ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Фильм Юрия Мамина "Бакенбарды" (1990)

Фильм выполнен в стиле гротеска. В провинциальном городе Заборске появляется общество «пушкинистов», очередных «спасителей России». Используя для отличия бакенбарды и трости, которыми умело пользуются в стычках, декламируют Пушкина под строевой шаг, осуществляют «ночь длинных тростей» и участвуют в политических интригах, ведя свою игру.

========

КРИТИКА:

Юрий Мамин, пожалуй, единственный заметный режиссер, способный успешно соперничать со старшим поколением известных российских комедиографов. Уже его первые короткометражки доказали, что в нашем киноискусстве появился талантливый мастер. В сатирической притче "Бакенбарды" Мамин наглядно и убедительно показывает, как самые возвышенные лозунги и идеи могут превратиться в явления совершенно обратного свойства, и что даже прикрываясь именем гениального Пушкина, в принципе можно создать российское подобие движения "чернорубашечников". При этом фильм Мамина сделан изящно, с выдумкой и с хорошим чувством юмора...

Александр Федоров

======

Юрий Мамин: "Начальников в "Бакенбардах" напрягает связь нацистов с руководством".

- Прирожденному сатирику трудно пробиться? Нам ведь "Гоголи и Щедрины нужны"!

- При советской власти все, что мне удалось, - это поступить на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Эльдара Рязанова. Но и окончив ее и даже получив "отлично" за свой дипломный фильм "Желаю вам", я не мог получить работу. И еще три года в ожидании дебюта продолжал работать вторым режиссером на "Ленфильме". Сценарий "Праздника Нептуна" не принимали - "барахло, поклеп, неправда!". И только когда вмешался Рязанов, сценарий приняли. А тут к власти не пришел Горбачев, времена быстро менялись, фильм запустили. Снимался трудно, фильм должен был быть длиннее, многие хорошие сцены не были сняты просто потому, что не было финансирования - даже бензина. Пришлось приехать с тем, что успели снять. Мне на сцену праздника нужно было как минимум еще два дня съемок, и пришлось обходиться общими планами. Но времена менялись, вчерашние враги картины мне теперь жали руку, но успешно ставили препятствия уже новым фильмам новых дебютантов. И теперь им ставили меня в пример: "Что вы Чехова берете с его мелкотемьем - вот посмотрите, как крепко взялся за современную тему Мамин, всем дал по мозгам!". Такова чиновничья природа. Как говорил Куликов в "Девяти днях одного года", "Дурак всегда идет в ногу со временем".

- Ваши фильмы "Окно в Париж", "Фонтан", "Бакенбарды" - все они состоялись именно в перестроечные годы…

- "Праздник Нептуна" вообще был первой картиной перестройки. Это 1986 год, ее показали на съезде кинематографистов, меня сразу приняли в Союз кинематогрофистов, хотели даже ввести в секретариат и правление. Но я руководящую работу не люблю, отбоярился. Хотелось снимать. Так возникли "Фонтан", "Бакенбарды" - эта картина, впрочем, тут же была положена на полку. В кино фильм не шел.

- Ваша версия - почему?

- А фильм до сих пор не нравится начальству - даже в пушкинские дни показывают что угодно, только не "Бакенбарды". Зато его сюжет полностью повторился в лужковской Москве, где в юбилей Пушкина продавали те же сувениры, что у нас в фильме. И точно так же метро было увешано цитатами типа "Береги честь смолоду!". Особенно напрягает начальников обозначенная в фильме связь националистических группировок с партийным руководством. Был даже случай, когда приезжал Кирилл Разлогов и брал у меня в этом самом кабинете интервью - собирался показать фильм по каналу "Культура". Но потом решили не показывать.

Читать полностью: http://www.rg.ru/2011/05/06/mamin.html

==============================

В 1990 году Юрий Мамин снимает фильм «Бакенбарды» - жесткий политический памфлет про фанатичного фюрера-пушкиниста и его агрессивную команду. Эта картина, в стиле Бертольда Брехта, была снята в годы разгула национализма в России, когда национал-патриотическое общество "Память" с плакатов и трибун открыто призывало к борьбе с евреями и нацменами, когда на станциях метро разбрасывались листовки со списком и адресами врагов и призывами расправиться с ними в объявленный час "Х", а органы правопорядка равнодушно взирали на этот шабаш. В списках были фамилии выдающихся деятелей российской культуры. – писателей, музыкантов.

Получив в руки такую листовку, Мамин, конечно не мог смолчать. Он тут же отправился в Царское Село к литератору Вячеславу Лейкину, и они вместе придумали сценарий будущего фильма и его название.

Заявкой заинтересовались несколько студий страны. Спор за право постановки разгорелся между студиями Ролана Быкова и "Ленфильмом". Победил "Ленфильм" во главе с А.А.Голутвой, предложив Ю.Мамину более широкие возможности для съёмок.

В фильме дебютировали десятки молодых актёров, получивших в дальнейшем известность. А в главной роли предводителя "пушкинистов" снялся Виктор Сухоруков, чья кинематографическая карьера началась с "Бакенбардов".

Фильм «Бакенбарды» получил престижный приз ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне в Испании (1991г.) и другие награды. Он был приобретен для кинопроката в США и Германию, а также зарубежными каналами телевидения. Но проката в России фильм практически не имел, за исключением распостранения на кассетах VHS. Тем не менее, фильм стал культовым для поколения 90-х.

=========

Любопытные факты:

Сорокалетнего актера Виктора Сухорукова привёл второй режиссер В.Студенников, знавший его по работе в театре на Литейном и показал Ю.Мамину. Тот сразу "напал" на режиссёра:

- Зачем Вы меня тревожите?! Все равно снимать не будете! Только нервы измотаете, и я уйду в запой!! - орал Виктор на Мамина.

- Вот такого сумасшедшего как раз и буду снимать! - заявил Мамин в ответ.

И свое обещание сдержал, поручив артисту роль лидера нацистов-пушкинистов.

Через десять лет после выхода "Бакенбардов", Ю.Мамин вновь пригласил Сухорукова, ставшего к тому времени известным актёром, в свой сериал "Русские страшилки" и снял его в роли Семёна Шверубовича, хозяина уфологической газеты.

=======

Случалось ли вам встречать Пророка — кандидата в народные депутаты? Декламирующего у колоннады Казанского собора: «Духовной жаждою томим...»? И видеть при этом, как два расторопных милиционера-лимитчика сгребают вдохновенного чтеца и волокут в казенную машину, не внимая изрыгаемым им строчкам: «И внял я неба содроганье и горний ангелов полет»?..
Приходилось ли видеть на страшноватой улочке имени Репина, где в положенный час выкидывают водку в морду потребителям... Приходилось ли видеть там, как из глухой подворотни вдруг появляется марширующая словно из XIX века колонна молодых господ с бакенбардами и тростями («И тридцать витязей прекрасных...»), как молодой человек в крылатке рок-онегинской внешности подхватывает на плечо полураздетую, отчаянно лягающуюся нашу современницу?.. И при этом никто из случайных прохожих по улочке Репина не изумляется ни теням прошлого, ни повадкам нынешнего века!
Входили ли вы, не сняв белые перчатки, в раззолоченные апартаменты Дзержинского райисполкома, где застенчиво сияющий ампир соседствует с командно-административной мебелью и внешностью нынешних хозяев?... Все это — моменты комедии Юрия Мамина и Вячеслава Лейкина «Бакенбарды».
В центре сюжета — пока еще не существующее в природе неформальное объединение «пушкинистов» из города Заборска — молодчиков с бакенбардами и стальными тростями с набалдашниками, пропагандирующих тотальную любовь и культ личности Пушкина...
Чушь? Глумление?
Но еще в 1931-м, на чужбине, в заштатном французском городке Медона Марина Цветаева писала, по ее собственным словам, «опасные», «внутренне мятежные, с вызовом каждой строки» «Стихи к Пушкину». Задаваясь негодующими и провидческими вопросами: «Пушкин — в роли монумента?»... «Пушкин — в роли Командора?»... «Пушкин— в роли гувернера?»... «Пушкин— в роли лексикона?»... «Пушкин— в роли русопята?»... «Пушкин — в роли мавзолея?»... «Пушкин— в роли пулемета!»... Многое-многое из этого на наших глазах становилось явью.
О работе над фильмом «Бакенбарды» рассказывает режиссер Юрий Мамин:
— Если зритель успел заметить, я — противник чисто жанровых аксессуаров, проверенных комедийных приемов, выбора на роли популярных комиков и т. д. Все-таки кино претендует на эффект подглядывания. А в жизни комическое далеко не всегда
смешно по внешности. Вот и эту комедию мне хотелось бы снять серьезно.
В чем трагикомизм данного фильма? Он в несовместимости нашего взгляда на Пушкина с тем, что происходит на экране, в городе Заборске, закручивается в какой-то дьявольской фантасмагории вокруг «гениус лоци» — тени гения, возникающей в искаженном, едва ли не шариковском представлении. Вот это контраст! Придется ли он по нраву всем? Конечно, нет. Но ведь и величайшее заблуждение состоит в том, что мы вечно хотим нравиться всей публике и при этом — выбирать собеседника и друга по своему подобию.
Такого просто не бывает! Фильм менее всего имеет отношение к Александру Сергеевичу Пушкину. Кто примет «Бакенбарды» на пушкинский счет, вероятно, окажется в положении тех же «баков», «бакенов», «бакенбардов», полагающих себя духовными наследниками поэта.
Идея же картины в том, что никакой Идеал, Бог не может стать оружием подавления. Кстати, с именем Пушкина ассоциируется самый высокий пример неподчиненности насилию.
Благодаря Пушкину в картине возникает притчевое начало. А за счет узнавания в материале неких современных черт будет, надеюсь, прочитываться и смешное, и страшное.
Андрей Зоркий

«Советский экран» № 18, 1989 год

По местам съёмок фильма «Бакенбарды»
https://kinocomedy.livejournal.com/268199.html

Это уникальное кино снято в 1990 году, но прежде чем вы посмотрите его, я хочу вас предупредить – оно может шокировать. Стилистика, обилие откровенных сцен и насилия заставят вспомнить искушённого зрителя о Заводном апельсине – творении Стенли Кубрика. Действия членов Капеллы как буд-то срисованы с акций арт-группы «Война», а клуб пушкинистов буквально дублирует молодёжную организацию «Наши». Ощущение "дежа вю" не будет покидать вас не на секунду.
https://logik-logik.livejournal.com/3050344.html

===============================

Фильм можно посмотреть тут:

https://www.youtube.com/watch?v=KmzKr2qaHrI



=================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======================




https://www.youtube.com/watch?time_continue=163&v=EnPg-DswhQo



Фрагмент х/ф Бакенбарды реж Юрий Мамин 1990 г. раскрывающий суть фашизма.

https://www.youtube.com/watch?v=AyD5YJNvvH8



Бакенбарды Пушкин блюз

https://www.youtube.com/watch?v=yHzFH5bhXmg



Пушкин, говоришь?

https://www.youtube.com/watch?v=UFbu6P1ML6E



Бакенбарды - Каким был Пушкин

https://www.youtube.com/watch?v=cZWt_I_VDak




















































Tags: ! - Кино Перестройки, Мамин, фильмы 1990 года
Subscribe

Posts from This Journal “! - Кино Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments