ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Компьютеризация эпохи освободительной Перестройки Горбачева.

21 марта 1986 года — Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике.

80-е годы во всём мире были отмечены бурным развитием информационных технологий, внедрением ЭВМ в новые области жизни, а также развитием полупроводниковых технологий и микропроцессоров. Советский Союз, где еще относительно недавно кибернетика официально признавалась "лженаукой", с усердием принялся наверстывать упущенное. В середине 80-х были вложены огромные средства и приложены колоссальные усилия, чтобы как можно больше советских людей узнали об информационных технологиях и об их применении в повседневной жизни.

В доперестроечный период все новейшие разработки микрорадиоэлектроники традиционно отдавались военно-промышленному комплексу, который хоть и считался «локомотивом экономики», с гражданским сектором наработками предпочитал не делиться. Они были секретными и потому не только не двигали могучий поезд советской лёгкой промышленности, но и оказывали ему «медвежью услугу».

Как правило, производство телевизоров, холодильников и другой бытовой аппаратуры использовалось военными заводами, как прикрытие от шпионов для секретных военных производств. Эти направления считались «побочными» и строгих требований по качеству к ним не предъявлялось. Если военную аппаратуру принимала строгая военная приёмка, то у бытовых приборов ничего подобного не было, и потому гражданской аппаратуре традиционно перепадали решения, забракованные военными и потому не представляющие ценность и не секретные. То, что советская бытовая техника часто ломается, для плановой экономики считалось даже плюсом - это давало работу тысячам ремонтных ателье по всей стране, а значит создавало новые рабочие места.

Переговоры с западными странами в первые годы Перестройки позволили серьёзно снизить военную напряжённость с потенциальными противниками, что дало возможность значительно сократить расходы на вооружение и перебросить финансовые потоки в мирные отрасли, которые до этого получали лишь «объедки» со стола ВПК. На гражданских предприятиях активно внедряются станки с числовым программным управлением. Разрабатываются отечественные (и активно закупаются импортные) автоматизированные линии производства, в пыльных бумажных архивах намечается компьютеризация...

С 1984 года и до распада СССР в стране было разработано более полусотни различных моделей персональных компьютеров (ПК), многие из которых были клонами техники Spectrum и Apple. За семь лет было произведено более миллиона отечественных ПК. Плюс к этому в самом конце 80-х в страну стали активно завозить технику из-за границы.

В стране выпускались собственные аналоги большинства импортных микропроцессоров (вплоть до Intel 80286), которыми оснащались отечественные(!) персональные компьютеры. В 1991-м году СССР был подключен к сети Интернет и получил доменное имя «SU». Автоматизация производств, начатая в 86-м году, давала огромный потенциал для улучшения качества советской продукции, который, к сожалению, не был полностью использован.

Был создан огромный парк учебных компьютеров на базе популярного процессора КР580ВМ80 (аналог i8080). На нём же строились и игровые компьютеры с возможностью подключения к бытовому телевизору и магнитофону. Участвовали в этом и кустари-кооператоры (кооператив — ещё одно из перестроечных новшеств), особенно полюбившие микропроцессор Z-80 фирмы Zylog (производство его аналогов в СССР было налажено с некоторым опозданием), а в журнале «Радио» регулярно публиковались статьи о том, как собрать компьютер самому.

А уж сколько писалось программ. Текстовые редакторы (тогда их почему-то называли «текстовыми процессорами»), базы данных, диспетчеры файлов, игры, системы управления промышленным оборудованием...

Из скучной «математической» специальности (долгое время программисты считались кем-то вроде математиков, способных заставить считать ЭВМ), программирование стало интересным, современным и очень передовым направлением.

В 1986-м году Верховый Совет СССР наметил следующие ключевые задачи Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике:

- коренное повышение технического уровня средств вычислительной техники, организация совместно с министерствами и ведомствами производства этих средств (включая программные средства),

- улучшение их использования в отраслях народного хозяйства, организация и совершенствование работ в области информатики;

- определение основных направлений развития вычислительной техники и информатики с учетом их приоритетности, контроль за выполнением решений Партии и Правительства по вопросам, касающимся развития вычислительной техники и информатики;

- обеспечение комплексного развития производственной и научно-технической базы вычислительной техники и информатики в стране и решение межотраслевых задач в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в средствах вычислительной техники и информационно-вычислительных услугах;

- дальнейшее совершенствование организации работ в области вычислительной техники, координация работ по созданию комплектующих изделий (включая изделия электронной техники) и специальных материалов для вычислительной техники.

Обязательным предметом в советских школах информатика стала 1 сентября 1985 года (предмет носил название "Основы информатики и вычислительной техники"). Проблема кадров, возникшая в связи со введением нового предмета, решилась следующим образом: учителями стали не только преподаватели естественнонаучных предметов, но и инженеры и программисты профильных НИИ.

В рамках курса информатики изучались:

элементы математической логики;
основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
архитектура и компоненты ЭВМ;
основы алгоритмизации, построение блок-схем;
основы программирования и написания программ.

Примечательно, что в изначальном варианте курса не было привязки к какому-либо конкретному языку программирования. Школьникам предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), который представлял собой символьную развертку блок-схем.

Следующий шаг в истории развития отечественной информатики сделал академик Ершов, который порекомендовал использовать язык Рапира – машинную адаптацию алгоритмического языка. В свою очередь, московская школа предлагала использовать популярный в то время язык Алгол. Спустя два года в программе большинства советских школ закрепился язык программирования Бейсик, так как он обладал необходимым функционалом, легко усваивался школьниками и подходил для любого компьютера той поры. Ближе к концу в 80-х Рапире, Алголу и Бейсику добавился Паскаль.

Уроки информатики без ЭВМ стали постепенно уходить в прошлое, так как отечественная промышленность начала выпускать персональные компьютеры.

Серийный выпуск знаменитого ПК БК-0010 начался в 1983 году. Как правило, машины объединялись в нечто похожее на локальную сеть, так как автономная работа компьютеров требовала наличия средств загрузки для каждого компьютера. Объединенные компьютеры носили название КУВТ – Комплекс учебной вычислительной техники.

Кроме того, в школах той поры встречались западные ПК: например, КУВТ Ямаха на базе компьютера MSX Yamaha YIS-503/805. Также нельзя не упомянуть о легендарном Sinclair ZX-Spectrum, который для многих советских школьников стал первым компьютером.

ПК 80-х обладали процессорами с частотой от 1 до 10 МГц, объем оперативной памяти колебался в размере от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации выступала дискета или магнитофонная кассета. Серьёзным минусом данных компьютеров являлось то, что они часто ломались, а гарантийный ремонт занимал много времени.

Журналист Игорь Бахарев, учившийся в школе в начале 90-х, вспоминает:

"У нас были УКНЦ. Такие милые гробы 88 года выпуска. Уже дискеточные. Встроенный бейсик, локальная сеть, все дела. Вся информатика состояла из 2 уроков в неделю. На первом была теория. То есть дети должны были рассказывать что-то на тему информатики. Например, я делал доклад о том, что такое кратковременная память человека и как она связана с оперативной памятью компа. Вообще, про память разное рассказывал. Во второй части была практика. Очень простой набор команд, простые программы. Я к этому моменту учился параллельно в компьютерной школе второй год, поэтому эта практика пролетала мимо. Её мне поставили автоматом, когда я на одно из первых занятий притащил тетрадку в 48 листов примерно на 2/3 исписанной программным кодом программы-аналога Paintbrush’a. Она была классная: в ней можно было рисовать и стирать рисунки карандашом или кругом, программа умела копировать куски рисунка, умела их вращать, ещё что-то делала. Был один минус: этот код в некомпилированом варианте весил больше, чем помещалось в оперативку. И требовал на старте больше памяти, чем было в доступе. Поэтому учитель посмотрел тетрадку и освободил меня от практических занятий вообще. Я сидел в углу и играл в игрушки".

С наступлением 90-х на сцену вышли компьютеры платформы x86, а затем – Пентиумы и Целероны. Сейчас компьютер уже давно никого не удивляет. Теперь информатика занимает важное место в системе школьного образования, а развитие техники открывает новые горизонты для современных школьников.

Источник:
https://zxdemos.ru/viewtopic.php?id=10997

IMG_2434.jpeg


Из комментариев в Фейсбуке:

Ксения Степанищева:

Моя мама была так направлена из своего ящика на создание одного из первых классов информатики в крупнейшем УПК, создала лучший в городе класс и несколько ее учеников сейчас известнейшие программисты с мировым именем.

Алексей Винокур:

***
В прошлый век зашёл с собой увидеться,
Отыскать заросшую тропу.
...СуперЭВМ "Урал-14",
И печать была - АЦПУ.

Что ещё? Носитель информации
Даже не колода перфокарт -
Фотоплёнка в дырках. Маєш рацію,
Если спросишь - "Это артефакт?"

Гауссом решала уравнения,
Извлекала корни мигом влёт
И печатала с остервенением,
Как красноармейский пулемёт.

К магии компьютерной причастные,
На ВЦ спешили всякий раз.
Не было дисплеев. Были счастливы
И ничуть не меньше, чем сейчас.

Потому что радость узнавания
Как завета личного скрижаль -
Самый главный смысл существования...
Такова истории мораль.

2018 - 2020

---------------------------

Примечание. Маєш рацію (укр.) - ты прав

===========================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=================================





Как преодолеть психологический барьер общения с ЭВМ? Репортаж об открытии первого учебного компьютерного класса в Политехническом музее. Программа "Московские новости". Эфир 24.02.1987 г.

https://youtu.be/tp1WcY6Tye8

======

Как устроена ЭВМ (1986)

https://youtu.be/njDLNlWfWXE

======







«Известия» 10 июля 1985 года.

Музыкальный фрагмент - видеоклип "ЭВМ и Человек" - из телефильма "Что такое Ералаш?" (1986, режиссер Юлий Гусман). Участвуют дети-актеры из "Ералаша" середины 1980-ых ( в том числе Федя Стуков и Володя Сычов). Музыка Теодора Ефимова, слова Давида Усманова.

https://youtu.be/OM9KuCNwLis














«Известия» 4 октября 1985 года.

Кортнев и Пельш - "Несчастный случай"
КВН - 1988. Представители команды МГУ. Песня про компьютер.

https://www.youtube.com/watch?v=_QJIVo_6fYo



=============

Когда ещё не было Скайпа…





Известия 15 марта 1986 года

Роман Синельников:

У нас компьютеры появились в 1989 году. Поначалу — на учебно-производственном участке, который стал предоставлять свои компьютерные классы школам микрорайона. Это были БК-0010 (см. фото), загружались они из сети. Язык программирования — Фокал (операторы задавались одной латинской буквой). Занятия вела наша учительница физики. От тех времён у меня осталась фраза «Переполнение входного буфера»: она выдавалась, когда строка программы превышала 80 символов.

На следующий год в нашей школе открыли собственный компьютерный класс на базе УКНЦ, тоже с загрузкой из сети. Там уже был Бейсик, хотя и достаточно ограниченный. Преподаватель пришёл новый, я даже не помню, как его звали: в выпускном альбоме его фотографии нет.

На первом курсе института у нас было две информатики в двух разных компьютерных классах: одна — по-моему, тоже на УКНЦ или чём-то подобном, другая — на IBM-совместимых ЕС-1840/1841. Там Бейсик был уже полноценный (GWBASIC), потом я самостоятельно освоил QuickBasic и Паскаль.

Я и сейчас, пользуясь тем, что Visual Basic встроен в Microsoft Ofiice, иногда использую его для каких-то ситуативных прикладных задач, не обязательно связанных с Word или Excel.

В середине девяностых годов от обучения программированию в школьной информатике отказались, сконцентрировавшись на пользовательских навыках. Не знаю, хорошо это или плохо: программирование, как и математика, говоря словами Ломоносова, «ум в порядок приводит»…







==============

Из комментариев в Фейсбуке:

Олег Александров:

В 1985 году я пошел в 6 класс в новую школу в Москве и у нас там был один из первых компьютерных классов в стране, где были установлены персональные компьютеры БК. И первые уроки "Информатики"

Андрей Маргулев:

Как можно не упомянуть про "Агат" - очень приличный для того времени отечественный персональный компьютер кабинетов ВТ множества московских школ!

В 1988 году я стал зав. таким кабинетом, и это была революция! "Агат" имел все, что нужно для обучения (включая встроенный Бейсик), а в комплекте с 13 компьютерами поставлялся еще и японский матричный принтер! Так в еще существовавшей монополии государства на множительную технику была пробита огромная и фатальная брешь...

============



"Московские новости" №20 за 17 мая 1987 года.












Компьютер – ты рожденье века,

Твои глаза на мир глядят.

Тебе не жить без человека,

А человеку без тебя.

Припев:

Компьютер, компьютер, ООО

Компьютер, компьютер, ООО

Решишь любую ты задачу,

И даже если не везет,

Запрограммируешь удачу,

Любовь, падение и взлет.

Припев.

Ты ум и логику с успехом

Нам заменяешь в городах,

Но только сердце человека

Ты не заменишь никогда.

Припев.

Форум - Виктор Салтыков. "Компьютер"

https://www.youtube.com/watch?v=wayZVUSLbUQ







Документальный фильм "Игра с компьютером". (1986)

https://www.youtube.com/watch?v=CW_0eWBySdA



В 1986 году, вскоре после введения уроков информатики в школах, на телевидении был показан фильм "Игра с компьютером". В начале диктор торжественно заявляет Мы стоим на пороге новой эры. Эры компьютерной грамотности. А после кратко и по делу разные мудрые и удивительно дальновидные люди объясняют, что это значит для народа.
Заместитель министра просвещения отзывается о компьютеризации школы Мы готовим нового рабочего, способного освоить информационную технологию и обещает оснастить компьютерами большую часть школ к конце двенадцатой пятилетки (к 1990 году).
Ученый на семинаре высказывается о текущей ситуации: Мы взялись за своего рода эксперимент над собой и своими детьми, но отступать нам нельзя, сравнивая текущее время с 1941-ом годом.
Учительница информатики рассказывает, как они водят десятиклассников в дисплейный класс, чтобы они делали там практические задания. Остальные ученики пока осваивают новые технологии с помощью тетрадки и доски.
В фильме показан один из первых отечественных гаджетоманов. Композитор Андрей Родионов признается, смущенно опустив глаза: Люблю эту, свою железку….
На 16:18 слово берет мудрая пожилая женщина, которая как в воду глядела: Мой внук теперь будет все время с машиной сидеть? … Он будет нажимать на кнопки, задавать вопросы, значит где-то уже не будет общаться со мной? А как же его старший брат, с которым он делился своими мыслями? Как же теперь будет?. А ведь не о каких хикикомори тогда еще слышно не было, а она уже все понимала.

Газеты

В том же фильме переодически мелькают заголовки статей, посвященных внедрению компьютеров в жизнь советского человека:
Возьмем на льдину ЭВМ;
Зачем компьютер ферме;
Заказ принимает ЭВМ;
Партнер зодчего — компьютер;
Нужен врачу компьютер;
Жду встречи с компьютером;
На ты с ЭВМ;
Робот нужен и училищу;
Музыка электронного века;
ЭВМ приходит в класс.
Подобные заметки регулярно публиковались в главных изданиях с многомиллионными тиражами. Их содержание не представляет особого интереса, так как их основной целью было просто рассказать людям о том, что существуют компьютеры и как это замечательно.






Компьютеры приходят в Советский Союз. Репортажи программы "Время" с 1985 по 1990 год. Первые CD-диски и беспроводной телефон.

https://www.youtube.com/watch?v=kKoKirma5io







Подростковый клуб "Компьютер". Харьков. 1989 год.

https://www.youtube.com/watch?v=6LG8TQ8e47A




































ТАК КТО ЖЕ В ИТОГЕ ОКАЗАЛСЯ МРАКОБЕСОМ??

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Михаил Ярошевский.
КИБЕРНЕТИКА – «НАУКА» МРАКОБЕСОВ.

(«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», 05 апреля 1952 г.
Статья далее для удобства чтения разделена на 2 половинки)





Фрагмент статьи "Кибернетика". "Краткий философский словарь", 1954 г.














=========



































===============









IMG_3975.jpeg

=======





Журнал «Советский Союз» – № 7, 1987 г.



Журнал «Советский Союз» - № 11, 1988 г.



Tags: ! - История Перестройки, ! - Компьютеризация, 1986, ЭВМ
Subscribe

Posts from This Journal “! - Компьютеризация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments