ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Филосовская комедия Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» (1986) .

1 декабря 1986 года на экраны страны вышел фильм Георгия Данелии по сценарию Резо Габриадзе «Кин-дза-дза».

В кинотеатрах эту работу посмотрели почти 16 миллионов зрителей. Картина оказала влияние на современную русскоязычную культуру — вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, некоторые фразы персонажей стали устойчивыми выражениями.

Началом работы над сценарием можно считать встречу известного итальянского литератора Тонино Гуэрра с Георгием Данелией в 1984 года. Режиссер тогда поделился планами о том, что хочет снять фильм для молодого поколения, но пока не знает о чем. Гуэрра ему посоветовал: «У вас в России слишком холодные и длинные зимы, сделай сказку, чтобы можно было согреться». Тогда Данелии пришла в голову мысль об отправке героев на планету с жарким климатом и их желании вернуться домой. В качестве литературной основы был взят роман Стивенсона «Остров сокровищ», но его действие перенесено в космос.

Однако после обсуждения сценария с Резо Габриадзе, он серьезно меняется. Работа над ним велась несколько месяцев, папка с работой весила около пяти килограмм, поэтому далеко не все придуманные сцены вошли в картину. Кроме того, сценарий уточнялся, дописывался и переписывался непосредственно во время съёмок фильма.

Ещё до окончания съёмок сценарий фильма был частично опубликован в журнале «Советский экран» в 1985 году, а в 2003 году в свет вышла полная версия работы Габриадзе и Данелии. Сюжетная линия в литературном сценарии и в фильме в целом схожи, но в ряде мест они сильно различаются. Например, в сценарии на Плюке имеется третья раса — фитюльки. Предполагалось, что в фильме фитюльки будут анимационными, однако от них пришлось отказаться из-за отсутствия соответствующих технологий. Часть отличий фильма от сценария связана с цензурой. Например, по сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Собственно, на Альфу вместо Земли герои в сценарии попали именно из-за того, что перепились и промахнулись. Когда фильм уже был снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания, и чачу заменили на уксус, а причиной попадания на Альфу сделали обычную неудачу.

Однако в одном случае цензуры удалось избежать. Во время съёмок фильма к власти в СССР пришёл Константин Устинович Черненко и, чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «Ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и др., однако вскоре Черненко скончался и слово «Ку» в фильме осталось.

Главные роди в картине сыграли Станислав Любшин, сын Резо Габриадзе Леван, Евгений Леонов и Юрий Яковлев. Кроме того, в фильме должен был сниматься Борислав Брондуков, для которого была написана специальная роль. Но актер перенес инсульт, не смог работать, и его персонаж был убран из сценария. Из-за запрета врачей на съемки в пустыни от роли отказался Вахтанг Кикабидзе. Леонид Яромольник должен был сыграть спекулирующего космической пылью. Но дважды у него не получилось – первая раз сгорели декорации, а во второй в них въехал пьяный водитель грузовика. В итоге эта роль была убрана из сценария, в результате чего фильм вышел в прокат под рабочим названием «Кин-дза-дза!», хотя ранее предполагалось, что он будет называться «Звёздная пыль». Также в картине можно увидеть танец Веры Марецкой из фильма 1942 года «Котовский».

Музыку к фильму написал Гия Канчели, а исполнил Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки. Кроме того, звучит музыка из «Котовского» и знаменитая «Мама, что мы будем делать», получившая популярность благодаря Леониду Утесову. Эту песню, изменив в ней вторую строчку на «Мама, мама, как мы будем жить», неоднократно исполняют попавшие на Плюк земляне, но в этом случае её текст поётся на мелодию «Колыбельной» — хрестоматийной пьесы для начинающих пианистов — французского композитора Исидора Филиппа.

Одной из уникальных особенностей фильма является тот факт, что герои, разговаривая на русском языке, постоянно вставляют в свою речь слова языка жителей планеты Плюк. Авторами языка являются Георгий Данелия и Резо Габриадзе, написавшие сценарий к фильму. В начальных титрах второй серии фильма зрителям даже демонстрируется «Краткий чатлано-пацакский словарь». Некоторые вымышленные слова из фильма вошли в разговорный русский язык. Так, например, слово «ку» в шутку иногда используется для приветствия, а словом «пепелац» иногда называют воздушные суда. Кроме того, во время Всероссийской переписи населения 2010 года несколько жителей Курской области сообщили переписчикам, что их национальная принадлежность — «пацак», что и было зафиксировано в переписных листах.

https://www.youtube.com/watch?v=z9qOOfVipdw&fbclid=IwAR3QpviRpp3o431vby3gtXaeazLl-K11RE9zqwy6XYjvc9vL9bc9-T2PyAw

==============

Прораб Владимир Николаевич Машков и не подозревал, что обычный путь до универсама за хлебом и макаронами обернется межгалактическими путешествиями. А все эта встреча со студентом в кроличьей шапке с большой сумкой и скрипкой в руках и странным полуголым человеком с каким-то маленьким устройством – «машинкой перемещения», как он ее сам назвал. Короче, нажал на кнопку – и оказался вместе с молодым человеком в пустыне, и не в каких-нибудь Каракумах или на худой конец Сахаре, а на планете-пустыне Плюк 215 в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали.
Первая же встреча с местными жителями, артистами Уэфом и Би, вселила надежду: они согласились доставить землян домой всего лишь за несколько... спичек.

===========

Награды:

Спец. приз на МКФ в Рио-де-Жанейро, 1987

==============

Критика:

В комедии "Кин-дза-дза" через абсолютное правдоподобие внешних деталей "обыкновенной" фантастики Георгий Данелия продолжает тему своей предыдущей работы "Слезы капали...", словно отвечая на вопрос: что было бы, кабы осколки кривого зеркала троллей смогли изменить человеческую цивилизацию, по дьявольскому разумению превратив ее в царство бездуховности, безнравственности и бессовестности. Именно такой предстает на экране планета с загадочным названием Кин-дза-дза, где жители изъясняются в основном двумя словами "Ку" и "Кю", что означает "хорошо" и "плохо", а предел мечтаний составляют красные штаны, перед гордым обладателем коих безропотно преклоняется всякий обитатель этой пустыни с редкими люками подземелий, над которыми иногда проносятся заржавевшие бочкообразные летательные аппараты...
Камера оператора Павла Лебешева, не раз удивлявшая нас изысканными цветовыми и композиционными решениями в картинах Михалкова и Соловьева, здесь сдержана и скупа на визуальные эффекты: мы погружаемся в почти одноцветную желто-серую гамму песков и мрачных подземных интерьеров. И только однажды экран вспыхнет алым огнем цветов на роскошном зеленом лугу,где под ироничную музыку Гии Канчели плавной походкой пройдут красавицы в белых полупрозрачных одеждах. Но это будет уже другая планета, где сам режиссер в роли ее мудрого правителя предложит весьма радикальный способ борьбы со Злом: лишение его носителей привычной оболочки и превращение их в нежные и безмолвные растения.
Итак, тема кризиса, деградации и морального упадка цивилизации. В современной фантастике она одна из самых распространенных. Сказал ли тут что-то новое фильм Данелия? Если подходить к этому вопросу формально, то ответ напрашивается отрицательный. В самом деле, антигуманные цивилизации в искусстве всегда осуждались. Читателя и зрителя предупреждали об опасности, призывали сохранить разумную жизнь и культуру... Но никто ведь не упрекает художника за то, что он в миллионный раз воспел великое чувство любви?
Столкновение землян с обычаями и моралью Кин-дза-дза, конфликт мировоззрений и вкусов показан в фильме с изобретательной комедийной выдумкой. Жаль, что местами действие картины "провисает", теряет необходимый темп...

Александр Федоров

==================================

Как снимали фильм "Кин-дза-дза"

Министр кинематографии Александр Камшалов, прочитав сценарий нового фильма Георгия Данелии, честно сказал режиссёру: «Если бы это был не твой сценарий, я бы этот бред бросил читать на первой странице!». Так началась история киноленты «Кин-дза-дза!»…

Сказка для взрослых

Идея создания «Кин-дза-дзы» появилась у Данелии с подачи итальянского сценариста Тонино Гуэрра. Зимой 1984 года Гуэрра приехал в гости к советскому режиссёру и под впечатлением от русских морозов посоветовал кинематографисту снять что-нибудь тёплое. «У вас в России слишком холодные и длинные зимы — сделай сказку, чтобы можно было согреться», — сказал итальянец.

Георгий Николаевич Данелия — советский российский кинорежиссёр
Недолго думая Данелия (который на тот момент уже снял полюбившиеся зрителям лирические комедии «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня») решил делать свой следующий фильм в жанре фантастики, а действие перенести на жаркую планету. Интересно, что в качестве литературной основы кинематографист рассчитывал взять книгу Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», но экранизация шотландского романа так и не состоялась.

Данелия во время поездки в Тбилиси поделился идеей своей новой картины со сценаристом Резо Габриадзе, и в процессе обсуждения они решили полностью изменить её сюжет. Несколько месяцев кинематографисты потратили на создание оригинального сценария, однако работу не прекратили даже во время съёмок, постоянно дописывая, переписывая или же убирая целые фрагменты из текста.

Есть легенда, что пачка листов со всеми вариантами сценария фильма «Кин-дза-дза!» весила больше 5 кг, и судя по воспоминаниям Юрия Яковлева, это не выдумка.
«Ночью мы отдыхали, а Данелия с автором сценария Резо Габриадзе запирались в номере и писали, писали, и переписывали текст. Зачастую мы не знали, что будем завтра делать и говорить», — писал в своих мемуарах знаменитый исполнитель роли пацака Би.
Жара и прочие неприятности
Снимать фильм Данелия решил в песчаной пустыне на юге Средней Азии — Каракумах — и планировал сделать это весной, чтобы жара не мешала работе. Однако из-за исчезновения пепелаца (модели межзвездного корабля, созданного на «Мосфильме» специально для фильма) планы были нарушены.

По вине железнодорожников вместо туркменского Небит-Дага реквизит оказался во Владивостоке, и чтобы доставить его по адресу, потребовалось ещё полтора месяца.
В результате вылет съёмочной группы в Туркмению был перенесён на самое жаркое время года, что сделало более сложными и без того непростые съёмки: кинематографисты начинала свой день в гостинице в Небит-Дага в 6 утра, затем выезжали на машине вглубь пустыни, где находилась планета Плюк, а из-за невыносимой жары работали только рано утром и поздно вечером.
Однако неприятности съёмочной группе доставили не только несвоевременное исчезновение пепелаца и туркменская жара. В это же время на «Мосфильме» велась подготовка к съёмкам фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов», из-за чего пошивочный цех киностудии оказался перегружен.

Костюмы для героев картины «Кин-дза-дза!» пришлось изготавливать практически всей съёмочной группе. Костюмеры и артисты обесцвечивали хлоркой самые обычные майки, фуфайки и кальсоны фабрики «Заря», а чтобы придать нарядам заношенный вид, выжигали их спичками.
Известно, что летний костюм героя Яковлева Данелия собственноручно красил чернилами в ванной комнате, а Станислав Любшин и Леван Габриадзе и вовсе снимались в личных вещах режиссёра. Более того, часть ценных вещей находили прямо на съёмках в Туркменистане, кинематографисты подбирали на улицах пружинки, тесемочки, мешочки, чтобы после использовать их для украшения инопланетян.

А сам Данелия вспоминал: «В Небит-Даге был расположен военный аэродром, и на свалках разбросаны потрясающие вещи. Я там с упоением рылся, а мне не разрешали, ведь свалки кишели скорпионами».

Несмотря на все трудности: жару, пустыню, переезды, — съёмки проходили в прекрасной атмосфере. На площадке собралась весёлая кампания артистов: Станислав Любшин, Леван Габриадзе, Евгений Леонов, Юрий Яковлев. Однако их могло быть ещё больше.

В фильме роль инопланетянина, спекулирующего космической пылью, должен был исполнить Леонид Ярмольник. Артист дважды выезжал в Туркмению на съёмки, но ему фантастически не везло. В первый его приезд сгорела декорация, а во второй — в эту же декорацию въехал пьяный водитель машины, предназначенной для электропитания операторского освещения.
Чтобы не испытывать судьбу, роль Ярмольника решили вообще убрать из сценария, а сам фильм выпустить в прокат под рабочим названием «Кин-дза-дза!», хотя ранее предполагалось, что он будет называться «Звёздная пыль» или «Космическая пыль».
Что означает название фильма «Кин-дза-дза»?
Кин-дза-дза — это название галактики, в которой находится планета Плюк, где происходят основные события фильма. Эта фраза ничего не означает и никак не переводится на русский язык, так как является выдуманной. По словам режиссёра Георгия Данелии, название фильма было придумано совершенно случайно.

«У нас поначалу в пепелаце (летательном аппарате) висел гамак. В нём раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?“ Леонов за ним, как эхо, повторял: „Феле-феле-феле...“ Дальше отвечает: „Зелень“. — „Какая?“ — „Кинза“. И давай петь: „Кин-дза-дза-дза...“ Всю дорогу пел. „Не можешь заткнуться?“ Песня испепелилась. Название осталось...» — рассказал Данелия.
Непонятный фильм
«Думаю, что и мы, исполнители ролей в „Кин-дза-дзе“, до конца не понимали, что же мы снимаем и что получится в результате. После первого просмотра на „Мосфильме“ я с интересом ждал реакции своего младшего сына Антона, прекрасно знающего кинематограф, и получил „восторженную рецензию“ с полным разбором и с заявлением, что это лучший фильм Данелии», — вспоминал Юрий Яковлев.

И хотя «Кин-дза-дза!» провалился в советском прокате, он пользовался огромным успехом на показах в молодых аудиториях — университетах, институтах. Взрослые зрители, в отличие от молодёжи, которая вслед за героями Данелии массово стала называть спички «кц», старые автобусы — пепелацами, а также по поводу и без говорить: «Ку!», не сразу разглядели в комедийной ленте философскую притчу.
Зато это уберегло «Кин-дза-дзу» от цензуры. Благодаря тому, что многие чиновники фильм просто не поняли, 1 декабря 1986 года состоялась мировая премьера «Кин-дза-дзы», а сам Данелия признал эту ленту своей лучшей работой.

Источники:

https://ed-glezin.livejournal.com/807373.html

http://back-in-ussr.com/2016/12/kak-snimali-kin-dza-dza.html

https://kak-eto-sdelano.livejournal.com/395468.html

================================

Фильм можно посмотреть тут:

https://www.youtube.com/watch?v=EYHv8eJrW2Y



=================================

Кин-дза-дза. Тайны нашего кино

"Кин-дза-дза". Нет в советском кинематографе фильма загадочнее этого! Так же, как нет и фильма, принесшего в наш обиход столько новых слов. Чего только стоит знаменитое "Ку"! Как придумывался и создавался этот киношедевр? Из чего и за сколько минут художник Теодор Тэжик смастерил пепелац? Зачем Георгий Данелия репетировал с актёрами в бассейне?

https://www.youtube.com/watch?v=HfKYNJePVLE




=================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================================



========================





















































































Tags: ! - Кино Перестройки, Данелия, комедии, фильмы 1986 года
Subscribe

Posts from This Journal “! - Кино Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments