ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Алексей Венедиктов о своих посиделках с Михаилом Горбачевым

Из передачи "Будем наблюдать" 2 марта 2019 года.

Сергей Бунтман:
Просят поздравить Михаила Сергеевича. Две восьмерки это почти две бесконечности.

А. Венедиктов― Почти, это просто две бесконечности.

С. Бунтман― Да. Пускай не обращают внимания на все глупости, он молодец. Вот я практически цитирую точно здесь сообщение в чате.

А. Венедиктов― Я через два часа передам Михаилу Сергеевичу ваши поздравления. И, конечно, присоединяюсь к ним. И две восьмерки действительно две бесконечности. С Михаилом Сергеевичем две истории расскажу с твоего позволения. Одна история политическая. Я очень много читаю его бумаг и бумаг Политбюро и так далее, и сравнительно недавно, год назад я как-то его спросил: «Михаил Сергеевич, у меня сложилось впечатление, что уже перед самым, после августа 1991 года и перед декабрем, перед вашим уходом вы предложили Ельцину схему, что он становится вице-президентом, а через год президентом СССР. И таким образом вы хотели сохранить СССР». Тут, Сережа, надо сказать, он замахнулся на меня палкой, сказал: «Цыц». Потом повторил фразу нашего друга генерала (неразборчиво) «Еще не пришло время про это говорить». Этого нет нигде в мемуарах, но когда ты смотришь логику его движения в переговорах с Назарбаевым, с Шушкевичем, с Кравчуком, с Ельциным, естественно, ты понимаешь, что он понимал, что они растаскивают в его понимании, они растаскивают Советский Союз, а он за него бился, за сохранение. Там видно следы переговоров. И он был готов, как я понимаю, доказательств у меня пока нет, но сегодня вернемся к этому. Сяду подальше. Палка там. Даже есть фотография, может быть, ее выложим, как он меня своей палкой, теперь у меня палка, так что мы можем пофехтовать, это такая одна история. Вторая история она такая трогательная я бы сказал. Сидим, ему пить практически тоже нельзя, на самом деле он выпивает одну рюмку за вечер, остальное мы с Муратовым что называется. Когда мы вдвоем или он один, или я один, когда мы по одному с Димой Муратовым. Были вдвоем, и он так смотрит, говорит: «А когда нынешний выйдет на пенсию, ты тоже так с ним будешь пить?» Спросил меня, я бы сказал ревниво, президент СССР. Не на того напал что называется. Я говорю: «Ну, тут две обструкции, - говорю я, - господин президент. Во-первых, Владимир Владимирович не пьет. И это не получится. А, во-вторых – он не выйдет на пенсию». «А-а, - успокоенно сказал Горбачев, - ну не пьем Господи, лечимся».

А. Венедиктов― Так что я сегодня у него буду, передам ваши поздравления.

С. Бунтман― Поздравляем Михаила Сергеевича…

А. Венедиктов― Еще раз хочу обратить внимание наших слушателей, потому что другие меня не интересуют совсем, но наши слушатели в своей массе воспринимают, во всяком случае, аргументы. Любите вы Горбачева, не любите вы Горбачева – это вопрос второй. А вопрос первый – что он как лев боролся за сохранение Советского Союза. И недаром на него сделал ставку Андропов, который понимал, что он понимает, что Советский Союз начал погружаться в болото. Андропов я имею в виду понимал. Именно поэтому недавно была, не помню, было опубликовано или я читал (это разные вещи). Было опубликовано и я читал - это разные вещи. Записки о том, что когда Андропов был в больнице в 1983 году, он из больницы прислал записку о том, что Горбачев, там был доклад и внизу приписка: полагаю, что председательствовать на заседаниях секретариата ЦК должен Михаил Горбачев. И это примечание не было учтено Политбюро и председательствовал Черненко. И потом наследовал Черненко. То есть на самом деле все было непросто. Вообще история Михаила Сергеевича, которая продолжается, и дай бог, чтобы она продолжалась дальше, она еще не закончилась, она такая - трагическая. Это человек, которого не поняли. Но при этом я ему благодарен, как ты однажды сказал ему, это было три года назад, я помню, а зал ахнул. Ты сказал, что вы поломали мне жизнь, Михаил Сергеевич.

С. Бунтман― Это я говорил тоже.

А. Венедиктов― Так я говорю «ты сказал».

С. Бунтман― Вы поломали нам жизнь. Мы тихо-мирно могли себе заниматься своими делами.

А. Венедиктов― Я бы был сейчас завучем. Уважаемым бы человеком.

С. Бунтман― Ты не думаешь, что директором все-таки.

А. Венедиктов― Нет, у меня мама была в отъезде. Я был беспартийный и еврейской национальности. Поэтому завуч был мой потолок. Я спокойно бы жил с большим уважением, командовал бы школой. В моем подчинении была бы тысяча детей, я бы им портил жизнь как любой завуч, любой учитель. Ну, вот была бы житуха. Ключами бряк по столу. И был бы кабинетик у завуча, куда бы все входили с тортами. А не с криками «У нас опять переворот в Бурунди». Надо менять программу. В голову бы такое не пришло. Конечно, поломал жизнь. Я сегодня ему это напомню. Михаил Сергеевич. Он, к сожалению, сегодня празднует день рождения только действительно в кругу сотрудников и друзей. Как правильно сказал Павел Палажченко. Имеем честь относиться к его друзьям. Он действительно слушает «Эхо Москвы». У меня, кстати, каждый разговор с ним – это его критика. Тех или иных программ. Кстати, начиная или заканчивая автомобильными, куда казалось бы. «Точка». Господи, ты боже мой.

Он однажды прочитал мне лекцию, что все неправильно в программе «Точка». У Плющева. То есть я думал, что я умру, во-первых, я сам не понимаю, чего там Плющев говорит, не мой уровень. Ниже много я. А он чего-то там разбирался и разбирается. Он слушает, он не выключился. Живет жизнью, читает газеты. Газеты читает, кстати. Читает много газет бумажных, из электронных слушает «Эхо» и смотрит Первый канал, программу «Время» как положено генеральному секретарю ЦК. А, расскажу еще одну байку. С последней встречи. Ему нельзя сладкое, как и мне, впрочем. И мы сидим, пообедали, еще несколько человек, шесть нас было что ли. Он говорит: «Лешка, давай мороженого». Я говорю: «Михаил Сергеевич, нам же с вами нельзя». Он говорит: «Ну хочется». Я говорю: «Михаил Сергеевич…». А там мороженое еще с вареньем вишневым в плошке. Он говорит: «Ну давай пополам». Я говорю: «Ну давайте пополам». Все равно же закажет, понимаешь. Он подзывает официанта, смотрит на меня и говорит: «Так, две порции по три шарика, две плошки и пополам». Я: «А-а». Он говорит: «Вот поэтому я генеральный секретарь, а не ты».

https://echo.msk.ru/programs/observation/2380629-echo/

====================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================









Tags: 2019, Венедиктов, Михаил Сергеевич Горбачев
Subscribe

Posts from This Journal “Михаил Сергеевич Горбачев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments