ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Гибель «Челленджера»

28 января 1986 года — космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа.



Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака.

Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок. Вопреки распространенному заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и самого корабля. Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

Шаттл «Челленджер» был назван по имени морского судна, которое исследовало океан в 1870-е годы. В НАСА, шаттл «Челленджер» имел обозначение — OV-99 (Orbiter Vehicle — 99). Изначально он предназначался только для испытательных целей, но затем был переоборудован и подготовлен для запусков в космос. Первый раз «Челленджер» стартовал 4 апреля 1983 года. В общей сложности выполнил 9 успешных полётов. Потерпел катастрофу при десятом запуске 28 января 1986 года.

Последний старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 года, затем запуск перенесли на два часа дня из-за того что были найдены мелкие поломки, которые устраняли инженеры. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал. Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее.

За стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами. Как потом выяснилось, некоторые астронавты были ещё живы, так как носовую часть, где они находились, просто оторвало от остальной части корабля, и как минимум к трём из них началась индивидуальная подача кислорода в шлемы, предусмотренная на случай аварии, но падение с 20 км высоты и колоссальной силы (перегрузка около 200G) удар о воду сделали своё дело, все находившиеся на борту астронавты погибли.

Погиб весь экипаж — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.

Причиной трагедии называют неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскалённых газов, которые разрушили крепление, а также и то, что запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. В связи с этой катастрофой США понесли большие убытки — около 8 млрд долларов, включая и стоимость самого челнока, которая оценивается в 3 млрд. Гибель «Челленджера» — самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.

После катастрофы программа шаттлов была свёрнута на 32 месяца. Для расследования крушения президентом США Рональдом Рейганом была назначена специальная комиссия под руководством государственного секретаря Уильяма Роджерса. Комиссия пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили корпоративная культура и процедура принятия решений НАСА. Руководителям НАСА с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец, поставляемых подрядчиком Morton Thiokol, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра и не доложили вышестоящему начальству об этих опасениях. Комиссия Роджерса предъявила НАСА девять рекомендаций, которые необходимо было выполнить для возобновления полётов шаттлов.

Источник: https://vk.com/@ussr80x-gibel-chellendzhera

https://hodor.lol/post/56148/

===========================

Космический урок в память о "Челенджере".

"Известия", 29 января 1990 года.

28 января, в годовщину гибели американского космического корабля «Чэлленджер», советские космонавты Александр Викторенко и Александр Серебров провели открытый урок памяти Кристы Маколифф.

Идея использовать космическую орбиту для проведения школьного урока родилась во время конкурса, организованного среди американских учителей, за место в экипаже «Чэлленджера». В конкурсе приняли участие 10 тысяч человек, а победила в нем учительница географии из штата Нью-Гэмпшир Криста Маколифф. Задуманный ею в 1986 году урок не состоялся... Но идея не могла забыться. Ведь космический корабль — это уникальная лаборатория, школьники могут увидеть в действии многие физические законы, которые невозможно продемонстрировать на Земле. Космонавтика — будущее человечества, и для подростков заглянуть в завтрашний день — значит поскорее приобрести знания, без которых в этом будущем просто не обойтись.

Словом, не приходится удивляться, что президент Всесоюзного молодежного аэрокосмического общества «Союз» летчик-космонавт СССР Александр Серебров и председатель Ассоциации юных астронавтов США известный журналист Джек Андерсон нашли общий язык и договорились о работе по созданию непрерывной серии «космических» видеоуроков. Для нас сама необходимость существования ВАКО «Союз» пока несколько непривычна. Но в США деятельность Ассоциации юных астронавтов финансируется НАСА и рядом других организаций, регулярно проводятся пресс-конференции астронавтов для детей, издаются методические рекомендации, доступные 600 тысячам школьников.

Когда президент ВАКО «Союз» сам отправился на орбиту, космические уроки стали реальностью. Разработана программа «Звездные уроки», включающая 28 важнейших для образования тем. Уже записаны на видеомагнитофон четыре урока. А в воскресенье космические преподаватели провели уроки по плану американской учительницы и рассказали об устройстве нового космического скафандра, познакомили ребят и учителей, пришедших в ЦУП, с космическим «мотоциклом». Второй урок, проведенный в этот же день, посвящен научному, коммерческому и промышленному использованию космического пространства.

В дальнейшем аудитория космических уроков будет значительно шире. Заключено соглашение о производстве видеофильмов между ВАКО «Союз», Гостелерадио, объединением «Ника ТВ» и НПО «Энергия». В скором времени видеофильмы сможет приобрести любая школа. В завершение космического видеоурока памяти Кристы Маколифф Александр Серебров пригласил ее детей, 13-летнего Скотта и 10-летнюю Каролину, летом этого года в СССР в наш космический лагерь.

С. ЛЕСКОВ



================

Из комментариев в Фейсбуке:

Роман Синельников.

Помню журнал «Америка» с фотографиями и биографиями всего экипажа…

Об Александре Сереброве стоит сказать отдельно. В середине шестидесятых он, как и многие тогдашние студенты Физтеха (например, будущий актёр Александр Филиппенко), работал орлятским вожатым. Всероссийский пионерлагерь «Орлёнок» в то время — источник инакомыслия, как педагогического, так и общественно-политического (устраивать публичные дискуссии на темы из серии «Должен ли комсомолец слушать "Голос Америки"?» там было тогда в порядке вещей). Эту страсть к работе с детьми в сочетании с независимым характером и широтой взгляда Александр Александрович пронёс через всю свою жизнь. Александра Пахмутова, которая дружила с Серебровым с тех орлятских лет и до конца его жизни, неоднократно говорила мне, что если бы люди подобного склада оказались у власти в середине восьмидесятых, перестройка была бы осуществлена со значительно меньшими разрушительными последствиями. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но, возможно, Александра Николаевна и права…












Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа.

https://youtu.be/6gkAYDc58b8



==================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

================================


Tags: ! - История Перестройки, 1986, Челленджер, космос
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments