме литераторов прошёл Учредительный съезд писательской организации «Апрель».

Как отмечали «Известия»: «Сам факт появления на свет «межрегиональной группы писателей», как за глаза называют «Апрель», означал начало конца государственной монополии на свободу творчества. Этого часа пришлось ждать более полувека: свободные объединения литераторов прекратили свое существование в 1934 году, когда на первом съезде советских писателей произошло организационное закабаление литературы».

Ещё в 1989 году было объявлено о создании »Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки "Апрель". Эта организация объединила советских писателей, литературных критиков, публицистов и журналистов, выступающих в поддержку политических и экономических реформ М.С. Горбачева. Название организации демонстрирует отсыл к апрельскому пленуму ЦК КПСС 1985 года, на котором был объявлен курс на Перестройку.

Сопредседателями организации стали А. Приставкин, Е. Евтушенко, Ю. Черниченко, М. Шатров, А. Соколов.

В организацию входило около 600 творческих деятелей. Наиболее известные участники «Апреля» — А. Гербер, Б. Окуджава, В. Дудинцев, Р. Рождественский, Т. Толстая, А. Стреляный, Л. Жуховицкий, А. Нуйкин, Н. Панченко.

За время существования организации ее участниками был принят ряд деклараций, направленных против ксенофобии и расизма, в защиту гражданских прав и свобод, в поддержку демократических преобразований в стране. Участники организации активно выступали с публицистическими статьями в литературных и общественно-политических журналах демократической направленности, в частности таких, как «Огонёк», «Знамя», «Нева», «Юность» и др.

Осенью 1989 года - вышел в свет первый выпуск литературно-публицистического альманаха "Апрель". Издававшийся всего один раз в год "Апрель", тем не менее, собирал вокруг себя лучшие литературные силы.

В альманахе печатались Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Андрей Вознесенский, Анатолий Приставкин, Евгений Евтушенко, Юнна Мориц, Евгения Ясина, Лидия Чуковская, Людмила Петрушевская, Даниил Гранин, Лев Разгон, Татьяна Бек, Борис Чичибабин, Алла Гербер, Галина Дробот, Григорий Померанц и многие другие известные писатели и общественные деятели.

Главным редактором альманаха был Анатолий Приставкин. В редколлегию входили Юрий Антропов, Валерий Винокуров, Галина Дробот, Игорь Дуэль, Леонид Жуховицкий, Анатолий Злобин, Владимир Корнилов, Андрей Черкизов и др.

В 2007 издание альманаха было решено прекратить последним, 16-м выпуском. Редакторы альманаха объясняли это решение тем, что «наступил день, когда мы поняли — тот альманах „Апрель“, который мы с любовью пестовали 16 лет, закончился. Наступили времена другого слова, другой интонации, другого взгляда на действительность — резкого, жесткого, энергичного. Кончились иллюзии, пришли аллюзии. Сегодня мы прощаемся со своим читателем. Мы были верны ему, а он – нам. Да и сейчас, надеемся, что мы по-прежнему вместе. Но тот альманах, где мы жили светлыми надеждами, закончился. Будет, надеемся, другой. В другом времени, в сегодняшнем, которое уже не вчерашнее, когда мы начинали, но пока еще и не будущее, из которого, как из космоса, поступают тревожные сигналы. Еще не беда, но уже тревога».

============

Движение «Апрель» распространилась по разным городам России. В Ростове-на-Дону при редакции журнала «Дон», ответственным секретарем журнала «Дон», писателем Г. М. Бондаренко (Литературный псевдоним — Игорь Бондаренко) был создан издательский кооператив «Апрель». В 1989 году «толстые» журналы получили право издавать книги писателей за свой счет. Кооператив «Апрель» с 1989 по 1991 год опубликовал книги О. Михайлова «Кутузов», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» и «Горячий снег», «Очерки Уголовного мира царской России», автор — начальник Московской сыскной полиции А. Ф. Кошко, книгу В. Александрова «Дело Тухачевского», изданную в Париже в 1962 году и никогда прежде не публиковавшуюся в СССР, книгу разведчика Юрия Феличкина «Как я стал двойником», книгу В. Кисилевского «Лампа А. Ладина» и О. Бендера «Шея», книги М. Задорнова, М. Мишина, Л. Измайлова, А. Иванова и другие.

В 1991 году, когда было разрешено создавать частные «полнокровные» издательства, Г. М. Бондаренко преобразовал кооператив «Апрель» в издательство «Мапрекон», которое за 7 лет своего существования издало 106 наименований тиражом более миллиона 200 тысяч экземпляров книг русской и зарубежной классики, а также молодых малоизвестных писателей. Издательство «МАПРЕКОН» прекратило существование после дефолта 1998 года.

================

"Московские новости"
#38 17 сентября 1989 года.

Негосударственная литература.
К выходу альманаха "Апрель".


Писательское движение «Апрель»
доказало, что состоит не из болтунов:
полугода не прошло со дня образова-
ния этой творческой организации;
а уже вышел первый номер альманаха
«Апрель», .в котором, кроме про-
граммных документов движения, кро-
ме. горячей, злободневной публици-
стики, помещены произведения луч-
ших советских прозаиков, поэтов,
критиков.
Это совершенно особенная книга.
Во-первых, никогда еще ни в одном
журнале, ни в одном книжном сбор-
нике не собиралось такое соцветие
имен. Во-вторых, редко когда встре-
чаются под одной обложкой произве-
дения настолько острые, злободнев-
ные, «труднопроходимые». По от-
дельности — да? могли*бы быть они
напечатаны, но вместе, в таком
сочетании, в такой концентрации —,
это бы не каждый редактор вы-
держал. И в-третьих, «Апрель» вышел
200-тысячным тиражом не в государ-
ственном издательстве, а в коопера-'
тнвной ассоциации «Старт», что по
нынешним временам, да по нынеш-
ним законам, да при нынешней
государственной монополии на пе-
чать — редкость.
Даже в поэтическом разделе сбор-
ника— острейшие политические темы .. Впервые печатаются известные
стихотворения Евгения Евтушенко
«Танки идут по Праге» (1968) и «Воз-
рождение» (1973). Тема Афганиста-
на звучит в новом стихотворении
Владимира Корнилова:
Гром победы, раздавайся!
Не оправдывайся, росс,
А с позором расставайся,
Что давно к тебе прирос.
И та же тема национального позора,,
стыда продолжена Андреем Возне-
сенским в стихах о Тбилиси: «Не
я убил их, безответных, но страшно
мне, что их убил мой соотечественник
в родной стране».
Совесть. Совестливость. Стыд. И —
напротив: бессовестность, бесстыд-
ство, беспринципность. Об этом тоже
есть. «Несколько штрихов к портрету
принципиального человека»— мате-
риал к политической биографии кри-
тика Феликса Кузнецова. В нем нет
ни слова сторонней оценки. Только
коллаж из цитат с точным указанием
источника. Возникает портрет удиви-
тельного человека, который с равным
усердием хвалит Брежнева, Чер-
ненко, Андропова и Горбачева и кото-
рому все равно — развенчивать Со-
лженицына или объявлять его вели-
ким писателем эпохи, все равно,
какие идеалы отстаивать. Случай,
увы, не уникальный в нашей писа-
тельской среде.
Кстати, о писательской среде. На
днях глава московских писателей
Ал. Михайлов в очередной раз посе-
товал, что, мол, «Апрель» противопо-
ставляет себя писательской организа-
ции. Но «Апрель»— это и есть писа-
тельская организация. Состоят в нем
более полутысячи членов. И не самых
заурядных, между прочим. В альма-
нахе опубликовано выступление Ана-
толия Приставкина на учредительном
заседании «Апреля»-,- в нем анализи-
руется кризис в Союзе писателей:
«Все мы понимаем, что'кризис этот не
случаен, он обусловлен самим возни-
кновением и существованием Союза
писателей как организации
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Й ,
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, созданной
под личным руководством Сталина
с единственной целью — надсмотра
и контроля за литературой, а оружи-
ем расправы над инакомыслием,
мерилом послушания и правоверно-
сти стал в руках народившегося
союза единственный' провозглашен-
ный тогда метод социалистического
реализма». Члены «Апреля», рвут
с прошлым, они и в самом деле
противопоставляют себя прогнившим
сталинским структурам. Они заявля-
ют в своем «Манифесте»: «Союз
писателей не принадлежит своему
аппарату, как и советская литература
не принадлежит только Союзу писа-
телей».
Да, «Апрель» боролся за освобож-
дение Вацлава Гавела, да, в первом
выпуске альманаха опублико-
вано выступление Б. . Ельцина,
предвыборная программа А. Са-
харова, хроника развития собы-
тий в Эстонии, составленная Рей-
ном Вейдеманном. Да, поражает
остротой постановки проблемы
статья Анатолия Стреляного об «эк-
стремистах» и «постепеновцах». Но
все же и сама организация, И ее
альманах не столько политические,
сколько творческие создания,
Перед нами, по сути, срез всего
«левого» крыла нашей литературы.
В сборнике представлены все ныне
действующие литературные поколе-
ния: тридцатилетние (О. Хлебников,
О. Николаева), сорокалетние (Е. По-
пов, Т. Бек, Е. Рейн), пятидесяти-,
шестидесятилетние (они же «шести-
десятники»: Ф. Искандер, А. Возне-
сенский, Е. Евтушенко, Ст. Рассадин,
А. Приставкин). Есть даже предста-
витель двадцатилетних, о которых
вообще ничего неведомо ни критике,
ни читателям: Александр Терехов,
автор жесткой прозы о порядках
в нашей армии. А с другой стороны —
в разделе литературного наследия —
не публиковавшиеся ранее три рас-
сказа И. Бабеля.
«Апрель» дал возможность писате-
лям предстать перед читателями
и в новом, неожиданном качестве.
Для меня лично наибольшим откры-
тием явилась проза Юнны Мориц,
пронзительная, с глубокими размыш-
лениями о добре и зле, юности
и старости, со своей философией,
с выстраданным пониманием жизни.
Аь многие ли знакомы с лирическими
миниатюрами Александра Солжени-
цына или едкой фантастической про-
зой очеркиста Анатолия Злобина,
этакими сказочками для взрослых?
Обрели пристанище в «Апреле»
долгое время скитавшиеся по разным
редакциям рассказы Евгения Попова,
чей дебют в .«Новом мире» в свое
время благословил В. Шукшин и чей
голос надолго замолк ровно десять
лет назад, когда под руководством все
того же Ф. Кузнецова был разгромлен
«Метрополь». Особенно хорош (к то-
му же и актуален) его рассказ
о нашествии на кёнигсбергскую
землю. Попов выворачивает на-
изнанку, оглупляет намозолившие
глаза газетные штампы, он заостряет
внимание на том, что отличает жизнь
советского человека от жизни , в дру-
гих странах, и уж парадоксы этой
нашей жизни выходят у него, как
говорится,, в лучшем виде.
Всего це расскажешь, не впав
в перечислительность.
Как же в двух словах определить
то, что читатель найдет под обложкой
альманаха «Апрель»? Может быть,
так: негосударственная литература...
Мы уходим от государственного
монополизма в разных областях
жизни, отказываемся От командно-
административной системы. У нас
уже есть негосударственная торговля.
Медленно, со скрипом, под улюлю-
канье бюрократов, но Все же возника-
ет негосударственная промышлен-
ность. И вот всплеск негосудар-
ственной литературы.
Ну что еще добавить к сказанному?
Альманах «Апрель»'представлен на
открывшейся 12 сентября Междуна-
родной книжной ярмарке. У
движения «Апрель» на ярмарке
свой обширный стенд, где, кроме
альманаха, выставлены книги писате-
лей — членов этой организации. Со-
бран и сдается в производство второй
выпуск «Апреля»., Готовится тре-
тий — он выйдет уже в будущем году.
В ближайших планах «Апреля» изда-.
ние мобильного публицистического
издания под условным названием
«Апрёльский вестник» (первый вы-
пуск собран Анатолием Стреляным),
а также издание «Библиотеки «Апре-
ля».
Дело сдвинулось с мертвой точки.
Противники у него, конечно, будут
и уже есть. Это нормально. Не
хотелось бы только, чтобы у них, как
и в прежние времена, оказались
длинные руки.

Андрей МАЛЬГИН

=================

Первые „Апрели“ :

https://imwerden.de/razdel-2108-str-1.html

=================

Источник:

https://mirznanii.com/a/348600/aprel-organizatsiya/

Последний "Апрель": знаменитый литературный альманах прекратил свое существование
25 апреля 2007 г.
Подробнее: https://www.newsru.com/cinema/25apr2007/aprel.html

https://web.archive.org/web/20110726172808/http://www.kultura-portal.ru/tree_new/news/final.jsp?pub_id=835590&rubric_id=1303

===================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=====================================



















"Московские новости" №12 1989 год.





«Известия» 3 мая 1990 года.

=====================

Михаил Штейнфельд:

Алла Ефремовна Гербер Уважаемая Алла Ефремовна! В 1989 году я был на встрече с писателями, которые печатались в «Апреле», которая проходила в Рижском политехническом институте. Я никогда в жизни ни у кого никогда не брал автографы. А в тот раз захотел взять.😊 На встрече были Вы, Вайнер, Приставкин и др. Вы пристально посмотрели на меня и спросили «Молодой человек,вы еврей?!» И после моего утвердительного ответа подписали мне этот сборник. 😄
До сих пор храню его с Вашим автографом!
С огромным уважением и пожеланием здоровья и долгих активных лет Вам! 😊

=========

Андрей Мальгин

В последние дни я тут углубился во всякие воспоминания. И сейчас задумался: не злоупотребляю ли я при этом местоимением "я"? не выпячиваю ли знакомство со всякими известными людьми? не примазываюсь ли ко всяким знаковым событиям? Ответа не нашел. Так что продолжаю в том же духе.
Хочу вспомнить кое-что важное про конец 80-х, про события вокруг так называемого писательского объединения "Апрель" и про альманах под тем же названием.

В 1988 году большая группа прогрессивно настроенных писателей объявила о создании Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки "Апрель".

"Апрель" - это на самом деле в честь апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, на котором был объявлен курс на Перестройку. Основу составляли так называемые шестидесятники (А. Приставкин, Е. Евтушенко, Ю. Черниченко, М. Шатров, Б. Окуджава, В. Дудинцев, Р. Рождественский, А. Стреляный, Л. Жуховицкий, А. Нуйкин), но к ним примкнула и молодежь, которую не хотели принимать в Союз писателей (в частности мы с Татьяной Толстой, с которой в тот период я очень дружил). Официальная учредительная конференция все откладывалась, трудно было собрать воедино рассыпавшихся по заграницам "перестройщиков", а вот работа над альманахом "Апрель" закипела сразу же.
Не помню, кому принадлежала идея собрать и выпустить сборник, где под одной обложкой можно было бы поднять острейшие политические темы и в то же время задействовать самые громкие литературные имена. Кажется, Алле Гербер. Выпустить сборник решили в частном издательстве, точнее кооперативном, так это тогда называлось, и принципиально без участия Главлита, то есть цензуры. Напомню, что предварительную цензуру Горбачев отменил только 1 августа 1990 года. Но мы шли напролом.

Образовалась редколлегия во главе с А.Приставкиным. Заседали мы в квартире Галины Васильевны Дробот на Аэропорте. Я был деятельным членом редколлегии и единственным, кто отвечал за молодежь. С моей подачи в первом выпуске альманаха появились Александр Терехов, Олеся Николаева, Олег Хлебников, кто-то еще. Опубликовать свои тексты рядом с Окуджавой, Искандером, Евтушенко и Вознесенским, думаю, было почетно. Живые классики дали нам для первого выпуска новые сочинения, то есть эксклюзив (кроме Евтушенко, который передал "Танки идут по Праге", стихотворение хоть и старое, но запрещенное). Раздел публицистики у нас открывался, вы не поверите, статьей Б.Н.Ельцина "Полумерами не обойтись".

Для Александра Терехова, короткую повесть которого из армейской жизни "Зёма" я принес в этот первый выпуск "Апреля", это был дебют. Ему было 22 или 23 года, он был студентом журфака, нас познакомил Шахиджанян. В дальнейшем он никогда не включал эту дебютную публикацию в свою библиографию. Догадываюсь, почему: я жестко отредактировал его текст, практически переписал заново. Сейчас думаю, что был неправ, но в любом случае его повесть имела резонанс, им заинтересовались большие издательства.
В "Московских новостях" в сентябре 1989 года, за месяц до выхода книги, я для подогревания интереса к ней опубликовал большую, на полосу, рецензию на сборник.

В качестве курьеза приведу один абзац из этой рецензии: "Для меня лично наибольшим открытием явилась проза Юнны Мориц, пронзительная, с глубокими размышлениями о добре и зле, юности и старости, со своей философией, с выстраданным пониманием жизни".
Тогда Юнна Петровна находилась по нашу сторону баррикад, она была просто оголтелой ельцинисткой.

В январе 1990 года мы провели предварительное собрание "Апреля" в Большом зале ЦДЛ. Оно было прервано ворвавшейся в зал довольно многочисленной группой антисемитов, которые орали в рупор: "Убирайтесь в свой Израиль!" Они разверунули плакаты: «Апрель! Кто ваш спонсор?», «А.Н.Яковлев! Москва – не Тель-Авив, Верховный Совет – не кнессет, КПСС – не херут!», «Демократия – для народа, сионизм – вне закона!», «Друзьям Израиля – не место в Верховном Совете СССР!» Некий люберецкий журналист Евгений Луговой (его опознали позже) кричал: «Сегодня мы пришли с плакатом, а завтра – с автоматом!» Руководил всем действом Константин Осташвили, наладчик электронного оборудования по роду занятий. Эта акция его прославила и в итоге он сел в тюрьму, но за день до выхода по УДО в апреле 1991 года был найден в своей камере повешенным на простыне.

Ворвавшиеся к нам активисты выскочили на сцену, набросились на президиум, заломили назад руку Окуджаве, сняли с носа и разбили очки писателю Курчаткину. Застигнутые врасплох писатели пытались вызвать милицию, но милиция не пришла. Пришлось сворачиваться.

Рядом со мной сидела старушка и трясущимися руками снимала происходящее на примитивную видеокамеру. Я выпросил у нее кассету и в тот же вечер поехал в Питер, где на Ленинградском телевидении существовала свободолюбивая передача "Пятое колесо". В первом комменте вы найдете видео (извиняюсь за качество). Сергей Шолохов привел меня для записи интервью в библиотеку Ленинградского телевидения, где поставил на фоне сочинений Шолом-Алейхема. Одновременно сюжет о происшествии вышел в передаче "До и после полуночи" у Владимира Молчанова.

В апреле 1990 года, наконец, состоялся официальный учредительный съезд писательского движения "Апрель", все в том же большом зале ЦДЛ. К тому времени к нам записалось 600 писателей. Предстояло выбрать руководящие органы. На сцене сидел президиум - все сплошь "шестидесятники", обрадованные, что спустя двадцать лет могут взять реванш. Процедура до степени смешения копировала процедуру обычного совкового съезда Союза писателей.



https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10157246270174764&id=666989763





Posts from This Journal by “! - История Перестройки” Tag

  • Рождение политологии в СССР.

    35 лет назад - 21-22 февраля 1989 года - в Москве прошло собрание Советской ассоциации политических наук. Именно на нем было принято историческое…

  • Спектакль «Живой»

    35 лет назад - 23 февраля 1989 года - на сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Живой» по повести Бориса Можаева в постановке Юрия…

  • Первая ешива в СССР

    Ровно 35 лет назад - 22 февраля 1989 года - в столичном еврейском центре имени Соломона Михоэлса открылась первая в Советском Союзе ешива. Здесь…

  • «Сибириада»

    Ровно 35 лет назад - 20 февраля 1989 года - по Первой программе Центрального телевидения состоялась телепремьера полной версии фильма Антона…

  • Как Гречко уступил дорогу Ельцину

    Ровно 35 лет назад - 21 февраля 1989 года - произошло ключевое событие, определившее дальнейший ход всей новейшей истории. В тот день космонавт…

  • Первые Пастернаковские чтения

    37 лет назад – 30 мая 1987 года (в 27-ю годовщину смерти Бориса Пастернака) - состоялись первые Пастернаковские чтения. Вечер открыл поэт Андрей…

  • Дискуссионный клуб «Московская трибуна»

    35 лет назад - 4 февраля 1989 года - в московском Доме ученых прошло учредительное собрание дискуссионного клуба «Московская трибуна». Его основной…

  • Как Горбачев разрешил зарубежные поездки А.Д. Сахарову

    36 лет назад - 20 октября 1988 года - на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение об отмене запрета на зарубежные поездки Андрея Сахарова.…

  • Как город Самара вернул свое историческое имя

    34 года назад - 13 сентября 1990 года - депутаты Куйбышевского горсовета приняли решение о возвращении областному центру исторического имени Самара.…