ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

100-летие Александра Галича.






Человек из телевизора / Ксения Ларина и Ирина Петровская // 20.10.18


И. Петровская
Фильм Елены Якович «Навсегда отстегните ремни»
― Это на самом деле совершенно знаковая и во многом неожиданная премьера. Неожиданная – я имею в виду, естественно, Первый канал, потому что канал «Культура» к каким-то памятным датам делал разные программы, в частности вчера канал «Культура» повторил очень хороший концерт на 90-летие А. А. Галича, который вел Юлий Ким. И там выступали Сергей Никитин, Бережков, Максим Кривошеев, один мне кажется из лучших исполнителей песен Галича. И на Первом канале фильм «Навсегда отстегните ремни». Поздно, но это не беда, на мой взгляд, во-первых, потому что те, кто хотели, все равно дождались и на него пришли. А, во-вторых, на сайте Первого канала всегда можно потом посмотреть. Что ты скажешь?


К. Ларина
― Про фильм? Ну что ты, это, конечно, событие невероятное. Как ты его в прошлый раз подавала, уже сама говорила про то, что это диво дивное и чудо чудное. Так оно и вышло. Поскольку сам по себе факт показа такого фильма подчеркну, что премьера, новый фильм. Но то, как он сделан, как это делать умеет только Лена Якович, находя очень точную интонацию, ну и конечно, уникальные совершенно кадры кинохроники. И голос Галича, который не только поет, но и говорит. Я вообще обожаю его в этих проявлениях почти чтецких, монологах. То, что он делал на «Свободе», что он читал свою же «Генеральную репетицию», свою повесть. Это, конечно, очень сильное впечатление производит. Конечно, фильм попадает в сегодняшний день невероятно. Потому что вот образ человека, загнанного в угол, которого травят, гонят, выдавливают из страны, перед которым встает выбор какой-то абсолютно не человеческий. Что либо в тюрьму, либо на волю, но далеко от родины. Сегодня мы такие аналогии проводим прямые. Это же абсолютно про сегодняшний день и сколько мы таких случаев знаем уже сейчас, когда людям предлагают либо уйти, исчезнуть, по сути их высылают. Как это сделали с Михаилом Ходорковским. Правда, после девятилетнего срока тюремного. Когда людей предупреждают о том, что на них заводят уголовные дела. И тут еще очень важный момент, прости, сейчас закончу, что мне очень важно в истории именно с Галичем. Что это абсолютно политическая история. Что никто не придумывал никаких других версий. Это чистая политика. Это раздражение и бешенство властей против человека, который имел право сказать, назвать все вещи своими именами и назвать предателей предателями. Сволочей – сволочами, мародеров – мародерами. И все прекрасно понимали, про что это. И еще, заканчивая, конечно, огромное спасибо Лене за ряд людей, за эту галерею совершенно замечательных людей, которые появлялись в этом фильме. В качестве комментаторов, людей, которые комментируют события жизни Галича. Которые его помнят, которые его знают, в том числе, конечно, Владимир Николаевич Войнович, которого успела Лена заснять. Ну вот, пожалуй, все, что я могу пока сказать. Еще скажу, Ир, что, конечно, все у меня внутри соединилось в голове с потоком каких-то личных воспоминаний и постов в фейсбуке. То, что писала Зоя Светова, когда она маленьким ребенком была, и Галич приходил в гости к ее родителям. То, что писала Маша Слоним, что писал Шендерович Виктор. То, что говорит Андрей Макаревич. Вообще это невероятный центр вдруг возник по имени Галич, и он существует, я вчера под впечатлением от фильма не могла оторваться от его песен, слушала и слушала все, что находила в Ютубе. Ну, всё, умолкаю.

И. Петровская
― Мне кажется можно говорить очень долго, потому что в жизни очень многих людей Галич сыграл огромную роль, в моей тоже в частности. Я его узнала, может быть, довольно поздно. Где-то на первом курсе университета. Естественно, он уже был под запретом. Более того, он уже к этому моменту умер. И родители мои, подруги и однокурсницы привезли из-за границы, где они работали, такую серию кассет – запрещенные песни или песни запрещенных авторов. Разумеется, тайком привезли. И не предполагали, какое количество в их отсутствие здесь будет слушать эти кассеты. Там был Юлий Ким, которому к тому моменту еще было запрещено появляться у нас под своим собственным именем, и песни он писал к «Обыкновенному чуду» и другим фильмам под псевдонимом Юрий Михайлов. И был, конечно, Александр Аркадьевич Галич, и это было тогда невероятное потрясение и всю жизнь он, собственно, со мной рядом. Притом, что в 90-е годы у меня возникло ощущение, что да, мы его будем помнить как воспоминания о предыдущей жизни, но какие-то уже его песни отходят в историю. Потому что нужно очень много объяснять. И вдруг наступает какой-то момент, когда я даже пишу свои тексты, я вдруг понимаю, что вот, мне нужна вот эта цитата из этой песни или какая-то ссылка на Галича, потому что он вот так внезапно не устаревал. По каким-то параметрам. Но во всем актуализируется, поэтому, собственно, для меня было таким удивлением, что он появляется в эфире федерального телевидения, с которым он просто перпендикулярен сегодня. И анонсы появляются, которые сопровождают рекламную кампанию, они и в прайм-тайм показываются. Это какая-то как будто встряска, когда ты смотришь, смотришь всё, что идет. И вдруг – вот это совершенно закинутое вдохновенное трагическое лицо Галича, которое внедряется в этой рекламной паузе. И, тем не менее, он вышел. И как говорит Лена Якович, я напомню, что Лена сделала очень много фильмов, которые в основном шли по каналу «Культура». И они тоже многие были посвящены этим эмигрантам третьей волны. К Сергею Довлатову, Виктору Некрасову, Иосифу Бродскому. Причем при жизни они с Алешей Шишовым снимали Иосифа Бродского. Мария Васильевна Розанова, Андрей Синявский. Вместе. И теперь этот фильм и когда она мне сказала несколько месяцев назад, что будет снимать для Первого канала, я абсолютно в это не поверила. И даже пыталась ее уверить, что никогда в жизни он до Первого канала не дойдет. Она сказала: «Поглядим». И была права, и говорит, что ни одной цензурной какой-то правки или какой-то вырезки Первый канал не сделал. Как вот она сдала – так и сдала. Название поменяли. Но это несущественно. И естественно, возникают разные версии – а почему, собственно, человек, который действительно не только нынешней политики всех вместе взятых федеральных каналов перпендикулярен, но и он, собственно, многое провидел и предвидел в сегодняшнем, он не только о прошлом. Он был и о настоящем. И, как выяснилось для себя – о будущем. У тебя есть версии?

К. Ларина
― Я сейчас попробую ответить на твой вопрос. Тут, конечно, еще все сочетается когда с реальной жизнью, с реальными событиями, потому что вот вчера шла эта картина ночью, и вчера же мэрия Москвы отклонила заявку на «Возвращение имен», на акцию, которую ежегодно проводит «Мемориал». У Соловецкого камня. Вот уже 11 лет. Это памяти погибших в сталинских лагерях. И, конечно, в этой шизофрении мы живем уже достаточно давно, это есть одна из примет путинской эпохи. То есть с одной стороны возводятся мемориалы памяти репрессированных людей на Проспекте Сахарова, Стена Скорби. А с другой стороны людей сажают в тюрьмы по наветам, по доносам и за мысли, и за слова. Мы тоже это видим. С третьей стороны все те, кто тогда в те времена в советские считался антисоветчиками, они и сейчас считаются антисоветчиками и предателями. А с четвертой стороны про тех же антисоветчиков, предателей, диссидентов сегодня иногда возможно увидеть и фильм по телевизору, как это произошло с Галичем. Я уж не говорю про пятую сторону, про сериалы художественные, которые мы обсуждаем в течение всех этих лет. Возникают какие-то абсолютно антисталинские фильмы, антисоветские фильмы. Которые жестко и очень как-то совершенно просто непривычно жестко для сегодняшнего времени ставят оценки тому советскому прошлому. Можно вспомнить того же Николая Досталя и «Дети Арбата» и дальше до сегодняшнего дня. Понимаешь? И вот тебе ответ. С одной стороны да, это шизофрения, в которой мы живем. С другой стороны это, что называется, как очень точно заметил твой коллега по «Новой газете» Ян Шенкман, который написал статью в этом же выпуске, где писала ты про фильм Лены Якович.

На котором он присутствовал на записи этого концерта. Он как раз отвечает там практически на твой вопрос. Вот это двойственное чувство, которое в итоге выходит в страшную формулу. Крым – наш и Галич – наш. И Высоцкий — наш, Ира. Посмотри, кто поет Высоцкого на всех этих ежегодных камланиях под названием «Своя колея». Это те же люди, которые, по сути, попса по большей части, а сейчас в этом концерте Галича, который сегодня будут показывать и увидят наши слушатели и зрители, там тоже куча-мала такая. С одной стороны выходит Андрей Макаревич и поет песню Галича. Он, по-моему, это делает блестяще. Кстати, один из редких случаев. А с другой стороны выходит Александр Маршал, Игорь Скляр…

И. Петровская
― Не Игорь, Александр…

К. Ларина
― Александр Скляр, выходит Ольга Кормухина. Эти певцы сегодняшнего путинского режима, певцы Новороссии, он приводит строчки из песни Маршала, которую он пел буквально в этом году: «Я колорад, я ватник, я отпрыск русского солдата, я патриот». И как ты это объяснишь? Это шизофрения. А с другой стороны еще одна версия, которую автор статьи приводит как аргумент, отвечая на твой вопрос, что Галич в данном случае выступает как алиби. Что когда пройдет это время страшное и жуткое и мы его переживем, и вдруг выяснится, что на самом деле все были против. Вот у нас даже Галича по телевизору показывали. Я Галича концерт делал, — скажет один из руководителей федерального канала. Может быть и так. Но при этом обращаю внимание, что да, я не сомневаюсь в том, что Константин Эрнст любит и ценит поэзию Галича. Это так. Но ему приходится этого Галича засовывать вот в таком виде. Я говорю про концерт и время фильма Елены Якович, который был показан глубокой ночью.

И. Петровская
― Мы знаем, что, во-первых, все стоящее показывают глубокой ночью. Имея в виду действительно специальную аудиторию, которая готова пожертвовать и дождаться того, что ей дорого. Кстати, по поводу концерта. Я сошлюсь на мнение той же Лены Якович, в чьем вкусе я надеюсь ни ты, ни я, ни многие другие не сомневаются. Так вот она была на этом концерте вживую. И мы с ней это обсуждали еще до того, а потом уже и после. И тоже я высказывала опасение, что Галича попытаются превратить в такую попсу. Популярную легенькую историю. Что практически невозможно. Взять любую его сатирическую песню – все равно невозможно полностью ее, как бы сказать, глагол – опопсовить. Так вот после того как Лена побывала на концерте, она мне прямо, когда ехала домой позвонила и сказала, что все не так и что концерт получился на удивление попадающий в основное настроение по поводу Галича. И что были просто замечательные номера. Что исполнены его главные песни, которые определяют во многом его творчество. И отдельные представители в частности, видимо, те, кого ты назвала, кого назвал наш автор в «Новой газете», в общем, как она считает, обедни не испортили. Поэтому…


К. Ларина
― Я не сомневаюсь. Тут очень тонкий момент. Я не сомневаюсь в том, что Кормухина и Скляр, про Маршала я промолчу, они талантливые люди. Они доказали своей жизнью. Вопрос в другом. Я не могу понять, объясните мне, как можно одновременно петь Галича и воспевать вот эту имперскую гэбэшную власть. Которую они воспевают постоянно. Как можно одновременно петь Галича и писать тексты типа «когда война на пороге, мы все миллионы пойдем войной». То, что писал Скляр. Объясни мне это. Или это та беспринципность и мы как бы это в сторону относим. Я тебя уверяю, что та же Валерия, если ты ее позовешь, с удовольствием споет тоже какую-то песню Высоцкого. И сделает ее прекрасно. Какую-нибудь – «Отчего не бросилась Марьюшка в реку». Правда же. Я не об этом говорю. Вот здесь как раз самая тонкая собака и порылась. Именно в этом, совершенно верно самих людях. Или есть принципы какие-то у человека или мы на них пилюём. Мы как бы их в сторону относим. Как бы талант он может сегодня петь Высоцкого и Галича, а завтра будет петь кого угодно. Что-нибудь из советского великого прошлого.

И. Петровская
― Так оно и есть…


И. Петровская
― Наступает момент какой-то, когда у человека как будто глаза открываются. Или что-то еще происходит, хотя здесь был побудительный мотив, он просто попробовал написать песню, понял, что он во что-то попал. Эта знаменитая «Леночка». А дальше уже начинается внутреннее преображение человека, когда он не может не делать этого. Он не может не писать, как говорит Ким, он нашел свою тему и какую тему. И вот в данном случае, когда говорят, что он знал и любил русский народ. Нет. Здесь совсем другое. Может быть, он его жалел. Но более жестокого воспевателя «лучших» черт народа, я тоже, пожалуй, в нашей культуре и поэтической и песенной не припомню. И у него был шанс перестать этим заниматься, по крайней мере, не давать концертов. Не выступать на людях. Когда его первый раз после знаменитого фестиваля в Академгородке пропесочивали в Союзе писателей. И говорили, что с нами ты можешь, у нас ты можешь петь свои крамольные песни, но вот это нести на публику, это никуда не годится. Был у него шанс перестать это делать? – безусловно.

К. Ларина
― Я думаю, что к этому моменту уже было поздно. Перестать, не перестать. Уже черная метка на нем была. Думаю, что он тоже это понимал.

И. Петровская
― Наверное, была черная метка. Но, тем не менее…

К. Ларина
― Мандельштам, который пытался писать стихи, воспевающие Сталина. Или та же Ахматова. Это все равно всё уже, это невозможно, нереально, не получается. Кстати, подумала, Ира, знаешь, про что. Что биография Галича и вообще его образ, конечно, заслуживает художественного осмысления в том числе. Не только документального. Я имею в виду какой-нибудь байопик, извини за выражение хороший, житие что называется. Рассказывающий о судьбе его, мне кажется, был бы интересен. Потому что жизнь была очень невероятно головокружительная действительно. Вот такие сюжеты, они бывают редки в судьбах людей.

https://echo.msk.ru/programs/persontv/2299242-echo/

https://www.youtube.com/watch?v=zpxvgg5omqk




«Навсегда отстегните ремни». Документальный фильм к 100-летию Александра Галича.

https://www.youtube.com/watch?v=YF3iF-Sn7_s



«Когда я вернусь...» Вечер к 100-летию со дня рождения Александра Галича. Выпуск от 20.10.2018

https://www.1tv.ru/shows/koncerty/koncerty/kogda-ya-vernus-vecher-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-aleksandra-galicha-vypusk-ot-20-10-2018



Вечер, посвященный 100-летию Александра Галича. 19.10.2018. ЦДЛ.

https://www.youtube.com/watch?v=J1bJbLFNuz0



======================

Галич – наш!

Как в России отметили 100-летие со дня рождения Александра Галича?

В эфире Радио Свобода обсуждают писатель Дмитрий Быков, правозащитники Владимир Буковский и Павел Литвинов, кинодокументалисты Юрий Векслер и Елена Якович.

Ведет передачу Михаил Соколов.

https://www.svoboda.org/a/29559566.html

https://youtu.be/T5RILnJjFfA



Наблюдатель.
Александр Галич – 100 лет. Эфир 18.10.2018

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1947295/

=====================================

Галич как алиби
Почему поэт, за распространение записей которого в СССР сажали по политической статье, на один вечер стал героем ТВ.
Ян Шенкман
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/10/19/78251-galich-kak-alibi

=============================

«...И мой глуховатый голос войдет в незнакомый дом»
Ирина Петровская

Когда несколько месяцев назад Елена Якович сказала мне, что приступает к съемкам фильма о Галиче именно для Первого канала, я тоже ушам своим не поверила: Галич и нынешнее государственное ТВ — две вещи столь же несовместные, как пушкинские гений и злодейство. «Не покажут, — говорила я автору. — Или покажут, но выхолостят». «Посмотрим», — усмехалась Лена.

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/10/19/78250-i-moy-gluhovatyy-golos-voydet-v-neznakomyy-dom

=======================

Виктор Шендерович
20 октября в 17:16 ·

Какое странное ощущение от этого всего… Познер, ведущий юбилейный концерт Галича на главном телеканале страны – страны, в которой Сталин гуляет на широкую ногу, не гипсовым обрубком по ночам, а эффективным менеджером в прайм-тайм. Где топтуны с холуями давно вышли в губернаторы, где официально, под страхом уголовного преследования, запрещено вспоминать про пехоту, полегшую в сорок третьем без толку, зазря. Где воровские угодья путинской номенклатуры – давно не чета «дачам в Павшино»…
Да, у гроба встали мародеры, и несут почетный караул.
Гибридная демократия, мать ее.
А с другой стороны - могли ведь и бритвой по глазам, не правда ли?
А тут – на ночь глядя, но все-таки по телевизору – песни Галича, лучшие, одна за другой!
И пускай звезды эстрады подглядывают текст песни в мониторе, не удосужившись его выучить, - но зал-то шевелит губами безошибочно!
Да, стакан полу-полный или полу-пустой, кому как нравится.
Странное зрелище. И странное время. То ли длинная ночь, идущая все-таки к рассвету, то ли просто вывели подышать напоследок, по милости или недосмотру верховного вертухая.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1949265901808810&id=100001762579664

=====================================

Блаженны изгнанные правды ради. Александр Галич.

Об Александре Галиче, которому 19 октября этого года исполнилось 100 лет, в новом выпуске «Культа личности» рассказывают сын замечательного поэта и барда Григорий Михнов-Вайтенко, а также Юлий Ким и Юрий Векслер. Автор и ведущий – Леонид Велехов.

https://www.youtube.com/watch?v=JtNh5eriFeE



======================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================



Tags: 2018, Быков, Галич, Ларина, Петровская, ТВ
Subscribe

Posts from This Journal “Галич” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments