30-летие трагических событий в Тбилиси.
«Трагедия 9 апреля» — разгон оппозиционного митинга у Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси, осуществлённая в ночь на 9 апреля 1989 года силами внутренних войск МВД СССР и Советской армии, повлёкшая человеческие жертвы:
19 ПОГИБШИХ (из них 18 чел. — от асфиксии вследствие давки или вдыхания химических веществ,
1 чел. — вследствие черепно-мозговой травмы).
251 пострадавший (травмы, отравления химическими веществами).
19 военнослужащих Советской армии и 9 сотрудников милиции пострадали от отравления химическими веществами.
С трагических событий 9 апреля начался процесс КОНСОЛИДАЦИИ грузинского общества вокруг идей национальной независимости, восстановления грузинской государственности.
Уже на следующий день после разгона митинга в знак протеста против разгона город Тбилиси и остальная Грузия начали забастовку, был объявлен национальный 40-дневный траур.
Жители города начали в массовом количестве возлагать цветы на место гибели демонстрантов. В Грузии было объявлено чрезвычайное положение, но демонстрации протеста продолжались.
Правительство Грузинской ССР подало в отставку. Против Звиада Гамсахурдиа, Мераба Костава, Церетели и Георгия Чантурия прокуратура Грузии возбудила уголовное дело, однако 5 февраля 1990 года оно было прекращено «ввиду изменения обстановки».
В память о трагических событиях 9 апреля 1989 года в Тбилиси вот уже 30 лет отмечается «День национального единства, гражданского согласия и памяти погибших за родину в Грузии».
Из книги Михаила Горбачева "Жизнь и реформы":
Когда я прилетел из Лондона, мне прямо в аэропорту сказали, что в Грузию введены войска для охраны «объектов». Разбираться на ходу в деталях было трудно, но, почувствовав, «что-то назревает», я поручил Шеварднадзе и Разумовскому выехать в Тбилиси и прояснить ситуацию. Эта поездка, однако, была отложена, поскольку на другое утро грузинское руководство проинформировало, что положение стабилизируется. А в ночь с 8 на 9 апреля разразилась гроза.
Последующие дни были всецело заполнены усилиями не допустить эскалации, по возможности свести к минимуму последствия столкновения на центральной площади грузинской столицы. 20 апреля Шеварднадзе, только что вернувшийся в Москву, доложил Политбюро о положении в республике. Слушая его, я все время возвращался к мысли: политические методы наши кадры считают проявлением слабости. Главный аргумент у них — сила. Членам ЦК надо было выйти к народу, но они предпочитали сидеть в бункере. Сколько ни говорили мы до этого о работе в условиях демократии, а всерьез, оказывается, никто не принял. И дошло до трагедии. А ведь в ноябре 1988 года в Тбилиси назревало нечто подобное как реакция на проект конституционных поправок. Тогда я попросил Шеварднадзе в течение ночи накануне открытия сессии Верховного Совета СССР договориться с земляками, объяснить им происходящее. Обратился к грузинской общественности с устным посланием, оно было услышано и понято. Ответ вылился в мощную эмоциональную реакцию: люди радовались, обнимались, плакали. Грузины — люди гордые, с развитым чувством достоинства, но чрезвычайно высоко ценят дружбу и уважительное отношение.
Вставал и другой вопрос. Чтобы принимать правильные решения, нужно иметь точную и правдивую информацию. А я, читая шифровки, сразу же видел интересы того или иного ведомства, у каждого из которых была своя «правда». Из Тбилиси внятная информация вообще вовремя не поступала. А ведь в таких вопросах не семь, сто раз надо отмерить, прежде чем отрезать.
Когда речь зашла об участии армии, я резко сказал Язову:
— Дмитрий Тимофеевич, запомни навсегда и сегодня же отдай приказ: отныне без решения высших инстанций участие армии в гражданских делах запрещено.
Взорвался на том заседании Рыжков:
— Мы — члены Политбюро, я — глава правительства, узнаём о событиях из газеты «Правда». Куда это годится! Командующему армией в Грузии кто-то дает указание из Москвы, а правительство — ни слухом ни духом, ничего этого не знает! И Михаил Сергеевич — Председатель Совета Обороны, Генеральный секретарь — не знал. Как же так?
Сколько мне пришлось выдержать «испытующих взглядов», слышать прямых упреков, что-де генсек знал обо всем, что предпринималось грузинским руководством. В марте 1994 года Гавриил Попов в одной из публикаций заявил: никогда не поверю, что Горбачев не знал.
Попов может не верить — это меня не волнует. А вот многочисленным моим друзьям-грузинам могу сказать с чистой совестью: решение было принято без согласования со мной. Возмутителен факт, что войска были брошены против граждан, а Верховный Главнокомандующий был в неведении относительно этого ЧП.
Эхо тбилисских событий, болезненно отозвавшееся во всех регионах, еще долго негативно сказывалось на всех наших попытках гармонизировать межнациональные отношения в стране.
http://www.gorby.ru/gorbachev/zhizn_i_reformy1/page_18/
=============================
Предпосылкой к Тбилисским событиям стали события в Абхазии. 18 марта 1989 года в селе Лыхны состоялся 30-тысячный абхазский сход, который выдвинул предложение о выходе Абхазской АССР из состава Грузинской ССР и восстановлении её в статусе союзной республики. В Грузии росли сепаратисткие настроения, вовсю обсуждалось её отделение от СССР. Абхазия же, которая не хотела отделяться, решила остаться в составе Союза в качестве отдельной республики. Однако с потерей Абхазии грузины мириться не хотели. Реакция на лыхненский сход выразилась в несанкционированных митингах, организованных «неформальными движениями».
25 марта состоялся 12-тысячный митинг в Гали, 1 апреля в Леселидзе; митинги прошли также в Сухуми и в городах Грузии.
4 апреля под руководством лидеров грузинского национального движения во главе с Звиадом Гамсахурдиа, Мерабом Костава, Ираклием Церетели и Георгием Чантурия в Тбилиси начался бессрочный митинг. Как стало известно позднее, в ходе подготовки к митингу был создан так называемый «Легион грузинских соколов» и отряды из бывших воинов-«афганцев», спортсменов и физически крепких мужчин, которые вооружились металлическими прутьями, цепями, камнями и другими подручными средствами. Был организован сбор денег для приобретения огнестрельного оружия.
6 апреля на площади появились лозунги: «Долой коммунистический режим!», «Долой русский империализм!», «СССР — тюрьма народов!», «Долой Советскую власть!». На следующий день в 20 часов 35 минут 7 апреля в ЦК КПСС за подписью первого секретаря ЦК Компартии Грузинской ССР Джумбера Патиашвили была направлена телеграмма, подготовленная вторым секретарём республиканского ЦК Борисом Никольским, с просьбой направить в Тбилиси дополнительные силы МВД и Минобороны.
Поздно вечером в аэропорту «Внуково» состоялся разговор с вернувшимся из зарубежной поездки Михаилом Горбачёвым о том, что происходит в Тбилиси. Он принял решение направить в Тбилиси чрезвычайных эмиссаров Центра — члена политбюро Эдуарда Шеварднадзе и секретаря ЦК Георгия Разумовского.
Начиная с 0:00 8 апреля в Тбилиси были переброшены войска из ближайших регионов.
В ночь с 8 на 9 апреля митинг был оцеплён войсками и милицией. К ночи на митинг собралось около 10 тысяч человек. Митингующие построили на прилегающих улицах баррикады, используя для этого 29 грузовиков и троллейбусов.
В 2 часа 50 минут к митингующим через мегафон обратился начальник УВД города Тбилиси Гвенцадзе с призывом разойтись, затем в 3:45 минут с аналогичным призывом обратился католикос-патриарх всея Грузии Илия II. В 4 часа утра генерал Игорь Родионов приказал начать вытеснение митингующих с площади. По данным комиссии Анатолия Собчака, посланной разбираться в произошедшем от Совета Народных Депутатов СССР, вытеснение началось в 04:05 и завершилось в 04:21. Митингующие начали покидать площадь, но почти все выходы с площади были перекрыты (их же баррикадами), то есть пути эвакуации были резко ограничены, в результате чего возникла паника и массовая давка.
Против участников митинга солдатами были применены 73-сантиметровые резиновые палки, использовались слезоточивый газ «черёмуха» (факт применения отравляющих веществ власти официально признали только 13 апреля), малые пехотные лопатки и в одном случае (по заключению судебно-медицинской экспертизы) огнестрельное оружие. Как было установлено в ходе расследования, исполнявший обязанности командира 4-го мотострелкового полка подполковник Бакланов А.М. самостоятельно разрешил подчинённым использовать четыре гранаты с более сильным газом «Си-эс». В свою очередь, по мере возрастания сопротивления участники митинга использовали против «сил вытеснения» подручные предметы. 64 участника митинга заявили, что пострадали в ходе возникшей давки не от действий военнослужащих, а от брошенных в толпу неустановленными лицами предметов и иным способом.
В ходе вытеснения демонстрантов 16 участников митинга погибли на месте происшествия, а трое вскоре скончались в больнице. Большинство погибших были женщинами от 16 до 70 лет. Как установила судебно-медицинская комиссия, причиной смерти всех, кроме одного, погибших являлась асфиксия в результате сдавливания грудной клетки в толпе. По мнению медиков, удушья от сдавливания грудной клетки во многих случаях усугубились воздействием отравляющих газов. Во время операции по вытеснению и в течение нескольких часов после неё в больницы Тбилиси поступил 251 человек, 183 из которых были госпитализированы. По данным следственной комиссии Верховного Совета Грузинской ССР, в течение месяца за медицинской помощью обратились 4035 человек.
Последствия
Для расследования произошедшего была сформирована комиссия Съезда народных депутатов СССР во главе с Анатолием Собчаком. Комиссия восстановила картину случившегося, но установить, кто дал приказ военным разогнать митинг, не удалось, так как никаких документов не было.
Грузины обвинили в произошедшем Советскую армию и проводили в следующие месяцы марши протеста. Представители военных отрицали применение отравляющих веществ и использование сапёрных лопаток против митингующих. Комиссия пришла к выводу об избыточном применении военными силы против демонстрантов. В заключении комиссии записано:
"Комиссия констатирует наличие серьёзных просчётов и нарушений закона в ходе подготовки и осуществления мероприятий по пресечению митинга у Дома правительства в г. Тбилиси в ночь на 9 апреля, допущенных как общесоюзными, так и республиканскими органами".
Руководство СССР в Москве утверждало, что демонстранты напали первыми и солдаты только оборонялись. На первом Съезде народных депутатов (май-июнь 1989 года) Михаил Горбачёв отказался взять на себя ответственность за развитие событий во время разгона демонстрации и возложил всю вину за жертвы на армию.
С трагических событий 9 апреля начался процесс консолидации грузинского общества вокруг идей национальной независимости, восстановления грузинской государственности. Уже на следующий день после разгона митинга в знак протеста против разгона город Тбилиси и остальная Грузия начали забастовку, был объявлен национальный 40-дневный траур. Жители города начали в массовом количестве возлагать цветы на место гибели демонстрантов. В Грузии было объявлено чрезвычайное положение, но демонстрации протеста продолжались.
Правительство Грузинской ССР было вынуждено подать в отставку. Против Гамсахурдии, Коставы, Церетели и Чантурии прокуратура Грузии возбудила уголовное дело, однако 5 февраля 1990 года оно было прекращено «ввиду изменения обстановки».
В память о трагических событиях 9 апреля 1989 года в Тбилиси отмечается День национального единства, гражданского согласия и памяти погибших за родину в Грузии.
9 апреля 1990-го года Верховный Совет Грузинской ССР принял декларацию о независимости.
9 апреля 1991-го года во вторую годовщину трагедии в Тбилиси Верховный Совет Республики Грузия провозгласил государственный суверенитет Грузии и независимость от СССР.
Шеварднадзе, Собчак, Лигачев и Николай Рыжков о трагедии в Тбилиси 9 апреля 1989 года.
https://ed-glezin.livejournal.com/1101344.html
=============================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
================================











==============
Документальный фильм "Однажды утром" (1989)
О трагических событиях 9 апреля 1989 года в Тбилиси.
https://www.youtube.com/watch?v=g7r01dc_47Y
==========================
Documentary Film - The April 9, 1989 Tragedy
https://www.youtube.com/watch?v=LToXsIwZ_P8
====================
Дмитрий Киселев задает неудобный вопрос военачальникам о разгоне митинга в Тбилиси 9 апреля 1989 года. А также репортаж программы "Взгляд".
https://www.youtube.com/watch?v=7-MzUz3IEjc
Версия генерала Родионова.
https://www.youtube.com/watch?v=lcZ3pxumZPs
==========================
Советское ТВ о событиях 9 апреля.
Сюжет о поездке Эдуарда Шеварнадзе в Грузию в апреле 1989 года. Репортажи из Тбилиси Вячеслава Флярковского.
https://www.youtube.com/watch?v=NzCNLo9ZUxk