ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Творческое возвращение Андрея Тарковского на родину.

36 лет назад - 20 ноября 1986 года - начался первый комплексный показ фильмов Тарковского в московских кинотеатрах.

Борис Межуев:

В ноябре-декабре 1986 года в советских кинотеатрах стали показывать советские фильмы Тарковского, как раз за месяц-два до его смерти. Это было очень важное событие культурной жизни - как раз тогда я и посмотрел все основные фильмы великого режиссера - "Андрей Рублев", "Зеркало", "Сталкер", "Солярис".

Я помню, мы с друзьями в ноябре 1986 побежали смотреть "Андрея Рублева" в какой-то клубный кинотеатр (при заводе каком-то в Нагатино). В то же время "Зеркало" шел в "Звездном", а "Сталкер" в кинотеатре "Смена" у Красных ворот. Помню гигантскую очередь, и я первый раз не попал, а потом, спустя недели две, посмотрел легко.

"Солярис" я посмотрел уже в начале 1987 в нашем клубе "Высотник". Тарковский знал, что эта реабилитация его картин - это, конечно, попытка примириться с ним перед его близкой смертью. Он умер в ночь с 28 по 29 декабря. Но без его фильмов уже невозможно воспринимать это время - все три года он был главной фигурой для обсуждения, вся культурная жизнь происходила уже в его тени.

Помню первое впечатление от Тарковского - вот точное соответствие собственному переживанию от русской истории - с одной стороны, кровавая междуусобица, с другой, светлые иконы, пожалуй, лучшие в мире. С третьей стороны - письмо Пушкина Чаадаеву, прочитанное в "Зеркале". И новая тема - возвращение к культурным традициям как бы поверх истории.

https://www.facebook.com/groups/152590274823249/permalink/2016358828446375/

Сергей Кудрявцев:

Комплексные показы фильмов Тарковского возобновились на Московском международном кинофестивале (ММКФ) летом 1987 года.

Газета "Московские новости" номер 2 за 1987 год.

Возвращение.

Михаил Булгаков однажды сказал дерзкую и бессмертную фразу: «Рукописи не горят». Недавно мы имели возможность убедиться, что не горит и кинопленка....

В течение двух месяцев в московских кино театрах шли фильмы Андрея Тарковско­го. Студентка университета рассказывала, как они пробивались на «Зеркало » — сперва в одиночку, а по том группой, как несколько раз стояли в огромной очереди и уходили ни с чем, потому что билеты были распроданы на неделю вперед. «Два месяца — сплошные аншлаги!» — возбужденно кричала в телефонную трубку работница управления кино­фикации, привыкшая за последнее время горестно подсчитывать пустующие места в зрительных залах даже в те дни, когда там идут развлекательные боевики. Копии картин Тарковского сработались до дыр, до лоскутов, честно отслужив все, что им было положено, и, наверное, еще с только же сверх, но так и не успев побывать во всех тех кинотеатрах, где их ждали...

Успел ли Андрей Арсеньевич Тарковский, уже смертельно больной, узнать об этом триумфе своего горького, сложного, выстра­данного кинематографа? Имя Тарковского ворвалось в нашу жизнь на волне обновления, переживавшегося страной после XX съезда партии,— вместе со стихами новых, молодых поэтов, вместе с новыми песнями, новой литературой. От тех времен запомнилась фотография: тридцатилетний улыбающийся Тарковский держит в руках большой приз Венецианского фестиваля. Молодой режиссер получил его за фильм «Иваново детство» — пронзительный рассказ о мальчике-солдате, который живет с душой, обуглившейся от ненависти к фашистам, и возвращается в снах в свое детство, навсегда оборванное войной.

«Иваново детство» вышло на экраны в 1962 году. А затем начался тот период нашей жизни, который мы теперь называем застой­ным. Он был тяжелым для всех, но для режиссера, всегда работающего трудно и не умеющего приспосабливаться, наверное, тя­желым вдвойне.

Я снимаю с полки «Киносло­варь» — и простое перечисление фильмов, снятых Андреем Тарковским, и дат их выхода на экран уже само по себе читается как драматическая хроника. «Андрей Рублев» (1971 год). «Солярис» (1972 год), «Зеркало» (1975 год), «Сталкер» (1980 год). Каждая дата — это веха в истории советского кино. Но как увеличивались промежутки между ними! Что было там, в этих промежутках, длившихся иногда три года, а иногда и пять? Неосуществленные замыслы? Картины , которые мог ли бы составить славу нашего кино, но так и не были Тарковским сняты?

В 1983 году Тарковский снял фильм в Италии «Ностальгия» и в Россию уже не вернулся. Несколько дней тому на зад в драматической хронике его судьбы поставлена последняя точка: 28 декабря 1986 года Андрей Арсенье­вич Тарковский скончался в возрасте пятиде­сяти четырех лет. Можно предположить, что разлука с Родиной далась ему нелегко и была вынужденной. Однако впечатление от этой тяже­лой потери смешивается с другим чувством — восстановленной справедливости. Наверное, даже специалисты сегодня не припомнят названия всех тех лент, по поводу которых строчились в свое время победные реляции, — фильмы же Тарковского, пусть и на ­долго исчезнувшие с экранов, продолжали жить , делать какую-то важную духовную работу. Кажется, как можно любить, знать то, чего ты никогда не видел? Оказывается — можно! Сегодня на фильмы Тарковского рвется молодежь . Значит, память об этих лентах береглась и передавалась по наслед­ству, пока не пришел их настоящий час .

Их судьба так вписывается в контекст перемен, происшедших в нашей жизни в памятном 1986 году! Очистительная гроза, разразившая­ся на V съезде кинематографистов, разметала ту огромную потемкинскую деревню, в кото­рую уже начал было превращаться наш кинематограф, и показала истинную цену каждого настоящего произведения. Сегод­ня, к примеру, мы у же привычно говорим:«школа Алексея Германа», а ведь школу эту создали фильмы, долгое, время лежавшие на полке, — значит, как и фильмы Тарковского, они каким-то непостижимым образом продолжали работать, даже не выходя на экран.

Названия двух лент Киры Муратовой — «Короткие встречи» и «Долгие проводы» — оказались, к несчастью, пророческими: встре­ча с первым фильмом была вынужденно короткой, а путь к зрителю второй картины отсрочился на целое десятилетие, но вот совсем недавно в переполненном зале Дома кинематографистов состоялась настоящая премьера этих картин, и оказалось, что их чистая мелодия звучит абсолютно современно! Сегодня к нам возвращаются фильмы, о выходе которых раньше нельзя было и мечтать, мы включаем телевизор и с изум­лением обнаруживаем, что буквально за считанные месяцы молодежь научилась гово­рить без подсказок и бумажеко том, что ее волнует, мы вырываем друг у друга из рук газеты...

А на улице зимний ветер треплет афишу «Зеркала». Тарковский не успел вер­нуться к нам. Но вернулось его искусство...

Татьян» ХЛОПЛЯНКИНА



























===========

Первая Советская книга «О Тарковском» (1989)

https://imwerden.de/pdf/o_tarkovskom_1989__ocr.pdf














IMG_2465.jpeg
IMG_2480.jpeg


IMG_2804.jpeg

IMG_6220.jpeg

IMG_1385.jpeg
IMG_1410.jpeg

IMG_4700.jpeg
IMG_4701.jpeg

IMG_7722.jpeg
IMG_7723.jpeg

====================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================


Tags: ! - История Перестройки, 1986, Тарковский
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments