В 1990 году он сыграл главную роль в фильме Юрия Мамина «Бакенбарды».
Именно эта роль стала кинодебютом Сухорукова.
Фильм выполнен в стиле гротеска. В провинциальном городе Заборске появляется общество «пушкинистов», очередных «спасителей России». Используя для отличия бакенбарды и трости, которыми умело пользуются в стычках, декламируют Пушкина под строевой шаг, осуществляют «ночь длинных тростей» и участвуют в политических интригах, ведя свою игру.
========
КРИТИКА:
Юрий Мамин, пожалуй, единственный заметный режиссер, способный успешно соперничать со старшим поколением известных российских комедиографов. Уже его первые короткометражки доказали, что в нашем киноискусстве появился талантливый мастер. В сатирической притче "Бакенбарды" Мамин наглядно и убедительно показывает, как самые возвышенные лозунги и идеи могут превратиться в явления совершенно обратного свойства, и что даже прикрываясь именем гениального Пушкина, в принципе можно создать российское подобие движения "чернорубашечников". При этом фильм Мамина сделан изящно, с выдумкой и с хорошим чувством юмора...
Александр Федоров
======
Юрий Мамин: "Начальников в "Бакенбардах" напрягает связь нацистов с руководством".
- Прирожденному сатирику трудно пробиться? Нам ведь "Гоголи и Щедрины нужны"!
- При советской власти все, что мне удалось, - это поступить на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Эльдара Рязанова. Но и окончив ее и даже получив "отлично" за свой дипломный фильм "Желаю вам", я не мог получить работу. И еще три года в ожидании дебюта продолжал работать вторым режиссером на "Ленфильме". Сценарий "Праздника Нептуна" не принимали - "барахло, поклеп, неправда!". И только когда вмешался Рязанов, сценарий приняли. А тут к власти не пришел Горбачев, времена быстро менялись, фильм запустили. Снимался трудно, фильм должен был быть длиннее, многие хорошие сцены не были сняты просто потому, что не было финансирования - даже бензина. Пришлось приехать с тем, что успели снять. Мне на сцену праздника нужно было как минимум еще два дня съемок, и пришлось обходиться общими планами. Но времена менялись, вчерашние враги картины мне теперь жали руку, но успешно ставили препятствия уже новым фильмам новых дебютантов. И теперь им ставили меня в пример: "Что вы Чехова берете с его мелкотемьем - вот посмотрите, как крепко взялся за современную тему Мамин, всем дал по мозгам!". Такова чиновничья природа. Как говорил Куликов в "Девяти днях одного года", "Дурак всегда идет в ногу со временем".
- Ваши фильмы "Окно в Париж", "Фонтан", "Бакенбарды" - все они состоялись именно в перестроечные годы…
- "Праздник Нептуна" вообще был первой картиной перестройки. Это 1986 год, ее показали на съезде кинематографистов, меня сразу приняли в Союз кинематогрофистов, хотели даже ввести в секретариат и правление. Но я руководящую работу не люблю, отбоярился. Хотелось снимать. Так возникли "Фонтан", "Бакенбарды" - эта картина, впрочем, тут же была положена на полку. В кино фильм не шел.
- Ваша версия - почему?
- А фильм до сих пор не нравится начальству - даже в пушкинские дни показывают что угодно, только не "Бакенбарды". Зато его сюжет полностью повторился в лужковской Москве, где в юбилей Пушкина продавали те же сувениры, что у нас в фильме. И точно так же метро было увешано цитатами типа "Береги честь смолоду!". Особенно напрягает начальников обозначенная в фильме связь националистических группировок с партийным руководством. Был даже случай, когда приезжал Кирилл Разлогов и брал у меня в этом самом кабинете интервью - собирался показать фильм по каналу "Культура". Но потом решили не показывать.
Читать полностью: http://www.rg.ru/2011/05/06/mamin.html
==============================
В 1990 году Юрий Мамин снимает фильм «Бакенбарды» - жесткий политический памфлет про фанатичного фюрера-пушкиниста и его агрессивную команду. Эта картина, в стиле Бертольда Брехта, была снята в годы разгула национализма в России, когда национал-патриотическое общество "Память" с плакатов и трибун открыто призывало к борьбе с евреями и нацменами, когда на станциях метро разбрасывались листовки со списком и адресами врагов и призывами расправиться с ними в объявленный час "Х", а органы правопорядка равнодушно взирали на этот шабаш. В списках были фамилии выдающихся деятелей российской культуры. – писателей, музыкантов.
Получив в руки такую листовку, Мамин, конечно не мог смолчать. Он тут же отправился в Царское Село к литератору Вячеславу Лейкину, и они вместе придумали сценарий будущего фильма и его название.
Заявкой заинтересовались несколько студий страны. Спор за право постановки разгорелся между студиями Ролана Быкова и "Ленфильмом". Победил "Ленфильм" во главе с А.А.Голутвой, предложив Ю.Мамину более широкие возможности для съёмок.
В фильме дебютировали десятки молодых актёров, получивших в дальнейшем известность. А в главной роли предводителя "пушкинистов" снялся Виктор Сухоруков, чья кинематографическая карьера началась с "Бакенбардов".
Фильм «Бакенбарды» получил престижный приз ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне в Испании (1991г.) и другие награды. Он был приобретен для кинопроката в США и Германию, а также зарубежными каналами телевидения. Но проката в России фильм практически не имел, за исключением распостранения на кассетах VHS. Тем не менее, фильм стал культовым для поколения 90-х.
=========
Любопытные факты:
Сорокалетнего актера Виктора Сухорукова привёл второй режиссер В.Студенников, знавший его по работе в театре на Литейном и показал Ю.Мамину. Тот сразу "напал" на режиссёра:
- Зачем Вы меня тревожите?! Все равно снимать не будете! Только нервы измотаете, и я уйду в запой!! - орал Виктор на Мамина.
- Вот такого сумасшедшего как раз и буду снимать! - заявил Мамин в ответ.
И свое обещание сдержал, поручив артисту роль лидера нацистов-пушкинистов.
Через десять лет после выхода "Бакенбардов", Ю.Мамин вновь пригласил Сухорукова, ставшего к тому времени известным актёром, в свой сериал "Русские страшилки" и снял его в роли Семёна Шверубовича, хозяина уфологической газеты.
=======
Случалось ли вам встречать Пророка — кандидата в народные депутаты? Декламирующего у колоннады Казанского собора: «Духовной жаждою томим...»? И видеть при этом, как два расторопных милиционера-лимитчика сгребают вдохновенного чтеца и волокут в казенную машину, не внимая изрыгаемым им строчкам: «И внял я неба содроганье и горний ангелов полет»?..
Приходилось ли видеть на страшноватой улочке имени Репина, где в положенный час выкидывают водку в морду потребителям... Приходилось ли видеть там, как из глухой подворотни вдруг появляется марширующая словно из XIX века колонна молодых господ с бакенбардами и тростями («И тридцать витязей прекрасных...»), как молодой человек в крылатке рок-онегинской внешности подхватывает на плечо полураздетую, отчаянно лягающуюся нашу современницу?.. И при этом никто из случайных прохожих по улочке Репина не изумляется ни теням прошлого, ни повадкам нынешнего века!
Входили ли вы, не сняв белые перчатки, в раззолоченные апартаменты Дзержинского райисполкома, где застенчиво сияющий ампир соседствует с командно-административной мебелью и внешностью нынешних хозяев?... Все это — моменты комедии Юрия Мамина и Вячеслава Лейкина «Бакенбарды».
В центре сюжета — пока еще не существующее в природе неформальное объединение «пушкинистов» из города Заборска — молодчиков с бакенбардами и стальными тростями с набалдашниками, пропагандирующих тотальную любовь и культ личности Пушкина...
Чушь? Глумление?
Но еще в 1931-м, на чужбине, в заштатном французском городке Медона Марина Цветаева писала, по ее собственным словам, «опасные», «внутренне мятежные, с вызовом каждой строки» «Стихи к Пушкину». Задаваясь негодующими и провидческими вопросами: «Пушкин — в роли монумента?»... «Пушкин — в роли Командора?»... «Пушкин— в роли гувернера?»... «Пушкин— в роли лексикона?»... «Пушкин— в роли русопята?»... «Пушкин — в роли мавзолея?»... «Пушкин— в роли пулемета!»... Многое-многое из этого на наших глазах становилось явью.
О работе над фильмом «Бакенбарды» рассказывает режиссер Юрий Мамин:
— Если зритель успел заметить, я — противник чисто жанровых аксессуаров, проверенных комедийных приемов, выбора на роли популярных комиков и т. д. Все-таки кино претендует на эффект подглядывания. А в жизни комическое далеко не всегда
смешно по внешности. Вот и эту комедию мне хотелось бы снять серьезно.
В чем трагикомизм данного фильма? Он в несовместимости нашего взгляда на Пушкина с тем, что происходит на экране, в городе Заборске, закручивается в какой-то дьявольской фантасмагории вокруг «гениус лоци» — тени гения, возникающей в искаженном, едва ли не шариковском представлении. Вот это контраст! Придется ли он по нраву всем? Конечно, нет. Но ведь и величайшее заблуждение состоит в том, что мы вечно хотим нравиться всей публике и при этом — выбирать собеседника и друга по своему подобию.
Такого просто не бывает! Фильм менее всего имеет отношение к Александру Сергеевичу Пушкину. Кто примет «Бакенбарды» на пушкинский счет, вероятно, окажется в положении тех же «баков», «бакенов», «бакенбардов», полагающих себя духовными наследниками поэта.
Идея же картины в том, что никакой Идеал, Бог не может стать оружием подавления. Кстати, с именем Пушкина ассоциируется самый высокий пример неподчиненности насилию.
Благодаря Пушкину в картине возникает притчевое начало. А за счет узнавания в материале неких современных черт будет, надеюсь, прочитываться и смешное, и страшное.
Андрей Зоркий
«Советский экран» № 18, 1989 год
По местам съёмок фильма «Бакенбарды»
https://kinocomedy.livejournal.com/268199.html
Это уникальное кино снято в 1990 году, но прежде чем вы посмотрите его, я хочу вас предупредить – оно может шокировать. Стилистика, обилие откровенных сцен и насилия заставят вспомнить искушённого зрителя о Заводном апельсине – творении Стенли Кубрика. Действия членов Капеллы как буд-то срисованы с акций арт-группы «Война», а клуб пушкинистов буквально дублирует молодёжную организацию «Наши». Ощущение "дежа вю" не будет покидать вас не на секунду.
https://logik-logik.livejournal.com/3050344.html
===============================
#киноПерестройки
=================
Фильм можно посмотреть тут:
https://youtu.be/6e0nnoIK8uY
=======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
===================
=================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
======================
https://www.youtube.com/watch?time_continue=163&v=EnPg-DswhQo
Фрагмент х/ф Бакенбарды реж Юрий Мамин 1990 г. раскрывающий суть фашизма.
https://www.youtube.com/watch?v=AyD5YJNvvH8
Бакенбарды Пушкин блюз
https://www.youtube.com/watch?v=yHzFH5bhXmg
Пушкин, говоришь?
https://www.youtube.com/watch?v=UFbu6P1ML6E
Бакенбарды - Каким был Пушкин
https://www.youtube.com/watch?v=cZWt_I_VDak
























«Российская Газета» 20 апреля 1991 года.







