ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Горбачев и Тарковский

Обозреватель газеты «АБС» Педро Гарсия Куартанго знакомит читателей с биографией Михаила Горбачева и в частности с тем, как он сумел прийти к власти. Автор строит свои размышления, опираясь на сравнительный анализ двух русских знаменитостей: Горбачева и режиссера Андрея Тарковского. Оба они были мечтателями и индивидуалистами, и потому потерпели поражение в обществе.





ABC (Испания): русская душа
23.12.2018

Педро Гарсия Куартанго (Pedro García Cuartango)

Я непостоянный и капризный читатель, который заглядывает ненадолго на страницы тысяч книг. На моем столе за последние месяцы скопились горы новинок, около семидесяти.

Сейчас я читаю биографию Михаила Горбачева — исключительный и подробнейший труд Вильяма Таубмана (William Taubman), уже получившего в свое время Пулитцеровскую премию за биографию Хрущева. Я поглощен рассказом о том, как Михаил Сергеевич пришел к власти. Он был амбициозным, энергичным человеком и перфекционистом, всегда знавшим, что хочет подняться на самый верх. Его характер был во многом противоположен характеру Андрея Тарковского, русского режиссера, чьи дневники я одновременно листаю. Они охватывают период с 1970-ого по 1986 год.

Последняя запись Тарковского от 15 декабря 1986 года о том, что у него сильно болят ноги, и он прикован к постели. И в конце: «Негатив, разрезанный почему-то во многих случайных местах…» Я не знаю, что он имел в виду, но это было последнее, что он написал, потому что десять дней спустя он умер в Нейи под Парижем, где лечился от рака легких.

Тарковский был мистиком, творцом, который искал красоту в своих творениях, не желая делать никаких уступок зрителю. Его фильмы прекрасны, но плохо продаются. Несколько дней назад я пересмотрел его картину «Андрей Рублев», которая рассказывает историю русского иконописца XV века. Стремление героя оставить след на монастырских стенах очень сродни мечте режиссера превратить кадры в живопись. Для того, вероятно, он и создал эту ленту.

Горбачев тоже был визионером, который думал, что может реформировать Советский Союз. Его поражение стало его победой, потому что он отказался от мысли применить силу, чтобы насадить перемены, и стал жертвой потрясений, которые сам же и вызвал. Михаил Сергеевич был в высшей степени культурным человеком, так же как его жена Раиса.

Мне думается, что и политик, и режиссер, который умер как раз в тот момент, когда Горбачев объявлял перестройку, являются выразителями той многострадальной русской души, которую лучше как никто другой описал в своих романах Достоевский.
Генсек ЦК КПСС был человеком прагматичным, пережившим несколько партийных чисток, а Тарковский был художником, идеалистом. Но в обоих чувствуется этот разрыв между реальностью и желанием, который порождает смесь меланхолии и отчаяния от столкновения с неумолимой средой. В конце концов, оба они видели то, что не существовало, но могло бы существовать, и посвятили все свои силы борьбе с препятствиями на пути к утопии.

Оба они были мечтателями и индивидуалистами, и потому потерпели поражение в обществе, где правит атавистический культ власти и традиции. Такие отверженные типы нередки в России, стране Чехова, Гоголя, Булгакова, Пастернака, Ахматовой, которые писали об этой ране в славянской душе с пронзительностью, которая до сих пор нас впечатляет.

Источник:
https://inosmi.ru/amp/social/20181223/244285812.html


Tags: ! - Статьи о М.С. Горбачеве, Михаил Сергеевич Горбачев, Тарковский
Subscribe

Posts from This Journal “Михаил Сергеевич Горбачев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments