ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Фильм Саввы Кулиша "Трагедия в стиле рок" (1988)

"Перед нами фильм о взаимоотношениях отцов и детей, о степени вины старшего поколения перед младшим, о тех катастрофических последствиях, которые вызвала у значительной части молодежи утрата идеалов, растерянность перед обнаружившимися сложностями окружающей их действительности."

Один из самых значимых фильмов эпохи Перестройки.

События фильма происходят в СССР в середине 80-х годов. Дмитрий Бодров осуждён за мошенничество и со скамьи подсудимых успевает выкрикнуть сыну, что он не виноват. Однако отправившийся за решётку Бодров что-то не поделил со своими оставшимися на свободе подельниками, и те начинают поиски пропавших ценностей.

Виктор, сын Бодрова, знакомится с неким Кассиусом. Очень быстро тот входит в круг друзей Виктора и начинает проповедовать молодым людям свою философию. Ребята пробуют наркотики и постепенно превращаются в рабов новоявленного мессии. Квартира Виктора превращается в притон, ребята теряют человеческий облик и становятся наркозависимыми. Кассиус подсадил ребят «на иглу» с целью выяснить, где находились ценности, спрятанные Дмитрием Бодровым, но добраться до них он так и не смог.




На киностудии "Мосфильм" режиссер Савва Кулиш завершил работу над фильмом по собственному сценарию "Трагедия в стиле "Рок". В фильме снимались Ю. Лазарев, А. Филозов, Б. Хмельницкий, Т. Лаврова. В. Шаповалов, А. Дмитриева. В. Никулин, молодые актеры А. Шкатов, О. Алешина, С. Карленков. В работе над картиной участвовали рок-группы ПОП-МЕХАНИКА и БРИГАДА С.

"Советский Экран" №24'1988



=======================

"На твоих широких улицах, юго-западный район..."

Фильм Саввы Кулиша начинается с продолжительной панорамы новых городских районов. Оператор снял их так, что выглядят они красиво: белоснежные здания на фоне голубого неба в окружении все облагораживающей зелени.

На какие же чувства должна настроить зрителей эта предваряющая картину выставка достижений заводов железо-бетонных конструкций?

Может быть, глядя на нее, кто- то подумает: если бы не появились в наших городах многочисленные "Черемушки", то не приобрела бы зримых очертаний мечта об отдельной квартире для каждой семьи, и очень многие из нас закончили бы жизненный путь в подвалах и коммуналках.

Можно посмотреть на панельный пейзаж и другими глазами, как на унылые, одинаковые, протянувшиеся на километры кварталы, которые своим казенным неуютом вызывают в человеке подавленность и тоску по утраченной красоте, по другой жизни.

Нет, я не собираюсь включаться в дискуссию о путях развития отечественной архитектуры. Я только хотел бы обратить внимание на двойственность восприятия этих кадров. И такую же двойственность - "с одной стороны", но "с другой стороны" - рождают многие эпизоды "Трагедии"...

Перед нами фильм о взаимоотношениях отцов и детей, о степени вины старшего поколения перед младшим, о тех катастрофических последствиях, которые вызвала у значительной части молодежи утрата идеалов, растерянность перед обнаружившимися сложностями окружающей их действительности. Наверно, вы обратили внимание: даже в пределах месячного репертуара появилась не одна подобная картина. И о наркотиках - она не единственная.

Этой долго замалчиваемой беды в кинематографе легче всего коснуться с помощью детективных схем, приводящих в финале к разоблачению зловещих мафиози - торговцев белой смертью. Отчасти против такого соблазна не устоял и С. Кулиш. Но в главном он поставил перед собой более трудную задачу - показать, как и почему молодые люди становятся наркоманами.

А уж внутри этой задачи самое трудное - не демонстрация результатов: рук, испещренных шрамами от уколов, изуверских радений, полной потери воли, и тупика в итоге, выход из которого можно найти только в самоубийстве. Самое трудное - вникнуть в психологию подростка, делающего шаг в пропасть. Да, наверно, первыми срываются молодые люди, попавшие в тяжелые жизненные переделки и готовые на все, чтобы забыться хотя бы на время. Таков Виктор, паренек, раздавленный внезапно обрушившимся на него несчастьем - арестом отца по обвинению в хищениях. Но этот ответ будет, конечно, неполным. То, что произошло с Виктором - трагедия, нет сомнения, но, пожалуй, еще большая трагедия происходит с юношами и девушками, у которых жизнь складывается вполне благополучно и вроде бы нет видимых оснований добровольно совать голову в петлю. Объяснить их поведение куда мудренее, но, может быть, и важней, чем очевидные случаи.

Такие персонажи тоже есть в фильме - приятели Виктора Генрих и Лена. Но вот их-то истории фильм не объясняет. Почему они, не задумавшись и не сопротивляясь, пошли, как слепые котята, за негодяем-соблазнителем? Должны же быть внутренние причины этой покорности, И только ли отцы, не понимающие своих детей, виновны в случившихся трагедиях, как это настойчиво утверждается в фильме.

И еще одно "с другой стороны". Не слишком ли зрелищно вся эта мрачная мистерия подана, не возникла ли здесь известная эстетика ужаса, кичевая живописность дьявольского наваждения. В принципе кино ужасов существует, хотя и не у нас. Должно быть, возникает у людей временами потребность посодрогаться, попугать самих себя в темной кинокомнате, но тот ли это случай, когда речь идет о столь горьких и отнюдь не романтических материях.

Впрочем, я уверен, что именно зрелищность фильма привлечет к нему зрителей. "Трагедия в стиле рок" вряд ли будет нуждаться в рекламе, но это как раз тот самый случай, когда мнение критики и мнение зрителей, скорее всего, разойдутся достаточно кардинально. Но как бы там ни было, если фильм отвратит колеблющихся и укрепит стойких - режиссерские усилия не были потрачены даром.

Всеволод РЕВИЧ
"Спутник Кинозрителя" №04'1989

http://www.nneformat.ru/archive/?id=8639




==========================================

Критика:

Расслоение общества "социального равенства" на богатых и бедных. Обличение сталинщины и брежневщины, взяточничества и рэкета. Идолопоклонство и восточная мистика. Экспансия рока и секса. Утрата молодежью "нравственных ориентиров" и наркомания... И это далеко не весь "букет", предложенный сценаристом и режиссером Саввой Кулишом в "Трагедии в стиле рок".
Итак, что мы видим на экране? Сначала - сон некого студента юридического факультета Виктора: сплошные комбинированные съемки, полеты обнаженного тела среди пульсирующей галактики и т.д. Все бы ничего, но режиссера подвел удручающе низкий уровень отечественной техники. Последний спецэффект подобного качества на Западе, если не ошибаюсь, был снят еще в 60-х годах.
Смотрим дальше. Витя и его сокурсник Геня - на берегу реки. Геня с нажимом произносит гневный монолог, разоблачающий пороки старшего поколения...
Дальше идут сцены, связанные с приездом некой Лены, построенные в клиповой манере. Витя и Лена, разумеется, влюбляются, счастье их безмятежно и безгранично, но... внезапно арестовывают Витиного отца... Основная нагрузка сюжета ложится на молодых исполнителей. Увы, мне показалось, что они выбраны режиссером не очень удачно. Временами складывается впечатление, что присутствуешь на спектакле самодеятельного драмкружка. Непринужденности, актерской свободы нет ни в пластике, ни в жестах, ни в подаче реплик. После импровизационной органичности молодых актеров "Маленькой Веры" смотреть на свидания Вити с Леной, право, как-то неловко...
Следующий блок эпизодов связан с появлением в Витиной квартире дьявола, притаившегося под маской интеллигентного проповедника медитации и мистики.
Коварно воспользовавшись семейным горем, новоявленный учитель-мессия мигом обращает Витю, Лену и Геню в свою "веру". Фешенебельная квартира в считанные дни превращается в мрачный вертеп, где полуголые люди с бритыми головами вкалывают друг другу в вену мутноватую жидкость и отчаянно малюют на стенах и потолках броские лозунги. В довершении всех зол Витя в наркотическом угаре отдает свою возлюбленную на поругание садисту-"учителю"...
Бог знает, чем навеяна эта сюжетная линия. Вероятно, возможен был и условный режиссерский ход показа наркотической оргии через сюрреалистическую фантасмагорию. И такие намерения вроде бы были, но гротеску помешали натуралистические кадры с крупными планами игл, вонзающихся в распухшие , обезображенные бесконечными инъекциями вены, подчеркнуто бытовой жаргон персонажей с упором на "кайф" и "хай лайф"...
Следующие сцены "Трагедии..." могут служить наглядным уроком для зрителей, скептически относящихся к антинаркотической пропаганде. На протяжении долгих минут на экране показаны муки главного героя, страдающего от "ломки". Разумеется, если исходить из медико-профилактических соображений, то ради этого эпизода фильм ставить стоило. Хотя здраво рассуждая, от документальных лент с аналогичными сценами пользы много больше...
Да, лихо закручено: дети расплачиваются за пороки отцов, а те, в свою очередь, гибнут из-за непереносимых угрызений совести... А что за два часа сорок минут на экране не появилось ни одного персонажа, лишенного одномерности, не прозвучало ни одной естественной интонации, для режиссера, по-видимому, не так уж и важно...

Александр Федоров

=================================

Фильм можно посмотреть тут:

https://www.youtube.com/watch?v=Kc4o9tg-tco



===========================

Из отзывов зрителей:

Авраменко Ирина (г. Нижнеудинск) 13.07.2009 - 13:18
На фильм нас повели всем классом (было нам 13-14 лет).Прошло уже 20 лет а ощущение ужаса, остается до сих пор. Из нашего класса никто не стал наркоманом. При встречи обсуждаем свой поход в кинотеатр. Недавно купила фильм " Трагедия в стиле рок" дочери 13-летней при удобном случае покажу.

Светлана (Рига) 6.01.2009 - 02:15
Смотрела фильм в кинотеатре, когда он только вышел. Впечатление осталось на всю жизнь! Согласна с предыдущими высказываниями - благодаря этому фильму у меня однозначное отношение к наркотикам. Главное, что я не помнила в точности сюжет, в голове только впечатление! Всегда задавалась этим вопросом, почему его нигде не вспоминают и не показывают. И правда, значит кому-то это выгодно. ТАКОЙ ФИЛЬМ НУЖНО ПОКАЗЫВАТЬ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ВМЕСТО СПОКОЙНОЙ НОЧИ МАЛЫШИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ХОТЯ БЫ РАЗ В НЕДЕЛЮ, Если бы он шел периодически с момента первого показа в кино на ТВ или в виде програмного просмотра в школе, наше общество было бы гораздо более высокого уровня и на несколько млн. живых человек больше!

Войтюк Светлана (Пермь) 14.08.2010 - 22:53
Помню как выходили люди после этого фильма из кинотеатра...ШОК...
А какой животный страх в этот момент был в душе! Какая ненависть к тем, кто распространяет эту дрянь среди молодежи!
Я тоже считаю, что этот фильм обязателен к показу среди подростков, действительно, может быть, хоть кому-нибудь он помог бы. И по телевизору его нужно показывать, причем на главных каналах, которые есть и в глухих деревнях.

Денис72 (Москва) 5.04.2011 - 13:19
Добрый день. Вчера повторно пересмотрел это фильм. Видел его также в кинотеатре в 89 году помоему. Это один из немногих фильмов достигнувших своей цели и вызывающий физический животный страх перед наркотиками и физическое чувство отвращения. Я думаю притоны по психологическому содержанию такие и были. Это Ад. Отец кстати сам жертва своих комплексов по отношению к бросившей его жене. Бабушка в разговоре с героиней так и говорит "Она испугалась бедности". Отец реально решил доказать ЕЙ (матери героя) что он сможет стать богатым , НО каким образом и какие это будет иметь последствия!? Т.е. не для ребенка старался а ей доказывал. Очень хорошо видно в начале фильма ,как отец давит на сына ,чтобы он с матерью говорил так как считает ОТЕЦ. Вот в чем одна из главных причин потери сына. Конечно сын смотревший отцу в рот полностью жил в отгороженном ОТЦОМ мире. Отца посадили и сын вышел в реальный мир. Без ОТЦА. Кассиус просто быстро подменил ОТЦА так как тоже вел себя решительно и напоминал модель поведения ОТЦА. Ведь как Кассиус сначала ЧЕТКО расставил роли героев. Одного принизил сразу по отношению к Бодрову младшему- вместо Геннадия Геня- малыш -не мужчина. Главный герой _Дирижер -только от него зависит его жизнь, он дал возможность Бодрову решать ,чего он практически НИКОГДА не делал. Только окунувшись в реальный мир и поняв кем является ОТЕЦ (после всех кругов Ада) он принимает свое ПЕРВОЕ решение, убить Кассиуса. Такое вот страшное взросление. Я еще долго могу анализировать фильм , так как несмотря на много ляпов (Кассиус проследивший за Бодровым младшим от суда и спокойно живущий у него, невесть откуда появившеся наркоманки при первом уколе героев, никто из соседей не вызвал милицию и тп) это выдающийся фильм ,образец правильной "чернухи". Да и еще к сожалению непонятна осталась судьба Геннадия.

СПАСИБО ЗА ФИЛЬМ

Не хочу анализировать фильм. Хочу сказать спасибо создателям этого фильма. Я почти одного возраста с персонажами фильма. Мне было лет 18, когда я его посмотрела. Я смотрела его всего раз. Но и сейчас, спустя 25 лет я помню этот фильм, как яркую искру. Этот фильм навсегда отпугнул меня от наркотиков. В то время люди легко поддавались наркотикам, по очень простой причине — не было информации. Не было интернета, который бы объяснял — на иглу сесть очень легко, а выбрать практически невозможно. Молодежь считала — подумаешь, уколоться, это считалось круто, считалось, что легко слезть. Этот фильм без прикрас показал все «прелести» наркомании. Страшные картины деградации человека под влиянием наркотиков, влияние секты — это стало «прививкой» для меня, юной, неопытной девушки. Благодаря этому этому я ни разу не пробовала тяжелые наркотики. Я никогда не была в секте или в какой-либо организации. Я — совершенно обычный человек со своими недостатками. Я не — Святая мать Тереза. Я могу выпить на праздник. Могу сигареты покурить. Однако я знаю, что я никогда не вколю себе героин или что-то другое. Иначе перед моими глазами встанет «Птаха», которая колет наркотики себе в шею, потому что на ее руках вен уже нет…

Это страшный фильм, который требует определенного развития психики. Не для малышей. Я до сих пор помню, как главный герой врезается в мост. Я помню, как обритую Птаху насилуют. Все это очень страшно.

И все равно спасибо за фильм, создатели. Сейчас я собираюсь показать этот фильм своему взрослому сыну. Потому что нравоучения не помогут. На месте педагогов я показывала бы подросткам именно такие фильмы. Эта «страшная» прививка могла бы спасти многим жизни. Как она спасла жизнь мне.




"Обвиняю поколение отцов в преступном небрижении к идеям демократии и свободы"

Монолог из фильма "Трагедия в стиле Рок"

https://www.youtube.com/watch?v=9kiDorcFPC4





=======================================

Заморочки в стиле рок.

Есть оргии, есть наркотические галлюцинации, есть самоубийства... Трагедии нет.

Если бы мне пришлось делать рекламный ролик к этому фильму, с заданием я бы справился без труда. Каждый почти эпизод так и просится в «Киноафишу».
Вот мои наметки к сценарию рекламного ролика.
На трибунах громадного стадиона разыгрывается видеоклип по вечно новой песенке «С утра побрился и галстук новый в горошек синий я надел...». Затем музыка Цфасмана сменяется рок-композициями Сергея Курехина (его имя, а также имя И. Сукачева с руководимой им «Бригадой С» надо непременно обозначить в титрах), в сопровождении которых главный герой, 19-летний студент Витя, и его Отец, одетые в импортную спортивную форму, плавно бегут на фоне красивой-красивой панорамы Москвы.
Борис Хмельницкий, Татьяна Лаврова, Валентин Никулин, Альберт Филозов, Виталий Шаповалов и другие популярные актеры, а также сам режиссер и сценарист Савва Яковлевич Кулиш изображают гостей на дне рождения Отца. В хорошо обставленной квартире, за богато накрытым столом они, перебивая друг друга, вспоминают школьную юность, буги-вуги, Мещанскую улицу, процесс над «врачами-вредителями», смерть Сталина и пр. Повспоминав от души, принимаются петь того же Цфасмана (причем хорошо поют, долго, от начала до конца).
Отец на скамье подсудимых. Витя бежит прочь от здания суда, чудом не попадает под машину — его спасает молодой человек интеллигентного вида. Под музыку Курехина в той же богато обставленной квартире молодой человек теряет интеллигентный вид, сбрив всю свою растительность, даже брови... А затем со словами «перемена имен освобождает кору от затвержденных с детства рефлексов, дает предварительную степень свободы...» принимается совращать Витю, его сводную сестричку Лену и его друга Генриха посредством наркотиков...
Тут автору рекламного ролика приходится трудно, поскольку сцены оргий, наркотических галлюцинаций и «ломки» (вплоть до самопроизвольного, извините, мочеиспускания) поставлены с таким невиданным в нашем кино размахом, что, право, даже не знаешь, на чем остановить выбор. Можно ограничиться тем, как Кассиуса (так зовут совратителя, прятавшего свою гнусную суть за благообразной личиной) всем дружным наркоколлективом омывают в ванне, и тем, как в некогда уютную, а ныне разгромленную квартиру является черная, если не ошибаюсь, лошадь... Ну и не без секса, конечно.
Два финальных эпизода будут связаны с автомобилями. Сначала Витя разбивает машину (и самого себя) лобовым ударом о стойку моста, а затем его Отец, поджигая сотенную купюру, сует ее в горловину автомобильного бензобака... Взрыв! Пламя! И надпись: «Спешите видеть картину Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок»!
Ролик получился вполне качественный. Моей особой заслуги тут, правда, нет: взял только то, что было в фильме. А от многого, к сожалению, пришлось отказаться. Нет Бабушки, которая страшно переживает за внука, который попал в руки наркодьявола Кассиуса, который специально совращает Витю, дабы завладеть деньгами Отца, который сел на три года именно за связь с мафией. Нет знаменитой рок-звезды Олега Гаркуши (а он наряду с Игорем Сукачевым тоже мелькает в кадре). Нет эпизода, способного объяснить даже неразумным пятиклашкам, что, разбив ампулу в ладони, можно легко «словить кайф». И очень мне жаль, что не уместились в рекламном ролике умные слова и мудрые мысли, изрекаемые по ходу героями, особенно Витей, чья манера и дикция удивительно напоминают популярного ведущего «Утренней почты»; с мудрым юмором, так свойственным элегантному Ю. Николаеву, говорит Витя (еще не став, правда, наркоманом), например, такое: «Рок— это воздух времени». Или делится еще одним откровением: «Как река весной ищет новое русло, так и мы ищем свои пути...»
Словом, после моего рекламного ролика народ на картину повалит валом. Впрочем, и без меня, думаю, «Трагедия в стиле рок» соберет кассу. Во всяком случае, прокатчики настаивают на таком своем прогнозе. От всей души желаю создателям фильма материальных льгот от удачного проката, однако хотел бы внести некоторую ясность в определение жанра. Неискушенный зритель, прочитав название, подумает, что перед ним и впрямь трагедия. Но это не совсем так. Трагедия все же предполагает, помимо крови, убийств, насилия (которых тут, как вы могли понять, предостаточно), некоторое, если хотите, философское обобщение, тот воздух вечности, который и не позволяет стереться в памяти «Антигоне» или, скажем, «Гамлету». То же, что остается после этой картины, я бы выразил, например, следующим призывом: «Дети и юноши! Ходите по улицам с осторожностью! Не заводите знакомств пусть с симпатичными, но незнакомыми молодыми мужчинами!» Впрочем, нет, этим лозунгом не исчерпать смысла фильма, он ведь обращен и к старшему поколению, поэтому предлагаю еще одно резюме: «Бабушки! Даже если ваши внуки кричат вам: «Старая карга, убирайся отсюда!» — не покидайте квартиру: за время вашего отсутствия ее превратят в притон!»
Вот теперь, кажется, все. Мысли актуальные, советы своевременные. Но на трагедию они, согласитесь, не тянут.
Свою роковую роль в «Трагедии в стиле рок» сыграла приблизительность, принимаемая зачастую за истину. Обмануться так соблазнительно — мы еженедельно смотрим «Взгляд», не можем оторваться от документального кино из серии «неочернуха», поглощаем газетную информацию, и вот нам уже кажется, что это и есть знание жизни. А она, информация, лишь импульс, требующий (если речь идет об игровом кинематографе) художественного осмысления. Рискую показаться банальным, но драматургия, сюжет, характеры — без всего этого обойтись нельзя, если делается заявка на трагедию.
Здесь же ее, скажем прямо, нет. А если и есть, то пригодна она скорее для балетного либретто; там, на паркете, хореограф общается с нами языком символов, разгадать которые помогает наше всеобщее знание жизни: этот жест — любовь, эта поза — зло, а эта— добродетель... Невелика, в общем, премудрость.
Но в фильме останется, к сожалению, немало неясного.
Про сегодняшнюю жизнь, про отцов и про детей — про все про это мало что может сказать тот набор аттракционов, которые сценарист С. Кулиш нанизывает один на другой с единственной, кажется, целью — завладеть вниманием зрителя с помощью экстремальных фигур нашего бытия, с помощью ситуаций, выходящих из-под спуда многолетних табу. Но оттого, что сценарист узнал молодежное словечко «заморочки», его (а также мое, зрительское) представление о молодежи не перестало быть приблизительным. И оттого, что безудержно переигрывающие популярные артисты, изображая «шестидесятников» (друзей юности Отца), «ностальгируют» о некогда запрещенных джазе и саксофоне, их (а точнее— сценариста) приблизительные слова не рождают характеров. А уж когда видишь в этой компании Альберта Филозова, трудно отрешиться от сравнения со «Взрослой дочерью молодого человека»: все вроде так, как в знаменитом спектакле Виктора Славкина и Анатолия Васильева, но именно что вроде.
Что же касается миллионных доходов от фильма, предрекаемых прокатчиками, позволю себе все же усомниться: приблизительность отпугнет самых активных зрителей — молодежь. Вряд ли ее прельстит нормативность нравоучений, пришедшая в фильм из времен, такое ощущение. «Судьбы барабанщика» и «Васька Трубачева». Как и в этих книжках, ломавших характер не только моего, но и других поколений, в «Трагедии...» с умилением и восторгом смотрят на румяных и аккуратных пареньков и девчат и с осуждением — на тех, кто не моет руки перед едой. А ведь Мишка Квакин совсем не так уж и плох, как хотели нас убедить в этом строгие учительницы. И разве не он. Квакин. ернически подмигивает нам сегодня из песен «Бригады С»? Поэтому, я думаю, молодые зрители вряд ли простят взрослым дядям достаточно вольное обращение с роком и, в частности с любимой «Бригадой С», которая вынуждена, по воле автора, иллюстрировать степень развратного падения героев (эпизод в дискотеке). Опять, в который, уже раз, дидактический перст указывает зрителю: там, где рок, там пороки.
Я бы, например, будь помоложе, не простил.

Борис Берман
"Советский экран" № 11, 1989 год

=======================================

Монолог Валентина Никулина из фильма "Трагедия в стиле Рок" о давке на похоронах сталина.

https://www.youtube.com/watch?v=rGtKlrEPQw0





Посиделки шестидесятников.

https://www.youtube.com/watch?v=kqcLSe23_T4





Гарик Сукачев 30 лет назад. Трагедия в стиле рок.

https://www.youtube.com/watch?v=2cQc8naS8ac










=====================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================



Tags: ! - Кино Перестройки, фильмы 1988 года
Subscribe

Posts from This Journal “! - Кино Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments