ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Телепередача "12 этаж"

33 года назад - в январе 1986 года в эфир вышла телепередача «12 этаж». Она становится первой на советском телевидении, в которой право на свободную дискуссию предоставляется подросткам.

Ежемесячное приложение к программе «Мир и молодежь» готовится молодежной редакцией Гостелерадио под руководством Эдуарда Сагалаева и носит название по расположению редакции в здании «Останкино», а неформально станет «лестницей». Над передачей работали: Кира Прошутинская, режиссеры — Анатолий Малкин и Алексей Гиганов, редактор — Иван Кононов.

Многолетний исследователь и практик телевидения Сергей Муратов в рецензии на программу, пишет, что подростки «12 этажа» взорвали царящую церемонную обходительность «общественной немоты», «когда документальный экран довольствовался функцией парадного информатора, а в арсенале его журналистских средств преобладали главным образом ударные инструменты». В своей статье в «Огоньке» он отмечал, что передача «впервые позволила нам взглянуть на мир глазами подростка», а также предложила новый стиль общения с гостем в телевизионной студии: «В отличие от великодушного ведущего лестница вела себя некультурно, требовала конкретных и незамедлительных действий. Ах, какое это мучение — отвечать за пределами своего кабинета, в котором и стены помогают».

«Как возникла «лестница»? — вспоминал позже Эдуард Сагалаев. — Кто ее выдумал? Право на телеоткрытие, пожалуй, принадлежит молодому режиссеру Алексею Гиганову, это он первый произнес магическое слово, зазвучавшее у всех на устах и сразу ставшее своеобразным социологическим термином. Но прообраз этого конгломерата — юных нигилистов, крикунов, ниспровергателей — явился на той же экспериментальной площадке, на съемке первого выпуска «12 этажа». <…> Нашим глазам во всем великолепии явилась стихия общения, прорвавшая плотины расстояний, скучных понятий о субординации и правилах ведения всякого рода собраний. Скажу больше: это была стихия гласности, которая так долго ждала своего часа и наконец дождалась».

Здесь появляются и элементы того, что позже будет названо реалити-шоу. Вот как Сагалаев вспоминает этот эпизод.

— Мама, у меня для тебя новость есть, — сообщает Светлана Пальчикова, уехавшая в Сибирь с комсомольским отрядом на несколько месяцев. Ее мама и брат Гера (в Москве) говорят по телемосту.

— Что?

— Мам, я замуж выхожу.

Валентина Игнатовна лишается дара речи. Пауза.

— Что же я отцу скажу?.. Светлана, ты, может, нас хотя бы по телевидению познакомишь?

— Да, конечно. Вот он рядом, его зовут Юрий.

Он кланяется:

— Юрий.

Общее оживление.

«Программа идеально соответствовала эпохе брожения умов, — объяснит позже причину успеха телекритик Слава Тарощина, — гладиатор-ведущий в центре студии, непричесанные мальчики на лестнице, непричесанные мысли в эфире, где еще каждое слово пробуется на зуб, а в студию приглашаются только члены партии, на худой конец — комсомола. Как это все было свежо и смело тогда и как эти же приемы годы спустя оборачиваются своей противоположностью». Сагалаев добавляет: «В «12 этаже», пожалуй, впервые столь отчетливо и наглядно стал вырисовываться образ современного бюрократа — тем более безжалостный, что происходило это не нарочно, а вопреки лишь тому, что туман рассеялся и мы увидели явление и его носителей по-новому. Конечно, сыграла роль и сама атмосфера молодежной передачи, в которой жизнь выявляется с высокой степенью искренности и достоверности, опять же вне всяких драматургических планов и задумок».

Газета «Правда» за 23 мая 1987 года писала:
"Особую популярность приобрели за последнее время программы Центрального телевидения для молодёжи… Программы «Мир и молодёжь», «12 этаж» демонстрируют понимание больших социальных задач, стоящих перед молодёжью, помогают формировать в зрителях чувство ответственности перед Родиной, её великой историей и культурой. Облеченные в форму диспута нынешние молодёжные программы дают возможность высказаться и тем молодым людям, кто подвержен разного рода модным поветриям, в частности, в сфере музыки, кому ещё предстоит сделать сознательный выбор в жизни."

«Лестница» обсуждает все самые горячие вопросы своего времени, связывая разные города страны. Обсуждаются, например, проблемы экологии (выпуск от 18 января 1989), и Алексей Гиганов рассказывает о грядущем строительстве в Татарии атомной электростанции, Владислав Флярковский выходит из Астрахани, а в московскую студию приглашены ученые — Виктор Данилов-Данилян, Алексей Яблоков, физик-теоретик Анатолий Свидзинский.

Проводит дебаты перед выборами в депутаты Верховного Совета (выпуск от 3 марта 1989), на ходу устанавливая новый для советского телевидения жанр. В студии дают слово депутатам по алфавиту, чтобы «не дай бог, проявить субъективное мнение». Студия Останкино (ведущий — Эдуард Сагалаев) связывается с вестибюлем Московского вокзала в Ленинграде (в эфир выходит тот же Гиганов) и Московским Домом ученых, где проходит предвыборное собрание в Ленинском избирательном округе. Флярковский представляет двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, — Алексея Емельянова и Валерия Савицкого.

Непосредственность, с которой ведут себя подростки, приводит к тому, что программа дважды обсуждается на Политбюро. В октябре 1987 года она, как отмечает Эллен Мицкевич, была закрыта. Претензия Егора Лигачева, который настаивал на закрытии, состояла в том, что таких подростков, которые показываются в программе, в Советском Союзе нет. В мае 88-го программа ненадолго вернулась в эфир, но — с измененным форматом, но позже закрылась окончательно.

Источник: http://gorbymedia.com/post/01-1986

=================

Из книги Эдуарда Сагалаева "Когда журналисты были свободными":

Подростки вообще ничего не боялись. Словно не росли всю жизнь в стране, где всю жизнь, где нужно было тщательно следить за тем, что говоришь.

- Почему у нас на изучение Достоевского в школьной программе отведено три часа, а на изучение колчатого червя пять часов? Чем Достоевский хуже кольчатого червя?! - кипятился парень-десятиклассник, и заместитель министра образования краснел под его взглядом.

- Это немыслимо! - возмущались одни. Мальчишки-сопляки будут учить жизни заместителя министра!

- Это потрясающе! - восхищались другие. - У нас растет свободная думающая молодежь!

И все равно министры приходили на наши эфиры. Знали, что идут на тяжелое испытание, но шли. Может быть, они тоже не понимали, почему на Достоевского отводится три часа, а на червя пять?

Может быть, им хотелось изменить ход вещей, но они не чувствовали в себе достаточно сил? Может, наши подростки придавали им смелости?

*****

Второй человек в партии решил прийти к нам в молодежную редакцию поговорить о жизни. Мы, конечно, готовились. Егор Кузьмич пришел не один - с телохранителями.
- Егор Кузьмич, чаю налить Вам?
- Хорошо

В этот момент один из его телохранителей достал из кармана фляжку. Открутил крышку и налил в пустую чашку Лигачева... наверное, чай. Он боялся, что мы его отравим. Лигачев не приторнулся к пирожкам.

- А знаете, Эдуард Михайлович, вот в Впшей программе это же не комсомольцы выступают?- начальственно-отеческим тоном, каким разговаривали с "челядью" все члены Политбюро, произнес он. - Скажите, это у Вас артисты?
- Какие артисты, вы что? - я был возмущен.
- Нкт, Эдуард Михайлович, не отпирайтесь, - добродушно усмехнулся он. - Мы знаем, какие у нас комсомольцы. Наша молодежь не такая. Нелепая манера партийных бонз говорить о себе "мы" едва не вывела меня из себя. - Вот этот парень с ленточкой на голове - ну какой он комсомолец? видно же, что артист.

Парнем с ленточкой был 17-летний Сергей Брилев - тот самый, что потом стал кандидатом исторических наук и заместителем генерального директора телеканала "Россия".

Но это - потом.

А тогдав 1988 году Лигачев распорядился закрыть "12 этаж". Он ведь искренне верил, что "наша молодежь не такая".

============

Из комментариев в Фейсбуке:

Олеся Фокина

Мы всё придумывали вместе, счастливое время хулиганства, " мы можем всё и море по колено".

12 этаж помог, только вдумайтесь, тому, чтобы остановить снос палат Щербакова , мальчишки отстояли памятник 17 века, стояли насмерть, Ельцин приехал проверить, "что там за безобразия творятся?". До утра, до хрипоты обсуждали программу об охране памятников , культуры с Рустамом Рахматуллиным и его друзьями у меня, на кухне.

Но чаще моё место было- у первого в стране мультиэкрана на Новом Арбате. Вела прямые включения. прямо с той точки, где родилась. Туда приглашала участников, героев, вокруг собиралась толпа встревала в разговор.

Мы все -всё - проиграли.
Победило бабло.
Остальное неправда.

================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

================





















Виктор Цой в программе "12 этаж".

https://www.youtube.com/watch?v=oC3qBN995y8



Двенадцатый этаж (1989).

Передача посвящена роли мужчины в обществе. Рассуждение о перестройке в СССР, экономике и политике.

Ведущий – Эдуард Сагалаев.

В передаче принимали участие: Святослав Федоров, академик Леонид Абалкин, Владислав Флярковский, ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Н.А. Козлов, доктор физ.-мат. наук Ю.Н. Вавилов, писатель К.А. Икрамов, Герман Иванцов, А.В. Малышев(начальник ОБХСС г.Одессы), Юрий Витальевич Примаков(сын героя гражданской войны Виталия Примакова).

https://www.youtube.com/watch?v=fPMnlA7VgBQ



"12 этаж" (1988 г.)

Обсуждение экологических проблем.

https://www.youtube.com/watch?v=sc3p6U0QOj8&t=1316s



Передачи «Мир и молодежь», «12-й этаж», «Проблемы — поиски — решения» — со всеми их просчетами, неминуемыми в новом деле, для многих стали учебником демократического, открытого диалога.

Изначально рассчитанные на молодежную аудиторию, они привлекают к теле­визору людей всех возрастов, потому что утоляют потребность в гласности, в демократическом сосуществовании различных мнений.

Новые передачи взломали привычную пассив­ную структуру «голубого экрана». Их, конечно, пока мало. Но ТВ находится в самом начале долгого, трудного процесса. Наивно полагать, что за год-полтора такая махина,как Центральное телевидение, может совершить полную пере­стройку.



«Московские новости» 17 мая 1987 года, #20

=================================

Юрий Лоза и группа «Зодчие» в передаче "Двенадцатый этаж". 1986 год.
Лоза исполняет песню "Девочка сегодня в баре" и потом в студии молодежь обсуждает творчество группы.

https://youtu.be/7qMZUqGtdwM







Передачи, которые мы выбираем.

«Огонёк» #28, 12 июля 1986 года.







====================


Tags: ! - Гласность, ! - История Перестройки, ! - Телепередачи Перестройки, 1986
Subscribe

Posts from This Journal “! - Телепередачи Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments