ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Первые шаги Эстонии к независимости в 1988 году.

============================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР

О предложениях по проектам Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и Закона СССР о выборах народных депутатов СССР


В ходе обсуждения проектов Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основною Закона) СССР и Закона СССР о выборах народных депутатов СССР, вынесенных Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение, у жителей Эстонии сложилось твердое убеждение, что осуществление реформы политической системы советского общества возможно только путем радикальной демократизации общественной жизни, существенного увеличения суверенитета союзных республик и самостоятельности и ответственности местных органов в деле направления политического, экономического, социального и культурного развития. Жители республики поддерживают установку XIX Всесоюзной партийной конференции на децентрализацию управления и такое перераспределение функций и полномочий, которое бы обеспечило максимальную инициативу и самостоятельность на местах и реализацию положений, одобренных на XI Пленуме ЦК Компартии Эстонии.

Получили одобрение также установки ЦК КПСС относительно подготовки Пленума ЦК КПСС «О совершенствовании межнациональных отношений в СССР».

О проектах Закона об изменениях и дополнениях Конституции СССР и Закона о выборах народных депутатов СССР высказало свое мнение большинство жителей, трудовых коллективов, общественных организаций и движений республики. В Президиум Верховного Совета Эстонской ССР поступили 21 480 коллективных писем и писем от отдельных граждан, а также протоколы 428 собраний. В подавляющем большинстве оценки, данные указанным проектам законов, носят критический характер. Большинство жителей республики своими более чем 861 000 подписями высказали требование, чтобы представленные проекты законов в таком виде не были приняты к обсуждению на предстоящей сессии Верховного Совета СССР. Эту же точку зрения высказали сессии местных Советов народных депутатов, собрания партийных организаций, трудовых коллективов, этого требуют научная общественность и общественные движения республики. Люди высказывают озабоченность дальнейшим ходом процесса демократизации, усматривая в намеченных изменениях опасность централизации власти в руках всесоюзных органов. Отмечается, что в проектах имеются противоречия резолюциям XIX Всесоюзной конференции КПСС о развитии демократии. Указанные проекты законов предусматривают существенное ограничение суверенитета союзных республик и по существу игнорируют неотъемлемое право народов на самоопределение. Существенно уменьшились бы права союзных республик в деле решения вопросов экономики, социально-культурной жизни и даже вопросов национальной культуры. Введение изменений и дополнений в Конституцию СССР в представленном виде привело бы к возникновению серьезных юридических противоречий в Основном Законе.

На XIX Всесоюзной конференции КПСС выборы Съезда народных депутатов СССР были назначены на первую половину 1989 года. Верховный Совет Эстонской ССР считает, что для обеспечения суверенитета союзных республик на Съезде народных депутатов СССР необходимо установить требование, в соответствии с которым принятие, изменение и дополнение Конституции СССР и других конституционных законов осуществляются только после их одобрения всеми союзными республиками. В случае признания этого требования окажется возможным путем внесения изменений в 13-ю главу проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основното Закона) СССР и в проект Закона СССР о выборах народных депутатов СССР принять соответствующие положения о выборах народных депутатов.

Верховный Совет Эстонской Советской Социалистической Республики постановляет:

1. Признать 12-ю главу (статьи 89—94) и 15-ю главу (статьи 108—127) и статьи 135, 137, 138, 139, 143, 144, 149, 150 и 152 проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР не соответствующими принципам демократизации политической системы советского общества, ленинским идеям совершенствования межнациональных отношений, целям увеличения суверенитета советских социалистических союзных республик и создания социалистического правового государства.

2. Войти в Верховный Совет СССР с предложением:

2.1. Не включать в повестку дня предстоящей сессии обсуждение главы 12-й (статьи 89—94), главы 15-й (статьи 108—127) и статей 77, 103, 104, 105, 107, 130, 131, 133, 135, 137, 138, 139, 143, 144, 149, 150, 152, 153, 155, 165 и 174 проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР, поскольку они не касаются выборов Съезда народных депутатов СССР.

2.2. Разработать и принять Закон СССР «О порядке разработки, принятия и введения в действие Конституции СССР».

2.3. Создать из числа представителей союзных республик на паритетных началах комиссию для дополнительной проработки конституционных вопросов, привлекая к участию в ней широкую общественность.

3. Признать, что 13-я глава (статьи 95—102) проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и ряд положений проекта Закона СССР о выборах народных депутатов СССР не соответствуют целям дальнейшего развития демократии.

4. Войти в порядке законодательной инициативы (в соответствии со статьей 113 Конституции СССР) в Верховный Совет СССР с предложением внести в действующую Конституцию СССР следующие изменения:

4.1. Сформулировать статью 89 следующим образом: «Советы народных депутатов — Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, высшие органы государственной власти союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов — образуют единую систему представительных органов государственной власти».

4.2. Сформулировать название 15-й главы Конституции СССР следующим образом: «Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР».

4.3. Изменить часть первую статьи 108 и сформулировать ее следующим образом: «Высшим органом государственной власти Союза ССР является Съезд народных депутатов СССР. До созыва Съезда народных депутатов высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР».

4.4. Дополнить статью 108 частью 4 и сформулировать ее следующим образом: «Принятие, дополнение и изменение Конституции СССР и конституционных законов может производиться только после их одобрения всеми союзными республиками».

Нынешнюю часть 4 статьи 108 считать частью 5.

5. Представить Президиуму Верховного Совета СССР предложения о внесении изменений и дополнений в главу 13 (статьи 95—101) проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и в проект Закона СССР о выборах народных депутатов СССР согласно приложению.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. РЮЙТЕЛЬ
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. ВАХТ

Таллин, 16 ноября 1988 г.



===============================

Приложение
к Постановлению Верховного Совета
Эстонской ССР
от 16 ноября 1988 г.
I

Внести в статьи 95—102 13-й главы проекта Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Изменить статью 95 и сформулировать ее следующим образом:

«Статья 95. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным и многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

По нормам, установленным Конституцией СССР, одна треть депутатов Съезда народных депутатов СССР избирается от Коммунистической партии Советского Союза, профсоюзов, кооперативных организаций, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, объединений женщин, ветеранов войны и труда, научных работников, творческих союзов и других созданных в установленном законом порядке и имеющих общесоюзные органы общественных организаций и объединений граждан СССР. Выборы народных депутатов от общественных организаций проводятся на их съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных органов из числа кандидатов в народные депутаты, представленных на съездах, конференциях союзных республик либо пленумах республиканских органов. На выборах обеспечивается равное численное представительство депутатов, избранных от общественных организаций союзных республик, на Съезде народных депутатов СССР».

2. Изменить часть 2 статьи 96, заменив слова «18 лет» словами «21 года» и слова «21 года» словами «25 лет».

3. Часть 1 статьи 100 после слов «по воинским частям» сформулировать следующим образом:

«Право выдвижения кандидатов в народные депутаты от общественных организаций имеют общесоюзные органы этих организаций, которые исходят из решений организаций республик относительно кандидатов в народные депутаты от союзной республики».

Часть 3 той же статьи сформулировать следующим образом:

«В избирательные бюллетени включаются все кандидаты в депутаты, зарегистрированные в соответствующем избирательном округе в предусмотренном законом порядке».

Часть 4 той же статьи сформулировать следующим образом:

«При выборах народных депутатов могут проводиться окружные предвыборные собрания. Окружные собрания не решают вопроса о регистрации кандидатов в депутаты».

4. Статью 102 сформулировать следующим образом:

«Статья 102. Избиратели могут давать наказы своим депутатам. Наказ — это поручение избирателей депутату действовать в Совете в интересах избирателей».
II

Внести в проект Закона СССР о выборах народных депутатов СССР следующие изменения и дополнения:

5. Изменить название проекта Закона СССР о выборах народных депутатов СССР и сформулировать его следующим образом: «Закон Союза Советских Социалистических Республик «О выборах Съезда народных депутатов Союза ССР». В связи с этим в тексте слова «выборы народных депутатов СССР» следует заменить словами «выборы Съезда народных депутатов СССР» (статьи 1—19, 21—25, 28—29, 32, 38—51, 53—59).

6. Статью 1 после слов «пленумах их общесоюзных органов» дополнить следующим образом: «... из числа кандидатов в народные депутаты, представленных на съездах, конференциях союзных республик или пленумах республиканких органов».

7. В части 2 статьи 2 слова «21 года» заменить словами «25 лет».

8. В статьях 2, 3, 4: выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР от общественных организаций не являются всеобщими, прямыми и равными. Соответствующие части этих статей следует объединить в отдельную статью «Выборы народных депутатов от общественных организаций».

9. Дополнить статью 9 начиная со слов «Право выдвижения... имеют» следующим образом: «общесоюзные органы этих организаций, исходящие из решений соответствующих общественных организаций союзных республик о кандидатах в народные депутаты».

10. Статью 10 дополнить частью 3 в следующей формулировке:

«Наказ избирателей — это поручение, данное избирателями и общественными организациями депутату относительно деятельности на Съезде народных депутатов СССР».

11. Статью 19 сформулировать следующим образом:

«Статья 19. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах народных депутатов СССР от избирательных округов территория районов, городов, районов в городах, входящих в избирательные округа, делится на избирательные участки, общие для выборов народных депутатов от территориальных и национально-территориальных избирательных округов. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей; на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа по месту порта приписки судна. Избирательные участки могут быть образованы на полярных станциях и, если для этого имеются необходимые условия, при советских учреждениях за границей».

Следует исключить из текста образование избирательных участков в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, на крупных железнодорожных и автомобильных станциях, в аэропортах, морских и речных портах и в гостиницах, поскольку избиратель, находящийся вдали от своего постоянного места Жительства (в поездке), не в состоянии принять решение в пользу того или иного чужого для него кандидата. Он не знает кандидата в депутаты, ничего не ведает о его личных качествах. Участие в выборах случайных избирателей является, по существу, нарушением избирательного права местных избирателей.

12. Статью 12 сформулировать следующим образом:

«Статья 20. Порядок и норма образования избирательных участков

Избирательные участки образуются районными, городскими (кроме городов районного подчинения), районными в городах Советами Народных депутатов по согласованию с окружными избирательными комиссиями. На судах, находящихся в день выборов в плавании, избирательные участки образуются соответствующими Советами народных депутатов по месту порта приписки судна. В воинских частях избирательные участки образуются местными Советами народных депутатов по представлению командиров частей или войсковых соединений.

Избирательные участки образуются не позднее чем за два месяца до выборов. В воинских частях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях избирательные участки образуются не позднее чем за пять дней до выборов.

Избирательные участки образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Соответствующая окружная избирательная комиссия оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования».

13. Часть 2 статьи 24 сформулировать следующим образом:

«Представители в состав окружной избирательной комиссии выдвигаются трудовыми коллективами, их советами, республиканскими, краевыми, областными, окружными (автономных округов), районными, городскими, районными в городе органами общественных организаций и зарегистрированных объединений граждан, а также собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Для определения трудовых коллективов и общественных организаций, выдвигающих представителей в состав комиссий, соответствующие Советы народных депутатов при необходимости могут проводить совещания уполномоченных трудовых коллективов и общественных организаций избирательного округа. Порядок созыва и компетенцию совещаний уполномоченных определяет соответствующий Совет народных депутатов».

14. Учитывая, что окружная избирательная комиссия должна при проведении выборов оставаться беспристрастной и не вмешиваться в агитацию за того или другого кандидата в депутаты, следует исключить из статьи 25 пункты 5 и 8 и соответственно изменить нумерацию пунктов в этой статье.

15. Исключить пункт 3 статьи 27.

(См. комментарий к статье 19 и новую редакцию статьи 35).

16. Статьи 28 и 29 противоречат требованию о прямых и равных выборах.

17. Часть 1 статьи 34 сформулировать следующим образом: «Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за десять дней до выборов». (См. комментарий к статье 19).

18. Статью 35 сформулировать следующим образом:

«Статья 35. Порядок голосования временно выбывших избирателей

Избиратели, временно выбывающие со своего места жительства после представления списков избирателей для всеобщего ознакомления и отсутствующие в день выборов, а также избиратели, находящиеся в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, могут затребовать от участковой избирательной комиссии по своему постоянному месту жительства избирательные бюллетени, принять решение относительно своих кандидатов в депутаты и оставить заполненные избирательные бюллетени в закрытом и запечатанном конверте в участковой комиссии. Получение избирательного бюллетеня избиратель подтверждает своей подписью.

Во время подсчета голосов участковая избирательная комиссия открывает запечатанный конверт и прилагает избирательные бюллетени к другим бюллетеням, участвовавшим в голосовании».

19. Исключить из части 1 статьи 38 после слов «для обсуждения выдвинутых по избирательному округу кандидатов» вторую часть предложения.

Следует исключить также в целом пятую и шестую части той же статьи.

20. В части 3 статьи 51 исключить третье предложение.

21. В части 4 и части 5 статьи 52 исключить последнее предложение.

Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. ВАХТ

=================

Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР, 1988, № 48 (873), 25 ноября 1988:
http://ведомости.эстонской.сср.рус/1988/48/







==========================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================



Tags: ! - Распад СССР, 1988, Эстония
Subscribe

Posts from This Journal “! - Распад СССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments