Ежемесячное приложение к программе «Мир и молодежь» готовится молодежной редакцией Гостелерадио под руководством Эдуарда Сагалаева и носит название по расположению редакции в здании «Останкино», а неформально станет «лестницей». Над передачей работали: Кира Прошутинская, режиссеры — Анатолий Малкин и Алексей Гиганов, редактор — Иван Кононов.
Многолетний исследователь и практик телевидения Сергей Муратов в рецензии на программу, пишет, что подростки «12 этажа» взорвали царящую церемонную обходительность «общественной немоты», «когда документальный экран довольствовался функцией парадного информатора, а в арсенале его журналистских средств преобладали главным образом ударные инструменты». В своей статье в «Огоньке» он отмечал, что передача «впервые позволила нам взглянуть на мир глазами подростка», а также предложила новый стиль общения с гостем в телевизионной студии: «В отличие от великодушного ведущего лестница вела себя некультурно, требовала конкретных и незамедлительных действий. Ах, какое это мучение — отвечать за пределами своего кабинета, в котором и стены помогают».
«Как возникла «лестница»? — вспоминал позже Эдуард Сагалаев. — Кто ее выдумал? Право на телеоткрытие, пожалуй, принадлежит молодому режиссеру Алексею Гиганову, это он первый произнес магическое слово, зазвучавшее у всех на устах и сразу ставшее своеобразным социологическим термином. Но прообраз этого конгломерата — юных нигилистов, крикунов, ниспровергателей — явился на той же экспериментальной площадке, на съемке первого выпуска «12 этажа». <…> Нашим глазам во всем великолепии явилась стихия общения, прорвавшая плотины расстояний, скучных понятий о субординации и правилах ведения всякого рода собраний. Скажу больше: это была стихия гласности, которая так долго ждала своего часа и наконец дождалась».
Здесь появляются и элементы того, что позже будет названо реалити-шоу. Вот как Сагалаев вспоминает этот эпизод.
— Мама, у меня для тебя новость есть, — сообщает Светлана Пальчикова, уехавшая в Сибирь с комсомольским отрядом на несколько месяцев. Ее мама и брат Гера (в Москве) говорят по телемосту.
— Что?
— Мам, я замуж выхожу.
Валентина Игнатовна лишается дара речи. Пауза.
— Что же я отцу скажу?.. Светлана, ты, может, нас хотя бы по телевидению познакомишь?
— Да, конечно. Вот он рядом, его зовут Юрий.
Он кланяется:
— Юрий.
Общее оживление.
«Программа идеально соответствовала эпохе брожения умов, — объяснит позже причину успеха телекритик Слава Тарощина, — гладиатор-ведущий в центре студии, непричесанные мальчики на лестнице, непричесанные мысли в эфире, где еще каждое слово пробуется на зуб, а в студию приглашаются только члены партии, на худой конец — комсомола. Как это все было свежо и смело тогда и как эти же приемы годы спустя оборачиваются своей противоположностью». Сагалаев добавляет: «В «12 этаже», пожалуй, впервые столь отчетливо и наглядно стал вырисовываться образ современного бюрократа — тем более безжалостный, что происходило это не нарочно, а вопреки лишь тому, что туман рассеялся и мы увидели явление и его носителей по-новому. Конечно, сыграла роль и сама атмосфера молодежной передачи, в которой жизнь выявляется с высокой степенью искренности и достоверности, опять же вне всяких драматургических планов и задумок».
Газета «Правда» за 23 мая 1987 года писала:
"Особую популярность приобрели за последнее время программы Центрального телевидения для молодёжи… Программы «Мир и молодёжь», «12 этаж» демонстрируют понимание больших социальных задач, стоящих перед молодёжью, помогают формировать в зрителях чувство ответственности перед Родиной, её великой историей и культурой. Облеченные в форму диспута нынешние молодёжные программы дают возможность высказаться и тем молодым людям, кто подвержен разного рода модным поветриям, в частности, в сфере музыки, кому ещё предстоит сделать сознательный выбор в жизни."
«Лестница» обсуждает все самые горячие вопросы своего времени, связывая разные города страны. Обсуждаются, например, проблемы экологии (выпуск от 18 января 1989), и Алексей Гиганов рассказывает о грядущем строительстве в Татарии атомной электростанции, Владислав Флярковский выходит из Астрахани, а в московскую студию приглашены ученые — Виктор Данилов-Данилян, Алексей Яблоков, физик-теоретик Анатолий Свидзинский.
Проводит дебаты перед выборами в депутаты Верховного Совета (выпуск от 3 марта 1989), на ходу устанавливая новый для советского телевидения жанр. В студии дают слово депутатам по алфавиту, чтобы «не дай бог, проявить субъективное мнение». Студия Останкино (ведущий — Эдуард Сагалаев) связывается с вестибюлем Московского вокзала в Ленинграде (в эфир выходит тот же Гиганов) и Московским Домом ученых, где проходит предвыборное собрание в Ленинском избирательном округе. Флярковский представляет двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, — Алексея Емельянова и Валерия Савицкого.
Непосредственность, с которой ведут себя подростки, приводит к тому, что программа дважды обсуждается на Политбюро. В октябре 1987 года она, как отмечает Эллен Мицкевич, была закрыта. Претензия Егора Лигачева, который настаивал на закрытии, состояла в том, что таких подростков, которые показываются в программе, в Советском Союзе нет. В мае 88-го программа ненадолго вернулась в эфир, но — с измененным форматом, но позже закрылась окончательно.
Источник: http://gorbymedia.com/post/01-1986
=================
Из книги Эдуарда Сагалаева "Когда журналисты были свободными":
Подростки вообще ничего не боялись. Словно не росли всю жизнь в стране, где всю жизнь, где нужно было тщательно следить за тем, что говоришь.
- Почему у нас на изучение Достоевского в школьной программе отведено три часа, а на изучение колчатого червя пять часов? Чем Достоевский хуже кольчатого червя?! - кипятился парень-десятиклассник, и заместитель министра образования краснел под его взглядом.
- Это немыслимо! - возмущались одни. Мальчишки-сопляки будут учить жизни заместителя министра!
- Это потрясающе! - восхищались другие. - У нас растет свободная думающая молодежь!
И все равно министры приходили на наши эфиры. Знали, что идут на тяжелое испытание, но шли. Может быть, они тоже не понимали, почему на Достоевского отводится три часа, а на червя пять?
Может быть, им хотелось изменить ход вещей, но они не чувствовали в себе достаточно сил? Может, наши подростки придавали им смелости?
*****
Второй человек в партии решил прийти к нам в молодежную редакцию поговорить о жизни. Мы, конечно, готовились. Егор Кузьмич пришел не один - с телохранителями.
- Егор Кузьмич, чаю налить Вам?
- Хорошо
В этот момент один из его телохранителей достал из кармана фляжку. Открутил крышку и налил в пустую чашку Лигачева... наверное, чай. Он боялся, что мы его отравим. Лигачев не приторнулся к пирожкам.
- А знаете, Эдуард Михайлович, вот в Впшей программе это же не комсомольцы выступают?- начальственно-отеческим тоном, каким разговаривали с "челядью" все члены Политбюро, произнес он. - Скажите, это у Вас артисты?
- Какие артисты, вы что? - я был возмущен.
- Нкт, Эдуард Михайлович, не отпирайтесь, - добродушно усмехнулся он. - Мы знаем, какие у нас комсомольцы. Наша молодежь не такая. Нелепая манера партийных бонз говорить о себе "мы" едва не вывела меня из себя. - Вот этот парень с ленточкой на голове - ну какой он комсомолец? видно же, что артист.
Парнем с ленточкой был 17-летний Сергей Брилев - тот самый, что потом стал кандидатом исторических наук и заместителем генерального директора телеканала "Россия".
Но это - потом.
А тогдав 1988 году Лигачев распорядился закрыть "12 этаж". Он ведь искренне верил, что "наша молодежь не такая".
============
Из комментариев в Фейсбуке:
Олеся Фокина
Мы всё придумывали вместе, счастливое время хулиганства, " мы можем всё и море по колено".
12 этаж помог, только вдумайтесь, тому, чтобы остановить снос палат Щербакова , мальчишки отстояли памятник 17 века, стояли насмерть, Ельцин приехал проверить, "что там за безобразия творятся?". До утра, до хрипоты обсуждали программу об охране памятников , культуры с Рустамом Рахматуллиным и его друзьями у меня, на кухне.
Но чаще моё место было- у первого в стране мультиэкрана на Новом Арбате. Вела прямые включения. прямо с той точки, где родилась. Туда приглашала участников, героев, вокруг собиралась толпа встревала в разговор.
Мы все -всё - проиграли.
Победило бабло.
Остальное неправда.
================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
================
Виктор Цой в программе "12 этаж".
https://www.youtube.com/watch?v=oC3qBN995y8
Двенадцатый этаж (1989).
Передача посвящена роли мужчины в обществе. Рассуждение о перестройке в СССР, экономике и политике.
Ведущий – Эдуард Сагалаев.
В передаче принимали участие: Святослав Федоров, академик Леонид Абалкин, Владислав Флярковский, ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Н.А. Козлов, доктор физ.-мат. наук Ю.Н. Вавилов, писатель К.А. Икрамов, Герман Иванцов, А.В. Малышев(начальник ОБХСС г.Одессы), Юрий Витальевич Примаков(сын героя гражданской войны Виталия Примакова).
https://www.youtube.com/watch?v=fPMnlA7VgBQ
"12 этаж" (1988 г.)
Обсуждение экологических проблем.
https://www.youtube.com/watch?v=sc3p6U0QOj8&t=1316s
Передачи «Мир и молодежь», «12-й этаж», «Проблемы — поиски — решения» — со всеми их просчетами, неминуемыми в новом деле, для многих стали учебником демократического, открытого диалога.
Изначально рассчитанные на молодежную аудиторию, они привлекают к телевизору людей всех возрастов, потому что утоляют потребность в гласности, в демократическом сосуществовании различных мнений.
Новые передачи взломали привычную пассивную структуру «голубого экрана». Их, конечно, пока мало. Но ТВ находится в самом начале долгого, трудного процесса. Наивно полагать, что за год-полтора такая махина,как Центральное телевидение, может совершить полную перестройку.
«Московские новости» 17 мая 1987 года, #20
=================================
Юрий Лоза и группа «Зодчие» в передаче "Двенадцатый этаж". 1986 год.
Лоза исполняет песню "Девочка сегодня в баре" и потом в студии молодежь обсуждает творчество группы.
https://youtu.be/7qMZUqGtdwM
Передачи, которые мы выбираем.
«Огонёк» #28, 12 июля 1986 года.
====================