Category:

Первый коммерческий телеканал «2×2».

29 лет назад - 1 ноября 1989 года - в эфир вышел первый в советской истории негосударственный телеканал «2×2».

"2×2"— это первое хозрасчетное телевизионное предприятие, учрежденное в октябре 1989 года по приказу председателя Гостелерадио Михаила Ненашева, структурное подразделение в составе Генеральной дирекции программ.

Канал был учреждён приказом Гостелерадио СССР как структурное подразделение в составе Генеральной дирекции программ (ГДП). В штате изначально было четыре человека: Сергей Александрович Алексеев (директор), Ольга Смирнова, Олег Щур (режиссёр), Ольга Лукасик (администратор), в августе, в качестве администратора к коллективу присоединился Сергей Лавров. Пробное вещание на третьем частотном канале в Москве и области началось с июля 1989 года под наименованием «Коммерческий телеканал».

Вещание производилось в дневное время, так как вечером на той же частоте вещала государственная «Московская программа». Продолжительность эфиров «Коммерческого телеканала» была не фиксирована. В эфире во время рекламы транслировались музыкальные клипы «All she want is» группы Duran Duran, «Always On My Mind» группы Pet Shop Boys, а также фрагменты концерта группы Space в Москве. В распоряжении сотрудников была лишь маленькая комнатка № 115 за баром в АСК 3 (Олимпийский телерадиокомплекс) и две аппаратные, эфирная и монтажная, АПБ 8, и АВЗМ 6-1.

Название «2x2» было придумано коллективом примерно в конце июля 1989 года, тогда же, Сергеем Лавровым (единственным в коллективе художником) был выработан общий стиль канала, и первоначальный вариант эмблемы, который с небольшими изменениями существует до сих пор. С 1 ноября 1989 года телеканал «2x2» начал вещание под собственным именем на канале «Московской программы» ЦТ, впоследствии — «МТК». В вечернее время (с 18:00 до 23:00) транслировался телевизионный канал «МТК».

Первое время по телеканалу показывали получасовые и более рекламные блоки, зарубежные музыкальные клипы, и мультфильмы.

Также в эфире транслировались подборки отечественных клипов. На тот период времени «2х2» был единственным отечественным телеканалом, на котором часто показывали музыкальные клипы, что сильно выделяло его на общем фоне нескольких имеющихся советских телеканалов. Канал пользовался огромной популярностью у советских школьников, которые, в ожидании чаще всего 20-минутного показа музыкальных клипов, просматривали и рекламные блоки, длящиеся порой и по 40 минут без перерыва. По данным опроса 586 старшеклассников московских школ, проведённого в конце 1991 года, канал вышел в лидеры по популярности: его смотрело 34,16 % респондентов.

Приблизительно с августа 1990 года на канале начали показывать передачи британского телеканала Super Channel. Одна из таких передач была Blue Night. Доля их в эфирной сетке практически сразу же стала внушительной — транслировались одно-двух часовые подборки видеоклипов, тематические передачи (музыка, мода, спорт), кинофильмы.


«Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2×2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной индустрии», само название которого в начале его деятельности объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу 50×50), — писал о канале исследователь Валерий Цвик. — <…> Здесь реклама одновременно выступала и источником финансирования, и формой функционирования телеканала: она составляла все 25 процентов вещания, отведенные для этого Законом о средствах массовой информации. Однако даже такая рекламная загрузка эфира не давала достаточных средств для создания и переоборудования собственной технической базы. Не принесло больших дивидендов и открытие телемагазина «2×2», где продавались товары, рекламируемые каналом. Тем не менее, пример этого телеобразования показал, насколько мощным экономическим фактором возникновения коммерческих телекомпаний оказывается реклама».

Эти трансляции стали реальным прорывом по массовости и доступности в знакомстве с культурой за железным занавесом, в первую очередь потому, что происходило всё это днём, переводы были синхронными, а свежесть передач порой достигала всего лишь нескольких часов. Самое главное, что это было очень по-перестроечному неупорядоченно, то есть максимально натурально и интересно.

Примерно с 1993 года по телеканалу стали транслировать различные телесериалы (в основном — мексиканского производства), а также появились первые выпуски новостей собственного производства. В 1993 году руководство телеканала подписало контракт с руководством телеканала «MTV Europe» на ретрансляцию некоторых программ телеканала (например, в ночь на 1.01.1994 был показан концерт группы ABBA). В 1993—1994 по телеканалу регулярно показывали также рекламные ролики организации «Greenpeace», и потому в эфире этого канала можно было часто увидеть Джоану Стингрей и Бориса Гребенщикова. 1994—1995 годы стали пиком популярности канала.

Вещал телеканал на третьей, московской частоте до 1997 года, когда на ней появился «ТВ-Центр». В 2002 году возвращается в эфир с концепцией «магазина на диване», а в 2007-м под этим брендом выходит первый мультипликационный канал для «кидалтов», то есть «взрослых детей» (от англ. «kid» + «adult»).

Источник:

https://www.brandpedia.ru/brand-302.html

http://gorbymedia.com/post/11-02-1989











IMG_4107.jpeg

======================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

======================