ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Комедия Юрия Мамина "Фонтан" (1988).

30 лет сатирической кинокомедии Юрия Мамина "Фонтан" (1988).

Фильм снят в жанре анекдота, «злоба дня» которого до сих пор не устарела. Действие происходит в обычном питерском доме, давно нуждающемся в ремонте. На примере неполадок этого дома и столь же искреннего, сколь и тщетного желания жильцов их устранить авторы создают трагикомическую иллюстрацию до боли знакомой всем нам «разрухи в головах».

Фильм можно посмотреть тут:

https://m.youtube.com/watch?v=fSUYzDEIiH8

=============================

Журнал «Советский экран» #17 за 1988 год.

Юрий Мамин о своем фильме «Фонтан»:

«Дом, который трещит по всем швам, не нами придуман, а снимался, что называется, «с натуры». Более того, часто, например, в ленинградской телепередаче «Монитор» приводятся примеры и пострашнее. Увы, в фильме мы ничего не преувеличили…

Комедия - условный жанр. А условность противоречит художественной сути кинематографа. Эффект комедийности, порой доходящей до гротеска, создает в наших фильмах совмещение абсолютной реальности обстановки, достоверности жизненных обстоятельств с обостренной до гиперболы ситуацией.

В определенном смысле мы проводим эксперимент: сможет ли синтез жанров - бытовых зарисовок и фантастики, трагикомедии и социальной сатиры, элементов производственного кинематографа - дать новое художественное измерение кинопроизведению?»

=============

Людмила Самохвалова:

Дорогой Эдуард, спасибо тебе за архив, за память. До сих пор помню тот восхитительный день, когда был предварительный показ "Фонтана" на "Ленфильме", а именно потрясающую реакцию зрителя, после которой я тихо сказала Юре: "Ты-гений!" И через несколько дней на 1-ом Международном кинофестивале "Золотой Дюк" в Одессе - 1-ом кинофестивале "Эпохи Перестройки и Гласности", на котором Юра получил Гран-при, ровно то же самое, но уже прокричал Михаил Жванецкий: - "Покажите мне этого гения Мамина!" В те дни "Одесса-мама" была переименована в "Одессу Мамина". Фильм вечный. Такова Россия, к сожалению. Сам же фильм "Фонтан" в дальнейшем был запрещен к широкому показу по "ходатайству" г.Михалкова, по причине откровенного провала его картины "Очи черные" на этом же фестивале и на других международных фестивалях.














=================

Из рецензии на фильм:

...Трещина идет по всему дому— а еще вчера ее не было, или, во всяком случае, она не бросалась в глаза. Дом очень старый, того грязно-желтого цвета, какой бывает у ленинградских построек, словно бы впитавших в себя всю сырость так и не укрощенных до конца северных болот. Все в нем сыплется, рушится. К перилам опасно прикасаться. Крыша прохудилась, и ее приходится подпирать сложенными на чердаке транспарантами. Во дворе вот уже несколько недель бьет из разорвавшейся трубы горячий источник, и хозяйки привычно стирают в нем белье. В близлежащей аптеке истомленные жаждой алкаши безуспешно пытаются приобрести «двадцать корвалолов». Техник-смотритель начинает орать раньше, чем жильцы успевают его о чем-то спросить, потому что прекрасно знает, что на их вопросы он все равно не в состоянии ответить. «Когда будет вода?» — «Вода будет тогда, когда ее включат» — вот образец блестящей логики, перед которой мы все теряемся, потому что она неоспорима... Люди одеты дико, особенно женщины,— дико не по качеству нарядов, а по их несоответствию. Например, служащая жэка весь день не снимает с головы меховой шапки — может, ей холодно в помещений, может, причесаться с утра не успела, а может, просто гордится дорогим приобретением, но все равно вид этой женщины нелеп, как нелепа, впрочем, и постоянно меняющаяся аббревиатура ее учреждения: сейчас оно, кажется, уже называется не жэк, а жэу; или дэз, или какое-то ПЖРО. Стены этого учреждения покрашены в тот немыслимый цвет, которого можно достичь, если в плохую отечественную краску еще добавить немного помоев. Но в этих стенах проходят собрания, здесь единогласно одобряют почин отключить — в целях экономии — сперва воду в доме, а потом и свет.
...Вот так, с описания, с одной стороны, немыслимого, а с другой — абсолютно узнаваемого абсурда, царящего на экране, хотела я начать разговор о фильме «Фонтан» после того, как впервые увидела его на фестивале «Золотой Дюк». Но критики, побывавшие в Одессе, уже разнесли весть о «Фонтане» по многочисленным изданиям. Задолго до выхода фильма на экран зрители смогли увидеть по телевизору — и, кажется, не один раз — очень смешную сцену с тремя алкоголиками, которые за глоток спиртного готовы, как атланты, удерживать на своих плечах крышу разрушающегося дома. Справедливо замечено во всех статьях, что сам этот дом, ставший коллективным героем комедии Ю. Мамина,— это как бы символ современной нашей жизни, трещины которой уже никак не залатаешь косметическим ремонтом.
Что остается критику, пишущему об этом фильме едва ли не последним?
Пошарить по углам маминской постройки? Поискать какие-то детали, подробности, на которые не успели обратить внимание многочисленные мои коллеги?
Что ж, это вполне возможный путь, поскольку картина В. Вардунаса и Ю. Мамина при всей кажущейся ее простоте (сколько комедий про плохого управдома на нашей памяти!) очень многослойна. Физическому развалу, который мы наблюдаем на экране, здесь соответствует и разброд духовный: в одной квартире собираются на свои радения бородатые члены некоего «общества», несколькими этажами выше все еще сидит над картами военных действий почтенный ветеран; над двором парит на самодельных крыльях встрепанный композитор, пытаясь отловить постоянно ускользающую от него музу; артистка с незадавшейся творческой биографией выращивает прямо в квартире под пленкой нежные тюльпаны на продажу; в телевизоре мелькают полуобнаженные тела красоток, демонстрирующих аэробику, а потом их сменяет театральный режиссер с повадками диктатора (в роли снялся сам Ю. Мамин), который ворчливо утверждает, что актер может полноценно работать только на грани творческой смерти. Странно не то, чем заняты эти люди. Чудовищно смешение, разноязыкость их устремлений. Библейский образ Вавилонской башни, которая рушится, поскольку люди перестали понимать друг друга, неизбежно должен возникнуть в нашем сознании. Но здесь мы опять приходим к тому, что было уже сказано: что дом, построенный на экране ленфильмовскими кинематографистами,— это как бы символ и т. д. (смотри выше).
Что еще можно отметить? Превосходную игру актеров С. Донцова, В. Михайлова,. Н. Усатовой, А. Калмыкова и, конечно, А. Куттубаева, сыгравшего посланца жарких среднеазиатских пустынь, седобородого старика, чьи представления об извечных человеческих ценностях входят в слишком разительное противоречие с бытом вышеуказанного дома.
Что еще? Да, конечно, фонограмма. Она, как всегда, у Мамина (вот парадокс: человек снял до «Фонтана» всего одну, к тому же короткометражную ленту — «Праздник Нептуна», однако перо легко выводит это словосочетание «как всегда», поскольку стиль, характер его режиссуры уже успел сложиться) — так вот фонограмма, как всегда, у Мамина, кажется поначалу чересчур замусоренной, она состоит из каких-то обрывков мелодий, фраз, слов, которые порой не играют в сюжете решительно никакой роли. Это не просто мусор жизни, это опять-таки — разноязыкость. Люди толкуют каждый свое, не умея вслушаться в речи друг друга. Вавилонское столпотворение! Дом-символ (опять смотри выше).
Одним словом, автору данной рецензии, кажется, ничего не оставалось, как повторить вслед за своими коллегами, что «Фонтан» — это социальная комедия, дающая своеобразный срез жизни нашего общества, естественно, в тех формах, какие этому жанру доступны.
Но счастливый случай предоставил мне возможность сказать о полюбившемся мне фильме еще несколько слов.
В № 23 «СЭ» перепечатана короткая заметка Дмитрия Попова из газеты «АРЗ» (издание рижского видеоцентра и дирекции кинофорума «Арсенал») о фильме Ю. Мамина под красноречивым заголовком: «Не фонтан». И очень хорошо, что перепечатана. Всеобщий восторг, каким был окружен «Фонтан» на Одесском фестивале, на мой взгляд, вполне им заслужен, но в принципе это не лучшая питательная среда для сатирической комедии: испытанный боец, она нуждается в полемике.
Главный свой упрек Дм. Попов формулирует так: «Фонтан» — это фига, наконец-то вытащенная из кармана.
С этой «фигой», по-моему, уже давно пора разобраться. Кажется, не было в прошлом ни одного острого произведения, пытающегося критиковать или высмеивать творящийся вокруг нас абсурд, про которое бы не бросали пренебрежительно: «Фига в кармане». И про «Родню» Никиты Михалкова так говорили, и про «Гараж» Эльдара Рязанова, и в «Чучеле» Ролана Быкова усматривали эту самую фигу. Между тем, кажется, ясно: если фигу все увидели — значит, она была уже не в кармане! И почему столь презрительным словом следовало именовать всякое несогласие с официальной показухой, несогласие, высказанное внятно, остроумно и достаточно дерзко (если учесть, что фига в общем-то — непарламентский жест)?
Впрочем, оставим фигу в покое.
Маленькая заметка Дм. Попова ценна для меня тем, что, помимо воли автора, как бы вписывает своеобразное творчество Юрия Мамина и его соавтора, сценариста Владимира Вардунаса, в контекст нашей общественной жизни.
В № 43 «ЛГ» за 1988 год была напечатана очень интересная статья Юрия Полякова «Томление духа». В ней писатель сказал о том, какую роль играли (да, наверное, и сегодня продолжают играть, хотя количество их сильно поубавилось) в нашей жизни анекдоты — эти «свидетельства горького народного оптимизма», рассказываемые порой на ходу или в компании людей, всецело доверяющих друг другу. «Блистательный щит иронии! Мы закрывались им, когда на нас обрушивались грязепады искреннего вранья, и, может быть, поэтому не окаменели»,— пишет Ю. Поляков.
В заметке «Не фонтан», едва-едва насчитывающей пятьдесят строк, слово «анекдот» Дм. Попов употребляет семь раз — я сперва и не думала считать, да потом буквально зарябило в глазах. В принципе рецензент абсолютно прав: «Фонтан» действительно вспоен подземными ручейками анекдотов, размывающих незаметно здание официальной идеологии. Да, это так, но в слове «анекдот» нет ничего оскорбительного для искусства! Разве не из анекдотов выросли многие бессмертные комедии? Мещанин возомнил себя дворянином — анекдот. Проворовавшиеся городские власти приняли проезжего столичного хлюста за ревизора — тоже анекдот. Наша сатирическая комедия почти погибла в минувшие годы как раз потому, что боялась острого анекдота, шарахалась от него как черт от ладана. Анекдот — это всегда обобщение. Это — парадоксальный сюжет. Это — дивный диалог. Это — особая интонация, которой должен безупречно владеть рассказчик. Анекдот можно назвать зарождением сатирической комедии, в котором уже заложено все, что надобно для долгой жизни, надо только уметь его вырастить. Вардунас и Мамин этим искусством обладают.
«Фонтан» — это анекдот, вырвавшийся наружу из наших кухонь, осыпающихся домов, из морока зашедших в тупик интеллектуальных споров,— анекдот, взмывший вверх дерзко и весело, обрушивший на нас какие-то осколки, которые порой больно, почти до слез, ранят, вынесший на поверхность много житейского мусора, но упорно рвущийся выше, к небу...

Т. Хлоплянкина
«Советский экран», № 4, 1989 год

=========================

Из отзывов на фильм "Фонтан" (1988):

Зимушка 2.12.2013 - 18:41

Блистательный фильм!
Каждый эпизод, каждый персонаж, каждая реплика - в десятку!
А главное, что эта картина Юрия Мамина бессмертна, поскольку актуальна будет, увы, всегда.

Геннадий Воланов (Москва) 4.05.2012 - 13:34

Великолепнейший фильм, и на мой взгляд, абсолютно лучший у Ю.Мамина!

Аит (Киев) 17.02.2012 - 19:02
Отличная картина! Смех сквозь горькие слёзы общества! Фильм к сожалению (к счастью) до сих пор актуален и по-едкому правдив! ) А чего стоят только некоторые фразы:
"Почему в такой большой стране ничего нет? -Потому и нет ничего, что страна большая!"
"Он сказал, что будет хорошо работать. -Вот этого-то как раз и не надо!"
"Мы любим природу, но любовь эта хрупка,
послушайте ка - хруп-хруп-Аааа!"
"В нашем дворе - летать не будешь!"
)))

Валдир (Курск) 9.06.2011 - 21:15
Великолепный фильм, поставленный замечательным режиссёром с участием замечательных актёров. И самое главное - до сих пор сюжет не потерял актуальности, если обратить внимание на различные описываемые по телевидению вопиющие случаи: сколько откровенного идиотизма, представленного в фильме, до сих пор творится в отечественном ЖКХ, причём как на периферии, так и в метрополии!

Алексей А 19.05.2011 - 09:26

Поддержу всех. Совершенно гениальный фильм. Почитатели поэта и музыкант с крыльями - выше всяких похвал. Так смеюсь только на КВНе. Под маской дурацкой истории с ЖКХ режиссер показал весь срез нашего общества, живущего разобщенно и, мягко говоря, странной жизнью. Удивительно, как это академическое и мрачноватое повествование вместило в себя столько юмора.

Михаил Андросов (подмосковье) 4.04.2011 - 22:37

Мне кажется, что
В Нашей стране этот фильм будет актуален всегда!

Видимо, сглазили наше ЖКХ когда-то давно.
Годы идут, а в лучшую сторону ни-и-ичего не меняется.
Сейчас, разве что лозунги поменялись, а всё остальное - то же самое!
При первых просмотрах хохотал до истерики (даже дыхания не хватало).
Чарли Чаплин отдыхает, как говориться.
Так гениально отразить нашу действительность, так выставить на показ весь наш проржавевший быт! Это, как фильм - откровение.
Смеёмся до колииков, но... смеёмся над собою.
И смеяться будем и дальше, ибо ничего у нас меняться не будет.
Так и будем подпирать прохудившиеся крыши фанерными щитами и полоскать бельё у ржавой водопроводной трубы (не смотря на нанотехнологии)))).

"...Пал Палыч, скажи, а не много ли унитазов на одну задницу.....?"
Фраза - БЭСТ! Давно уже включил её свой повседневный лексикон)))

Владимир (Москва) 17.11.2008 - 09:55

Да, это бесспорно один из самых запоминающихся фильмов позднего советского периода. Трудно кого-либо выделить - все хороши. Сцена "Вы на прослушивание?" у меня одна из самых любимых не только в этом фильме, но и во советской комедии. Пересматриваю всегда с удовольствием.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7564/forum/f3/

=============

«Спасибо за фильм ужасов, в которых мы живем».

«Это видишь каждый день, но так смеешься только в кино»…

«Фильм понравился, но стало жутко от того, что в нашей жизни это так. Где же выход?»

«Это наша действительная жизнь. Очень больно смотреть».

«Смеемся над собой и своей жизнью, а надо плакать. Я живу в таких же условиях… Увидела свою жизнь. Страшно».

Так отозвались зрители фестиваля «Золотой Дюк» о фильме-лауреате, получившем большинство голосов и зрительского, и профессионального жюри, - о «Фонтане» Юрия Мамина.







=========

Совершенно ясно, уважаемые товарищи, что вышеозначенный «Фонтан» льет свою воду на мельницу идеологического противника, только и мечтающего, как бы подорвать наше коммунальное хозяйство.

Исходя из вышеизложенного, прошу «Фонтан» немедленно заткнуть, то есть запретить, вняв совету прогрессивно мыслящего классика Козьмы Пруткова.

Хорошо бы также отправить авторов в те отдаленные районы нашей необъятной Родины, куда не только Макар телят, но и Саты-Балды овец не гонял.

Что касается жюри прошлогоднего кинофестиваля в Одессе, присудившего фильму главный приз «Золотой Дюк», мы бы такое жюри в свое время в полном составе… Но эти соображения я изложу особо, когда подходящее время опять настанет.








=========







====================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================================




IMG_7607.jpeg
IMG_7608.jpeg
IMG_7609.jpeg
IMG_7610.jpeg



































35 лет назад - в апреле 1989 года - по Америке прошли «гастроли» фильма Юрия Мамина «Фонтан».

Афиша из эмигрантской газеты «Новое русское слово».




IMG_0152.jpeg

==========

Треснувший дом, стал «коллективным героем комедии Юрия Мамина «Фонтан», это как бы символ современной нашей жизни, трещины которой уже никак не залатаешь косметическим ремонтом.

«Фонтан» - это анекдот, вырвавшийся наружу из наших кухонь, осыпающихся домов, из морока зашедших в тупик интеллектуальных споров, анекдот, взмывший вверх дерзко и весело, обрушивший на нас какие-то осколки, которые порой больно, почти до слез, ранят, вынесший на поверхность много житейского мусора, но упорно рвущийся выше, к небу…»

Журнал «Советский экран», номер 4 за 1989 год.



IMG_5098.jpeg
IMG_5099.jpeg


======

IMG_7548.jpeg

================

Юрий Мамин:

«Экран, обнаруживая абсурд наших бытовых ситуаций, дает возможность посмотреть со стороны на них и на себя в этих ситуациях и посмеяться вдоволь…

Как спасти людей, у которых раздражение и предвзятость заглушают голос разума? Научив их смеяться. И над собой тоже.

Когда меня спрашивают, вы что, так и собираетесь всю жизнь снимать комедии,
заниматься этим гаерством, не тянет сделать что-нибудь серьезное, я отвечаю: гаерство для меня — единственный способ усмирить ненависть к тому безумному безобразию, в котором тонем. Потому что если я перестану смеяться, начну кого-нибудь лупить.

Смех для меня лично — способ сублимации моей ненависти. Я только смехом спасаюсь. И всем, этот способ
рекомендую…

Смех — это всегда и для любого человека удовольствие, да еще и редкое. Это допинг, который люди сознательно или интуитивно хотят получать…

Сатирик всегда не принимает существующий порядок вещей.
Собственно, сатира это и есть
высмеивание окружающей среды.

И если тебя за это начинают поощрять, дают премии, создают удобства для работы, ты начинаешь двигаться по служебной лестнице, то это значит, что-то с тобой не так.

Либо ты потерял остроту и, сам того не желая, стал удобен и даже выгоден власти пресущей, либо просто конформист.

— У вас, судя по всему, как раз успех, признание, работать вам дают.

- Я подумаю над вашим предупреждением. Однако есть надежда, что сейчас у нас эпоха перемен, и сатирик не подпадает под общее правило.

Другое дело, что все так стремительно меняется, что очень легко отстать. Не успел ткнуть в больное место, как оно уже официально «засвечено». И только когда тот же «Фонтан» попадает в провинцию, в районы, где все спит, в застойные пятна на карте, там порой целые залы прийти в себя не могут: «Как! и это пропустили?! Неужели это можно видеть не на закрытом просмотре,
а в обычном кинотеатре!» Тут только понимаешь, насколько радикальна перестройка.

Мы ведь уже как-то привыкли к происходящему, еще и поторапливаем его, а ведь совсем недавно прозябали в затхлом болоте, острова которого и сегодня раскиданы по стране.

- А как вы думаете о себе в завтрашнем дне?

- Всякое может случиться. Уже завтра меня могут остановить, и я получу все сполна…

Журнал «Огонек», 9 сентября 1989 года ( номер 37 ).

===================

Комментарий жены Юрия Борисовича - Людмилы Александровны Самохваловой:

С благодарностью к нашему другу Эду Глезину делюсь, друзья, одним из первых интервью с Юрием Борисовичем.

Хорошо помню любимый в то время "Огонек" и этот номер, который сохранили.

На фото, рядом с ЮБ наша девочка-красавица Ширли, королевский пудель, мы ее звали "черная сотня", заплатили 100 долларов, в основном Ширли-мырли, назвав в честь Ширли Маклейн.

Владимиру Меньшову очень понравилось это прозвище, что свой фильм именно так и назвал, тоже в памяти.

IMG_2509.jpeg
IMG_2510.jpeg
IMG_2511.jpeg
IMG_2512.jpeg



Tags: ! - Кино Перестройки, Мамин, комедии, фильмы 1988 года
Subscribe

Posts from This Journal “Мамин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments